Испытано в ссср. легкие танки light tank m3

      Комментарии к записи Испытано в ссср. легкие танки light tank m3 отключены

Еще одна занимательная статья глубокоуважаемого Юрия Пашолока.

СССР стал второй по окончании Англии страной, куда США начали поставлять по программе ленд-лиза бронетанковую технику. Среди этих поставок были и лёгкие танки M3. В соответствии с американским данным, в СССР было послано 1336 танков этого типа, что составило практически четверть от всего количества выпуска Light Tank M3.

440 единиц из общего числа посланных танков (включая Light Tank M3A1) были утрачены на протяжении транспортировки конвоями.

В отечественной литературе автомобили M3 довольно часто именуют слабо бронированными и слабо вооружёнными. Выглядят подобные характеристики страно — особенно в случае если сравнивать M3 c выпускавшимся одновременно с этим советским лёгким танком Т-70. Дабы прояснить положение дел с оценкой американского танка в Советском Альянсе во время ВОВ, обратимся к архивным документам.

Поставки с промежутками

Как и при с британскими танками, по состоянию на лето 1941 года информация о технических характеристиках и типах американских танков у Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) была отрывочной и устаревшей. Хоть какое-то подобие точных данных показалось в сентябре, причём при с информацией о Light Tank M3 оказалась достаточно комичная история.

Дело в том, что в данных по данной машине непостижимым образом объединились Light Tank M3 и Light Tank T9 (будущий авиадесантный танк M22). Его боевая масса оценивалась в 7 или 10 тысячь киллограм, толщина брони – в 30 мм, экипаж должен был складываться из 3–4 человек. Большая скорость этого «комбинированного» танка составляла 80 км/ч, а оружие было представлено 37-мм пушкой и тремя пулемётами.

Наряду с этим главным американским лёгким танком в СССР в то время считался Light Tank M2A4, не смотря на то, что в действительности массовый выпуск данной автомобили закончился ещё в марте 1941 года. Это предположение стало причиной путанице, ставшей обстоятельством одной исторической неточности, которую цитировали потом многие историки бронетанковой техники. Но к ней возвратимся мало позднее.

Настоящие характеристики Light Tank M3 были взяты в Советском Альянсе только 13 ноября 1941 года. Озвучил их помощнику наркома внешней торговли А. Д. Крутикову полковник Файмоновилл (Philip R. Faymonville), сотрудник консульства США в Москве. Файмоновилл, к слову, сыграл ключевую роль в истории поставок американской бронетанковой техники в СССР, позднее он дослужился до генерала.

В соответствии с документам, 9 октября 1941 года была достигнута договорённость о закупке СССР 94 Light Tank M3, и запасных частей и боеприпасов. На каждые 3 танка надеялся полный набор запасных агрегатов, на каждые 20 танков приходилось по 1 запасному орудию, комплекту и пулемёту оптических устройств. Спустя месяц начал обсуждаться вопрос об американских армейских экспертах, каковые должны были снабжать эксплуатацию поставляемых танков.

Это было выгодно и для США, потому, что одним из результатов деятельности таких экспертов была информация, которую применяли при предстоящем совершенствовании танков.

Испытано в ссср. легкие танки light tank m3

Один из документов, что послужил источником мифа о поставках Light Tank M2A4 в СССР

Направлять танки стали северным маршрутом, по которому американские автомобили шли вместе с британскими. Первым таким конвоем стал PQ-6, складывавшийся из восьми транспортов. 8 декабря 1941 года он вышел из Исландии, а 20 числа без утрат прибыл в Архангельск.

На борту транспортов этого конвоя был 31 Light Tank M3. Как раз с этими автомобилями и связан упоминавшийся выше исторический казус. Дело в том, что в некоторых документах указано о прибытии 31 лёгкого танка M2A4.

Это породило слух, что якобы такие танки и поставлялись в СССР.

На деле кроме того американцы опровергают эту теорию, да и анализ серийных номеров автомобилей, поступивших в состав 176-го отдельного танкового батальона, показывает, что это описка. Лишним подтверждением, что это не М2А4, помогает жалоба, датированная 12 января 1942 года. В соответствии с ей, 31 лёгкий танк М3 прибыл в Архангельск с пониженной плотностью и летним маслом электролита.

Этим, действительно, список претензий исчерпывался.

Схема с отверстием, которое осталось от перископа в башне Stuart Hybrid

Нужно заявить, что сначала поставки американских лёгких танков были более чем скромными. В марте прибыло всего 26 автомобилей, в апреле ещё 13. Прибывающие северными конвоями танки отправлялись в Горьковский учебный центр. Обстановка начала выправляться в мае, в то время, когда конвоем PQ-15 прибыл сходу 201 танк. В июне конвоем PQ-16 прибыло ещё 147 танков. Тяжёлым ударом по поставкам стал разгром конвоя PQ-17, сохранившиеся суда которого смогли доставить к месту назначения только 39 танков.

В следствии была организована поставка танков по южному маршруту, через Баку.

По состоянию на 1 сентября 1942 года арктическими конвоями в СССР было поставлено 504 танка, ещё 104 автомобили пришли через Иран. Поступающие оттуда автомобили отправлялись в Бакинское танковое училище. В сентябре прибыло 57 танков, за октябрь — 15, за ноябрь — 130. Всего же за 1942 год в СССР поступило 977 американских лёгких танков, из них 298 южным путём.

В последних поставках шли уже Light Tank M3A1, но потому, что их от общей массы в документах не отделяли, правильное число прибывших автомобилей каждого типа выяснить нереально.

Light Tank M3 на опробованиях, май 1942 года

Поступавшие в СССР танки относились фактически ко всем производственным сериям, за исключением автомобилей с клёпаными башнями D37182. Попали в СССР и танки, оснащённые башнями Light Tank M3A1, другими словами со стабилизаторами орудия, но ещё без полика и электромотора механизма поворота. Эти автомобили в британской армии назвали Stuart Hybrid, но в СССР их из неспециализированного потока просто не выделяли. Поставки их начались в августе 1942 года, причём прибыло большое число таких танков (как минимум 40 штук).

Узнать это удалось по одному недостатку: дело в том, что танки данной модификации прибыли без перископа начальника в крыше башни, вместо которого зияла дыра. Разбираться, из-за чего нет перископов, тогда не стали, а просто заделали дыры металлом.

Фаворит в лёгком весе

Не обращая внимания на то что первые Light Tank M3, каковые в советской переписке именовали «М-3 лёгкий» либо М3л, прибыли ещё в декабре 1941 года, испытывать их не спешили. Связано это было, а также, с тем, что НИИ бронетанковой техники (НИИБТ Полигон) частично эвакуировали в Казань, а организация работ на новом месте настойчиво попросила времени. Опробования начались лишь в мае 1942 года, в то время, когда в НИИ был взят один из танков с башней D38976.

К опробованиям американского лёгкого танка в НИИБТ подошли весьма серьёзно. Кроме простой программы, были совершены сравнительные опробования с Medium Tank M3, Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E, Pz.Kpfw.III Ausf.H и Valentine VII. Раздельно проводились опробования танков на проходимость по болотистой местности, где к ним присоединились Т-60 и Т-70. Ходовые опробования были дополнены изучением оружия танка, которое включало обстрел его 37-мм пушкой трофейных автомобилей.

Напоследок было совершено изучение конструкции корпуса танка, и материалов, из которых его изготовили.

Light Tank M3 спереди. Прекрасно заметно, что на машине не достаточно некоторых подробностей, а также фар

В первую очередь танк отправился в пробег, протяжённость которого должна была составить 1000 километров, из них 300 по шоссе, 500 по просёлочным дорогам и 200 по распутью. Реально с 1 по 13 мая машина прошла 420 километров (225 по шоссе, 132 по проселку и 63 в условиях распутья). Этого выяснилось достаточно, дабы оценить ходовые качества американского лёгкого танка.

Тогда же и выяснили большую скорость М3л, составившую в одном случае 58 км/ч, а в другом – 59,2 км/ч. Это выяснилось на уровне Light Tank M2A4. Американская машина была самой стремительной из всех испытуемых вместе с ней танков.

Средняя скорость танка по шоссе составила 37,5 км/ч, по просёлку 22,1 км/ч, а по распутью 17,3 км/ч. Топлива наряду с этим М3л потреблял много, в особенности для лёгкого танка. По шоссе на 100 км расходовалось 135,5 литров, по просёлку 198, а по распутью – аж 347! С учётом того, что количество топливного бака составлял всего 200 литров, оказался важный предлог для раздумий.

Потреблял танк, к слову, бензин с более высоким, чем у топлива для советских автомобилей, октановым числом.

Light Tank M3 слева. Если судить по отсутствию антенны, на этом танке нет и радиостанции

Очень неприятный сюрприз преподнесли на опробованиях резино-металлические траки разработки Гарри Нокса. Дело в том, что опорная поверхность траков была ровной, без каких-либо намёков на грунтозацепы. На глинистых грунтах и, в особенности, на подъёмах конструкция трака сыграла с танком злую шутку.

В виду недостаточного сцепления с грунтом M3л не смог преодолеть 25-градусный подъём. Наряду с этим было разумеется, что мощности двигателя хватало с громадным запасом.

Ещё одной проблемой для американского танка выяснилось преодоление 25-градусного уклона. На протяжении его прохождения случилось спадание гусеницы, обстоятельство чего кроме этого была в конструкции трака. Наблюдался и перегрев двигателя, имевший очень занятные последствия.

По окончании 40-минутного марша мотор, у которого отключили зажигание, работал . Подсластил пилюлю тот факт, что управление танка выяснилось лёгким, да и обзор с места механика-водителя был весьма хорошим.

На виде позади возможно подметить, что из шанцевого инструмента на танке имеется лишь лопата. Всё это – не итог местной «прихватизации», а исходная некомплектность поставки, что вызвало разбирательства между ГАБТУ и американцами

Следующим этапом стало сравнительное опробование, совершённое в июле 1942 года. На протяжении него М3л разогнался ещё стремительнее – до 60 км/ч. Средний расход горючего по шоссе, бездорожью и просёлку составил в этом случае 136, 176 и 246 литров соответственно. Это показывает, что на начальной стадии, возможно, существовали какие-то неприятности. Но, запас хода по распутью всё равняется был меньше 100 км.

Неудивительно, что британцы в первой половине 40-ых годов XX века затребовали для «Стюартов» дополнительные баки. Справедливости для, напомним, что Pz.Kpfw.III Ausf.H на опробованиях продемонстрировал расход горючего 215, 280 и 335 литров соответственно, а запас его хода по распутью составил всего 95 километров, что соответствовало паспортным данным.

Опробования на подъём. Из-за нехорошего сцепления траков с грунтом забраться на склон удалось не сходу

Опробования в летних условиях продемонстрировали, что американский лёгкий танк имеет всё те же неприятности на подъёмах. Не помогла кроме того установка шпор, по окончании которой машина стала не соскальзывать, а рыть грунт. Но, у остальных танков характеристики по подъёму были не очень лучшими.

На подъёмах круче 40 градусов у М3л наблюдалось недостаточное сцепление с грунтом.

При перемещении по броду глубиной 1,4 метра танк смог выбраться на берег лишь со второй попытки, и опять из-за недостаточного сцепления с грунтом. В это же время, Medium Tank M3 при попытке выхода из воды вовсе заглох, и его было нужно извлекать трактором. То же самое произошло и с Valentine VII. А Pz.Kpfw.III Ausf.H не смог и этого, потому, что его моторное отделение затопило при прохождении брода глубиной 1,3 метра, и танк прошёл всего 30 метров.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E был чуть удачливее, преодолев 35 метров.

Итог опробований на перемещение с креном. Если судить по отчёту с фронта, ещё легко отделались – машина имела возможность опрокинуться

Отдельной программой стали опробования по передвижению в болотистой местности. Для них был выбран участок длиной 100 метров, проходимый человеком, сложный для лошади и непроходимый для колёсной техники. Американский лёгкий танк преодолел его в обоих направлениях, застряв на протяжении перемещения по собственному следу.

Medium Tank M3 застрял, преодолев 30 метров; Pz.Kpfw.III Ausf.H преодолел 50 метров и также завяз. Для Valentine VII и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E болото не выяснилось проблемой, они кроме этого прошли по свежему болоту.

Позднее был совершён второй этап, в котором вместо Pz.Kpfw.III Ausf.H и Valentine VII употреблялись лёгкие танки Т-60 и Т-70. Результаты были теми же. М3л опять был фаворитом.

Что же касается «новичков», то они в принципе болото преодолевали, но в ходовую часть забивалась трава, что и вызвало застревание Т-70 на протяжении одной из попыток.

Танк пробует выбраться из воды, удалось это со второй попытки. Обратите внимание на ветровой щиток механика-водителя. Это приспособление было весьма полезным, в особенности при езде по грязи и зимний период

Финалом опробований стали стрельбы. В их ходе стало известно, что советская 45-мм пушка, и британская 2-фунтовая (40 мм) пушка не пробивают бронебойными боеприпасами плиты толщиной 50 мм. Что же касается 37-мм американской пушки M5, то она с дистанции 100 метров в полной мере тихо пробивала и 50-мм лобовую плиту StuG III Ausf.B, и 50-мм (25+25 мм) лоб Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E.

Мощности орудия в полной мере хватало, дабы удачно бороться со всеми танками соперника, выпускавшимися в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Изучение химического состава и конструкции корпуса американского танка советских инженеров не впечатлило. Корпус имел много клёпаных соединений, а из-за громадной удельной массы дефицитных молибдена и присадок никеля не позвала интереса и сталь, из которой изготовлялся танк.

Стремительный, но большой. И прекрасно горит

В первый раз американские лёгкие танки использовались Красной армией в мае 1942 года, на протяжении Харьковской операции. В будущем М3л стали распространяться по вторым участкам фронта, а по-настоящему массово их стали применять ближе к концу июля 1942 года, в то время, когда насыщенность этими автомобилями была высокой. Тема применения М3л в Красной армии сама по себе достаточно широкая, исходя из этого в данной статье сконцентрируемся на вопросах оценки и эксплуатации автомобили в армиях.

Танк идёт по болотистой местности

В то время, когда в ноябре 1941 года ещё шли переговоры по поставкам Light Tank M3, в СССР его сравнивали с Т-50. Коммунистический танк превосходил американский по бронированию и запасу хода, но наряду с этим был мало тяжелее и медленнее. В соответствии с бумагам, цена американского танка составляла 42 787 долларов, либо 226 771 рубль по курсу 1940 года. Т-50 по этим бумагам стоил всего 150 тысяч рублей, но направляться учесть, что его производство всё ещё не было развернуто, а ещё в июне 1941 года он оценивался практически в 2 раза дороже.

В итоге аналогом М3л стал Т-70, что к весне 1943 года стоил чуть меньше 64 тысяч рублей. Действительно, наряду с этим Т-70 уступал американской машине практически по всем параметрам, да и ГАБТУ КА было не весьма достаточно этим танком с одноместной башней.

Первые отзывы из частей, осваивающих М3л, стали поступать в марте 1942 года. Среди найденных недостатков самым значительным были неприятности с двигателем. Для начала, из-за нехорошей регулировки не трудился ограничитель оборотов мотора. Куда важнее было то, что при обратном выбросе часто случалось возгорание шлангов.

Данный недостаток связывали с отсутствием противопожарной сетки. Имелись неприятности с включением первой передачи.

Помимо этого, на башне одного танка нашли трещины, а на двух были сорваны петли люков. Появившиеся неприятности стали решать при помощи американских экспертов. Силами «Амторга» была переведена инструкция по эксплуатации. Она, кстати говоря, была полнее американской, да и по структуре отличалась. В один момент был повышен контроль за комплектацией поступающих танков.

Особенно это касалось радиостанций, которых просто не выяснилось на части танков. Достаточно остро стоял вопрос с запасными частями, по этому поводу велась широкая переписка.

Во втором пробеге по болоту принимал участие танк с башней D38976

Результаты опробований, на протяжении которых выявился громадной расход дефицитного горючего, не остались без внимания. 23 мая из ГАБТУ пришёл запрос по поставке танков с дизельными двигателями Guiberson T-1020–4. Судя по данным из американских источников, танков с дизельными моторами в СССР так и не стали поставлять. Что же касается автомобилей с бензиновыми моторами, то вместо американского бензина с октановым числом 80 для него было предложено применять бензин Б-78, или Б-70 с присадкой Р-9.

Проблему невыключения мотора предлагалось решать путём понижения оборотов до 800–900 об/мин в течение 3–5 мин., а после этого понижением до 400–500 об/мин на 2–3 60 секунд. При запуске мотора следовало не допускать переливания бензина во всасывающие трубы, потому, что это угрожало пожаром. Помимо этого, бензин разъедал дюритовые шланги.

Достаточно жёстко довольно американских танков высказался нарком танковой индустрии Малышев, чьё письмо Сталину было датировано 2 мая 1942 года:

«По окончании ознакомления с прибывшими в Альянс американскими танками типа М-3 (лёгкий) и М-3с (средний) нужно сделать вывод, что эти танки имеют низкие боевые качества и будут скоро выходить из строя и уничтожаться в сражении.

Американские танки имеют следующие важные недостатки:

1. Танки будут легко поджигаться, поскольку бензиновый мотор легко доступен для забрасывания горючей жидкости.
2. Резиновые траки при езде по булыжной мостовой, глинистому и каменному грунту в сухую погоду будут скоро выходить из строя, а двигаться по грязи (просёлок либо целина) танк с этими гусеницами по большому счету не сможет либо будет двигаться весьма не хорошо, со скоростью 3–5 км/ч».

Практика продемонстрировала, что опасения по поводу гусениц по большей части были лишены оснований. Не подтвердилось и ещё одно опасение по поводу тяжёлых условий работы водителя из-за размещения трансмиссии в носовой части. Одним словом, инициативу Малышева о том, что вместо танков у американцев направляться просить тяжёлые тягачи, не поддержали.

Да и утверждение о том, что в собственном развитии американские автомобили отстали от советских на пара лет, стоит оставить на совести Малышева.

Пушка М3л была действенной при стрельбе по любым германским танкам выпуска 1941 года

Объективная оценка М3л поступила в ГАБТУ КА 23 июня 1942 года. Прибыла она от генерала В. С. Тамручи, отстранённого по окончании Харьковской операции от должности командующего бронетанковыми армиями Юго-Западного фронта. В соответствии с его отчёту, американский лёгкий танк владел хорошей управляемостью и манёвренностью.

Нападки Малышева на резиновую гусеницу были во многом беспочвенными, потому, что она снабжала в сухую погоду возможность подъёма на склон крутизной до 30 градусов. Наряду с этим она делала движение танка намного менее шумным. Действительно, в целом ходовая часть была признана не сильный, а в сырую погоду резиновые гусеницы приводили к соскальзыванию и пробуксовкам с курса.

Бронирование корпуса разрешало выдержать на дальних расстояниях попадание боеприпаса 37-мм германской пушки. К тому же, танк оказался через чур высоким, что делало его хорошей мишенью. Большой и узкий корпус в сочетании с узкой гусеницей привёл к тому, что танк на углах крена 20 градусов и больше был склонен к опрокидыванию. Ввиду вертикального размещения страниц рикошеты были редки.

Согласно точки зрения Тамручи, запас мощности разрешал установить на танк дополнительную экранировку. Были у него претензии и к мотору, каковые в целом повторяли те, что описывались выше.

Ещё одним ответственным недочётом выяснилось наличие в боевого отделения громадного количества резины, призванной обезопасисть экипаж от травм. На практике эта самая резина довольно часто становилась обстоятельством пожара, так что в армиях её старались из танков убирать. Оружие было признано замечательным, но наряду с этим целесообразность размещения пулемётов в надгусеничных полках приводила к обоснованным сомнениям.

К тому же при установке на танк радиостанции требовалось снять один пулемёт и укладку на 48 снарядов.

Напоследок необходимо подчеркнуть, что обвинения в вооружении и слабом бронировании М3л выглядят несостоятельными. Уровень бронирования американской автомобили в полной мере соответствовал вторым лёгким танкам того периода, а пушка владела наилучшими чертями по бронепробитию если сравнивать с оружием подобных автомобилей. К тому же, танк владел целым рядом вторых недочётов.

Схема бронирования из отчёта по изучению брони М3л

В значительной мере негатив, что сопровождает американскую машину, связан с тем, на какое время пришлись её поставки и боевое использование. К лету 1942 года на фронте показались германские танки с толстой бронёй и более замечательным оружием. На их фоне устарели фактически все лёгкие танки.

Лишь британцы смогли совершить хорошую модернизацию собственного Valentine, оснастив его новой башней и 6-фунтовой (57-мм) пушкой.

Дополнительный негатив по отношению к «американцу» связан ещё и с тем, что к 1943 году этих танков в армиях было всё ещё довольно много. Более того, кроме того на 1 января 1944 года в частях числилось 424 танка, другими словами треть от поставленных танков семейства Light Tank M3. К 1 июня был потерян 141 танк, а сохранившиеся автомобили использовались . В некоторых частях они провоевали до самого финиша войны.

Несложно представить, какую оценку танк разработки 1941 года возьмёт в 1944-м.

литература и Источники:

  • ЦАМО РФ
  • Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992

источник: http://warspot.ru/6255-yanki-pri-dvore-gabtu-ka

Танки США на службе в Красной Армии

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: