В осеннюю пору 1924 года в Крыму состоялись II Всесоюзные планерные опробования. В оргкомитет II ВПИ входили: Г.Н.Знаменский, С.В.Ильюшин, И.К.Кирилов, Н.П.Королев, В.П.Невдачин, А.А.Сеньков. Главой оргкомитета был назначен С.В.Ильюшин. Для обеспечения опробований были образованы:
-технический комитет;
-работа измерений;
-работа погоды;
-фотообслуживание.
Технический комитет II ВПИ трудился под руководством доктора наук В.П.Ветчинкина (ЦАГИ). В комитет входили : доктор наук Г.Ф.Проскура (ОАВУК — Крыма авиации и Общества Украины), инженер Е.Н.Майоранов (НТК ВВС), В.С.Пышнов и М.К.Тихонравов (слушатели 4 курса АВФ). Задачи технического комитета пребывали в осмотре планеров, опробовании их на прочность, выдаче разрешения на допуск к обработке и полётам научного материала, взятого на опробованиях.
Работой измерений в составе Л.С.Курина, Н.Н.Леонтьева, Агонаса и Г.Н.Знаменского проводились на протяжении полетов замеры высоты, дальности полета, скорости понижения планеров.
Работа погоды обеспечивалась докторами наук Сперанским и Буровым.
Фоточастью управлял летчик-наблюдатель Е.Ф.Бурче.
На II ВПИ, в связи с предполагавшейся учебной работой, было выбрано два главных места старта: один пологий на бугре Кара-Оба, около деревни Изюмовка и второй старт размешался на Узун-Сырт. Старт на Кара-Оба являлся главным. Тут выявлялись в полетах летные качества планеров и проводилась учебная работа. На Кара-Оба размешался оргкомитет авиационных палаток 11 и испытаний для размещения планеров. Старт на Узун-Сырт предназначался для рекордных полетов.
На протяжении полетов с Узун-Сырт пользовались автолебедкой, извлекающей тросом спустившиеся в равнину планера.
Из 48 представленных планеров к полетам были допущенны — 42. На 42 допущенных к полетам планерах, было выполнено 572 полета неспециализированной длительностью 27 часов 3 секунды. Пилот Константин Арцеулов на планере «Икар», выстроенном по его чертежам в Одессе, продержался в воздухе 1 час 17 мин. 55 секунд и взял особый приз «За продуманность и красоту полета».
Громаднейшую длительность парения — 5 часов 15 мин. 32 секунды — показал на планере «Москвич», конструкции Н.Д.Лучинского и А.В.Чесалова, пилот Леонид Юнгмейстер. Ровно на час меньше парил на КПИР-1 студент КПИ Константин Яковчук, в прошлом армейский летчик. Он взял третий приз за высоту и продолжительность полета.
Всего в опробованиях принимали участие 36 пилотов, 23 из которых были удостоены пилота пилота-парителя и 9 — звания-планериста. Пилоту-планеристу нужно было выполнить пять полетов суммарной длительностью не меньше 60 секунд, причем один из них обязан продолжаться не меньше 30 секунд. Пилоту-парителю предстояло продержаться в воздухе не меньше 3 мин. без утраты высоты.
В числе взявших звание пилотов-парителей были К.К.Арцеулов и К.Н.Яковчук.
Основных призов были удостоены конструкторы планеров «Москвич», «Ларионыч» и КПИР-1. Лучшими учебными планерами были признаны «Комсомолец», «Стрекоза» и «Рабфаковец-печатница».
За уникальную конструкцию были отмечены планеры БИЧ-2 и «ОДВФ ТССР». Кроме этого были премированы конструкции рекордных и тренировочных планеров: «Марс», «АВФ-10», «Красный летчик», «АВФ-9», «АВФ-16», «АВФ-17», «Голубь» и «Смоленец».
Но радость от этих достижений омрачилась катастрофами. 11 сентября на планере «Комсомолец» собственной конструкции на южном склоне горы Узун-Сырт разбился слушатель и — Петр Академии воздушного флота. Машина разрушилась в воздухе. Гору Узун-Сырт, что в переводе с тюркского свидетельствует «Продолжительная поясницы», позднее переименовали в «Гору Клементьева».
А через 14 дней по окончании смерти Клементьева в том месте же потерпел трагедию на харьковском планере «Бумеранг» армейский летчик К.А.Рудзит.
II Всесоюзные планерные опробования продемонстрировали, что коммунистический планеризм за год вырос количественно и как следует. Была создана сеть рабочих планерных кружков, из которых вышли будующие выдающиеся авиаконструкторы, авиационные инженеры, лётчики и учёные, такие как О.К.Антонов, А.С.Яковлев, Н.Н.Фадеев, Ю.А.Победоносцев, В.Ф.Болховитинов, В.С.Вахмистров, М.И.Гуревич, Д.Л.Томашевич, А.В.Чесалов и др.
.
.
Источники:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.
Полтинник 1924 года / Нумизматика
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Iv всесоюзные планерные состязания 1927 года.
По окончании годичного перерыва Осоавиахимом были организованы IV Всесоюзные планерные состязания, проходившие на горе Узун-Сырт (Клементьева) в районе…
-
X всесоюзные планерные состязания 1934 года.
X Всесоюзный планерный слет организованный Центральным Советом ОСОАВИАХИМа СССР, проходил на горе Клементьева (Узун-Сырт) с 1 сентября по 6 октября 1934…
-
Iii всесоюзные планерные состязания 1925 года.
III Всесоюзные Планерные Состязания проходили на горе Клементьева с 27 сентября по 11 октября 1925 года. До официального открытия с 14 сентября…
-
Xi всесоюзные планерные состязания 1935 года.
XI Всесоюзные планерные состязания проходили на горе Клементьева с 6 сентября по 6 октября 1935 года. В этом случае Верховная летно-планерная школа…
-
Vii всесоюзные планерные состязания 1930 года.
В слете 1930 года учавствовали 18 организаций ОСОАВИАХИМа с 27 общим числом и планёрами участников в 218 человек. Предварительно о порядке проведения VII…
-
V всесоюзные планерные состязания 1928 года.
V ВПС стали логическим продолжением состязаний 1927 года, в то время, когда основной упор был сделан на учебную работу. Они состоялись опять на горе…