Испытано в ссср. танкетка tk-s и легкий тягач c2p

      Комментарии к записи Испытано в ссср. танкетка tk-s и легкий тягач c2p отключены

С конца 30-х годов испытатели в подмосковной Кубинке начали приобретать «на пробу» образцы трофейной техники из различных уголков мира. Первенцами стали трофеи, полученные из Испании на протяжении гражданской войны в этом государстве, но по-настоящему массово зарубежные автомобили стали поступать с 1939 года. Сперва это были японские танки, включая лёгкий «Ха-Го», следующими на очереди были польские автомобили.

Одной из них была танкетка TK-S.
Стремительным наскоком

17 сентября 1939 года началась операция, известная как Польский поход Красной армии. Практически это было возвращение территорий, каковые отошли Польше на протяжении Советско-польской войны 1919–1921 годов. Среди наступавших частей Красной армии пребывала и 24-я легкотанковая бригада под руководством полковника П. С. Фотченкова. Уже к 18:00 17 сентября разведывательные подразделения бригады вышли к Тернополю, а в 2 часа ночи 19 сентября первые танки ворвались во Львов.

Сейчас иначе Львова доходили германские части. В неразберихе начался бой между советскими танками и германскими противотанковыми пушками. Итогом маленького сражения стали два сгоревших броневика и один подбитый танк БТ, немцы утратили три противотанковые пушки.

Кроме советской и германской военной техники, недалеко от Львова пребывала и как минимум одна польская часть, оснащённая боевыми гусеничными автомобилями, 10-я моторизованная кавалерийская бригада под руководством Станислава Мачека. Эта бригада стала первой частью для того чтобы типа, организованной в польской армии. На начало Второй мировой бригада находилась недалеко от Кракова и принимала участие в сражениях с немцами. Спустя пара дней бригада была отозвана с фронта и направлена во Львов.

Её включили в состав группировки, оборонявшей город.

Испытано в ссср. танкетка tk-s и легкий тягач c2p

В таком виде TK-S с серийным номером 194 поступил на опробования. НИИБТ Полигон, декабрь 1940 года

По окончании того как Красная армия начала продвижение ко Львову, Мачек получил приказ прорываться в сторону Венгрии, стараясь не вступать в открытые боевые столкновения с войсками СССР. Скоро большая часть бригады была на венгерской территории. Покинув матчасть в Венгрии, офицеры и польские солдаты перебрались во Францию, где сражались против немцев в мае-июне 1940 года.

По окончании выхода Франции из войны польские танкисты оказались в Англии, где стали базой при формировании в феврале 1942 года 1-й польской танковой дивизии под руководством Мачека, взявшего к тому времени звание генерала.

Как возможно подметить, оружия на танкетке не выяснилось

5 октября персональный состав советской 24-й легкотанковой бригады начал обживать во Львове новые места дислокации, а днём спустя был создан отряд из 152 человек, задачей которого стал сбор трофейной техники. Среди трофеев выяснилось и 10 польских танкеток TK-S, не смотря на то, что, Наверное, в это число включили и тягачи C2P, строившиеся на шасси TK-S. Часть танкеток были захвачена на территории казарм, в которых размещался польский 6-й танковый батальон (г.

Львов, улица Шевченко, южнее Яновского кладбища). Позднее на этом месте расположился один из парков 4-го мехкорпуса. Остальные танкетки были захвачены на протяжении рейда в Томашёв, где пребывало большое количество польской военной техники, подбитой входе боевых действий 18–20 сентября 1939 года.

Кроме символа 10-й моторизованной кавалерийской бригады, на борту автомобили прекрасно читается надпись Szwadron smierci («Эскадрон смерти»)

Захваченные танкетки TK-S относились к одному из самых распространённых (наровне с похожими танкетками TK-3) типов польской бронетанковой техники. Как и при с советской танкеткой Т-27, базой для её создания послужила британская танкетка Carden-Loyd Mk.VI. Роднило польскую разработку с советской машиной да и то, что британскую конструкцию очень сильно переделали. Практически, от исходного Carden-Loyd Mk.VI у польской «родственницы» осталась ходовая часть (и та усовершенствованная путём установки рессор).

Всё другое в TK-S было новым. Корпус оказался намного более просторным, эргономичнее размещалось оружие, вместо открыто не сильный мотора Ford T на свой автомобиль поляки поставили двигатель Polski FIAT-122. В следствии оказалась в полной мере современная для середины 30-х годов и достаточно мобильная конструкция.

Действительно, к концу 30-х годов TK-S существенно устарела. В Польше началась разработка более совершенного малого танка PZInz (4TP), но в серию он так и не отправился. 24 TK-S были переоборудованы в истребители танков с 20-мм пушками.

Но таких автомобилей среди захваченных отрядом 24-й легкотанковой бригады танкеток не выяснилось. Кстати, в Томашёве такие танкетки были, и их кроме того позднее применяли немцы, но в руки советского летучего отряда они не попали.

Для учебных целей

На полигон НИИ бронетанковой техники (НИИБТ Полигон) трофейную польскую матчасть переправили уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Если судить по переписке, полученные полигоном автомобили изначально были в неисправном состоянии. Всего в Кубинку было доставлено три TK-S, причём в переписке они почему-то именуются TK-3. О том, что это точно не более ранняя версия танкетки, красноречиво говорит акт о списании, датированный 14 января 1941 года.

В нём указывается машина с серийным и 109 регистрационным номером 1621, которая относилась к TK-S 2-й производственной серии (в ней было выпущено 85 танкеток). Эту машину разрешили войти на запчасти для комплектации двух вторых танкеток.

Одна из них, с серийным и 128 регистрационным номером 1640, кроме этого относилась ко второй производственной серии. Куда она делась, неизвестно, но уже в апреле 1941 года эта машина на НИИБТ Полигоне не числилась. Вторая, с серийным и 194 регистрационным номером 1724, относилась к третьей производственной серии, в которой было выстроено 63 автомобили.

Выпущена эта машина была 27 июля 1936 года и пребывала на вооружении 10-й моторизованной кавалерийской бригады, о чём свидетельствует значок этого соединения на её броне. Машина носила ещё и имя собственное — Szwadron smierci, другими словами «Эскадрон смерти», как назывались польские кавалерийские части, сражавшиеся в 1919–21 годах.

Справа крепился вертлюг, куда пулемёт ставился для зенитного огня

Как уже говорилось выше, в качестве базы при проектировании TK-S польские инженеры забрали британскую танкетку Carden-Loyd Mk.VI, очень сильно переделав исходную конструкцию. Неудивительно, что машина подверглась пристальному изучению экспертами НИИБТ Полигона. Действительно, для начала было нужно машину отремонтировать, потому, что прибыла она не в ходовом состоянии.

Применяв подобный TK-S в качестве источника запчастей, машине вернули возможность перемещаться, не смотря на то, что о полном техническом восстановлении речи не шло. У танкетки не было и оружия, о чём красноречиво говорит составленное по результатам изучения техническое описание:

«Корпус танкетки в передней части справа имеет нишу с маской для установки оружия.

На данной танкетке оружие отсутствовало. По информационным сведениям как мы знаем, что на танкетках данного типа устанавливалось разное оружие – станковые пулеметы типа «Гочкис», мелкокалиберные пушки и крупнокалиберные пулемёты.

Для стрельбы по зенитным целям имеется особый кронштейн для ручного пулемета, прикрепленный к корпусу танкетки с правой стороны. На протяжении стрельбы по зенитным целям стрелок обязан выходить из танкетки».

Очень занятным фактом есть то, что при изучении как TK-S, так и танка 7TP советские эксперты не обратили особенного внимания на перископический прибор разработки Рудольфа Гундлаха (Rudolf Gundlach). При изучении танкетки был легко отмечен факт его наличия, а в отчёте по 7TP о нём дали краткую справку. В это же время данный прибор был, пожалуй, самой занимательной подробностью в танкетке.

Дело в том, что созданный Гундлахом перископический прибор, более известный как Vickers Tank Periscope MK.IV, либо легко MK.IV, являлся лучшим примером танковой оптики собственного времени. Владеющий возможностью и хорошей обзорностью стремительной смены повреждённой призмы, перископ сперва скопировали британцы, а за ними – танкостроители во многих вторых государствах. В СССР же его как словно бы и не увидели, «опомнившись» лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Что весьма интересно, тут обозначение MK-IV он взял не в соответствии с британской спецификацией, а в честь танка MK-IV, другими словами «Черчилля».

Кормовая фара была потеряна, по данной причине поставили коммунистический стоп-сигнал

Корпус польской танкетки особенного впечатления на экспертов НИИБТ Полигона не произвёл. С одной стороны, он был создан фактически с нуля и очевидно превосходил по всем параметрам не только британский оригинал, но и все остальные автомобили, созданные на базе Carden-Loyd Mk.VI. В отличие от вторых танкеток, экипаж тут не ощущал себя как в кокпите гоночного болида, машина оказалась в полной мере просторной.

И начальник, и механик-водитель имели хорошей обзор, широкие люки снабжали выход и нормальный вход, эргономичным было и обслуживание агрегатов. Иначе, миниатюрные размеры автомобили всё равняется не разрешали разместить двигатель раздельно от экипажа, и по данной причине его было нужно установить в боевом отделении. Тут же пребывали и баки, установить каковые в второе место выяснилось нереально.

Схема корпуса, на которой указана и толщина брони

Бронирование поляки увеличили до 10 мм в лобовой части и 8 мм по бортам, чем обеспечивалась защита от огня стрелкового оружия на дистанции в пара сотен метров. В упор тяжёлой пулей такая броня достаточно легко пробивалась. Поляки, но, по поводу боевых возможностей и бронирования TK-S особенных иллюзий не строили, выпуск этих автомобилей закончился ещё весной 1937 года.

Сталь, из которой был собран корпус, кроме этого не позвала интереса у советских экспертов.

В отличие от Т-27, где количество опорных катков в ходовой части увеличилось до 6 на борт, удлинять опорную поверхность польские инженеры не стали, не смотря на то, что это имело возможность улучшить продольную устойчивость автомобили. Но полной копией английского «оригинала» ходовая часть польской автомобили не являлась. Тогда как у британской танкетки верхнюю ветвь гусеницы поддерживал древесный брус, у TK-S показались по 4 поддерживающих катка на борт.

Изменилась и подвеска. На TKS показалась центральная рессора, к которой крепились тележки, что улучшило условия работы экипажа, в особенности на пересечённой местности. У ведущих колёс показались съёмные венцы, что облегчило обслуживание ходовой.

При поломке зубьев зацепления на британской танкетке нужно было поменять всё колесо, у польской автомобили хватало только поменять венец, что куда несложнее и стремительнее.

Схема подвески TK-S

Кроме всестороннего изучения автомобили, были совершены и её краткосрочные зимние опробования. По шоссе польская танкетка прошла 127 километров, ещё 18 километров было пройдено по просёлочной дороге. Наряду с этим средняя скорость перемещения составила 21 км/ч, по просёлку 12 км/ч, расход горючего составил 48 и 70 литров на 100 километров соответственно. Заснеженный просёлок был для польской танкетки непреодолимым.

Предстоящие ходовые опробования прекратили, потому, что машину хоть и отремонтировали, но она всё равняется была очень сильно изношенной.

По результатам изучения были сделаны следующие выводы:

«Танкетка TK-S в польской армии являлась главным типом танка-разведчика. На танкетке имелась надпись «Эскадрон смерти», на основании которой возможно предполагать, что эти танкетки пребывали на вооружении кавалерийских частей польской армии.

Изготовленная по типу британской танкетки Карден-Лойд, она имеет последовательность трансформаций, вызванных применением автомобильных агрегатов польского производства и улучшающих ее конструкцию.

Польская танкетка TK-S для отечественной танковой индустрии воображает учебный интерес».

Аналог «Комсомольца»

Кроме TK-S, на НИИБТ Полигон кроме этого был передан артиллерийский тягач C2P (Сiagnik 2-tonowy Polski, другими словами 2-тонный польский тягач). Эта машина была создана силами PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii, Национального технического университета) под управлением Януша Лапужевского (Janusz Јapuszewski). Не смотря на то, что в базе автомобили лежала платформа TK-S, исходную конструкцию существенно переделали.

Кроме иного корпуса, изготовленного из неброневой стали, C2P отличался удлинённой опорной поверхностью, чего удалось достигнуть благодаря выносу ленивцев назад. По чертям польская машина больше всего напоминала коммунистический лёгкий артиллерийский тягач «Комсомолец», но от применения брони создатели польской автомобили отказались. Отличалось и назначение C2P: в случае если «Комсомолец» создавался как тягач для 45-мм противотанковой пушки, то польская машина стала штатным тягачом 40-мм зенитной пушки wz.36 Bofors.

Трофейный C2P на опробованиях, зима 1940–41 годов

Производство четырёхместной автомобили началось во второй половине 30-ых годов XX века. Была выпущена партия из 196 тягачей, количество выпуска второй партии малоизвестен. По данной причине общее число выстроенных C2P оценивается числом от 196 до 270 автомобилей.

Кроме этого база C2P послужила главной для истребителя танков TKS-D, которых было выстроено 2 штуки. К слову, обе автомобили попали во всё ту же 10-ю моторизованную кавалерийскую бригаду, но были утрачены ещё перед тем, как бригада перебазировалась во Львов.

По центру лобового страницы красовалась бронзовая табличка с регистрационным номером

К сожалению, серийного номера C2P, попавшего на НИИБТ Полигон, отыскать не удалось. Как и при с TK-S, машина прибыла в неходовом состоянии, сотрудникам полигона было нужно приводить её в порядок. В переписке тягач значится как «тягач PZInz», потому, что эта сокращение была указана на его регистрационной табличке, красовавшейся в носовой части. По окончании восстановления тягач кроме этого отправился на ходовые опробования, пройдя 118 км по шоссе и 30 км по просёлку.

Средняя его скорость по шоссе составила 29 км/ч, с прицепом 26,2 км/ч, по просёлку с прицепом 11,6 км/ч. Расход горючего наряду с этим составлял 41, 75 и 102 литра на 100 километров соответственно. Опробования было нужно прервать по тем же обстоятельствам, что и при с танкеткой – невозможность и изношенность езды по глубокому снегу.

Справа сидели пассажиры, они же расчёт зенитного орудия wz.36. По большому счету, у зенитки расчёт по штату включал 7 человек, да и для боезапаса в тягаче места не оставалось

Конструктивно C2P во многом повторял танкетку, на базе которой его создали. Двигатель совершенно верно так же размешался посередине корпуса, но сейчас в помещалось не двое, а четверо членов экипажа. С левой стороны был шофер, а справа – трое пассажиров, причём задние сидели приятель наоборот приятеля. Ехали они с относительным комфортом: конструкция автомобили предполагала тент.

Но у автомобили, которая попала на полигон, его не выяснилось. Не обращая внимания на то что тягач был чуть тяжелее танкетки, средние скорости перемещения были выше; не в последнюю очередь это было связано с более идеальной конструкцией автомобили.

С левой стороны пребывало место механика-водителя

В целом машина экспертов НИИБТ Полигона не впечатлила, не смотря на то, что была одна подробность, которая привлекла к ней внимание. В отличие от TK-S, где бортовая передача в целом повторяла подобный узел британской танкетки, на C2P поляки установили планетарную конструкцию. Размешалась она в передней масти автомобили, за бортовыми фрикционами. Эта конструкция была раздельно упомянута в заключении:

«На тягаче PZInz внимания заслуживает планетарная бортовая передача с внутренним размещением.

Размещение ее в корпуса тягача разрешило убрать наружные картера бортовых передач, что увеличило клиренс тягача, а, следовательно, и проходимость».

В ведомости наличия техники на НИИБТ Полигоне от начала апреля 1941 года «тягача PZInz» уже нет. Отсутствует в них и танкетка с серийным номером 128. Что же касается танкетки с номером 194, то машину, которую признали технически исправной, решили поставить в музей.

Эта TK-S была одним из немногих музейных экспонатов «первой волны», переживших Великую Отечественную войну. Более того, это единственный довоенный трофей Красной армии, доживший до наших дней.

Как и при с TK-S, задние фонари было нужно ставить отечественные

В один момент машина, находящаяся в экспозиции парка «Патриот», есть одним из трёх представителей этого семейства польской бронетанковой техники, доживших до наших дней практически в первозданном виде. Кроме неё, без важных трансформаций внешнего вида сохранилась танкетка TK-F, кроме этого состоявшая на вооружении 10-й моторизованной кавалерийской бригады. Позднее венгры передали интернированную танкетку хорватским усташам, а после этого она стала трофеем югославских партизан.

Сейчас TK-F есть экспонатом армейского музея в крепости Калемегдан в столице Сербии Белграде.

Третьей сохранившейся машиной был тягач C2P. Неизвестными дорогами ставший германским трофеем экземпляр был в Испании, где служил на виноградной плантации. Оттуда C2P выкупили и перевезли за океан, где он стал экспонатом Музея Победы города Оберн, штат Индиана. Пара лет назад музей разорился, и его экспонаты пошли с молотка, разойдясь в мире.

C2P, покрашенный в германский серый цвет, выкупил польский коллекционер Адам Рудницкий. Он привёл тягач в порядок, и сейчас машина радует зрителей на военно-исторических мероприятиях, проходящих в Польше.

Внутренности бортовой передачи C2P, заинтересовавшей советских экспертов

Необходимо также подчеркнуть, что силами польских государственных музеев и коллекционеров удалось вернуть ещё пара танкеток. Уже упомянутый Адам Рудницкий отреставрировал танкетку TK-3, рубку которой было нужно восстанавливать заново. Приблизительно в таком же состоянии (шасси без рубки) были отысканы три танкетки TK-S, одна из которых на данный момент находится в частных руках, вторая в Варшаве и третья в Познани. Фактически из руин удалось воссоздать TK-S, вооружённую 20-мм пушкой.

На протяжении реставрации прибывшего из Америки C2P Адам Рудницкий вернул из обломков и вторую машину. Ещё один тягач C2P в второй коллекции ожидает собственного часа.

Создатель благодарит Андрея Карпова (г.Москва) за помощь в подготовке материала.

литература и Источники:

  • ЦАМО РФ
  • РГВА
  • http://the.shadock.free.fr/Surviving_Panzers.html

источник: http://warspot.ru/646

Советская танкетка Т 27

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: