Испытано в ссср. крейсерский танк cromwell iv

      Комментарии к записи Испытано в ссср. крейсерский танк cromwell iv отключены

За годы ВОВ в СССР по программе взаимопомощи было направлено более 5000 танков, произведённых в Англии и Канаде. Большинство из них составляли танки так именуемого пехотного типа, владевшие невысокой скоростью и мощным бронированием. Поставки лёгких танков ограничились 20 «Тетрархами».

Что же касается крейсерских танков, то они в РККА так и не попали. Всё ограничилось опробованиями, не смотря на то, что изначально настрой приобретать от британцев «Кромвели» был довольно высокий. О обстоятельствах отказа от этих боевых автомобилей возможно определить из данной статьи, а разглядеть британский танк Cromwell IV во всех подробностях возможно в фотообзоре из экспозиции музея бронетехники в нидерландском Оверлоне.
Согласно данным внешней разведки

В первый раз мысль поставлять в СССР крейсерские танки была озвучена весной 1942 года. Тогда британцы внесли предложение в дополнение к «Матильдам», «Валентайнам» и «Черчиллям» крейсерские танки Cruiser Tank Mk.VI, с весны 1941 года взявшие обозначение Crusader. Эту машину, являвшуюся преемником Cruiser Tank Mk.III и Mk.IV, начали создавать с конца 1940 года. По сути, это был совсем новый танк, значительно более успешный, чем его предшественники. Наряду с этим он сохранил кое-какие их врождённые недочёты.

Особенно это касалось не сильный бронирования и не через чур надёжного двигателя Nuffield-Liberty.

В ответ Основное автобронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ КА) через соответствующие органы запросило данные по Crusader. Кроме официальных каналов, была задействована и внешняя разведка, благодаря которой имелись правильные сведения по количеству выпуска танков и было известно о фабриках, на которых их создают. В первую очередь, от британского крейсерского танка отказались из-за бензинового двигателя. Остальные британские танки, поступавшие в СССР, имели дизельные моторы.

Помимо этого, была взята и проанализирована информация об применении «Крусейдеров» в Африке: немцы вычисляли эти автомобили стремительными, но слабо бронированными.

Испытано в ссср. крейсерский танк cromwell iv
Cromwell IV с регистрационным номером T.187888, НИИБТ Полигон, сентябрь 1944 года

В это же время, о замене Crusader Военное министерство задумалось ещё в конце 1940 года, другими словами в момент запуска его в серию. Была создана спецификация, которую взяли три компании – Vauxhall, Nuffield и Birmingham Railway не высокий and Wagon Company (BRCW). Наиболее удачным был признан проект Nuffield – A24.

В качестве базы для 27-тонной автомобили была использована база Crusader. Танк приняли на вооружение как Cruiser Tank Mk.VII, либо Cavalier. Но, карьера автомобили не задалась сначала.

Виной тому стал всё тот же злополучный двигатель Nuffield-Liberty. Это открыло дорогу танку Crusader III, вооружённому 6-фунтовой (57-мм) пушкой.
Бросать проблемную машину не стали, было решено её дорабатывать. В следствии показалось ещё 2 танка. Обе автомобили имели индекс A27, отличающийся лишь буквами в конце. Индекс A27L взял танк Centaur производства Leyland, оснащённый двигателем Nuffield-Liberty. Индекс A27M взял танк Cromwell производства BRCW, оснащённый двигателями Meteor, дефорсированной версией авиационного мотора Merlin.

Новый мотор был не только не в пример надёжнее, но и на треть замечательнее.

С новым танком советские эксперты познакомились ещё в первой половине 40-ых годов XX века. 13 ноября член торгового представительства СССР в Англии К. Ольховский посетил центральный танковый полигон в Чобхеме. На полигоне ему и участникам Военной Миссии СССР продемонстрировали два умелых Cromwell I, на каковые ещё не было установлено оружие.

На протяжении опробований один из танков демонстрировал плавную езду по пересечённой местности. Наряду с этим случались небольшие неисправности в коробке передач, а по окончании 5 километров пробега по распутью закипела вода в радиаторе. Пара раз ломались пружины подвески. По просьбе Ольховского британцы представили характеристики танка. Боевая масса автомобили в 27 тысячь киллограм позвала у него недоверие.

Помимо этого, у Ольховского создалось чувство, что целью демонстрации было продемонстрировать неготовность автомобили. Согласно его точке зрения, британцы не желали отправлять «Кромвели» вместо «Черчиллей» и «Матильд». В действительности танк вправду был сырой, доводить его было нужно ещё минимум год.

Танк обильно украшен указаниями для портовых работников. К примеру, во всю корму красуется транспарант «Не перевозить на верхней палубе!»

В марте 1943 года о серийном производстве Cromwell, Centaur и Cavalier стало известно агентам ГРУ. Был составлен доклад, что через начальника 3 Управления ГРУ КА генерала В. Е. Хлопова передали в Основное бронетанковое управление (ГБТУ). В соответствии с докладу, количество выпущенных «Кромвелей» достигло к марту 1943 года 8–10 тысяч (!) штук, ежедневно их выпускалось по 45 штук силами 15 фирм.

Эти сведенья получили от всё того же Ольховского.

На основании взятых сведений Хлопов предлагал более не закупать «Матильды», а запросить танки нового типа. 3 апреля в адрес Молотова с предложением закупать вместо «Матильд» танки «Кромвель» обратился глава ГБТУ КА генерал Федоренко. Торговое представительство СССР в Англии, и агенты ГРУ взяли задание дотянуться как возможно больше информации по новым британским танкам.

Скоро стало известно, что Centaur оснащается двигателем Nuffield-Liberty, потому интерес к нему тут же угас. Но, предложение о поставках Centaur имело место, потому, что 14 мая 1943 года поступил ответ из Английской военной миссии в СССР.

Данный же танк, вид спереди

В соответствии с ответу, британцы готовься поставлять «Сенторс» (так Centaur указывается в документе), но Военное Министерство предлагало вместо них расширить поставку танков «Шерман». Обращение шла об M4A2 в «британской» комплектации (британские радиостанции и кое-какие трансформации в оборудовании), каковые в британской армии имели индекс Sherman III. Другими словами, британцы предлагали перепродать СССР танки, поставленные, со своей стороны, американцами для британцев.

Если судить по переписке, так оно в итоге и оказалось. Однако, британцы готовься показать Centaur советским представителям в Англии. На этом активность по новым танкам затихла, потому, что M4A2, кроме того в британской комплектации, ГБТУ КА показались более увлекательными.

Лучше поздно, чем ни при каких обстоятельствах

В следующий раз о «Кромвелях» отыскали в памяти уже весной 1944 года. В письме от 17 марта помощник Народного комиссариата Внешней Торговли И. Ф. Семичастнов запросил вывод Федоренко о целесообразности закупки этих автомобилей. В письме делался выговор на то, что, согласно данным Семичастнова, «Кромвели» являлись наилучшими танками, производившимися в Англии.

К тому времени поставки британской бронетанковой техники доходили к концу.

На этот раз дело пошло существенно дальше несложной переписки. ГБТУ КА заказало 6 танков, часть которых отправилась на опробования, включая башни и обстрел корпуса, а как минимум пара автомобилей отправлялась в профильные учреждения для изучения и разборки. По разным обстоятельствам 6 танков прибыли в порт Баку лишь 18 августа 1944 года.

В соответствии с документам, на эшелон их должны были загрузить 24 августа, но реально случилась задержка на 5 дней.

Устройство моторно-трансмиссионного отделения

направляться раздельно остановиться на том, что же за танки прибыли в СССР. Об эти автомобили не через чур компетентными в вопросе любителями военной истории сломано много копий. Информация о том, что они относились к модификации Cromwell VII, не соответствует действительности. В действительности отправленные автомобили относились к самая массовой версии, Cromwell IV. Танки были произведены в мае 1944 года, другими словами в СССР прибыли новые автомобили.

Единственная странность пребывает в том, что тип их корпуса указан в документах как “E”. В случае если надмоторная плита соответствует данной спецификации корпуса, то люк ассистента механика-водителя соответствует корпусам типа “B” и “C”.

К моменту прибытия «Кромвелей» в СССР автомобили данной модели уже третий месяц деятельно сражались в Нормандии. Только 7-я танковая дивизия имела «Кромвели» в качестве главных боевых автомобилей. В 11-й и Гвардейской танковых дивизиях «Кромвели» составляли приблизительно треть от танкового парка, базой же боевой лошадкой был Sherman V (M4A4 Medium Tank в британской комплектации). Приблизительно в том же соотношении были «Кромвели» у 1-й польской танковой дивизии.

Ещё одним танковым соединением, которое имело «Кромвели», была Чехословацкая танковая бригада, полностью укомплектованная британскими автомобилями.

В целом, британские танкисты относились к «Кромвелям» со скепсисом, считая «Шерманы» более успешными. Американские танки были более надёжными, менее прожорливыми и нисколько не уступали британским в огневой мощи, имея наряду с этим более успешные по конструкции корпус и башню.

Опробования танка на просёлочной дороге

О таком отношении к британским танкам в армиях советская разведка не знала, не смотря на то, что кое-какие сведения однако доходили. В соответствии с поступавшей информации, у британского танка неудачной оказалась выхлопная совокупность. Идущие вверх выхлопные газы демаскировали машину, в особенности в негромкую сырую погоду.

Для борьбы с этим были оперативно изготовлены особые экраны из жести, каковые, но, уменьшали вероятные углы склонения орудия при стрельбе назад, а их конструкция была недолговечной.

Неудачной была и конструкция грязевых щитков, каковые на пересечённой местности достаточно скоро гнулись и отрывались. Блестящий металл наряду с этим начинал демаскировать машину. Нарекания позвала конструкция аварийного люка механика-водителя.

Неудачной признали конструкцию орудийной маски. Был зафиксирован случай пробития маски в районе спаренной установки пулемёта BESA, наряду с этим погиб заряжающий.

Опоздавший на год

На территорию НИИБТ Полигона в подмосковной Кубинке танки Cromwell IV прибыли в первых числах Сентября 1944 года. Уже 8 числа начались краткосрочные опробования танка с регистрационным номером T.187888. Целью опробований, длившихся до 11 сентября, было уточнение тактико-эксплуатационных показателей и технических характеристик танка.

Кроме этого были совершены стрельбы с целью получения информации о пробиваемости 75-мм пушки Mk.V, установленной в «Кромвеле».

Cromwell IV преодолевает косогор

Пушка, которая показалась на танке модификации Cromwell IV, представляла собой пример англо-американского сотрудничества. За базу при её проектировании забрали 6-фунтовую (57-мм) британскую пушку, но наряду с этим боеприпасы и калибр были американскими. Пробиваемость её была ниже, чем у длинноствольной 57-мм пушки. Но наряду с этим отличие была маленькой, но отсутствовала неприятность с осколочно-фугасными боеприпасами.

Неудивительно, что эту пушку прекрасно встретили в армиях, а также часть уже выпущенных «Черчиллей» и «Кромвелей» перевооружили на неё.

По итогам опробований прицельная скорострельность при стрельбе с места составила около 9 в/мин, а на скорости 9–12 км/ч – порядка 7 в/мин. В качестве цели для опробования бронепробития был выбран германский тяжёлый танк Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E. При стрельбе на расстояниях 500 и 600 метров боеприпас M61 пробивал борт башни германского танка полностью.

На дистанции 650 метров была взята вмятина глубиной 75 мм, наряду с этим в броне показалось две трещины. Для сравнения, 75-мм пушка M3 американского среднего танка M4 пробивала борт «Тигра» с дистанции 640 метров, а советская 76-мм пушка Ф-34 не пробивала такую броню штатным боеприпасом кроме того со 100 метров.

При езде по болотистой местности британский танк не застрял, но вёл себя менее с уверенностью, чем Т-34 и американский M4A2

При оценке рабочих мест экипажа была отмечена хорошая обзорность, достигнутая за счёт установки большого количества перископических устройств наблюдения Mk-IV. Условия работы начальника были признаны удовлетворительными. Значительно выше была оценка условий работы наводчика, что имел возможность тихо прицеливаться и наводить пушку в один момент.

В его распоряжении был механизм поворота башни с гидравлическим приводом.

Значительно хуже обстояло дело с условиями работы заряжающего. Комфортно было трудиться лишь с укладкой первой очереди, закреплённой на полике башни. Когда дело доходило до основной боеукладки, помогать заряжающему приходилось всем экипажем. Кроме всего, отмечалась неспециализированная теснота башни. Диаметр башенного погона «Кромвеля» составлял 1524 мм. Для сравнения, у Т-34–85 его диаметр достигал 1600 мм, а у M4 Medium Tank – 1753 мм.

Что касается отделения управления, в целом оно было оценено удовлетворительно.

Опробования возкой Т-34–85 по лесной дороге

Теснота башни, но, была только цветочками если сравнивать с воистину разгромным вердиктом, касающимся её конструкции. Но, то же самое касалось и корпуса. Тогда как кроме того в Японии уже перешли к всецело сварным конструкциям, британцы собирали башни и корпуса на базе каркасов. Каркас планировал из металлических планок толщиной 13 мм. Потом к планкам крепились на болтах подробности. Только лобовые и кормовые подробности корпуса соединялись между собой при помощи сварки.

корма и Лоб крепились к бортам при помощи приварных угольников, каковые дополнительно проклёпывались. Непременно, вагоностроителям из Birmingham Railway Carriage and Wagon Company собирать как раз так было эргономичнее, но «Кромвель» – это однако танк, а не вагон либо цистерна.

Страницы башни крепились к каркасу на болтах. В итоге её внешний вид со громадными выступающими болтами был неповторимым. Действительно, экипажу от этого вряд ли становилось легче. Усугубляла картину неспециализированная «оквадраченность» «Кромвеля». Складывается чувство, что создатели этого танка о существовании Т-34 и о рациональных углах наклона в принципе не знали.

Одним словом, ничего хорошего испытатели «Кромвеля» о конструкции его башни и корпуса не написали.

Зимний период 1945 года танк с регистрационным номером T.187866 был частично разобран и подвергнут обстрелу

На начальной стадии опробований танк проехал 128 километров. Большая скорость, достигнутая на ходовых опробованиях, составила 52 км/ч. Для сравнения, средний танк M4A2 в тех же условиях продемонстрировал среднюю скорость 48 км/ч, а Т-34 – 55 км/ч. Отмечалась высокая динамика.

Наряду с этим у британского танка был большой расход горючего: на 100 км пути «Кромвель» тратил 280 литров топлива, М4А2 – 180 литров, а Т-34 – 170 литров.

Полномасштабные ходовые опробования начались в 20-х числах сентября и длились в Октябре. Всего за это время танк прошёл 340 км по асфальтовому шоссе, 1339 км по просёлочным дорогам и 152 км по целине. Наряду с этим средняя скорость составила 44,7, 22,7 и 24,3 км/ч соответственно. По шоссе расход горючего на 100 километров пути достигал 225 литров, на просёлке 353 литра, а на целине – до 370 литров.

Сравнительные опробования на целине и в болотистой местности продемонстрировали, что «Кромвель», с его узкими траками, хуже всего перемещается по распутью.

Лобовая плита по окончании обстрела из германской 75-мм танковой пушки KwK 42 L/70, которой вооружался один из основных неприятелей британского танка – Pz.Kpfw.V «Panther»

Итоги опробований были неутешительными. Да, Cromwell IV был признан лучшим на данный момент британским танком. Неприятность была в том, что «британец» уступал по всем параметрам, не считая скорости, американскому M4A2.

К тому же ближе к концу 1944 года стали поступать M4A2 в модификации с 76-мм пушкой, что сделало разрыв ещё громадным. В следствии был сделан однозначный вывод – «танк Кромвель-IV не может быть рекомендован к импорту». их агрегаты и Танки разошлись по фабрикам и НИИ. Танк с регистрационным номером T.187887 остался на полигоне.

на данный момент он находится в экспозиции парка «Патриот».

Зимний период 1945 года танк с регистрационным номером T.187866 был частично разобран и подвергнут обстрелу. Стало известно, что советские пушки ЗИС-3 и Ф-34 башни и лобовую часть корпуса не пробивают, но наряду с этим борта пробиваются с дистанции более двух километров. Но, возможность встречи Т-34 с «Кромвелем» была очень низка, чего не сообщишь о «Пантере», орудием которой кроме этого обстреляли британский танк.

И тут всё выяснилось значительно печальнее – 7.5 cm KwK 42 L/70 пробивала броню британской автомобили со всех расстояний.

Источники:

  • ЦАМО РФ

источник: http://warspot.ru/5034-angliyskiy-diktator-v-podmoskovnyh-polyah

Страницы истории: A27 Кромвель

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: