В истории Второй мировой довольно известно о самолетах, каковые принимали участие в битвах на европейском ТВД и были захвачены соперником. Французские самолеты с германскими опознавательными знаками и камуфляжем, равно как и германские автомобили с французскими кокардами уже были храбрецами книг и ряда статей. Но будущее самолетов союзников, попавших в руки японцев, упоминается значительно реже.
Очевидно, что если сравнивать с немцами японцы захватили намного меньшее количество авиатехники союзников, да и период, за который японцы имели возможность захватывать самолеты соперника, был маленьким. Это было значительной обстоятельством для того чтобы малого количества захваченных автомобилей: японцы шли от победы к победе только пара месяцев.
Помимо этого, в начале войны на Тихоокеанском ТВД ВВС союзников количественно (за исключением Нидерландов) значительно уступали развернутым в Европе группировкам. Потом у Империи Восходящего Солнца было значительно меньше шансов по захвату находящихся в удовлетворительном состоянии самолетов союзников…
Так эта тема есть малоизученной и полузакрытой, но, однако, мы постарались собрать фотографии и некоторую информацию, дабы выполнить это вызывающее значительные трудности изучение. Это изучение до сих пор вызывает большое количество вопросов, и быть может, что отечественные читатели окажут помощь нам уточнить данные.
Кое-какие неспециализированные положения
Перед тем как детально разглядеть захваченные японцами самолеты нам представляется ответственным перечислить победы японцев на ранней стадии войны. Кратко, по окончании атаки Перл-Харбора японские армии атаковали британские владения, Филиппины (тогда «владение» США) и, наконец, Голландскую Ост-Индию. Большиство английских владений в Юго-восточной Азии (Гонконг, Малайзия, Сингапур и др.) и Голландская Ост-Индия скоро появились в руках японцев.
Так, к примеру, Ява была захвачена 8 марта 1942 года, а над Сингапуром развивался флаг Императорского японского флота уже 15 февраля, тогда как битвы на Филиппинах длились до мая 1942 года.
Большинство «улова» японцев приходится на английские и голландские территории, тогда как на Филиппинах было захвачено только пара самолетов (каковые потом необходимо было восстанавливать). По дошедшим до нас сведениям из японских архивов более трехсот гражданских самолётов и военных (как целые автомобили, так и обломки) попали в руки японцев. И в случае если на территории Голландской Ост-Индии японцами были захвачены 177 самолетов армейского назначения, то об улове японцев на Филиппинах до сих пор было само известно.
Филиппины
В то время, когда японцы напали на филиппинский архипелаг, их авиация с громадным успехом атаковала американские аэродромы. Громадным сюрпризом для американцев стала утрата в первые дни кампании большей части собственной авиации, включая самые современные самолеты — Curtiss P-40 и Boeing B-17 — из пребывавших на островах. На Филиппинах битвы длились практически шесть месяцев, и японские армии смогли отыскать мало самолетов в летном состоянии.
Исходя из этого не страно, что на Филиппинах из захваченных японцами могли быть использованы лишь два тяжелых бомбардировщика Boeing B-17D (40-3069 и 40-3095 из 19-й бомбардировочной авиагруппы), причем эти автомобили были восстановлены за счет «каннибализации» оставшихся нелетными вторых автомобилей. 8 декабря 1941 года оба четырехдвигателльных самолета были очень сильно повреждены на протяжении налета вражеской авиации на аэропорт Кларк-Филд (Clark Field) и затем американцами не ремонтировались.
Со своей стороны японцы, воспользовавшись обломками покинутых на аэропорте разбитых самолетов, смогли вернуть B-17. По окончании восстановления эти два бомбардировщика были доставлены в Японию, где был представлен на нескольких выставках трофейной авиатехники союзников (в апрель 1942 и июль 1943 года).
Само собой очевидно, что технический университет Императорской армии самым тщательным образом изучил эти самолеты. После этого в июде 1942 года они употреблялись для обучения летчиков-истребителей ПВО. В частности один из бомбардировщиков Boeing B-17D совместно Ki-27 из 244-го сентая на протяжении авиашоу, организованного на базе Тёфу (Chofu), выполнили показательный воздушный бой.
Второй B-17 (в этом случае модификации E) был захвачен в Голландской Ост-Индии и использован японцами (об этом самолете потом в статье).
Кроме этого на Филиппинах было захвачено пара истребителей (Curtiss P-40 и Seversky P-35), но правильное число до тех пор пока установить не удалось. Истребителям P-40 японцы нашли использование, в то время как автомобили компании Александра Прокофьева-Северского, вероятнее, остались не у дел.
Голландская Ост и Сингапур-Индия
В конечном счете в Сингапуре и на территирии голландских владений (по большей части на островах ява и Суматра) японцы захватили наибольшее число самолетов, о чем, кстати, свидетельствуют бессчётные фотографии. Маленькое количество автомобилей, захваченных в Сингапуре, было восстановлено до летного состояния, не смотря на то, что, быть может, среди них были трофейные самолеты с Явы.
В Сингапуре японцами были захвачены пара поврежденных истребителей Brewster Buffalo, каковые были посланы на слом. Но три скоростных двухмоторных бомбардировщика Glenn Martin 139 WH-3 из 1 и 2-VI.G.III военной авиации Королевской голландской Ост-Индской Армии (Militaire Luchtvaart van het Koninklijk Nederlands-Indisch Leger — ML-KNIL), направленные руководством в Сингапур для помощи англичан, были отремонтированы японцами (включая машину M-576) и потом были доставлены в Таиланд.
На аэропорте Палембанг 1 (Palembang 1), Суматра, англичане покинули два Lockheed Hudson, два Hawker Hurricane, два Brewster Buffalo (453-й эскадрильи) и пара учебных Tiger Moth и Miles Master, тогда как голландцы кинули один связной Piper Cub. На момент захвата эти самолеты были в довольно хорошем состоянии, но после этого были фактически стёрты с лица земли в следствии воздушных ударов союзников по этому аэропорту.
Громаднейшее количество авиатехники было захвачено японцами на острове Ява, в котором пребывала большинство союзных армий. Японцами кроме этого были захвачены гражданские автомобили. Это были самолеты, эксплуатировавшиеся Королевской авиационной компанией Голландской Ост-Индии (Koninklijke Nederlandsch-Indische Luchtvaart Maatschappij — KNILM).
Разные изучения (особенно голландских авторов) воображают следующую таблицу самолетов, захваченных в марте 1942 года японцами на Яве.
Тип самолета |
Место захвата |
Кол-во |
Примечания |
Национальная принадлежность |
Bristol Blenheim |
Калиджати (Kalidjati) |
23 |
а также 8 пригодных к полетам |
Королевские ВВС (RAF) |
Lockheed Hudson |
Андир (Andir) |
1 |
Королевские ВВС Австралии (RAAF) |
|
Boeing B-17E |
Джокьякарта (Djokjakarta) и Андир |
2 |
а также 41-2471 |
Летный Корпус армии США (USAAC) |
Glenn Martin 139 WH-1, 2, 3 и 3A |
Диверс (Divers) |
18 |
а также 12 в Андире: M523, M542, M549, M5105, M501, M502, M504, M507, M508, M509, M511, M513 |
ML-KNIL |
Curtiss-Wright CW-21B |
Андир |
2 |
захвачены технической работой |
ML-KNIL |
Curtiss-Wright CW-22/CW-22B |
Диверс |
27(?) |
а также 4 CW-22B (из 25 заказанных)в Магуво (Maguwo) |
ML-KNIL |
Curtiss P-40E |
Андир |
? |
предназначались для переоснащения 1-VI.G.IV; 3 самолета были собраны |
ML-KNIL |
Hawker Hurricane I |
Калиджати и Андир |
2 |
по одному на каждом аэропорте |
ML-KNIL |
Ryan STM-2 |
Калиджати |
? |
а также R010, R026, R028, R044, R048 и R065. часть самолетов было в коробках для эвакуации в Австралию |
ML-KNIL |
Douglas DB-7B |
Тасикмалая (Tasikmalaja) и Чилачьяп (Tjilatjap) |
1 либо 2 |
6 доставлены на Яву 27.02.42 г. |
Нидерландская авиационная работа ВМС (Marine Luchtvaart Dienst – MLD) |
Douglas DC-5 |
Андир |
1 |
PK-ADA |
KNILM (гражданской) |
Brewster Buffalo |
Андир |
7 |
а также 2 из состава RAF |
ML-KNIL |
Fokker F-XII |
Семплак (Semplak) |
1 |
PK-AFI |
KNILM (гражданской) |
Grumman G-21a |
Андир |
1 |
PK-AKA |
KNILM (снят в аренду голландско-новогвинейской нефтяной компанией [Nederlandsche Nieuw Guinea Petroleum Maatschappij – NNGPM]) |
Большая часть из этих самолетов по окончании ремонта были посланы в Японию, где участвовали в нескольких публичных показах и выставках. Японские технические работы не стесняясь шепетильно изучили захваченную авиатехнику. Японцы были особенно впечатлены компрессорами, установленными на B-17, потому, что они в течении всей войны без шуток отстсавали в данной области.
сверху вниз:
Douglas DC-5 (бывш. PK-ADA из KNILM) в испытательном центре авиации Императорской армии, Тачикава, Япония, 1942-1943 гг.
Douglas DB-7B (бывш. MLD) в испытательном центре авиации Императорского флота, Ацуги, Япония, 1944-1945 гг.
Lockheed Hudson (бывш. RAAF) в испытательном центре авиации Императорской армии, Андир, Ява, 1942 г.
Ryan STM-2 (бывш. ML-KNIL), захваченный в Калиджати (Ява) в марте 1942 года
снятая в первой половине 40-ых годов XX века впечатляющая фотография летящего трофейного B-17D (все фотографии [если не указано иное] Мару [Maru])
на Филиппинах японские армии захватили некое количество истребителей Seversky P-35 (на фотографии трофейный P-35A 34-й истребительной авиагруппы). Представляется маловероятным, что самолеты данного типа летали с японскими опознавательными символами (коллекция М. Люди [M. Ledet])
безмоторный B-17D на аэропорте Кларк-Филд. Возможно эта машина была воостановлена японцами (коллекция М. Люди)
B-17D на аэропорте Тёфу. На этом аэропорте данный самолет употреблялся ожидая обучения пилотов из частей ПВО, оснащенных Ki-27 и Ki-44
взлет B-17D с аэропорта Тёфу
в июле 1942 года рядом от Токио была совершена выставка трофейной авиатехники союзников. На переднем замысле B-17D, за заднем замысле одиночный Grumman G-2 из KNILM, кроме этого возможно заметить Glenn Martin и Hudson
семь Brewster Buffalo (включая два английских) были захвачены в Андире в марте 1942 года. На фотографии представлен B-339D (бывш. ML-KNIL) «2», чьи опознавательные символы были грубо перекрашены
Boeing B-17D в прицеле кинофотопулемета делавшего учебный перехват японского истребителя. Японские пилоты многому обучились на протяжении имитации атак против этих самолетов, но бучившихся было через чур мало
Brewster Buffalo «1» на аэропорте Андир с нанесенным на фюзеляж хиномару
два Buffalo подготовлены к полетам; на переднем замысле «2». Кое-какие источники утверждают, что в Японию были доставлены четыре самолета этого типа, но до сих пор обоснован захват лишь двух автомобилей
Brewster Buffalo «1», но в этом случае в Японии в июле 1942 года; самолет подготовлен для показа японской общественности
две фотографии Hawker Hurricane Mk I (последнее серии) подготовлен к полетам; данный самолет принадлежал Нидерландам и оснащался тропическим фильтром
единственный захваченный японцами на Яве Lockheed Hudson; машина принадлежала RAAF и в марте 1942 года пребывала в Андире
всецело перекрашенный Lockheed Hudson; обратите внимание на закрашенные на киле английские опознавательные символы
две фотографии Curtiss P-40E, захваченного на расположенном на острове Ява аэропорте Андир. Самолет был восстановлен посредством индонезийского технического персонала ML-KNIL
источник: Michel Ledet Des avions allies aux couleurs japanaise Avion 109
Самураи неба. Камикадзе. Японская авиация второй мировой
Увлекательные записи:
- Хроника не очень пикирующего бомбардировщика. часть i
- Квартет. часть 2. waco model w aristocraft и planet satellite
- Альтернативные гидросамолеты-истребители gloster gladiator mk.ii hidro. великобритания/португалия
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Испытано в японии. трофейные самолеты союзников часть 2
Часть I Различные судьбы Часть захваченных самолетов японцы кинули либо послали на слом, но неккоторым самолетам они нашли использование. Так B-17D и E…
-
Трофейные «ишаки». часть 2 испытано в германии и румынии
Доступ к «Рате» фашисты взяли благодаря правительству Франко, которое предоставило немцам один боевой И-16 и один УТИ-4. На И-16 тип 5 (по другой…
-
Испытано в японии. истребитель-перехватчик миг-25
Возможно, ни один коммунистический самолет не сравнится по количеству слухов и легенд с МиГ-25. Его появление на воздушном параде 1967 г., проходившем в…
-
Испытано в японии. истребитель north american p-51 mustang
В конце 1943 года японские пилоты столкнулись с новым вражеским самолетом — американским истребителем P-51 Mustang. Не обращая внимания на кое-какие…
-
Испытано в ссср. многоцелевой самолет g.24 (юг-1)
Последний «Илья Муромец» был собран в июле 1918 года. Первый ТераБайт-1 вышел с завода летом 1929 года. В промежутке между этими датами отечественная…
-
Часть 1 Имел бы замысел успех? Лерой Томпсон (Leroy Thompson), учитывая кое-какие удачи десантников, совершивших во время второй мировой атаки на…