Испытано в ссср. легкий пехотный танк «ха-го»

      Комментарии к записи Испытано в ссср. легкий пехотный танк «ха-го» отключены

Битвы июля-августа 1939 года недалеко от реки Халхин-Гол стали для Красной армии первым по-настоящему большим сражением в 30-е годы. Достаточно ожесточёнными были и боевые действия 1938 года недалеко от озера Хасан, но с Халхин-Голом они не шли ни в какое сравнение. Наряду с этим первой полноценной проверкой на прочность Халхин-Гол стал и для Японской императорской армии. Соперника, аналогичного РККА, им встречать ещё не доводилось — в особенности это касалось японских танковых частей.

На протяжении боёв не на жизнь а насмерть некое количество японской бронетанковой техники было захвачено Красной армией. Одной из таких автомобилей стал танк «Ха-Го» из состава 4-го танкового полка, ставший предметом тщательного изучения в СССР. Какое же чувство произвёл «Ха-Го» на советских конструкторов?
Последствия неудачной атаки

Обе стороны на протяжении противостояния на Халхин-Голе использовали самые совершенные образцы собственной бронетанковой техники. С советской стороны данный конфликт стал боевым дебютом для танков БТ-7, и бронеавтомобилей БА-10 и БА-20. Пара образцов новой советской бронетанковой техники по результатам битв стали японскими трофеями.

Захваченный БТ-7 с конической башней стал для японцев источником новых идей. Как раз по окончании знакомства с ним началась разработка модернизированной версии среднего танка Тип 97, более известной как «Шинхото Чи-Ха».

Битвы на Маньчжурии и границе Монголии, узнаваемые в Японии как «инцидент у Номон-Хана», стали местом боевого дебюта и для многих японских боевых автомобилей. Как раз тут в первый раз были использованы средние танки Тип 97 «Чи-Ха». Помимо этого, в этих битвах использовались и бессчётные лёгкие танки Тип 95 «Ха-Го».

Из 87 танков Квантунской армии 35 автомобилей относились к данной модели.

Испытано в ссср. легкий пехотный танк «ха-го»
Трофейный «Ха-Го» лейтенанта Ито в советском тылу, июль 1939 года

Созданный в 1933–34 годах силами арсенала Сагами, Тип 95 стал первым японским танком нового поколения. Заложенная в нём концепция быстроходной военной машины с низким корпусом, дизельным двухтактным подвеской и двигателем разработки Томио Хара стала основополагающей для японских танков. Успешная конструкция, неприхотливость и простота сделала «Ха-Го» самым массовым японским танком армейского периода.

По своим чертям японская машина больше всего была похожим коммунистический Т-26. Наряду с этим, Т-26 к 1939 году считался танком, устаревшим уже фактически по всем параметрам.

Танк на НИИБТ Полигоне по окончании совершённого ремонта

В то время, когда 3 июля 1939 года в наступление отправилась группировка Квантунской армии под руководством генерала Ясуоки Масаоми, её основной ударной силой были 3-й и 4-й танковые полки. Им противостояли бронеавтомобили БА-10 9-й мотоброневой бригады, и танки БТ-5 из состава 2-го батальона 11-й танковой бригады РККА.

Данный же танк слева, прекрасно видна «маньчжурская» ходовая часть

Результат лихой атаки японской танковой армады был очень печальным. Преследуя советские разведывательные бронеавтомобили, ударная группировка попала в засаду. БА-10, каковые были запрятаны по башни за укрытиями, методично расстреливали доходившие японские танки.

Успешным выстрелом был стёрт с лица земли и «Чи-ха» начальника 3-го танкового полка полковника Киетаки Йошимару. Сам он погиб.

Всего на собственный счёт экипажи броневиков записали 19 танков. Ещё 6 танков подбили и стёрли с лица земли БТ-5. Особенно отличился взвод лейтенанта Алымова, что не только вывел из строя 2 вражеских танка, но и помог пехоте из 149-го стрелкового полка отбуксировать в тыл захваченную японскую машину.

Ею был «Ха-Го» лейтенанта Ито из состава 4-го танкового полка.

Вид спереди, установлен коммунистический гудок

Битвы 3 июля обернулись для японских танкистов настоящей трагедией. Всего ими было утрачено от 41 до 44 танков, погибло 70 человек, ещё пятеро пропали без вести. 5 июля танковые полки были отозваны в места дислокации, а 9 числа Ясуоки Масаоми отстранили от руководства.

Что ещё хуже, фотографии захваченного в сражении танка лейтенанта Ито были на передовицах советских газет. Для японцев это стало тяжёлым ударом по самолюбию.

Модификация для оккупированных территорий

Захваченный танк ближе к зиме 1939 года был доставлен на полигон НИИ бронетанковой техники (НИИБТ Полигон). К апрелю 1941 года на полигоне пребывали и два танка Тип 93, из которых был собран один. Под таким заглавием «прятались» кавалерийские танки Тип 92, прямые предшественники «Ха-Го».

Перед тем как приступить к изучению трофея, его было нужно отремонтировать. В соответствии с документам, у трофея был уничтожен подшипник оси одного из опорных катков, повреждена проводка, прострелен выхлопной патрубок. К слову, вместе с целым «Ха-Го» прибыл ещё один танк, что был использован в качестве донора запчастей.

Данный танк сгорел, так что о его восстановлении не могло быть и речи.

Вид позади. Вместо утерянного японского стоп-сигнала поставлен коммунистический

Для приведения в порядок трофейная машина была полностью разобрана, что и стало первым этапом её изучения. Обстановка осложнялась тем, что ни руководств, ни запчастей для японской автомобили не было. Из уникального инструмента в наличии имелся лишь домкрат, так что экспертам НИИБТ Полигона было нужно попотеть.

Однако, с поставленной задачей они совладали, и уже к декабрю 1939 года японский танк привели в работоспособное состояние.

Из-за того что родные фары были частично потеряны, на танке было нужно применять аналоги отечественного производства, а заодно и установить коммунистический звуковой сигнал. Состояние двигателя выяснилось неважным, исходя из этого от ходовых опробований было нужно отказаться. Однако, мотор был обкатан на особом стенде в лаборатории двигателей.

Благодаря стендовым опробованиям удалось выяснить характеристики мотора, к слову, в полной мере соответствующие официальным данным.

Схема ходовой части танка

На протяжении предварительного изучения и разборки удалось узнать некую дополнительную данные. Танк был произведён компанией «Мицубиси» в мае 1937 года и имел серийный номер 51. Трофейная машина, как и другие танки этого типа, принимавшие участие в битвах на Халхин-Голе, пара отличалась от остальных «Ха-Го».

Дело в том, что первые опробования танка, совершённые зимний период 1935 года, продемонстрировали одну неприятную изюминку, характерную для применения «Ха-Го» в Маньчжурии. На жёстких покрытиях ходовая часть «Ха-Го» ощущала себя прекрасно, но в условиях степи ресурс кареток быстро понижался. Связано это было с тем, что степь изобиловала небольшими неровностями, каковые «отрабатывали» по кареткам и достаточно скоро приводили их в негодность.

Тележка «маньчжурского» типа

Решение проблемы выяснилось достаточно необыкновенным. Между опорными катками японцы установили дополнительный каток малого диаметра, что принимал удары на себя. По окончании опробований, продемонстрировавших, что мысль была верной, так называемая «маньчжурская» версия была запущена в серию.

Не считая Квантунской армии, таковой вариант «Ха-Го» больше нигде японцами не употреблялся.

Танковый пулемёт Тип 91

Ещё одной характерной изюминкой трофейного танка были танковые пулемёты Тип 91. Это оружие, созданное на базе ручного Тип 11, в советских документах обозначалось как «6,5-мм пулемёт типа «Гочкис». Советские инженеры были правы, потому, что создатель японского пулемёта Киджиро Намбу забрал за базу ручной пулемёт Hotchkiss Mle.1909.

Как и пехотная версия, питался он штатными обоймами винтовки «Арисака» Тип 38. Пулемёт оказался не самым успешным, и уже к началу битв на Тихом океане японские танки были перевооружены более идеальными пулемётами Тип 97.

«Не может быть отнесён к современным танкам»

Ввиду нехорошего состояния двигателя вместо ходовых опробований работа экспертов НИИБТ Полигона была переориентирована на составление технического описания трофейного японского танка. Началось оно в январе 1940 года и закончилось в марте. Подготовленный по результатам документ воображает громадной интерес, потому, что ни одного «Ха-Го» раннего выпуска, а уж тем более с «маньчжурской» подвеской, до наших дней не сохранилось.

Схема бронирования «Ха-Го»

Нужно заявить, что «Ха-Го» был достаточно увлекательным по конструкции танком. Не обращая внимания на то что японская танковая индустрия всю Вторую мировую войну пребывала в положении отстающего, эту машину примитивной назвать запрещено. Всё оружие танка было оснащено оптическими прицелами, что в то время практиковалось далеко не во всех танкостроительных державах. Не смотря на бытующую точку зрения, не были примитивными и японские устройства наблюдения.

Не смотря на то, что снаружи они выглядят как простые смотровые щели, изнутри часть из них прикрывалась стеклоблоками. Такое ответ в то время использовалось далеко не на всех танках.

Раздельно стоит остановиться на эргономике. Мелкий снаружи, в «Ха-Го» был нежданно просторным. Особенно это относится места командира экипажа, что в один момент делал функцию наводчика и заряжающего. Боеукладки размещались так, что ими было весьма комфортно пользоваться.

С места механика-водителя обеспечивалась в полной мере удовлетворительная обзорность. Изнутри танк обшивался асбестом, причём не только в отделении управления, но и в моторном отделении.

Схема башни, которая, согласно точки зрения экспертов НИИБТ Полигона, напоминала башню Т-18

Испытателей НИИБТ Полигона, но, прежде всего интересовало не удобство работы членов экипажа, а конструктивные изюминки японского танка. Согласно их точке зрения, компоновочно корпус «Ха-Го» во большое количество пересекался с Т-26, что в целом правильно. Действительно, тут скорее следовало сказать не о Т-26, а о его прародителе – Vickers Mk.E. Что же касается формы корпуса, то она, согласно точки зрения советских экспертов, чем-то напоминала Т-18.

Особенно это касалось бортов. Кормовая часть корпуса, со своей стороны, «больше приближается к танкам Рено второго выпуска».

Толщина брони была на уровне кавалерийского танка Тип 92 (в отчёте упоминается как Тип 94). Более того, в некоторых местах её сделали уже, чем у предшественника, компенсировав это рациональными углами наклона. Бронирование выяснилось вычислено на защиту от пуль винтовочного калибра. Для середины 30-х годов это было в полной мере нормально, но на дворе стоял уже март 1940 года.

В СССР на вооружение приняты Т-34 и КВ, вовсю идёт разработка танка, что обязан заменить Т-26. Да и Зимняя война наглядно продемонстрировала, что противопульной брони для танков уже не хватает. Неудивительно, что уровень броневой защиты японского танка испытателей разочаровал.

Механизм поворота башни, конструкция которого заинтересовала экспертов НИИБТ Полигона

Некий интерес позвала ходовая часть. Если сравнивать с кавалерийским танком Тип 92 она имела совсем другую конструкцию. Употреблявшаяся ходовая часть с подвеской Хара была намного прогрессивнее подвески «по типу трактора Клетрак», которая использовалась на предшественнике.

Согласно точки зрения экспертов полигона, переход от железных катков малого диаметра на обрезиненные катки громадного диаметра был связан со рвением уменьшить шум, и разъяснялся влиянием европейской школы танкостроения. Справедливости для направляться подчернуть, что Томио Хара создал ходовую часть самостоятельно, и она не была похожа ни на один из зарубежных образцов.

По силовой установке был подготовлен отдельный отчёт. Нужно заявить, что конструкция японского дизеля была очень уникальной. Блок двигателя не отливался, а сваривался.

Помимо этого, мотор был двухтактным, с воздушным охлаждением. «Ха-Го» стал первым японским серийным танком с двухтактным дизельным двигателем. Достаточно большая силовая установка снабжала танку высокую удельную мощность (практически 18 л.с. на тонну). Ответ установить таковой громадный и замечательный двигатель на лёгкий танк было продиктовано тем, что изначально танк разрабатывался для кавалерии. У экспертов НИИБТ Полигона было собственное вывод и по этому вопросу:

«В качестве двигателя на танке установлен дизель воздушного охлаждения мощностью 110 л.с. (взятой на стенде при опробовании). Наличие дизеля воздушного охлаждения мощностью 110 л.с. на семи-тонном легком танке необходимо расценивать как хорошее явление во всех отношениях: постоянно совершенствуются динамика, экономика, радиус действия и пожарная безопасность.

По габаритам дизель громоздкий и для этого танка не предназначался, что видно из его установки. По габаритам дизель в моторном отделении вертикально не вмещается, а исходя из этого для установки его сделана особая подмоторная рама и устанавливается он с некоторым наклоном влево».

Башню признали по форме подобной башне советского танка Т-18, не смотря на то, что в действительности она была полностью уникальной. Достаточно необычными были выводы по главному оружию. Указывалось, что в танке стоит 37-мм пушка «Гочкис», не смотря на то, что 37-мм пушка Тип 94 к французской разработке не имела фактически никакого отношения.

В качестве одной из изюминок установки орудия отмечался тот факт, что механизма вертикальной наводки она не имела. Но, с учётом того, как производилась наводка, он был и не нужен. Дело в том, что пушка наводилась при помощи плечевого упора, и ввиду хорошей уравновешенности совокупности её наводка не воображала никаких неприятностей.

К тому же, имелась возможность наведения орудия по горизонтали на пара градусов без поворота башни. Эта особенность позднее перекочевала и на другие японские танки.

Не смотря на бытующую точку зрения, уже в конце 30-х у японских танков как минимум часть смотровых щелей прикрывалась стеклоблоками

По устройствам наблюдения указывалось, что благодаря громадному количеству смотровых щелей обеспечивается круговой обзор. Иначе, отсутствие защиты от свинцовых брызг на щелях делает танк уязвимым. Тот факт, что щели на смотровых лючках имели возможность закрываться броневыми заслонками, а у механика-водителя имелись стеклоблоки, наверное, был проигнорирован.

Неспециализированные выводы советских экспертов были для детища японской школы танкостроения неутешительными:

«В общей оценке танк относится к группе легких неплавающих танков со вооружением и слабым бронированием и заниженной скоростью перемещения.

По собственной конструкции, бронированию и вооружению танк не может быть отнесен к современным танкам и в этом отношении он находится на уровне Т-18 с преимуществом у Т-18 по броне и у Мицубиси по удельному запасу мощности.

В производственном отношении танк в целом и по отделке стоит на низком уровне.

Большая часть картеров и деталей в танке произведено из алюминия, что кроме того при неотёсанном производстве дало понижение веса танка.

Бортовые стены корпуса танка с внутренней стороны обшиты асбестовой массой с проволокой по типу 12-ти тонного Виккерса.

К дизельмотору обеспечена хорошая доступность из боевого отделения, больше того, в походном положении в моторном отделении размещается моторист, он же запасной пулеметчик либо шофер.

Все агрегаты танка, не считая двигателя, легко устанавливаются и, если сравнивать с Т-26, имеют более упрощенное крепление, что существенно уменьшает время на демонтаж и монтаж танка при ремонте.

Поворотный механизм башни, кроме свободного хода (выключается), имеет еще и фрикцион – сам механизм по конструкции очень компактный и возможно использован для бронеавтомобилей.

Все заклепки и болты имеют головки пулестойкой формы. Стержень заклепок простой и не пулестойкий».

По результатам в конструкци

Фугасница Мечты! ►►►Type 95 Ha-Go

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: