Игорь сикорский. деревянные самолёты железного человека

      Комментарии к записи Игорь сикорский. деревянные самолёты железного человека отключены

Личность Игоря Ивановича Сикорского так же поразительна и парадоксальна, как и его творчество. Сикорский появился 25 мая 1889 года в семье врача медицины, статского советника и известного публичного деятеля. Крёстными мальчика стали двоюродный брат Николая II Князь Пётр его мать и Николаевич, Великая княгиня Александра Петровна.

Казалось бы, ему уже с рождения обеспечено красивое будущее – но Сикорскому нужно будет покинуть Отчизну и погибнуть на чужбине. Игорь Сикорский добился немыслимых удач в самых различных областях авиации – но его конструкции часто быстро опережались соперниками. Неоднократно и не два Сикорскому приходилось затевать с полного нуля.

Игорь сикорский. деревянные самолёты железного человека

Семья Сикорских. Игорь Сикорский (справа с братом сёстрами и Сергеем Еленой и Ольгой)

Первоначально перед юным Сикорским лежала стезя флотской романтики – кадета в Морском корпусе в Петербурге. Но помешало не сильный здоровье. Сикорский продолжает учёбу в Париже в технической школе Дювиньо де Ланно, после этого в Киевском политехническом университете.

Как и многие поклонники техники той эры, Сикорский увлекается покорением воздушного океана. В КПИ Сикорский принимал участие в Киевском воздухоплавательном кружке, другими словами, по тем временам, взял высшее авиационное образование. Он до мелочей знает всю историю первых полётов и воздухоплавания аэропланов.

Но Сикорского больше завлекает второй путь.

Итальянский доктор наук Форланини во второй половине 70-ых годов XIX века и французские изобретатели Луи Бреге и Поль Корню в 1907 году показали летательные аппараты, позднее названные геликоптерами, либо вертолётами.

Первый геликоптер Сикорского весил всего четверть фунта – около 100 г – и летал с «приводом» от резинки. К июлю 1909 года готовься уже громадный геликоптер. Каркас автомобили складывался из металлических трубок, каковые соединялись натянутой проволокой и угольниками от фортепиано. Лопасти двух соосных винтов были сделаны из прочных и лёгких еловых брусков, обтянутых батистом.

Вращаясь в противоположные стороны, винты уравновешивали крутящие моменты друг друга. Бензиновый трёхцилиндровый двигатель «Анзани» давал 25 л. с., относительно мало весил, но был через чур не сильный для полноценного полёта. Геликоптер весил порядка 180 кг (либо, как тогда чаще измеряли, 11 пудов), а тяга винтов составила лишь 147–170 кг (9–10,5 пудов).

Взлететь с пилотом он так и не смог. Позднее Сикорский самокритично признавал, что геликоптер, в отличие от аэроплана, требует большей подъёмной силы и особых спасательных приспособлений.

Первый громадный геликоптер Сикорского

Исходя из этого Сикорский решил попытаться собственные силы в смежной области. Предварительно зимний период 1909–1910 года он создал два типа аэросаней. А весной 1910 года Сикорский выстроил собственный первый самолёт – лёгкий биплан С-1, весивший менее 200 кг (12 пудов), с мотором 15 л. с. и толкающим винтом.

Аэроплан хорошо «бегал» по земле, его удалось научить слушаться рулей, но поднять машину в атмосферу, не считая мелких прыжков, так и не удалось.

Исходя из этого Сикорский разобрал первый самолёт и применял его подробности для постройки С-2, на что переставил более замечательный мотор с геликоптера. 3 июня состоялся первый полёт: самолёт легко поднялся в воздух и пролетел около 200 шагов на высоте около аршина (порядка 70 см). Но жизнь самолёта была весьма недолгой – уже в первом вылете за пределы аэропорта С-2 на 49-й секунде полёта потерпел трагедию.

Аэродинамика, постройки самолётов и теория проектирования не то что делали первые шаги, а пребывали ещё в младенчестве. 4–5 мин., совершённые С-2 в воздухе, стали первым шагом к миллионам вертолётов полёта конструкции и часов самолётов Сикорского. Но тогда об этом не имел возможности грезить и сам конструктор.

Сорокасильный С-3 был уже чуточку успешнее, продержавшись в нескольких полётах около 7 мин.. Обстоятельством его смерти стала… открутившаяся от тряски гаечка – рычаг магнето перешёл на «небольшой движение», и самолёт разбился о лёд озера. Позднее один из самолётов Сикорского погубил… комар. Он забил собой жиклер – отверстие для подачи бензина.

Таковы были превратности судьбы пионеров авиации.

Сикорский С-3, 1910 год

К весне 1911 года готовься С-4 с тем же мотором и С-5 с мотором в 50 л. с. Последний уже был способен на огромный по тому времени перелёт – до 40 верст в 35 мин., принимал участие в манёврах русской армии. Но Сикорский желал большего – создать не просто хрупкий аэроплан, но настоящий воздушный корабль: «Не требуется опасаться громадных тяжёлых автомобилей! Дайте им скорость — и вы разрешите войти в атмосферу вагон».

13 мая (по мемуарам конструктора) 1913 года четырёхтонный самолёт «Гранд» – впятеро больший, чем наибольшие аппараты того времени, с Сикорским за штурвалом, в первый раз поднялся в воздух. Его несли четыре тяжёлых, но замечательных германских мотора «Аргус» по 100 л. с, установленных сперва тандемом, позже в ряд. Аэроплан был весьма устойчивым в воздухе и очень надёжным, в особенности по меркам ранней авиации: летал кроме того с двумя выключёнными с одной стороны моторами.

Закрытая кабина, салон на 10 пассажиров со откидными стульями и столиком, туалет завлекали внимание публики. Большая скорость достигала 90 км/ч.

Сикорский продемонстрировал себя не только конструктором, но и отважным и грамотным пилотом, лишь над Петроградом совершив около тысячи (!) вылетов на различных самолётах.

В ноябре 1913 года на Русско-Балтийском заводе готовься к опробованиям первый тяжёлый самолёт, названный «Илья Муромец». 12 февраля следующего года «Муромец» установил всемирный рекорд, подняв 16 пассажиров и собаку – неспециализированным весом 1290 кг. В июне 1914 года при рекордном перелёте «Муромца» из Санкт-Петербурга в Киев аппарат подтвердил собственную надёжность, выдержав полёт в тучах, ливень а также пламя: загорелся бензин из лопнувшей трубки, но экипаж смог потушить пожар прямо в полёте, выйдя на крыло.

С посадкой для дозаправки «Муромец» преодолел 1200 км за 14 часов.

Спустя 17 дней по окончании рекордного перелёта «Муромца» Германия объявила России войну. 22 февраля 1915 года «Муромец» штабс-капитана Горшкова в первый раз произвёл бомбардировку неприятеля. За ним последовали другие налёты безотлагательно строившихся бомбардировщиков. «Пароходы», как их именовали экипажи, имели возможность поднять до 160–320 кг бомб (10–20 пудов), время от времени – до 450–480 кг. Но угроза германских истребителей вынудила довооружать бомбардировщики 5–6 и более пулемётами, что снижало боевую нагрузку.

К середине сентября 1916 года из-за германских перехватчиков были запрещены полёты одиночных судов потом 30 км от линии фронта. Бортовые фотоаппараты «Муромцев» разрешали приобретать панорамы участков фронта в десятки км. При бомбометании учитывалась кроме того направление и скорость ветра.

Сброс бомбы с «Ильи Муромца»

Но, не обращая внимания на все удачи, ни тяжёлые «Муромцы», ни более лёгкие автомобили Сикорского так и не смогли спасти армию от поражений, а Россию – от развала и двух революций. При безотносительном провале страны никто не имел возможности кроме того предположить, пригодятся ли кому-нибудь на территории погибшей империи новые самолёты. В феврале 1918 года Сикорский выехал в Мурманск.

Дальше его путь лежал в Англию, Францию и США.

Воздушный бой «Муромца» с германским истребителем. Рисунок времён Первой мировой

Увы, скоро Первая мировая закончилась, и с ней – надежды Сикорского предложить армейским различных государств новый бомбардировщик. По окончании продолжительных мытарств в первой половине 20-ых годов двадцатого века в Соединенных Штатах на пожертвования русских эмигрантов была основана Sikorsky Manufacturing Company. В самый тяжёлый момент композитор Сергей Рахманинов приобрел акций на 5000 американских долларов, чем практически спас компанию.

Но созданный лайнер S-29A так и не отыскал широкого применения, не смотря на то, что и получил бессмертие на экране кино.

В конце 1920-х Говард Хьюз, безумный и миллионер поклонник авиации, снимал «Ангелов ада» – самый дорогой фильм собственного времени ценой в 3,8 миллионов долларов – порядка 113 млн на 2010 год. S-29A по иронии судьбы сыграл роль «радостного соперника» «Ильи Муромца» – германского бомбардировщика. Самолёт перекрасили в чёрный цвет с крестами на хвосте и крыльях, установили пулемёты, придав вид «настоящей» военной машины.

Популярная легенда гласит, что самолёт чуть ли не с момента приобретения готовили к смерти на экране – нагрузив горючими материалами. Пилоты подожгли машину и выпрыгнули с парашютами, а горящий самолёт полетел навстречу почва. Действительность была куда прозаичнее – пилот просто не справился с управлением и выпрыгнул, благополучно опустившись на парашюте, а механик погиб.

Звезда фильма «Ангелы ада» – S-29A

Древесные самолёты металлического человека | Военный портал Warspot.ru src=~images\igor-sikorskij-derevyannie-samolyoti-zheleznogo_6.jpg
Сброс бомб с «загримированного» S-29A, «Ангелы ада»

S-35 кроме этого был несчастливым. Лайнер, на котором французский ас Рене Фонк постарался перелететь через Атлантику, 20 сентября 1926 года разбился при взлёте. Следующий, S-37, по окончании рекордного перелёта Чарльза Линдберга на самолёте «Дух Сент-Луиса», снова был не у дел.

Казалось бы, Сикорскому улыбнулась успех – его самолёты-амфибии S-38 и S-40 стали очень популярными, достигая самых неизведанных прежде мест. В 1935 году S-42 без посадки пролетел от Сан-Франциско до Гонолулу. Но скоро пришла эра сухопутных лайнеров с убирающимися шасси – более стремительных, экономичных и массовых.

Гидросамолёт S-42

Сикорский решает возвратиться к прошлому увлечению – геликоптерам. 14 сентября 1939 года конструктор опять поднял в атмосферу новую машину – геликоптер VS-300, до тех пор пока на привязи.

13 мая 1940 года VS-300 смог взлететь вольно, а спустя год, 13 мая 1941, установил всемирный рекорд длительности полёта. «Не было бы счастья, да несчастье помогло» –в то время, когда началась Вторая мировая война, титаны авиаиндустрии принялись бороться за армейские заказы по массовому выпуску классических самолётов, дав Сикорскому редкую возможность нормально дорабатывать машину. Компании Сикорского кроме того удалось стать независимой.

Геликоптер VS-300

R-4 1942 года стал первым массово выпускавшимся геликоптером. Геликоптеры Сикорского выручали сбитых пилотов, эвакуировали раненых, корректировали артиллерию, вели разведку, осуществляли снабжение и связь передовых частей – сперва во Второй мировой войны, а после этого и в Корейской войне. В мирное время они летали фактически в мире – кроме того в Антарктиде. Во второй половине 50-ых годов XX века Сикорский уходит с главного конструктора и постов директора собственной компании, но неформально участвует в разработках.

20 октября 1972 года он скончался.

Вертолёт R-4

Так кем же был Сикорский – непревзойдённым гением, как о нём довольно часто пишут, либо «легко» гениальным конструктором?

Да, «Гранд» стал первым в мире четырёхмоторным самолётом. Но утверждения современных авторов: «Ничего аналогичного за последующие двадцать лет в мире создано не было», – опровергаются… самим Сикорским: в эру поразительно стремительного прогресса в авиации «проходит пара месяцев, и появляется новый тип аэропланов, что может встать выше либо летает стремительнее либо же груза поднимает больше, чем прошлый».

Ещё в 1908 году «громадный воздушный корабль», как назвал дирижабль Цеппелина сам Сикорский, совершил 12-часовой полёт дальностью в 400 км. Полный вес цеппелина достигал 16 т, причём он поднимал 18 пассажиров. В 1909 году – полетел двухмоторный самолёт Луцкого.

В год полёта «Гранда» итальянский конструктор Джованни Капрони создал трёхмоторный Ca.30.

На фронт попало порядка 40 «Муромцев» при 80 выстроенных, в то время как итальянских Caproni было выстроено более 750, и порядка 600 английских Handley Page 0/100 и 0/400. Германские «Гиганты» поднимали до 2 т бомб. В 1916 году состоялся первый полёт французского многоцелевого самолёта Breguet 14, с одним мотором несущего три пулемёта, до 300 кг бомб и летящего со скоростью до 177 км/ч. К концу Первой мировой было выстроено порядка 5500 таких автомобилей.

1918 год – первый полёт Handley Page 1500 –английского бомбардировщика, поднимающего 3,5 т бомб – в разы больше любого из «Муромцев». 1919 год – Vickers Vimy всего с двумя моторами перелетает через Атлантику. В том же году в Германии достраивается E-4/20, цельнометаллический четырёхмоторный пассажирский моноплан с экипажем в 5 человек, 18 скоростью и пассажирами до 230 км/ч.

В случае если на «Муромец» пробовали ставить 37-мм морскую пушку «Гочкис», то на германский «Гигант» – 130-мм орудие.

«Муромцы» отнюдь не были так неуязвимы, как сообщалось о них по горячим следам: как минимум четыре автомобили погибли в сражении, до декабря 1917 года ещё тринадцать – разбились в катастрофах и авариях. Для лёгких автомобилей была простой посадка с периодическим отключением двигателя, максимально снижая скорость, а после этого «плюхаясь» с высоты 5–6 м. На тяжёлом «Муромце» такая техника посадки часто приводила к печальным последствиям.

Один «Муромец» сгорел, в то время, когда механик, вылив из бака стоящего рядом самолёта бензин, тут же начал паять его лампой. Не обращая внимания на модификации, в 1917 рядовые лётчики уже отказывались летать на устаревших «Муромцах», проектировавшихся способами 1913 года. Самолётам не хватало не только моторов – на «Муромцах» перепробовали приблизительно полтора десятка различных двигателей, но и… «обычной» проволоки.

Умелый пилот был радостен взять ветхий аппарат с французской проволокой, выручавшей от плоского штопора. Уже в январе-феврале 1916 года боеспособным был… один «Муромец», сделавший четыре вылета. (Подробнее о том, как вести войну «Муромцы», возможно прочесть в рассказе Елены Хаецкой «Муромцы действуют: первый бомбардировщик мира» – прим. ред.)

Вертолёт? Вправду, выходец из России спроектировал, выстроил и поднял в атмосферу геликоптер, ставший первым военным геликоптером США. Лишь всё это сделал…

Георгий Александрович Ботезат практически за 10 лет до VS-300 Сикорского. Ботезат ещё до ПМВ стал признанным учёным-аэродинамиком, после этого разрабатывал бомбардировочные прицелы, в мае 1918 года прибыл в Соединенных Штатах. 18 декабря 1922 года его ДБ-1 «Летающий осьминог» поднялся в воздух на полтора-два метра. «Осьминог» брал на борт до 4 человек либо 450 кг груза, оставаясь в полёте до 4 мин..

Увы, Ботезат умер в феврале 1940 года.

Первая добрая половина XX века – эра очень бурного развития техники, исходя из этого фактически бессмысленно настаивать на чьём-либо непревзойдённости и абсолютном приоритете. Но в один момент – это эра, «в то время, когда самолёты были древесными, но на них летали металлические люди». Искреннего уважения заслуживает воистину железная воля Сикорского – ни при каких обстоятельствах не сдаваться, искать новые пути и всё новые к реализации собственного таланта.

Возможно, как раз в этом и содержится наследие Игоря Ивановича.

Пешком в историю. Игорь Сикорский

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: