Испытано в ссср. 76-мм самоходная установка gun motor carriage t70

      Комментарии к записи Испытано в ссср. 76-мм самоходная установка gun motor carriage t70 отключены

76-мм самоходная установка Gun Motor Carriage M18, более узнаваемая под обозначением Hellcat, стала известной американских САУ военного периода. Владеющая замечательным 76-мм высокой подвижностью и орудием, эта машина была очень действенным противотанковым средством. Последовательность источников упоминают о том, что пять таких автомобилей попало в СССР, но на этом информация, в большинстве случаев, исчерпывается.

Это неудивительно: в отличие от самоходных установок GMC M10, каковые попали на вооружение в РККА, при с M18 дальше опробований дело не продвинулось. Наряду с этим, в действительности, в СССР прибыли предсерийные образцы САУ, обозначавшиеся как Gun Motor Carriage T70. Как сложилась будущее этих автомобилей?
Болтун — находка для советского эксперта

Работы по Gun Motor Carriage T70 начались в январе 1943 года. От начальной идеи легкого истребителя танков, которая была реализована в виде умелых GMC T49 и T67, американцы не отказывались, но наряду с этим проект серьёзно переработали. Первый опытный образец GMC T70, выстроенный в апреле 1943 года, заметно отличался от предшествовавшего ему GMC T67.

Свечную подвеску конструкторы заменили на торсионную, вместо спарки моторов Buick в машину поставили летный мотор Continental R-975-C1, трансмиссию перенесли из кормы в носовую часть автомобили. Иную форму имели и корпус, и башня самоходной установки. Грубо говоря, от предшественника осталась только вооружение и общая концепция.

Пилотные образцы самоходной установки поступили на опробования в июле 1943 года. Исходя из этого неудивительно, что GMC T70 отсутствовала в списке зарубежных САУ, каковые обсуждались советским армейским управлением в июне того же года — в то время машина была тайной. Тем занятнее выглядят события, при которых советские армейские определили о ее существовании.

Летом 1943 года несколько советских экспертов посетила полигон компании Дженерал моторс в Мильфорде, штат Мичиган. Целью визита был осмотр тяжелых танков T1E2 и M6. Осмотр проводился поверхностный, американцы не очень горели жаждой что-то показывать.

Однако, инженер Сорвин, что управлял группу, смог взять приличный количество информации.

Испытано в ссср. 76-мм самоходная установка gun motor carriage t70
Эскиз «танка-истребителя Т-70», сделанный по памяти

При осмотре тяжелых танков в беседе появилась тема «танка-истребителя Т-70». Подняли ее случайно сами американцы. По словам капитана Карлсона, «танк-истребитель» был спроектирован с учетом требований Руководства истребителей танков (Tank Destroyer Command).

Одним из главных преимуществ новой противотанковой САУ должна была стать высокая маневренность. Этого удалось добиться за счет значительного понижения толщины брони.

По задумке, Т-70 «должен был владеть свойством к стремительным неожиданным налётам на танковые подразделения соперника для стрельбы с родных расстояний и без того же скоро исчезать». Действительно, Сорвин сразу же подверг эту концепцию критике, резонно увидев, что достижение таковой высокой скорости вероятно лишь на равнинной местности.

Приемный акт на прибывшие в Молотовск самоходные установки, и идущие к ним принадлежности

Более разговорчивым был американский майор Берг. Он утвержает, что корпус и башню «танка-истребителя Т-70» спроектировал тот же человек, что проектировал GMC M10. В случае если приглядеться, то сходство между этими автомобилями вправду имеется, так что майор вряд ли лукавил. Кроме этого от американского офицера удалось взять достаточно подробные тактико-технические характеристики (ТТХ) автомобили.

Столь высокая осведомленность разъяснялась легко: сам Берг именно и являлся одним из создателей автомобили, нёсшим ответственность за её ходовую часть.

То, что поведал Берг, заставляет по-иному посмотреть на историю с опробованиями в Соединенных Штатах советских танков Т-34 и КВ-1. Дело в том, что новая ходовая часть для американской САУ разрабатывалась с учетом тщательного изучения советских автомобилей. Ходовая часть Т-34 была забрана за базу, но наряду с этим подвеску американский инженер забрал от КВ-1. Но, Берг ее переделал. Диаметр торсионных валов первой и последней пары опорных катков был увеличен.

Кроме этого торсионные валы были смещены относительно друг друга на 2 градуса, а сами они монтировались в роликовых подшипниках. Показались и дополнительные упругие элементы, каковые заметно улучшили плавность хода.

«Танк-истребитель Т-70» на НИАБТ Полигоне, весна 1944 года

Обстоятельства, по которым Берг столь детально делился информацией по новой самоходной установке, выяснились скоро. Работы по GMC T70 пребывали в самом разгаре, а присутствие советских экспертов вселило надежду, что они смогут поделиться нужной информацией по устройству подвески.

Лишним подтверждением этого предположения стали действия Берга по окончании того, как он выяснил, что прибывшая несколько советских экспертов складывается из инженеров-танкистов. Спустя 15 мин. по окончании окончания осмотра тяжелых танков американский майор догнал группу на машине и пригласил их отправиться в Детройт, дабы продемонстрировать умелую самоходную установку. По дороге Берг задавал большое количество вопросов, которые связаны с торсионами – их конструктивные изюминки, химсостав стали и т.д.

Из этих вопросов Сорвин сделал вывод, что у американцев с торсионами имелись неприятности.

Бортовые щитки, закрывавшие от грязи, на большинстве самоходных установок скоро терялись

В попытках взять необходимую информацию Берг наговорил большое количество лишнего. В частности, из данной беседы советские инженеры взяли данные об умелых средних танках Medium Tank T20 и Medium Tank T23. Наверное, майор имел прямое отношение к работам над T20E3, вариантом T20 с торсионной подвеской.

Что же касается «танка-истребителя», то знакомство с ним выяснилось мимолётным. Советские эксперты видели машину в движении, в то время, когда она возвращалась с опробований. Не обращая внимания на то, что было получено разрешение ее осмотреть, представитель компании Buick это сделать не дал, сославшись на то, что машина тайная.

Однако, Сорвину удалось узнать важную информацию, а позднее по памяти он воспроизвел и внешний вид тайной САУ.

Лёгкость без особенных удобств

Тайным Gun Motor Garriage T70 оставался недолго. В июле 1943 года первые автомобили приняли на вооружение американской армии. Разработка Buick очевидно имела определенные неприятности, на что намекает статус «условно стандартизированной автомобили». Под обозначением T70 (серийным примерам американской бронетехники в большинстве случаев присваивались индексы с буквой М) состоялся и боевой дебют автомобили.

Лишь в марте 1944 года индекс поменялся на Gun Motor Carriage M18. Одновременно с этим выпущенные ранее автомобили отправились на завод Buick, где прошли модернизацию. В общем, путь самоходной установки в серию был непростым.

Подобное размещение боекомплекта было очень рискованным, но заметно ускоряло перезарядку

В то время, когда как раз было заключено договоренность о поставках новых американских самоходных установок, совершенно верно установить не удалось. Наверное, произошло это в конце 1943 года. Точно известно только то, что 12 января 1944 года из залива Лох-Эве (Шотландия) к берегам СССР вышел конвой JW-56A.

В его составе был транспорт SS Thorstein Veblen, относившийся к известному типу транспортных пароходов «Либерти». 1 февраля 1944 года транспорт благополучно прибыл в Мурманск, доставив в СССР 11 танков M4A2 и запчасти к ним. Кроме этого на борту SS Thorstein Veblen пребывали три «самоходные пушки Т-70», к каждой из которых имелось по 2 набора ЗИП.

22 января 1944 года из Лох-Эве вышел конвой JW-56B, прибывший в Молотовск (Северодвинск) 3 февраля. В его составе на еще одном транспорте типа «Либерти», SS Albert C. Ritchie, пребывали 12 танков M4A2, и две «самоходные установки 76 мм».

Снаружи американская самоходная установка больше напоминала легкий танк

Для полигонных опробований был выделен один экземпляр САУ с регистрационным номером U.S.A. 40108549. Машина являлась 446-й в серии, изготовили ее на Buick в конце 1943 года. Установленную на истребителе танков 76-мм пушку M1A1 №1272 изготовили на Oldsmobile, еще одном автомобильном заводе концерна Дженерал моторс. В отличие от GMC M10, документов с которой просто не пришло, на этот раз с материалами был полный порядок.

Большую часть иллюстраций для технического описания самоходной установки эксперты Научно-испытательного бронетанкового полигона ГБТУ КА забрали из американского управления. Это касалось и неспециализированных видов автомобили.

Неспециализированная компоновка агрегатов GMC T70

Громадный интерес у экспертов полигона позвала трансмиссия самоходной установки. Ее двигатель был соединен с передаточной коробкой, которая через карданный вал сообщалась с трехступенчатым гидротрансформатором. От него крутящий момент передавался на планетарную коробку передач, после этого на дифференциал, а дальше на бортовые передачи.

Трансформатор, дифференциал и коробка передач были сблокированы. Для их демонтажа в лобовой части корпуса имелся громадной люк, крепившийся на болтах.

Кинематическая схема трансмиссии американской самоходной установки

С позиций бронестойкости таковой люк вызывал, мягко говоря, некое удивление. Но оно пропадало, в то время, когда становились известны эти по толщине брони. Громаднейшей толщиной (51 мм) отличалась орудийная маска, корма башни (40 мм) и ее лобовая подробность (35 мм). Столь необычное распределение брони на башне разъяснялось тем, что тут она делала дополнительную функцию противовеса.

На остальных же поверхностях САУ толщина брони не превышала 12,7 мм. Таковой была плата за удельную мощность и высокую скорость в 23,5 л.с. на тонну.

Схема бронирования. Как возможно подметить, брони тут очень мало, ею было нужно пожертвовать для подвижности

За счет того, что на этот раз в руках испытателей имелось управление, с размещением расчета в боевого отделения неточности не случилось. В отличие от GMC M10, расчет САУ Т-70 должен был трудиться в сидячем положении, и вот тут появился последовательность вопросов. Больше всего их выяснилось к условиям работы заряжающего. Его сиденье было не откидным и размещалось весьма низко по отношению к полу, что делало работу зараяжающего очень неудобной.

В случае если же данный член экипажа стоял, то было некомфортно вынимать выстрелы из укладки. Таковой промах с эргономикой стал обстоятельством того, что боевая скорострельность орудия САУ ограничивалась не быстротой его наводки на цель, а скоростью заряжания.

Размещение экипажа в боевом отделении. К нему у советских испытателей появилась масса вопросов

Много вопросов имелось и к месту начальника. В отличие от заряжающего, он должен был находиться, делая, в один момент, функции пулеметчика. Место начальника испытатели назвали неполноценным и страшным.

Никаких устройств наблюдения, не считая собственных глаз, начальник не имел, но шансы взять пулю в лоб были высокими. Единственным, кто из расчета башни ощущал себя нормально, был наводчик. К его месту ничего со стороны испытателей не было.

Схема обзорности из GMC T70

Много вопросов появилось и к обзорности. Более-менее нормально в этом замысле складывалась обстановка для наводчика, имевшего телескопический и перископический устройства. Начальник, как уже говорилось выше, не считая собственных глаз никаких устройств наблюдения не имел, да и смещенное назад место его размещения не содействовало улучшению его обзора на местность перед машиной. Обзорность с его механика-помощника и мест водителя также не было возможности назвать хорошей.

Не смотря на то, что полный сектор обзора составлял 180–200 градусов, перископы были пара смещены в сторону, что усложняло их применение.

прожорливость и Скорость

Как и при с GMC M10, огневые опробования самоходной установки T70 не задались из-за отсутствия снарядов для ее орудия. Исходя из этого по окончании изучения конструкции автомобили настал черед ходовых опробований. В соответствии с типовой программе, машина должна была пройти 1000 километров.

На практике километраж был кроме того чуть громадным и составил 1022 километра, из них 172 по булыжному и 214 по асфальтовому шоссе, 530 по проселочной дороге и 132 – по снежной целине.

До расчетных 55 миль в час (88 км/ч) на опробованиях машина так и не смогла разогнаться. На протяжении четырех попыток ее удалось разогнать только до 75,6 км/ч. С места до 70 км/ч машина разгонялась за 64 секунды, преодолевая наряду с этим расстояние в 700 метров.

При торможении со скорости 50 км/ч и более высокой самоходную установку заносило. При плавном торможении заносы прекращались, но наряду с этим расстояние, преодолеваемая САУ до полной остановки, достигала 70–80 метров.

Средняя скорость чистого перемещения по булыжному шоссе составила 38,4 км/ч, а по асфальтовому шоссе 47,6 км/ч. Скорость по шоссе ограничивалась недостаточной устойчивостью автомобили. Особенно это ощущалось при езде по обледенелой дороге.

На скоростях 60–70 км/ч машину начинало заносить.

При всем наряду с этим машина потребляла довольно много топлива – 203 литра на 100 километров. Применение двойного дифференциала увеличило радиус поворота до 12,3 метров. Иначе, отлично вела себя подвеска.

Благодаря дополнительным упругим элементам (вертикальные рессоры и гидравлические амортизаторы) удалось добиться высокой плавности хода при перемещении по хорошим дорогам.

При перемещении по проселочным дорогам быстро вырос расход горючего

Значительно более малоприятная картина начала вырисовываться на ходу по проселочной дороге. Сорвин был прав, в то время, когда сказал, что концепция легкого танка-истребителя окажется оправданной лишь на ровной местности. На проселке средняя скорость перемещения САУ снизилась до 23,8 км/ч.

Для сравнения, легкий танк М3Л на проселке развивал среднюю скорость 29 км/ч, а германский Pz.Kpfw.III Ausf.H – 25 км/ч. Ехать приходилось на 2-й передаче, потому, что гидротрансформатор снижал на проселке передаваемый крутящий момент. Кроме этого работа гидротрансформатора стала обстоятельством того, что по проселку с глубокими выбоинами машина двигаться не имела возможности.

Недостаточный крутящий момент не разрешал преодолевать и придорожные канавы глубиной 0,75 метров.

Наряду с этим на проселке американская САУ потребляла совсем неприличные количества горючего. На 100 километров пути ей требовалось 357 литров бензина и 11,3 литров масла. Кроме этого выявилось, что гусеничные ленты автомобили имели недостаточное сцепление с грунтом.

При перемещении по тяжелому распутью легкая САУ потребляла топлива столько, сколько не «ел» другой тяжелый танк

Громаднейшие же неприятности появились у «автострадного» истребителя танков при езде по заснеженной целине. Выше первой передачи гидротрансформатор подниматься не разрешал, наряду с этим еще посильнее терялся крутящий момент. Средняя скорость перемещения составляла 19,4 км/ч. Снежный покров высотой более полуметра был для автомобили непреодолимым, виной тому был все тот же гидротрансформатор. Расход горючего наряду с этим становился и вовсе ужасным.

На 100 километров пути требовалось 708 (!) литров бензина и 20,2 литров масла. Столько не потребляли кроме того иные тяжелые танки.

Опробования на преодоление подъемов

Не лучшим образом обстояло дело и с преодолением естественных препятствий. На протяжении опробований на подъем с хода удалось преодолеть вершину крутизной 16 градусов. Более крутой подъем был непреодолимым из-за недостаточного сцепления гусениц с грунтом.

С разгоном на 2-й передаче удалось преодолеть подъем крутизной 18 градусов. Потом ограничивающим причиной опять стал все тот же гидротрансформатор.

Езда по косогорам

На спуске большим углом, на котором гусеницы не проскальзывали, стал угол в 24 градуса. На протяжении опробований на косогоре при перемещении по снегу большим углом, на котором машина ехала без сползания, был угол в 18 градусов. При активным действиям рычагами для выравнивания автомобили перемещение было вероятно при угле крена в 18–22 градуса.

Последним ходовым опробованием стало преодоление брода. В его ходе стало известно, что большая глубина, которую может преодолеть самоходная установка, образовывает 1,55 метра. После этого вода через жалюзи попадала в моторное отделение. Показатель данный был весьма хорошим.

К примеру, для германского Pz.Kpfw.III брод глубиной 1,4 метра был непреодолим.

Самоходная установка преодолевает брод

Опробования стрельбой проводились одними из последних. Потому, что ТТХ пушки М1А1 всецело совпадали с 76-мм орудием М7, установленным на САУ М10, ее пробиваемость не контролировали. Изучения проводилось на кучность стрельбы. Сравнивалась она с кучностью оружия советской легкой САУ СУ-76М.

Как продемонстрировали стрельбы, при применении телескопического прицела американская самоходная установка превосходила по кучности советскую машину. При применении перископического прицела рассеивание снарядов возрастало в 2 раза.

Стрельба с маленьких остановок дала хорошие результаты – 10 попаданий из 10. Совсем другая картина складывалась при стрельбе с хода. На дистанции 1000–700 метров из 8 выстрелов ни один не попал по цели, то же самое произошло и на протяжении второй попытки.

Наконец, изучение скорострельности продемонстрировало следующие результаты: прицельная скорострельность САУ составила 7,7–9,7 выстрелов в 60 секунд, большая – 11,4 выстрела в 60 секунд.

В целом как истребитель танков GMC T70 была в полной мере хорошей машиной с позиций оружия. Шасси же советские испытатели забраковали:

«Американская самоходная артиллерийская установка Т-70 не может быть рекомендована для импорта по следующим обстоятельствам:

  1. не сильный бронировка, снабжающая защиту лишь от ружейно-мелких осколков и пулемётного огня снарядов.
  2. Громадный расход горючего, что многократно превышает расход горючего для самоходных установок данного класса в этих же условиях.
  3. Использование в качестве горючего высокосортного бензина, делающего самоходную установку страшной в пожарном отношении.
  4. Нехорошая проходимость самоходной установки».

Как уже упоминалось, по окончании стандартизации GMC T70 в GMC M18 ветхие автомобили были модернизированы. Возможно, что американцы столкнулись при их эксплуатации с весьма похожими проблемами. Но маленькая модернизация не имела возможности кардинально поменять характеристики автомобили, в особенности в том, что касалось ее проходимости. Помимо этого, опробования американского танка T26E3, что кроме этого имел гидротрансформатор, распознали похожие неприятности.

Да и бензина он потреблял с не меньшим аппетитом.

Как возможно подметить, с бронепробитием у пушки GMC T70 все было в порядке

Не обращая внимания на таковой разгромный вердикт, для американской самоходной установки нашлась работа на полигоне в Кубинке. Она принимала участие в опробовании обстрелом башни и бортов корпуса германского тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Стало известно, что 76-мм боеприпас M62 пробивает борт германского тяжелого танка на дистанции два километра.

Так, сама по себе мысль «автострадной САУ» была в полной мере здравой.

Но подобные самоходные установки могли быть действенным оружием лишь в местностях с развитой сетью дорог с асфальтовым покрытием. Для советско-германского фронта, где частенько битвы проходили в поле, отнюдь не покрытом асфальтом, подобные автомобили не годились.

Источники:

  • Материалы ЦАМО РФ

источник: http://warspot.ru/8567-avtostradnyy-istrebitel

ЗИС-3 — дивизионная 76-мм пушка

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: