Испытано в ссср. легкий танк m24 chaffee

      Комментарии к записи Испытано в ссср. легкий танк m24 chaffee отключены

Со второй половины 1943 года концепция отправки новой американской и британской бронетанковой техники по программе ленд-лиза в СССР пара изменилась. Вместо немедленного начала широкомасштабных поставок союзники стали присылать по нескольку образцов новых автомобилей «на пробу». , если танк либо самоходная установка соответствовали требованиям советской стороны, следовали уже полноценные поставки.

Первым примером военной техники, прибывшим «на пробу», стал Light Tank M5A1. К тому моменту производство легких танков в СССР уже сворачивалось, и американская новинка в армии так и не попала. Однако, в СССР все-таки прибыл еще один легкий танк заокеанского производства.

Речь заходит о Light Tank M24, лучшем американском легком танке периода Второй мировой.

Без особенной спешки

Во многом появление Light Tank M24 стало результатом попытки американских армейских усилить огневую мощь легкого танка. То, что 37-мм пушка очевидно не соответствует сегодняшней ситуации, было ясно еще в первой половине 40-ых годов XX века. Опробования по установке 75-мм орудия M3 в башню самоходной установки HMC M8 продемонстрировали, что платформа легкого танка в полной мере подходит для стрельбы из пушки аналогичного калибра.

Однако башня Light Tank M5 и M5A1 для таковой пушки была очевидно маловата.

Как раз по данной причине в марте 1943 года Комитет по оружиям составил тактико-технические требования на новую машину – Light Tank T24. На нее решили установить 75-мм орудие T13E1, авиационную версию пушки M3, которая ставилась на бомбардировщики B-25G/H и имела значительно меньшую массу. Смежником по разработке танка выступила компания Cadillac.

В качестве силовой установки были забраны уже опробованные на Light Tank M5A1 двигатели Cadillac Series 42. Это, а также, унифицировало новую машину с танками более раннего выпуска. не меньше логичным ответом стало применение наработок по самоходной установке Gun Motor Carriage T70, по которой трудилось второе подразделение Дженерал моторс – Buick.

Особенно это касалось ходовой части с торсионной подвеской.

Испытано в ссср. легкий танк m24 chaffee

Американский легкий танк М24. Кубинка, НИБТ Полигон, апрель 1945 года

Первый опытный образец Light Tank T24 поступил на Абердинский полигон 15 октября 1943 года. Комичность обстановки заключалась в том, что советские эксперты познакомились с опытным образцом раньше американских испытателей. В августе 1943 года несколько советских экспертов посетила полигон компании Дженерал моторс в Мильфорде, штат Мичиган. Так оказалось, что ими заинтересовался американский майор Берг.

Обстоятельства были прозаичными: офицер нёс ответственность за разработку ходовой части GMC T70, а от советских экспертов он желал взять побольше информации о торсионных подвесках советских танков. По факту же куда больше информации взяла советская сторона. Не смотря на то, что подробно осмотреть GMC T70 не удалось, однако, на протяжении неожиданного визита в Детройт советским экспертам удалось заметить массу экспериментальной техники.

Среди нее был и «легкий танк Т-24».

Потому, что данный танк удалось заметить только с далека, эти по нему были неточными. В соответствии с ответу инженера Сорвина, датированному 1944 годом, танк посчитали созданным на базе «самоходной пушки Т-70». Калибр орудия оценили в 37–57 мм, толщину брони – в 38 мм (как на вторых американских легких танках).

Машина заметно отличалась от предшественников как формой корпуса, так и ходовой частью

Точная информация по новому американскому легкому танку начала поступать существенно позднее – летом 1944 года. Уже в августе была взята подробная информация не только о самом танке, но и о темпах его производства. Знали отечественные эксперты и правильную дату стандартизации танка под обозначением Light Tank M24 – 25 июля 1944 года.

22 августа в Основное бронетанковое управлении Красной Армии (ГБТУ КА) ушел подробный доклад о новом танке, включавший техническое описание на 17 страницах.

Помимо этого, советских экспертов пригласили в Танково-автомобильный центр в Детройте (Tank-automotive Center, сейчас Tank-automotive and Armaments Command, либо TACOM). С 11 по 15 сентября гвардии майор Б. инженер и Афонин-капитан Г. Боголюбов взяли возможность изучать трансмиссии американских танков. Среди другого объектами изучения были и коробки передач Hydra-Matic 250-T, использовавшиеся на Light Tank M5. Кроме этого советских экспертов познакомили с коробкой передач Hydra-Matic 255-T, которая ставилась на Light Tank M24.

Ответственным отличием этих коробок было то, что 255-T не имела планетарной передачи заднего хода, потому, что с целью этого употреблялся шестеренчатый передаточный редуктор.

Выводы по коробкам передач для легких танков были не в пользу их применения в отечественных танках. Связано это было как со сложностью производства, так и с тем, что само их появление смотрелось скорее вынужденной мерой. Явным плюсом советские эксперты посчитали то, что такие коробки передач прекрасно трудились в руках слабо подкованных в техническом замысле водителей.

Еще одним значительным отличием была трехместная башня. В первый раз трехместную башню американские инженеры сделали для легкого (среднего) танка M7

Афонин, составлявший доклад по легкому танку М24, высоко оценил его характеристики. В соответствии с его выводам, М24 был самый мощно вооруженным легким танком в то время. Высокой оценки удостоилось неспециализированное компоновочное ответ автомобили, разрешившее создать достаточно компактную машину с высокой маневренностью.

К тому же, бронезащита очевидно смотрелась не сильный. Еще одним значительным недочётом стала требовательность агрегатов танка к высококвалифицированному персоналу .

В заключении Афонин внес предложение закупить опытные образцы нового американского танка. С покупкой, но, спешить не стали. Дело в том, что к тому моменту в самом СССР легкие танки не производились уже год.

Возобновления поставок легких танков по программе ленд-лиза кроме того не планировалось, исходя из этого закупку М24 перевели на отдаленную возможность.

Прогрессивность конструкции в легкой весовой категории

Вопрос закупки легких танков M24 был поднят в начале 1945 года. К тому моменту эти автомобили уже активно использовались в Западной Европе и не представляли собой громадного секрета. Кроме того пяти автомобилей (в таком количестве были куплены Light Tank M5A1) советской закупочной рабочей показалось большое количество.

В следствии количество заказанных танков сократилось до двух.

11 марта 1945 года в сторону Мурманска отправился конвой JW 65, складывавшийся из 26 транспортов. Из этого числа 20 марта один транспорт, SS Horace Bushnell, был без шуток поврежден подлодкой U-995, а второй, Thomas Donaldson, был потоплен подлодкой U-968. Случилось это рядом от Мурманска.

На следующий сутки конвой прибыл в Мурманск, в числе прибывших грузов были и те самые два легких танка M24. 25 марта они были загружены на ЖД платформу и отправились в Кубинку.

Характерной деталью нового американского танка был громадной люк для демонтажа коробки передач в верхнем лобовом странице

На НИБТ Полигон танки прибыли ближе к 10 апреля. Из них машина с регистрационным номером U.S.A. 30120376 была выделена для прохождения широкой программы опробований.

Кроме них, с 15 по 20 апреля проходило тщательное изучение нового американского танка. В целом вывод полигонных испытателей выяснилось схожим с заключением, составленным гвардии майором Афониным в августе 1944 года. В соответствии с вердикту, М24 воображал собой сплав самые удачных идей, забранных от боевых автомобилей, к каким компания Дженерал моторс имела прямое отношение – легкого танка М5А1 и самоходной установки M18 (Т70).

Благодаря важной перекомпоновке моторного отделения его удалось сделать ниже

Изучение автомобили, как и при с GMC T70, существенно упрощалось в связи с наличием в наборе с танком техлитературы. С литературой, кстати говоря, связана важная неточность, допущенная на протяжении оценки танка. В соответствии с управлению, мощность двигателя Cadillac Series 44T24 составляла 110 лошадиных сил.

Это действительно, но с маленькой оговоркой – обращение тут шла про номинальную мощность. Большая же мощность составляла 148 лошадиных сил. Другими словами настоящая большая мощность спарки моторов составляла 296 лошадиных сил.

Тут была повторена совершенно верно та же неточность, что и при с Light Tank M5A1, оснащавшимся подобными моторами.

Прекрасно видна установка зенитного пулемета Browning M2HB

В отличие от M5A1, на М24 соединение двух моторов в один агрегат происходило при помощи демультипликатора в моторном отделении. Это сократило число карданных валов до одного. Помимо этого, при необходимости возможно было скоро отключить один из моторов. Еще одной изюминкой стало появление педали нейтрали, а управление машиной стало сдвоенным.

В первый раз такое ответ было использовано американскими инженерами на среднем танке T20. Так, сейчас ассистент механика-водителя начал именоваться таковым в полной мере заслуженно.

Продольный разрез танка. Прекрасно видно, что принципиальная схема автомобили в целом повторяет схемы предшественников, но с массой переделок

Конструкция дифференциала не отличалось от того, что устанавливался на GMC T70. Наряду с этим соединение его с бортовыми передачами было выполнено при помощи карданных сочленений. Это упростило ее монтаж и установку дифференциала.

Осуществлялся он, кстати, через через массивный люк в верхнем лобовом странице.

Схема трансмиссии легкого танка M24

С позиций ходовой части новый американский легкий танк был весьма близок к GMC T70, что и не страно. Но, хватало и заметных трансформаций. Для начала, вместо горизонтальных амортизаторов двухстороннего действия, каковые использовались на GMC T70, на легком танке M24 были установлены под наклоном телескопические амортизаторы.

Еще одной изюминкой, на которую обратил внимание еще Афонин (и зарисовал ее), стала конструкция крепления ленивца. Его связали с балансиром крайнего заднего опорного катка. Так было обеспечено постоянное натяжение гусеничных лент.

Что касается траков, то в целом они были весьма похожими на те, что использовались на самоходной установке. Но наряду с этим изменился устройство стопора и размер проушин пальцев. Последнее было признано неудачным, потому, что на протяжении эксплуатации выступы втулок и втулочные канавки сминались, в следствии чего демонтаж траков становился затруднительным.

Схема установки ленивца, зарисованная советскими экспертами в первой половине 40-ых годов XX века

Высокой похвалы удостоились устройства наблюдения. Для начала, у начальника имелась башенка с шестью смотровыми устройствами, которая снабжала высокую обзорность. Кроме этого в люке башенки имелся перископический прибор наблюдения.

Смотровые устройства с сектором обзора 60° по горизонтали и 50° по вертикали имели наводчик, механик-его помощник и водитель.

В полной мере хорошими были и прицелы, действительно, их прицельная сетка рассчитывалась лишь для бронебойного боеприпаса M61. Отсутствие шкалы для стрельбы осколочно-фугасными боеприпасами было явным недочетом. Кроме прицелов для прямой наводки, в башне установили угломерный прибор, предназначенный для стрельбы с закрытых позиций.

Схема обзорности американского легкого танка M24

Высокой оценки были удостоены рабочие места экипажа. Больше всего претензий привело к месту заряжающего, у которого не было смотрового прибора, а сидение размешалось некомфортно. Нужно, действительно, учитывать тот факт, что экипаж танка имел возможность складываться из 4 человек, тогда функции заряжающего делал ассистент механика-водителя.

В остальном же танк оказался в полной мере эргономичным, в особенности с учетом его довольно маленьких размеров.

Необходимо подчеркнуть, что М24 отличался не только удобством размещения экипажа, но и маленькими упрочнениями на рычагах – 9–12 кг. Отмечались совсем маленькие упрочнения на маховиках наведения орудия – всего 1,5 килограмма. Громадным плюсом было и наличие гидравлического привода поворота башни.

Без него полный оборот башни осуществлялся за 95 секунд, а с ним – за 15 секунд.

Предельным для M24 стал угол подъема в 30°

Ходовые опробования американского легкого танка происходили во время с 21 апреля по 24 мая 1945 года. Всего машина прошла 859 километров, из них 145 по асфальтированному шоссе. В качестве автомобилей, каковые сравнивали с М24, выступали легкий танк М5А1 и советская САУ СУ-76М. Неверная информация о настоящей мощности моторов ввела испытателей в заблуждение.

По ней получалось, что СУ-76М имела чуть более высокую удельную мощность – 12,38 л.с. на тонну. Удельную мощность М5А1 оценили в 15,7 л.с на тонну, а М24 – 12,2 л.с. на тонну. В действительности удельная мощность М5А1 составляла 19,5 л.с. на тонну, а у М24 – 16,08 л.с. на тонну.

Большая скорость М24 была меньше скорости предшественника – 55 км/ч. Действительно, у СУ-76М она была куда ниже – 41 км/ч. Более высокую скорость американской военной техники советские эксперты растолковали иным подбором передаточных чисел трансмиссии, потеряв по вышеупомянутой причине тот факт, что силовая установка М24 была замечательнее мотора ГАЗ-203 в 2 с лишним раза.

Высокой была и средняя скорость по шоссе – 30,05 км/ч, наряду с этим средний расход горючего составил 203 литра на 100 километров, другими словами в полтора раза больше, чем у М5А1 (135 литров). Перемещение по шоссе осуществлялось на 4-й передаче.

Танк на протяжении спуска

На протяжении ходовых опробований, проводившихся на проселочной дороге, средняя скорость танка составила только 17,45 км/ч. Связано это было с тем, что проселок был покрыт глубоким слоем грязи. Двигаться приходилось по большей части на 3-й передаче, расход горючего наряду с этим составил 300 литров на 100 километров.

СУ-76М в тех же условиях потребляла 215 литров на 100 километров и имела среднюю скорость 16,2 км/ч. Справедливости для направляться не забывать, что М24 был тяжелее советской САУ более чем в полтора раза, так что более большой расход горючего в полной мере объясним. Еще одной обстоятельством повышения расхода горючего было названо применение демультипликатора с механическим переключением.

Для сравнения, имевший боевую массу 15 тысячь киллограм легкий танк М5А1 расходовал на 100 километров 197 литров, но и ехал он по сухому проселку.

Еще одним причиной, повлиявшим на расход, стали неприятности с двигателями М24. Благодаря ослабления затяжки силовых шпилек головки блока происходило постепенное прогорание прокладки левого двигателя. Помимо этого, засорился фильтр топливоприемника и нарушилась регулировка тяг переключения демультипликатора. Имелись неприятности и с ходовой частью: на 396-м километре опробований отслоился бандаж опорного катка с правой стороны.

В общем итоге на ремонт разных неисправностей ушло бельше семи дней.

Опробования на преодоление косогора

Опробования по преодолению препятствий продемонстрировали, что на грунте без дерна большим преодолеваемым углом подъема для М24 стал угол в 30°. Более крутой подъем с 1-й передачи не позволяла преодолеть пробуксовывающая гидромуфта. Предельным углом крена стал угол в 32°, потом танк сползал.

Опробования продемонстрировали, что минимальный радиус разворота танка образовывает от 5 до 5,35 метров.

Очень интересными были и опробования на разгон. Сравнивались динамические характеристики М24 и GMC T70. Стало известно, что с целью достижения скорости 16 км/ч легкому танку требуется 23 метра, а 32 км/ч – 80 метров. Те же самые показатели для легкой самоходной установки составляли 180 и 360 метров соответственно.

И это при намного более замечательном двигателе!

Одним из распознанных недостатков стало отслоение бандажа одного из опорных катков

Опробования оружия продемонстрировали, что при стрельбе из орудия у танка отмечается хорошая устойчивость. Это предопределило и достаточно высокую кучность. Прицельная скорострельность составила 9–10 выстрелов в 60 секунд, понижавшаяся до 7,2–7,7 выстрелов в 60 секунд при применении укладки под сиденьем начальника. На протяжении опробования при перемещении на скорости 11–13 км/ч меткость стрельбы без стабилизатора составила 30–40%, а на скорости 24–26 км/ч – 10–20%.

При включении стабилизатора меткость вырастала до 70–80%.

Что касается конструкции 75-мм орудия M5, то в нем экспертов заинтересовало, в первую очередь, устройство противооткатных механизмов. А вот характеристики бронепробития показались испытателям недостаточными. Борт тяжелого германского танка Pz.Kpfw. Tiger Ausf. E боеприпас M61 пробивал на дистанции 500 метров, а борт среднего танка Pz.Kpfw.

Panther – с 1500 метров. Достаточно интересными были результаты опробований на загазованность боевого отделения при стрельбе. Как выяснилось, вентилятор не содействует уменьшению загазованности, а действует скорее кроме того во вред в виду создаваемых завихрений воздушного потока.

Самым лучшим «вентилятором» были трудящиеся двигатели танка.

Недооцененный танк

Финальный вердикт по итогу опробований американского танка отказался очень неожиданным. Испытатели НИБТ Полигона признали Light Tank M24 не отвечающим современным требованиям. В первую очередь, это касалось мощности толщины и вооружения брони, составлявшей всего 25–38 мм.

Заключение оказалось, мягко говоря, очень спорным. Оно, но, легко разъясняется очень своеобразным взором советских армейских на то, каким должен быть современный легкий танк. Достаточно заявить, что еще в марте 1944 года они потребовали легкий танк с лобовой броней, достигающей толщины 90 мм, и оружие в виде 85-мм пушки.

Оказавшийся «легкий танк тяжелого бронирования» к лету 1945 года смотрелся еще более жутко, в особенности с позиций брони. Несложная истина, что легкий танк рекомендован легко для других целей, чем средний либо тяжелый, пришла в голову далеко не сходу – к концу 40-х годов.

Что же касается «не отвечающего современным требованиям» Light Tank M24, то его карьера продлилась пара десятилетий. Танк состоял на вооружении армий более двух десятков стран и активно использовался в ряде послевоенных распрей.

Не обращая внимания на столь разгромный вердикт, определенное влияние на советскую танковую программу М24, а правильнее – самоходная установка на его базе, все же оказала. В последних числах Января 1945 года в ГБТУ КА появились сведенья о 40-мм зенитной самоходной установке GMC M19. Эта машина была создана 1943–44 годах на переделанной базе легкого танка M24.

Изюминкой данной ЗСУ было наличие спаренной установки 40-мм зенитных автоматов Bofors. Благодаря «спарке» увеличивалась плотность зенитного огня.

Именно в начале 1944 года шли работы по подготовке к запуску в серию советской зенитной самоходной установки ЗСУ-37. В какой-то момент появилась здравая мысль переделать ее по типу M19. Действительно, ЗСУ-37 имела продолжительную и достаточно несчастливую судьбу, за 1945 – 46 годы завод №40 еле смог выпустить 75 таких установок.

Идею модернизированной по американскому подобию установки в итоге похоронили. Однако, концепция GMC M19 все же без шуток оказала влияние на развитие отечественных ЗСУ.

Источники:

  • Материалы ЦАМО РФ

источник: http://warspot.ru/9254-test-drayv-na-izlete-lend-liza

Heroes Generals — Лёгкий танк M24 Chaffee

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: