Испытано в ссср. штурмовая сау stug iii (sturmgeschutz iii)

      Комментарии к записи Испытано в ссср. штурмовая сау stug iii (sturmgeschutz iii) отключены

К началу ВОВ советская разведка, а с ней и Основное автобронетанковое управление Красной армии, имели только приблизительные сведения о характеристиках и типах германских танков. Такие результаты работы разведки, к примеру, стали обстоятельством переоценки возможностей германской запуска и бронетехники в марте 1941 года программы по созданию тяжёлых танков КВ-3, КВ-4 и КВ-5. А также правильные сведения о реально существовавших серийных германских танках были очень отрывочными.

К примеру, разведка «пропустила» усиление брони средних танков Pz.Kpfw.III и IV до 50 мм в лобовой части, и установку в Pz.Kpfw.III 50-мм танковой пушки. Навёрстывать недочёт информации на протяжении войны было нужно самым надёжный способ – изучением трофеев. Среди боевых автомобилей, каковые были обделёнными вниманием советской разведки, была и штурмовая САУ StuG III (Sturmgeschutz III).
Презент из-под Киева

В первый раз эту военную машину, «крёстным отцом» которой являлся будущий генерал-фельдмаршал Манштейн, немцы применили на протяжении битв за Францию в мае-июне 1940 года. Нельзя сказать, что советская разведка ничего не знала о StuG III. Легко она не очень заостряла на ней внимание, ограничившись маленьким описанием:

«В качестве артиллерии сопровождения пехоты при атаках укреплённых гнёзд и позиций сопротивления на направлениях главного удара вводятся, пока в виде опыта в моторизованных дивизиях, а после этого в танковых и пехотных дивизиях, дивизионы штурмовой артиллерии.

Дивизионы вооружены 75-мм танковыми пушками, установленными на шасси среднего танка III, но с бронировкой и особой башней.

Основная задача этих орудий – уничтожение прямой наводкой огневых точек».

О том, как ответственным и действенным инструментом нападения являются эти низкие, подвижные и прекрасно вооружённые военные машины, советские армейские не догадывались. В это же время, в июне 1941 года на границах СССР пребывало более десяти батальонов штурмовых орудий (Sturmgeschutz-Abteilung, сокращённо StuG.Abt.), действовавших в большинстве случаев на самом острие наступления. Среди них был и 197-й батальон штурмовых орудий под руководством майора Гельмута Христа.

Испытано в ссср. штурмовая сау stug iii (sturmgeschutz iii)
Красноармейцы позируют на трофейном StuG III из StuG.Abt.197, август 1941 года

Данный батальон был организован в октябре 1940 года. На вооружение он взял автомобили StuG III Ausf.B. Боевое крещение StuG.Abt.197 состоялся в мае 1941 года, в то время, когда совместно со 132-й пехотной дивизией принимал участие во вторжении в Югославию. В начале вторжения в СССР батальон был подчинён XXXXVIII-му механизированному корпусу группы армий «Центр».

Практически сразу после начала военных действий его переподчинили XXXXIV-му корпусу 6-й армии в составе группы армий «Юг».

Та же машина на НИИБТ Полигоне, начало сентября 1941 года. Прекрасно видны повреждения ходовой части, и буква Е на борту

К 15 августа батальон находился недалеко от города Канев, где начались затяжные битвы за Днепр. Как раз тут на протяжении атак советской пехоты удалось захватить как минимум два StuG III Ausf.B из состава StuG.Abt.197. Машина из 3-й батареи досталась в ходовом состоянии и поучаствовала в фотосессии с захватившими её бойцами. На ходу была и вторая машина, имевшая номер шасси 90 247 и имя собственное Prinz Eugen. Если судить по отчётам и повреждениям StuG.Abt.197, утрачены самоходки были в следствии подрыва на минах.

По окончании маленького ремонта их отвели в тыл войск СССР.

Довольно часто видится утверждение, что как минимум одна из этих захваченных самоходных установок позднее отправилась в бой с советским экипажем. Но это не соответствует действительности. Уже в первых числах Сентября самоходная установка из 3-й батареи была на НИИБТ Полигоне. Что же касается автомобили с именем собственным Prinz Eugen, то её сперва переправили в тыл Центрального фронта.

В том месте было составлено её краткое описание, причём именовали трофей в нём не в противном случае, как «средний германский танк Т-3 с неподвижной башней». Описание касалось только внутреннего и внешнего устройства автомобили. Полученные на протяжении изучения чёрта приблизительно соответствовали настоящим ТТХ StuG III.

Не обращая внимания на скоротечность составления описания, эксперты, изучавшие машину, успели её частично разобрать, по окончании чего собрали обратно.

Вторая трофейная САУ StuG III Ausf.B из StuG.Abt.197

На НИИБТ Полигоне пошли По другому пути. Вместо того, дабы детально изучать новую машину, для начала был составлен краткий список её черт. Сводный материал о танках германской армии был подготовлен уже к 11 сентября 1941 года.

Отражённые в нём тактико-технические характеристики были правильнее, в особенности это касалось толщины брони. Кроме измерений, на НИИБТ Полигоне были совершены и краткосрочные опробования. На протяжении них StuG III Ausf.B развил большую скорость 50 км/ч.

Эта же машина слева. Самоходная установка несла имя собственное Prinz Eugen

В документах НИИБТ Полигона германская штурмовая САУ именовалась не в противном случае как «артиллерийский танк», сокращённо Art-Sturm. Неизвестно, кто «изобрёл» данный термин, но обозначение «Артштурм» намертво прикрепилось к StuG III в советских документах.

Крепкий орешек

StuG III на НИИБТ Полигоне изучался в рамках составления справочника по германской бронетанковой технике, в котором остро нуждались войска. Вследствие этого события изучение проводилось по сокращённой программе, а потому и выводы местами смогут показаться пара необоснованными:

«Артиллерийский танк-штурмовик рекомендован для действий в первом эшелоне танков.

В танке отсутствует башня. Пламя из пушки возможно вести лишь вперёд с сектором обстрела 28° поворотом пушки, установленной на тумбе.

Пулемётное оружие отсутствует.

При изготовлении артиллерийского танка нижняя часть броневого корпуса, ходовая часть, двигатель, планетарный механизм поворота, приводы управления забраны с танка Т-III.

Коробка перемены передач однотипна с КПП, установленной в танке Т-IIб, и отличается от неё лишь увеличенными габаритами.

Броневая защита танка поражается артиллерией всех калибров.

Через открытые места над орудийной установкой сверху танк может поражаться бутылкой с горящей гранатой и жидкостью».

StuG III, вид позади

Очень легкомысленным в этом случае выглядит вывод относительно уровня броневой защиты германской самоходной установки. Непременно, последовательность её элементов создателями StuG III был выполнен не очень удачно, в особенности это относится защиты рубки. Установка под прицел оказалась таковой, что часто «ловила» боеприпасы, и уже на модификации Ausf.C её переделали.

Не самой успешной с позиций снарядостойскости была и орудийная установка. Однако, броневую защиту лобовой части германского самохода сотрудники Полигона очень сильно недооценили. Как раз StuG III стала первой германской военной машиной с лёгким противоснарядным бронированием, отправившейся в серию. Толщина лобовых рубки и листов корпуса уже на первой модификации, StuG III Ausf.A, составила 50 мм. Машина взяла надёжную защиту от 37-мм противотанковой пушки.

И только годом позднее до той же толщины усилили лоб Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV.

Плакат с самый поражаемыми элементами «Артштурма», 1942 год. Действительность пара отличалась от этого изображения

То, что с пробитием германской брони у советской 45-мм противотанковой пушки смогут быть неприятности, было разумеется ещё в конце 1940 года. Тогда был совершён обстрел эвакуационного люка Pz.Kpfw.III, закупленного в Германии. Люк удалось пробить а также расколоть, но не с первого раза. При таких итогах было разумеется, что более толстая броня будет непробиваема.

Однако, в сентябре 1941 года о StuG III в армии отправился вердикт «поражается артиллерией всех калибров». Он же был продублирован в листовках из серии «Уничтожай германские танки».

Полноценное изучение брони германской самоходной установки было совершено только в сентябре 1942 года. На НИИБТ Полигоне в Кубинке, и на территории филиала в Казани были совершены опробования обстрелом Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV, Pz.Kpfw.38(t) и StuG III. Автомобили обстреливали советскими, американскими, британскими, германскими, чехословацкими и французскими танковыми пушками.

Определялась устойчивость их бронезащиты при обстрелах с расстояний 50, 100, 200, 400, 600 и 800 метров.

Результаты обстрела лба корпуса 45-мм боеприпасами (отмечены цифрами 1 и 2)

В первую очередь самоходную установку обстреляли из 45-мм танковой пушки обр.1942 года, установленной в танке Т-70. Борта толщиной 30 мм пушка пробила без неприятностей, причём сделала это на дистанции 850 метров. Совсем вторая картина выяснилась при обстреле лобовой части германской автомобили.

Обстрел с расстояний 100 и 50 метров распознал одинаковый итог – вмятины глубиной 20 мм. При попадании боеприпасы разрушались.

Попадания 2-фунтовых снарядов. Пробитие выяснилось скорее случайностью

На этом месте возможно было бы закончить повествование и посетовать на нехорошее советское оружие. Но очень похожие результаты продемонстрировала и вторая пушка – британская 2-фунтовая (40 мм), установленная в канадском танке Valentine VII. Борта германской самоходной установки для неё кроме этого были беспроблемными.

Что же касается лобовой части, то пробила британская пушка её только единожды, причём это случилось скорее случайно, а саму пробоину признали «некондиционной», так как пробитие пришлось на стык центрального и верхнего лобовых страниц. В остальных случаях при попадании снарядов образовывались вмятины глубиной до 25 мм. Остаётся только посочувствовать британскими танкистам, у которых 2-фунтовка была главным оружием танков впредь до осени 1942 года.

Пробития подкалиберными боеприпасами 37-мм пушки А-7, установленной на танке Pz.Kpfw.38(t)

Похожий итог продемонстрировала и 37-мм пушка A-7, установленная на чехословацком танке Pz.Kpfw.38(t). При уверенном пробитии бортов лоб StuG III был неуязвим и для неё – попадания отмечались вмятинами глубиной до 40 мм. Но картина быстро поменялась при применении подкалиберных снарядов.

Эти снаряды с уверенностью пробивали лобовую броню германского штурмового оружия на расстояниях 100, 200 и 400 метров.

Значительно увереннее продемонстрировала себя 37-мм пушка M5, установленная в американском лёгком танке M3. Её бронебойный боеприпас M51 без неприятностей пробивал лоб германской самоходки со 100 метров, а на дистанции в 150 метров наблюдались вмятины глубиной 35–50 мм. Разъяснялось это в первую очередь тем, что при создании противотанковой пушки М3 Гладеон Барнс применял увеличенную гильзу для её снарядов, благодаря чему начальная скорость боеприпаса была выше такой у советских и английских аналогов.

Штатный бронебойный боеприпас 37-мм пушки M5 на дистанции 100 метров с уверенностью пробивал броню германской САУ

Ещё действеннее была 47-мм танковая пушка SA 35, установленная во французском танке Somua S 35. Большая расстояние, на которой удалось пробить лоб StuG III из неё, составила 400 метров. Действительно, на таком расстоянии пробитие происходило через раз.

Германская 5 cm KwK 38 L/42, штатное оружие Pz.Kpfw.III по состоянию на 1941 год, смогла пробить лобовую броню САУ на дистанции в 800 метров.

Пробоины, покинутые 47-мм танковой пушкой SA 35, установленной во французском танке Somua S 35

Достаточно интересными были результаты обстрела из 75-мм пушки M2, которая устанавливалась на американский средний танк M3. Бронебойные боеприпасы для неё в первых конвоях не поставлялись, по данной причине по StuG III стреляли осколочно-фугасными снарядами. Итоги стрельбы были неутешительными: не было отмечено ни единого пробития. Максимум, чего удалось добиться – это вмятины глубиной до 10 мм.

Помимо этого, при стрельбе по лобовому странице рубки глубокая вмятина появилась на крыше трансмиссионного отделения. Совсем иные результаты были у 76-мм пушки Ф-34 – её бронебойные боеприпасы делали из StuG III решето с любых расстояний. При попадании происходили проломы брони с образованием солидного числа осколков.

Результаты стрельбы из 75-мм пушки M2, которая устанавливалась на американский средний танк M3

Ориентир

Приблизительно одвременно с этим изучением конструкции корпуса StuG III занимался коллектив НИИ-48. Определялся состав брони, типы соединения страниц, выявлялись самые удачные ответы, каковые возможно было бы внедрить в советское броневое производство:

«Корпус германского танка «Арт-Штурм»

Корпус сварной. Потолок боевого отделения крепится болтами с потайной головкой. В начальном выпуске имел 50 мм толщины лобовые страницы, 30 мм бортовые и 20 мм кормовые.

Фашистский зверь StuG 40

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: