Испытано в китае и сша. палубный истребитель mitsubishi a6m2

Продолжительное время считалось, что во время второй мировой первый экземпляр хваленого японского палубного истребителя Mitsubishi A6M2 был захвачен союзниками (ВМФ США) в июле 1942 года на одном из Алеутских островов. Но интервью с ещё живыми свидетелями, открытие соответствующих документов в национальных и военных архивах США, Японии и КНР подтвердили, что самый первый неповрежденный истребитель «зеро» был в руках союзников ещё до нападения японцев на Перл-Харбор! Нижеприведенная статья прослеживает цепь событий, приведших к захвату 26 ноября 1941 года китайцами первого японского истребителя «зеро» и последующую историю этого самолета.
Пролог

Было разумеется, что они потерялись! Лежавший низко туман сделал неосуществимым для двух японских летчиков авиации Императорского флота рассмотреть береговую линии под ними. Всего пара часов назад они взлетели на собственных палубных истребителях Mitsubishi A6M2 с тайваньской авиабазы Тайнань и забрали курс на Сайгон. На протяжении перелета они были отделенными от боевого порядка, и скоро пилоты утратили из виду остальные самолеты собственного соединения.

Сейчас внизу ничего не было видно. С невозможностью и ограниченным запасом топлива связаться из-за отсутствия радиостанций, удаленных для повышения дальности истребителей, летчики продолжали полет по собственному последнему азимуту. После этого успех, казалось, улыбнулась им: облака разошлись, и широкое пространство расположенного рядом с городом пляжа приветствовало их.

Два самолета кружили и подготавливались к посадке.

* * *

Испытано в китае и сша. палубный истребитель mitsubishi a6m2
палубный истребитель Mitsubishi A6M2. На данном снимке продемонстрировано как мог смотреться истребитель «зеро» с бортовым номером V-172 незадолго до его рокового полета 26 ноября 1941 года (моделирование фотографии выполнено Доном Маршем [Don Marsh])

В ноябре 1941 года армейские силы Японии завершили разработку замыслов самой сложной операции в собственной истории. Три авианосных соединения должны были нейтрализовать американский флот в Перл-Харборе, тогда как базирующиеся на земле авиационные подразделения должны были поддерживать операции на Филиппинских островах и помогать в захвате богатых ресурсами полуострова Голландской Ост и Малакка-Индии.

Атаки на английские армии в Бирме и Малайе должны были поддерживаться бомбардировщиками 22-й авиационной флотилии (???? — коку сентай), складывавшейся из авиационных групп Императорского флота (????? — кайгун кокутай) «Гензан» и «Михоро». В качестве меры усиления 22-й авиафлотилии из авиагруппы «Коноя» был передан отряд бомбардировщиков Mitsubishi G4M1 (кодовое обозначение союзников — Betty).

Но 22-я авиационная флотилия не имела в собственном составе подразделений самолетов-истребителей[1] для исполнения сопровождения и других тактических задач. 22 ноября для исполнения этих функций была организована несколько управления приданной истребительной части.

Истребительное подразделение 22-й авиационной флотилии было создано из отрядов, забранных из истребительных авиагрупп 23-й авиафлотилии, 3-й авиагруппы и авиагруппы «Тайнан». Авиагруппой «Тайнан» были переданы четырнадцать палубных истребителей Mitsubishi A6M2, четыре палубных истребителя Mitsubishi A5M4 (кодовое обозначение союзников — Claude) и три самолета-разведчика Mitsubishi C5M1 (кодовое обозначение союзников — Babs) под неспециализированным руководством лейтенанта (капитан-лейтенанта) Кикучи Инано (Lt. Kikuichi Inano).

3-я авиагруппа передала тринадцать Mitsubishi A6M2, пять Mitsubishi A5M4 и три Mitsubishi C5M1 под неспециализированным руководством лейтенанта (капитан-лейтенанта) Тадацуне Токайи (Lt. Tadatsune Tokaji). Три дополнительных истребителя Mitsubishi A5M4 были добавлены из группы резерва; так, в общем итоге были переданы двадцать семь истребителей Mitsubishi A6M2, двенадцать истребителей Mitsubishi A5M4 и шесть разведчиков Mitsubishi C5M1.

Руководить истребительным подразделением 22-й авиафлотилии был назначен коммандер (капитан 2 ранга) Ютака Ямада (Commander Yutaka Yamada), являвшийся ассистентом начальника авиагруппы «Такао».

26 ноября 1941 года по окончании пополнения истребительного подразделения 22-й авиационной флотилии авиагруппа «Тайнан» готовься забрать курс на расположенную на Тайване собственную базу. Задачей авиагруппы был перелет в Сайгон, французский Индокитай, с посадкой для дозаправки на острове Хайнань. Изучением сохранившихся записей авиагруппы «Тайнан» и опросом оставшихся в живых ветеранов подразделения занимался японский историк Юзо Накамура (Juzo Nakamura).

В соответствии с его источникам начальник эскадрильи лейтенант (капитан-лейтенант) Инано сопровождал летевших в транспортном самолете замкомандира истребительного подразделения коммандера (капитан 2 ранга) Ямаду (Commander Yamada) и офицера части лейтенант-коммандера (капитана 3 ранга) Сигехачиро Коро (Shigehachiro Koro). Офицеры направлялись в Сайгон впереди основной группы.

Уроженец префектуры Фукока (Fukoka Prefecture) летный ефрейтор 1 статьи (основной ефрейтор)[2] Симезо Иноуи (Shimezoh Inoue) должен был лететь на истребителе лейтенанта (капитан-лейтенанта) Инано[3]. Машина Инано имела серийный и 3372 тактический номер V-172.

Сопровождать летного старшину 1 статьи (главного старшину) Симезо Инуи должен был летный ефрейтор 2 статьи (ефрейтор 1 статьи) Такааки направляться (Takaaki Shimohigashi) — уроженец города Куре (Kure), префектура Хиросима (Hiroshima Prefecture).[4] Такааки Симохигаси должен был лететь на закрепленным за ним «зеро» с тактическим номером V-174. В предрассветные часы 26 ноября оба пилота взлетели с другой частью собственного подразделения. Они должны были лететь на юго-запад в сторону острова Тайнань, но на этом месте маршрута они утратили контакт с основной частью подразделения.

Никто не имеет возможности сообщить, как два пилота добрались до Лейчжоу-Панто (Leichou Panto)[5]. Радиооборудование на этих двух истребителях «зеро» было демонтировано для повышения боевой дальности полета. без сомнений, что два летчика утратили ориентировку на протяжении полета над областью с туманом, и их положение усугублялось невозможностью установить сообщение.

Узнаваемый филантроп и японский историк врач Минову Акимото (Dr. Minoru Akimoto) брал интервью у летчика пикирующего бомбардировщика авианосца «Акаги» Токуйи Иизука (Tokuji Iizuka). Ветеран атаки на Перл-Харбор господин Иизука позднее был переведен на остров Хайнань. В интервью господин Иизука подчернул, что

«Воздушное пространство над Лейчжоу было страшным со слоями густого тумана на многих эшелонах, и множество самолетов было утрачено по окончании выработки горючего».

вариант окраски палубного истребителя Mitsubishi A6M2 с серийным и 3372 тактическим номером V-172, ставшего трофеем ВВС Китайской республики (Дон Марш [Don Marsh])

По словам Герхарда Нойманна (Gerhard Neumann) — известного послевоенного инженера компании General Electric и главенствовавшего механика 23-й истребительной авиагруппы — два пилота приземлились на

«пляж наоборот острова Хайнань».

Бывший начальник 23-й истребительной авиагруппы летчик-ас Брюс К. Холлоувей (Bruce K. Holloway) подтвердил захват двух истребителей «зеро»:

«неподалеку от города Тейтсан (Teitsan) на юго-восточном побережье полуострова Лэйчжоу».

Врач Кавамото (Dr. Kawamoto) растолковал, что

«на послевоенных картах заглавия города пишется на севернокитайском языке — Цянь-Шань (?? — Qian Shan), тогда как «Тейтсан» есть заглавием на местном кантонском диалекте. В написании заглавия города употребляются те же иероглифы, каковые звучат по-различному».

Попытки полностью совершенно верно узнать судьбу двух японских военно-морских летчиков по окончании их пленения в Цянь-Шане в первой половине 40-ых годов двадцатого века была сорванной. Врач Кавамото объявил, что расположенное в Пекине правительственное турагентство информировало его, что

«эта область закрыта для посторонних, а также чужестранцев».

Поиски врача Кавамото в расположенных в Пекине архивах КНР, касающихся плененных японских военнослужащих, разрешили распознать нужную информацию. Но архивные документы Японии и США, переписка с историком Юзо Накамурой и интервью с Герхардом Нойманном, Брюсом Холлоувеем и американским асом Джоном Р. Элисоном (John R. Alison) внесли ясность и привели правдоподобной развитие событий, приведших к гибели и захвату самолётов их пилотов.

В то время, когда летный ефрейтор 1 статьи (основной ефрейтор) Инуи и летный ефрейтор 2 статьи (ефрейтор 1 статьи) Симохигаси прошли над побережьем около Цянь-Шаня к юго-востоку от Лейчжоу-Панто, тумсан рассеялся, и они направили собственные автомобили вниз. Инуи посадил собственный самолет удачно, в то время как «зеро» Симохигаси на протяжении посадки на пляже был очень сильно поврежден.

очень сильно поврежденный на протяжении посадки на пляж истребитель «зеро» летного старшины 2 статьи Симохигаси. На этом снимке изображена самая вероятная сцена посадки на пляж неподалеку от города Цянь-Шань (Тейтсан) на юго-восточном побережье полуострова Лэйчжоу (Lansdale Collection)

В соответствии с Элисону

«два японских летчика делали патрульный полет, и один из них совершил вынужденную посадку. Но его самолет не был поврежден.

Четко определенной линии фронта в Китае не было. Японцы перемещались по собственному жажде в ту либо иную сторону, но у них не было никакого метода занять и осуществлять контроль всю эту огромную территорию. Эти пилоты пологали, что они находятся на территории, контролируемой японцами.

Второй самолет приземлился рядом с первым. Пилоты вышли и попросили телефон (sic), дабы позвонить на базу. Как я осознаю, в том месте было пара школьников, один из которых сообщил:

“Отправимся к школе. В том месте имеется телефон, и вы по нему сможете позвонить”.

Они привели японских пилотов в строение школы, где они были пленены».

Что именно случилось дальше неизвестен, и будущее двух японских пилотов может окончательно остаться тайной. В полной мере возможно, что местные китайские армейские, признавая важность их трофея и хотя сохранить это в тайне, быть может, казнили двух летчиков. После этого китайский армейский отряд и/либо местные обитатели достали с пляжа «зеро» с серийным номером 3372.

В соответствии с Холлоувею второй очень сильно поврежденный «зеро» был грубо разломан на секции и удален по частям с пляжа. Для китайцев принципиально важно было как возможно стремительнее убрать самолеты и не разрешить японцам узнать о утрата ими двух «зеро».

Элисон продолжал:

«Мне поведали, что китайские крестьяне, в особенности в той части Китая, не просматривали газет, и они не были совсем уверены, что это были неприятели. Когда они определили и перед тем как воины добрались до автомобилей, они стёрли с лица земли один из самолетов. Вторая машина (V-172) была шепетильно разобрана и перенесена в горы.

Я не знаю, употреблялись для этого бычьи повозки либо повози кули».

Потребовались месяцы, дабы под носом подразделений японской армии перевезти два трофейных «зеро» с побережья Лейчжоу к расположенному в материковой части Китая городу Лючжоу (Liuchow). К концу лета китайские механики собрали «зеро» (V-172, серийный номер 3372). При повторной сборке стало известно, что фюзеляжные панели, устанавливающиеся сзади капота «зеро», были утрачены на протяжении перевозки на север.

Исходя из этого китайские механики в качестве замены начальных панелей изготовили панели сложной формы с нехарактерными для автомобили жалюзями охлаждения. В это же время в июле 1942 года второй палубный истребитель Mitsubishi A6M2 был восстановлен американскими моряками по окончании крушения на одном из Алеутских островов. В соответствии с одному неподтвержденному источнику как раз сейчас начальник штаба ВВС союзников в южной части Тихого океана генерал Натан Ф. Твининг (Maj.

Gen. Nathan F. Twining) с военной миссией связи отправился в Китай с целью организации на этом ТВД оперативно-тактических групп ВВС Китайской республики. Как гласит легенда в том месте Твинингу были продемонстрированы остатки захваченного «зеро», и он в соответствии с этим фактом по преимуществу оценил генерала Клэра Ли Шенно.

В октябре в Куньмине (Kunming) к Нойманну, находившемуся на улице вне ангара, подошел начальник 76-й истребительной авиаэскадрильи Холлоувей и сообщил:

«Херман, старик хочет видеть тебя прямо на данный момент!»

Нойманн так говорит о собственной встрече с Шенно:

«Нойманн, сообщил Шенно, мы взяли достаточно хороший «зеро», захваченный китайскими крестьянами на оккупированном японцами берегу наоборот Хайнаня.

… Вот размеченная диаграмма, где находятся обломки. Как ты наблюдаешь на то, дабы вернуть самолет и совершить его летные опробования совместно с отечественными автомобилями?»

Элисон подтверждает слова Нойманна:

«В то время я не знал Нойманна и я вправду не знал был ли у нас «зеро», до тех пор пока Шенно не позвонил мне. Он сообщил:

“У нас имеется данный «зеро», и я желаю, дабы ты отправился в том направлении, забрал его и облетал его над Гуйлинем (Kweilin)”.

Он отправил сообщение, и я заявил, что не могу просматривать по-японски. Он сообщил приблизительно следующее:

“тебе не требуется. В том месте имеется сержант, что умнее, чем ты, и он сообщит тебе, как летать на самолете”».

Затем общения Нойманн и штаб-сержант Джордж Л. Макки (Staff Sgt. George L. Mackie) вылетели в Гуйлинь и продолжили перемещение на юг поездом до Лейжоу. В поездке их сопровождали армейский обозреватель издания «Yankee» Билл Барнс (Bill Barnes) и фотограф армейского департамента «Мак» Мак-Грегор («Mac» McGregor). Нойманн приступил к ремонту и довел самолет до пригодного к полетам состояния.

На протяжении одного из интервью Нойманн отыскал в памяти, что на «зеро» не было установлено радиооборудование, не смотря на то, что в то время, когда он в первый раз осмотрел V-172, то увидел, что на данной машине была установлена антенна. Он кроме этого отыскал в памяти, что в то время, когда в первый раз заметил «зеро», то машина уже была перекрашена в китайский камуфляж и несла опознавательные символы ВВС Китайской республики.

серия фотографий, сделанных в Лейчжоу летом 1942 года. Эта и нижеприведенная фотография показывают восстановленный механиками и китайскими инженерами истребитель «зеро» (серийный номер 3372). На первой фотографии на заднем замысле продемонстрировано крыло другого разбившегося «зеро» (USAF I.D. 4721-A.C.)

обратите внимание на то, что расположенные сзади капота фюзеляжные панели были заменены на панели, изготовленными китайскими механиками. Эти новые панели делают V-172 легко обнаруживаемым на последующих фотографиях (USAF I.D. A-4721-A.C.)

вид позади на «зеро» (серийный номер 3372) (USAF I.D. B-4721-A.C.)

как полагают американский офицер, стоящий на снимке вторым справа, есть генералом Натаном Ф. Твинингом (USAF I.D. C-4721-A.C.)

После этого Нойманн поведал следующее:

««Зеро» был собран совместно с китайцами, по окончании чего я начал контролировать машину и сделал пара трансформаций в регулировке зажигания двигателя и другие маленькие исправления. По окончании семь дней опробований и последовавших за этим нескольких часов работы двигателя мы позвонили полковнику Элисону с предложением спуститься, принять самолет и отправиться на нем в Гуйлинь».

Нойманн кроме этого приспособил американское радиооборудование и установил его на самолет.

В другом интервью, данном Нейнманом в первой половине 90-ых годов XX века, он отыскал в памяти один момент, случившийся на протяжении ремонта «зеро». Он только что снял крышку снарядного коробки одной из крыльевых пушек. В снарядном коробке Нойманн отыскал выполненный в японском стиле декоративный женский гребень для волос.

Он сохранил данный милый сувенир с мыслью, что гребень, быть может, принадлежал жене пилота либо его возлюбленной.

Элисон, что к этому времени был начальником 75-й истребительной авиаэскадрильи, прибыл в на данный момент. Он стал первым американцем, летавшим на захваченном на китайском побережье истребителе «зеро». К этому времени на крыло трофейной автомобили были нанесены китайские опознавательные символы, а на вертикальное оперение китайский серийный номер P-5016.

По окончании проверки Нойманном кабины, Элисон выполнил маленький, прошедший без осложнений, полет в Гуйлинь с шасси в выпущенном и убранном положениях.

По окончании прилета «зеро» в Гуйлинь, Нойманн сообщил:

«Меня попросили взглянуть, смогу ли я сделать колеса трудящимися и могу ли выполнить еще один осмотр по окончании первого полета. За пара дней до этого мы над Гуйлинем сбили пара японских бомбардировщиков. Из их обломков я забрал кое-какие участки трубопроводов гидравлической совокупности, мало гидравлической жидкости и уникальные свечи зажигания и все это установил их на «зеро».

В присутствии руководства мы пара раз протестировали колеса; все трудилось отлично. Самолет взлетел, колеса стали подниматься, но не убрались в ниши. Самолет потерпел аварию, и его фюзеляж искривился, но полковник Элисон не пострадал».

По окончании потребовавшего большого времени повторного ремонта «зеро» с серийным номером 3372, он же P-5016, снова готовься к испытательным полетам. На протяжении опробований на «зеро» летали как минимум пять американских асов из 23-й истребительной авиагруппы:

  • • Джон Р. «Джонни» Элисон (John R. «Johnny» Alison) — шесть побед;
  • • Альберт Дж. «Аякс» Боумлер (Albert J. «Ajax» Baumler) — девять побед;
  • • Брюс К. Холлоувей — тринадцать побед;
  • • Грант Махони (Grant Mahony) — пять побед;
  • • Клинтон Д. «Кейси» Винсент (Clinton D. «Casey» Vincent) — шесть побед.

Эти летчики образовали очень эксклюзивную группу, названную ими «Клуб Ноль» («The Zero Club»).

«клуб Ноль». Эти асы 23-й истребительной авиагруппы испытывали в воздухе палубный истребитель Mitsubishi A6M2 (серийный номер 3372, но же P-5016). Стоят (слева направо): «Кейси» Винсент, «Джонни» Элисон из 75-й истребительной авиаэскадрильи и начальник 23-й истребительной авиагруппы Брюс Холлоувей. Спереди (слева направо): ас гражданской войны в Испании «Аякс» Боумлер из 75-й истребительной авиаэскадрильи и начальник 76-й истребительной авиаэскадрильи Грант Махони (Эрма Боумлер [Erma Baumler])

Скоро наступило время окончания нахождения в Китае истребителя «зеро» с серийным номером 3372. В начале 1943 года данный «зеро» в сопровождении истребителей Curtiss P-40K Warhawk из 23-й истребительной авиагруппы был доставлен в Карачи. Друг за другом P-40K Warhawk прерывали собственную задачу по сопровождению, и «зеро» прибыл в Карачи в одиночку.

В этом городе Нойманн руководил упаковыванием в коробки трофейной автомобили, размещением её на борту корабля и отправкой в Соединенных Штатах с целью проведения предстоящих опробований.

Путешествие В США прошло не без приключений. Историк Роберт К. Микеш (Robert C. Mikesh) пишет, что крыло и передняя часть фюзеляжа «зеро» пострадали на протяжении шторма. Имеется еще одно сообщение, что «зеро» был поврежден в Гаване, Куба, на протяжении перегрузки на корабль, шедший в порт США.

Так или иначе, компания Curtiss Aircraft company вызвалась вернуть данный в очередной раз поврежденный «зеро». По окончании его реконструкции и ремонта Mitsubishi A6M2, уже несший опознавательные символы USAAF и тестовый код филиала EB-2 на хвостовом оперении, был послан на авиабазу Райт-Филд (Wright Field), штат Огайо, и на полигон Армии США Эглин-Филд (Eglin Field), штат Флорида, где делал испытательные полеты. В Эглин-Филде хвостовой номер «зеро» был совсем заменен с EB-2 на EB-200.

В течение последнего года войны планер был сфотографирован в Калифорнии в рамках тура по подписке на облигации армейского займа. Тогда же данный «зеро» провалился сквозь землю из поля зрения кроме этого таинственно, как он провалился сквозь землю из японских перечней армейского имущества в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Кто знает?

Вероятно «зеро» с серийным номером 3372 — он же «таинственный зеро», «китайский зеро» и «зеро-тигр» — покажется опять! Сейчас мы знаем точно лишь одну вещь: палубный истребитель Mitsubishi A6M2 с серийным и 3372 тактическим номером V-172 принадлежал авиагруппе «Тайнан» и первенствовал истребителем данного типа, захваченным неповрежденным на протяжении Второй мировой.

нанесенный на фюзеляж Mitsubishi A6M2 с серийным и 3372 тактическим номером V-172 трафарет с главными данными. Эта имитация, выполненная Доном Маршем, дублирует внешний вид трафарета с данными, нанесенного на «зеро» с серийным номером 3372. Первая строка: палубный истребитель тип 0 модель 2. Вторая строка: компания Mitsubishi серийный номер 3372. Третья строка: дата изготовления — 21 октября 1941 года (год — месяц — сутки) (Дон Марш)

Библиография:

Anon. Interview: M/Sgt Gerhard Neumann, ASN 10500000, Technical Air Intelligence, A-2, Former AVG. Washington D.C.: 14th AF Historical Office, 8 May 1945.
Hata, Ikuhiko, and Yasuho Izawa. Japanese Naval Aces and Fighter Units in World War II. Annapolis: Naval Institute Press, 1989.
Japan Welfare Ministry. Roster of Aircrew Killed in Action. Tokyo: Defense Research Institute.
J.I.S. Working Committee on Japanese Aircraft. Type 0, Mark 1 S.S.F.
(Zeke) Manufactured by Mitsubishi: Serial No. 3372. Washington D.C., 1 June 1943.
Mikesh, Robert C. Zero. Osceola: Motorbooks International Publishers Wholesalers, 1994.
Molesworth, Carl. Sharks Over China. Washington: Brassey s, Inc., 1994.
Nakamura, Juzo. Tainan Kaigun Kokutai Chronicles. Tokyo: Unpublished Manuscript.
Neumann, Gerhard. Herman The German. New York: William Morrow and Company, Inc., 1984.
Olynk, Frank. Stars Bars. London: Grub Street, 1995.
Thompson, Scottie S. Interview of Maj Gen John R. Alison. Montgomery: Office of Air Force History, 1979.
Tracy, Charles. Air Progress Vol. 21 No. 3 “The Engine Genius of General Electric.” New York: Conde Nast Publications, Inc., 1967

ПРИЛОЖЕНИЕ

испытаний и Фотографии ремонта палубного истребителя Mitsubishi A6M2 с серийным и 3372 тактическим номером V-172.

перед тем как «зеро» готовься к полетам, Герхард Нойманн выполнил капремонт этого самолета. На сегодня от этого самолета остались только кусок полотняной обшивки хвостового оперения с серийным номером 3372 и железная пластина с данными (Wright Field/USAFM)

Герхард Нойманн (справа) и штаб-сержант Макки занимаются регулировкой винта трофейного истребителя Mitsubishi A6M2 с серийным номером 3372. Обратите внимание на особые фюзеляжные панели с жалюзи на правой консоли крыла. Модифицированные панели заменили начальные, потерянные при транспортировке из Лейчжоу (Gerhard Neumann)

восстановление самолета закончено, и машина готова к полету (Lansdale Collection)

палубного истребителя Mitsubishi A6M2 с серийным и 3372 китайским номером P-5016 (Lansdale Collection)

по словам Джона Элисона поломка шасси и блокировка правой главной стойки в промежуточном положении были позваны попаданием небольшого камешка в передаточный механизм на протяжении взлета самолета. Нойманн под правой консолью осматривает повреждения (Gerhard Neumann)

P-5016 в Куньмине. «Японский «зеро» захвачен генералом Шенно и его «летающими теграми»» (USAF Photo 23479 AC via Don Thorpe)

«трофейный японский истребитель «зеро» стоит на площадке рядом от взлетно-посадочной полосы аэропорта где-то в Китае, февраль 1943 года» (USAF Photo 73988 AC via Don Thorpe)

вертикальное оперение с надписью P-5016 крупным планом. На руле направления яркой краской нанесена трафаретом надпись «Mitsubishi 3372 Go» (Lansdale Collection)

«ассенизационные автомобили» проезжают мимо истребителя Curtiss P-40K Warhawk, на котором летал начальник 75-й истребительной авиаэскадрильи Грант Махони, Куньмин. Подобные тележки имели возможность в течение нескольких месяцев употребляться для перевозки частей «зеро» на север в Лейчжоу посмле захвата автомобили китайцами (Lansdale Collection)

«трофейный японский истребитель «зеро» в полете над аэропортом в Китае, февраль 1943 года» (USAF Photo 73987 AC via Don Thorpe)

«сравнение истребителей: трофейного японского «зеро» (справа) и Republic P-43 (слева), летящих над аэропортом где-то в Китае, 2 февраля 1943 года». Пилотом, делавшим сравнительные полеты, был, в большинстве случаев, Брюс Холлоувей (USAF Photo 73989 AC via Don как следует)

начальник 76-й истребительной авиаэскадрильи Грант Махони (справа) незадолго до испытательного полета на «зеро»; слева полковник Иван У. «Мак» Мак-Элрой (Lt. Col. Ivan W. “Mac” McElroy) (Don G. Mahony)

Грант Махони контролирует «зеро» (Don G. Mahony)

Аякс Боумлер подготавливается к испытательному полету (Leon Klesman via Carl Molesworth)

Аякс Боумлер выруливает на трофейном истребителе «зеро» (с/н 3372, он же P-5016) (Leon Klesman/Erma Baulmer)

трофейный «зеро» был полностью восстановлен компанией Curtiss Aircraft company и прошел летные опробования на авиабазе Райт-Филд, штат Огайо с нанесенным на хвостовое оперение тестовым кодом филиала EB-2 (Official USAF Photo 25556 AC via Don Thorpe)

трофейный «зеро» с серийным номером 3372 по окончании последнего ремонта (Official USAF Photo A47658-L via Bob Mikesh)

  1. на 15 ноября 1940 года в составе авиагруппы «Гензан» было 15 истребителей Mitsubishi A5M4
  2. соответствие званий неофицерского состава Императорского флота и РККФ забрано из жж коллеги midnike http://midnike.livejournal.com/6375.html
  3. эта информация подтверждается документами авиагруппы «Тайнан» и известным асом Сабуро Сакаи
  4. эта информация подтверждается младшим братом Сигефуми Симохигаси (Shigefumi Shimohigashi)
  5. местность кроме этого известна как Лейжоу (Leizhou) и полуостров Лэйчжоу (Luichow Pennisula)

источники:

  • http://www.j-aircraft.com/research/WarPrizes.htm
  • http://www.j-aircraft.com/research/additional_photos_for_zero_war_p.htm

Mitsubishi A6M Zero — самолет камикадзе — War Thunder

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: