И ещё раз про деньги

      Комментарии к записи И ещё раз про деньги отключены

В случае если в прошлой заметке я желал продемонстрировать как это дорогое наслаждение – ВМФ, то в этом случае давайте разберемся, что именно было наиболее ценным. А ещё попытаемся сравнить это со ценой второй боевой вооружения и техники того периода. Но в этом случае будем функционировать не в лоб, сравнивая цены «за единицу», а применим относительный показатель, в частности цену «условной тонны» водоизмещения либо массы.

Все выстроенные либо заложенные в межвоенный период суда мы в этом случае разглядывать не будем, а ограничимся тремя главными, этапными типами для каждого из главных классов судов. Для ориентировки по времени у каждого типа указан год принятия в состав флота головного корабля серии.

Усреднённые полные стоимости постройки судов данных типов я уже приводил в прошлом посте, но водоизмещение этих судов может показаться вам незнакомым и непривычным. В разных справочниках практически во всех случаях приводятся только «стандартное» (Standard, AKA Washington Displacement) и «полное» (Full Load либо Deep Load) водоизмещение судов. Иногда возможно встретить ещё и «обычное» (Normal).

Но все эти цифры включают в себя не только фактически корабль, вместе с тем и его экипаж, пресной воды и запасы продовольствия, воду для котлов, горючее для этих котлов и/либо дизельных дизель генераторов и-двигателей, бензин для самолётов, смазочные материалы, плюс боекомплект (во многих случаях ещё и балласт) – лишь в различных соотношениях. А в нашем случае логичней будет применять «порожнее» водоизмещение (Light Displacement либо Light Ship) – более либо менее «чистое» водоизмещение корпуса с надстройками, автомобилями, вооружением и бронёй, другими словами приблизительный аналог пункта «масса безлюдного» (Empty Weight) для самолётов либо танков.

И ещё раз про деньги

В глаза кидаются две закономерности. Во-первых, постоянное увеличение цены данной самой «условной тонны» водоизмещения. Причём видно, что это позвано не столько ростом водоизмещения судов, сколько удорожанием оборудования.

В частности, с конца 1930-х годов начался (сперва на эсминцах, а после этого и на более больших судах) переход на новые более производительные и экономичные котлы с намного увеличенными температурой и давлением (с 27,2 атм и 342°C до 38,5 атм 450°C), и двухступенчатые турбины вместо одноступенчатых. Что ожидаемо вело к удорожанию данных механизмов. Помимо этого, входившие в строй начиная с 1942 г. суда сходу приобретали существенно усиленную ПВО (а при лёгких крейсеров и эсминцев – ещё раньше была усилена и ПЛО), и СУАО и СУЗО новых моделей и в большем количестве, не говоря уж стоившей тогда легко космические деньги радарной технике.

Ну а вторая закономерность – чем легче корабль, тем дороже его «условная тонна». Обстоятельства очевидны: у лёгких судов намного меньший процент водоизмещения приходится на относительно недорогие металлоконструкции надстроек и корпуса, соответственно увеличивается часть веса, приходящегося на значительно более дорогие автомобили, специальное оборудование и вооружение.

Единственной тайной лично для меня остаются авианосцы типа «Эссекс» – я так и не смог осознать чем обусловлен аж трёхкратный если сравнивать с предшественниками скачок в цене в их случае. Попытаюсь с этим ещё разобраться.

А сейчас попытаемся сравнить полученные цифры а с подобными показателями второй боевой техники. Льщу себя надеждой, что мне первому пришла в голову такая бредовая мысль – вычислять в погонных тоннах «Гаранды» и «Нордены» 🙂 Цены на данную технику кроме этого являются усреднёнными, не смотря на то, что в их случае динамика трансформации смотрелась с точность до напротив – самолёты и танки штамповались многотысячными сериями (а та же стрелковка по большому счету миллионными), и по мере оптимизации производства их цена существенно уменьшалась.

Так, к примеру, прототип и предсерийные экземпляры пикировщика SBD «Донтлесс» стоили около $85 000, а последние SBD-6, вышедшие из цехов «Дугласа» в 1944 г., обходились американской казне уже в $29 000. Но рекордсменом в данном отношении наверняка стали известные радиолокационные взрыватели VT Mark 53 для 127-мм снарядов – их цена за период 1942-45 гг. сократилась с $732 до $18 за единицу, другими словами в 40 раз!

В общем, кораблики – не такие уж они и дорогие, по солидному-то счёту. Они просто громадные 🙂

источник: http://midnike.livejournal.com/46931.html

Александр Путинцев — Еще раз про деньги

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: