И-16 в «безоблачном небе» испании.

      Комментарии к записи И-16 в «безоблачном небе» испании. отключены

«Мы внезапно осознали всю серьезность положения. Отечественные ветхие «Хейнкели-51» были через чур медлительны если сравнивать с этими новыми «крысами». Это казалось немыслимым, но они поднимались выше нас и имели возможность играться с нами, как им захочется».

Отто-Хайнрих фон Ховальд, лётчик «Легиона Кондор».

Кроме упрочнения собственных границ, отечественное государство отстаивало поддержки и принципы интернационализма национально-освободительного перемещения в мире. В конце тридцатых годов СССР много раз оказывал военную помощь дружественным государствам перед лицом военной агрессии со японии и стороны Германии, подписавших в ноябре 1936 году «Антикоминтерновский пакт» (во второй половине 30-ых годов XX века к нему присоединилась фашистская Италия).

Первым объектом нападения военно-политического блока стала республиканская Испания, где в феврале 1936 года на выборах в парламент победил Народный фронт, забравший курс на демократические реформы в стране. При открытой помощи Германии, Португалии и Италии оппозиционные силы (прежде всего консервативно настроенный генералитет испанской армии во главе с генералами Ф.Франко и Э.Мола) деятельно выступили против республиканского правительства, начав в Испании гражданскую войну.

17 июля 1936 года радио из Марокко передало в эфир: «Над всей Испанией безоблачное небо». Эта фраза была знаком к началу фашистского мятежа, направленного против правительства Народного фронта. Над Испанской республикой нависла угроза.

В первые дни франкистов удалось победить на большей части территории страны. В целом, большинство населения осталась верным правительству. Но страны «оси» — Германия и Италия, не остались в стороне. Они начали поставлять Франко новейшее оружие: орудия, винтовки, пулемёты, бомбардировщики и истребители. Помимо этого, в битвах на стороне мятежников принимали участие регулярные пехотные и авиационные подразделения Италии.

Было создано соединение «Легион Кондор», укомплектованное лётными кадрами и немецкими самолётами. Все это разрешило нацистам начать наступление и одержать последовательность побед над армией республиканцев, страдающей от квалифицированных офицеров и нехватки вооружения. К ноябрю 1936 года франкисты подошли к Мадриду.

Не смотря на то, что фактически вся авиация осталась верна Народному фронту, это мало дало республиканцам: довоенные ВВС Испании были малы и складывались из в далеком прошлом устаревших автомобилей, многие из которых относились к периоду Первой Мировой. В небе господствовали «Хейнкели» и «Фиаты» под управлением германских и итальянских лётчиков, пресекая каждые попытки республиканских бомбардировщиков атаковать фашистские войска, тогда как «Юнкерсы» и «Савойи» свободно подвергали Мадрид бомбёжке. Обстановка была критической.

И-16 в «безоблачном небе» испании.

Франкистский бомбардировщик Savoia Marchetti SM.81 «Pipistrello» сбрасывает бомбы, на заднем замысле видны истребители сопровождения Fiat CR-32.

Англия, Франция и США вели политику невмешательства: они не только не помогали законному правительству, но еще и мешали помощи со стороны вторых стран, сквозь пальцы глядя на активную поставку оружий противоположной стороне. Возмущённые этим попустительством мятежникам, в Испанию устремлялись добровольцы многих государств (США, Франции, Англии, Польши, Чехословакии, Германии). Но без оружия их желание дать собственную жизнь за борьбу с контрреволюцией не имело возможности остановить Франко.

В создавшейся обстановке СССР снял с себя ранее принятые обязательства о невмешательстве в испанские дела. В Испанию начала поступать советская бронетехника (по линии ВВС — самолеты и комплектующее оборудование), и был командирован летно-технический состав. В Испанию отправились советские добровольцы: летчики, танкисты, кавалеристы.
С конца октября 1936 года начало прибывать советское оружие. машин и Первая группа-15 (40 истребителей) прибыла в Испанию 28 октября 1936 года. 4 ноября они показались в воздухе.

Истребители бипланы И-15, по возможностям не уступавшие фашистским самолётам-истребителям. Но из-за количественного превосходства соперника они не смогли сходу добиться перелома обстановки в собственную пользу.

В составе груза транспорта «Курск», прибывшего 25 октября, была тип и партия-16 истребителей 5 (шестнадцать автомобилей). Ещё пятнадцать истребителей пришло на следующий сутки на транспорте «Благоев». Вместе с самолётами прибыла партия летчиков из 1-ой авиабригады (г. Брянск), и летный бензин, масло, снаряды, пара стартерных установок и бензозаправщиков.

Группу из отечественных лётчиков, собранных в три эскадрильи, возглавил капитан Тархов.

Как позднее впоминал Г.Н.Захаров, являющийся одним из лётчиков-истребителей, прибывших вместе с первой партией И-15, «…мы знали, что (в Алькалу) прибыла ожидаемая нами вторая несколько советских летчиков-добровольцев и что эта несколько будет вести войну вместе с нами в мадридском секторе на истребителях И-16. Известие о прибытии И-16 пара сгладило тяжёлые впечатления последних боев: сейчас мы уже воображали солидную силу и у нас появились шансы стать хозяевами в мадридском небе. Так как до сих пор мы лишь сдерживали авиацию соперника, сейчас же нам были по плечу и более непростые задачи.»

Через четыре дня по окончании прибытия самолёты были собраны, облетаны и подготовлены к битвам. 9 ноября 1936 года советские истребители вступили в бой. Сбито четыре He.51, без утрат.

Новый истребитель взял среди республиканцев прозвище «Моска» (на испанском «муха»).

Советским летчикам-истребителям в первое время настоятельно не рекомендовалось пересекать линию фронта (в начале 1937 года воздействие запрета было снято).

В первую группу бомбардировщиков СБ (начальник — полковник А.Е.Златоцветов) входили: 30 самолетов, 15 летчиков, 15 навигаторов, 10 стрелков-радистов, 5 мотористов, 15 авиатехников, 1 оружейный мастер, 1 техник по оружию, 1 рабочий и укладчик 31 парашютов-сборщик с завода № 22. Ожидалось кроме этого прибытие еще 15 экипажей из состава ВВС Белорусского и Киевского военных округов.

Конечно появление новых самолетов не осталось незамеченным. Франко потребовал немедленного отчета и ему доложили:
— Республиканцы взяли, по непроверенным данным, поставки из Соединенных Штатов. Таково вывод ведущих аналитиков. Агентурные эти кроме этого подтверждают это предположение.

Нам известно о громадном количестве «добровольцев» из Америки, каковые прибыли в Испанию с целью сражаться против нас.
— И так, из чего состоит пополнение отечественных неприятелей? — "настойчиво попросил" Франко.
— Мы думаем, что это «Мартин-бомберы», «Кертиссы» и «Боинги».
«Мартин-бомберы» весьма не так долго осталось ждать были скоростными бомбарщировщиками СБ, «Кертиссы» — И-15, а «Боинги» — И-16…

По одной из предположений, всего до Испании дошло 422 И-16 (а также 129 И-16 тип 5, 157 И-16 тип 6 и 136 И-16 тип 10) и 4 УТИ-4. Поставки осуществлялись по воде, но во второй половине 30-ых годов XX века данный путь было нужно закрыть из-за активности фашистских и франкистских военных судов. Потом оружие стало морем прибывать во Францию, а после этого по металлическим либо дорогам оно перевозилось к границе с Испанией.

Правительство Франции иногда закрывало границу для поставок оружия, исходя из этого часть его, среди них и самолеты, так и не попало к республиканцам. По морю пришло 276 «ишачков», ещё часть была однако пропущена через границу. В случае если делать выводы по индексам И-16 (не забывая о том, что самолёты имели возможность нумероваться «вразброс»), по самой смелой оценке их было не более трёхсот пятидесяти.

Один из самые реальных вариантов — 293 автомобили, упоминаемые в испанских и некоторых советских источниках.

В общем итоге СССР передал республиканской Испании 648 самолетов разных типов (И-15, И-16, Р-5, Р-Z и др.), включая около 70 бомбардировщиков СБ.

Испанское правительство пробовало организовать производство И-16 «на месте», на заводе SAF-15 в Аликанте. До конца 1938 года было произведено четыре самолета, воображающие собой тип 10, вооруженный двумя пулеметами. До конца войны было произведено ещё десять самолетов, но в битвах они использованы не были.

Истребители И-16 в битвах.

Сильные стороны И-16, заложенные в проект на протяжении его создания, проявились в Испании полностью. Истребитель Поликарпова превосходил вражеские истребители по скорости на 60-80 км/ч, по скороподъёмности — примерно на 200 м/с. Его потолок кроме этого был высок. Помимо этого, И-16 стал первым истребителем, талантливым вести битвы на вертикали. Бипланы Франко не могли на равных бороться с советским истребителем.

Фашистским пилотам рекомендовалось не вступать в битвы с И-16, не имея численного преимущества. Но кроме того в последнем случае победа далеко не всегда оставалась за мятежниками.

тип и-16 Истребитель 5 республиканских ВВС.

Истребитель И-15 республиканских ВВС.

Республиканские летчики около истребителя И-15.

Лётчик С.И.Грицевец, потом два раза Храбреца СССР, применил на И-16 новую тактику воздушного боя, названную «соколиный удар». Она заключалась в пикировании на строй вражеских самолетов, ухода и атаки по вертикали. 14 августа 1938 года несколько самолётов, которой руководил Грицевец, в первый раз в воздушном бою выполнила «соколиный удар». Атака была такой неожиданной и ошеломляющей для неприятеля, что неприятельская несколько утратила управление.

На землю упало пара вражеских автомобилей, объятых пламенем. Несколько Грицевца в полном составе возвратилась на аэропорт.

Еще один тактический прием, употреблявшийся пилотами И-16, пребывал в следующем: «ишачки» на бреющем полете скрытно доходили к формации вражеских самолетов и нападали ее снизу. Данный приём попортил большое количество крови франкистским пилотам, для которых он в большинстве случаев появился полной неожиданностью. Считается, что именно тогда И-16 и получил от неприятеля прозвище «Rata» (на испанском «крыса»): на протяжении атаки казалось, что республиканские истребители выскакивают прямо из-под почвы.

Конечно, были у И-16 и недочёты. Главным возможно назвать не сильный оружие. На И-16 тип 5, первоначально поступивших в Испанию, устанавливались два пулемёта ШКАС. Не уступая германскому He.51 (что был вооружен кроме этого двумя пулемётами винтовочного калибра, к тому же уступавшими советским по скорострельности), «ишачок» отставал в этом замысле от одного из собственных основных соперников, Fiat CR.32, оснащённого двумя крупнокалиберными пулемётами.

Помимо этого, стало известно, что двух ШКАСов, вопреки существовавшим ранее представлениям, очевидно не хватает для действенной борьбы с самолётами соперника. Кроме этого был распознан ряд других недоработок.

В частности, протектирование бензобаков выяснилось не хватает действенным, бронеспинка была через чур узкой и пробивалась крупнокалиберными пулями, появлялись затруднения с фонарем (его забрызгивало маслом на протяжении полета и на протяжении боя подвижная часть время от времени произвольно задвигалась, что побуждало летчиков летать с открытым фонарем). Моторы М-25 из-за жары, интенсивной эксплуатации и пыли скоро выходили из строя.

Истребитель Heinkel He.51.

Heinkel He.51 Легинона «Кондор». 1936 г.

Истребитель Fiat CR.32.

Истребители Fiat CR.32 ВВС Франко. 1936 г.

7 мая 1937 года в Испанию прибыла тип и вторая-16 партия 5, состоявшая, как и первая, из тридцати одного самолёта. 21 мая к неспециализированному количеству добавилось еще семнадцать подобных автомобилей, и четыре УТИ-4. К этому времени летный состав пополнился советскими (преимущественно из 142-й авиабригады, г. Бобруйск) и испанскими летчиками (каковые ранее проходили переучивание на И-16 в лётной школе в Кировобаде).

На протяжении облёта автомобилей был обнаружен большой конструкционный недостаток, повлекший за собой смерть нескольких лётчиков: при интенсивном пилотировании из-за недостаточной прочности крыльев их концевая часть разрушалась и самолет терял управление. В следующих партиях И-16 данный недочёт был устранен. 10 августа 1937 года прибыла очередная партия, в этом случае складывающаяся из шестидесяти двух истребителей.

В этом же году были отправлены тридцать И-16 тип 6, отличавшиеся форсированным двигателем М-25А и открытой кабиной.

Истребитель республиканской авиации И-16 тип 6.

Ответственным преимуществом «ишачка», помогавшим бороться с «Мессершмиттами», был его радиальный мотор. В случае если двигателю Bf.109 время от времени достаточно было одного попадания (к примеру, в совокупность охлаждения), дабы он отказал, М-25 имел возможность «дотащить» лётчика до родного аэропорта кроме того при отказе двух-трёх цилиндров. Помимо этого, его широкий «лоб» надёжно закрывал летчика от вражеских пуль. Начальник четвертой эскадрильи И-16 Антонио Ариас в собственных мемуарах пишет:

«Битвы на Теруэльском фронте разгорались с невиданной силой. «Юнкерсы» летали под усиленным прикрытием итальянских и германских истребителей. Армады бомбардировщиков неприятеля наносили ощутимые удары по портовым городам… Перед очередным вылетом на сопровождение СБ я обратился к Сараусе прося выделить из состава 1-й эскадрильи два звена. Он дал согласие не раздумывая. Вместе с отечественной 4-й эскадрильей поднялись в небо еще шесть «москас».

Их вели Армандо Велилья и Педро Руэда.

Вражеские истребители показались на маршруте раньше, чем мы их ожидали. В этом случае навстречу нам шли «Мессершмитты». В недалеком прошлом мы не в один раз мерялись силами с ними и убедились, что особенно не понутру была для них лобовая атака. Обстоятельство понятна — на отечественных моторах защитная броня.

У германского Ме-109 шнобель был остроконечный и каким-то щитом летчику помогать не имел возможности.

Как мы и предполагали, лобовой атаки «мессеры» не выдержали. Они начали отворачивать в стороны, подставляя под пламя собственные бока и нам оставалось только нажмать на гашетки собственных пулемётов. Приотставшая пара фашистских истребителей кроме этого не решилась на лобовую атаку, начала отворачивать вправо.

Надавив на левую педаль, я поймал ведущего данной пары в прицел, и выпустил по нему очередь. Ме-109 загорелся и вильнув из стороны в сторону, неудержимо отправился к почва, упав около Кублы».

Истребитель Messerschmitt Bf.109B-1 Легиона «Кондор».

Истребитель Messerschmitt Bf.109B-1 Легиона «Кондор».

Разбитый Bf.109B-1 в поле восточнее Сантандера.

Bf.109B-1 захваченный республиканцами.

Bf.109B с двигателем Jumo-210 в НИИ ВВС СССР. 1939 г.

тип и-16 Истребители 10 поступили, в Испанию, в первый раз в марте 1938 года числом 31 экземпляра. В течение лета поступило еще 90 таких четырехпулеметных автомобилей. Эти самолеты принимали участие в воздушных сражениях в течение лета-осени 1938 года. Испанские пилоты время от времени именовали тип 10 — «Супермоска».

Вместе с типом 10 в течении 1938 года в Испанию поступали тип и-16 истребители 17 — пушечный вариант «ишачка» вооруженный двумя синхронизированными пулеметами ШКАС и двумя пушками ШВАК в крыльях. Оба типа самолетов выпускались в испытания 1938 и течение года проходили в боевых условиях в Испании.

Республиканские летчики у истребителя И-16 тип 10 «Супермоска».

тип и-16 Истребитель 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

тип и-16 Истребитель 17.

Самым серьёзным недочётом И-16 если сравнивать с «Мессершмиттами» поздних серий была кроме того не столько меньшая скорость, сколько малая высотность и низкая скороподъёмность двигателя. Вследствие этого германские истребители на громадных высотах были фактически недосягаемы. Чтобы как-то повысить характеристики собственных боевых автомобилей, испанцы произвели любопытную операцию — создали «тип» и кустарную-16 модификацию 10.

В испанских источниках его время от времени именуют «tipo 10 modificado» («модифицированный тип 10»).

Дело в том, что испанское правительство взяло двадцать четыре «контрабандных» двигателя Wright «Cyclone» SGR 1820 F-54, оснащенных наддувом, а потому более замечательных и высотных, чем М-25 (отметим, что сам М-25 есть лицензионной копией двигателя Wright «Cyclone» SGR 1820 F-3). В августе 1938 года двенадцать этих двигателей были установлены на «ишачки» 4-й эскадрильи, по окончании чего скороподъёмность истребителей значительно выросла.

На автомобили кроме этого были поставлены кислородные устройства для полетов на громадной высоте (с этого момента 4-ю эскадрилью нарекли «эскадрильей сосунков»). По окончании проведения полётных опробований на высотах до 8000 м оказалось, что смазка пулеметов мёрзнет и оружие перестает функционировать. Тогда была введена ещё одна техническая инновация, осуществлённая инженером Лопесом-Смитом: были смонтированы нагнетатели, подающие нагретый воздушное пространство от двигателя на пулемёты.

И-16 тип 10 с двигателем Wright «Cyclone» SGR 1820 F-54.

18 сентября 1938 года 4-я эскадрилья в составе двенадцати И-16 РЦФ-54 (сокращение «И-16 РЦФ-54» образовано по аналогии с сокращением «И-16 РЦФ-3» — И-16 с двигателем Райт «Циклон» Ф-3, обширно употреблявшимся в советской литературе) «упала» с многочисленной высоты на группу из шестнадцати Bf.109, в следствии чего было сбито четыре «мессера». Всего в этом бою, в котором принимали участие кроме этого И-15 и И-16 вторых подразделений, было стёрто с лица земли одиннадцать самолётов соперника.

По окончании начала участия И-16 4-й АЭ в военных действиях немцы были шокированы. Они больше не могли ощущать себя неуязвимыми на громадных высотах. Не смотря на то, что модифицированных И-16 было мало, настроение лётчиков «Легиона Кондор» было пара подпорчено.

До появления в небе Испании истребителя Bf.109Е-1 «Эмиль» с новым двигателем Daimler-Benz DB-601A «стодевятый» явных преимуществ над «ишачком» не имел.

Истребители Bf 109Е-1 стали поступать в истребительные подразделения Люфтваффе в начале 1939 года. Не обращая внимания на недостаток, испытываемый германскими ВВС и близкое завершение войны в Испании, Гитлер решил направить некое количество «Эмилей» на Пиренейский полуостров. Это разъяснялось большими утратами «мессершмиттов» ранних модификаций в отрядах легиона «Кондор» и их износом, помимо этого, Испания рассматривалась сейчас как полигон для войсковых опробований нового оружия.

В числе первых прошел перевооружение на Bf 109Е-1 отряд 2.J/88. Вот тут и проявилось явное преимущество «Мессера» над И-16. И-16 к этому времени начал исчерпывать собственный модернизационный ресурс, тогда как «стодевятый» лишь его начинал применять.

Истребитель Messerschmitt Bf.109E-1 («Эмиль») легиона «Кондор» на стоянке. 1939 г.

Истребители Bf.109E-1 легиона «Кондор». 1939 г.

Bf.109E-1 легиона «Кондор» в полете. 1939 г.

Вместо на «услугу» правительство Германии потребовало от Франко допустить германский капитал в горнорудную индустрию, закупить германского горного оборудования на 5 млн марок и заплатить за перевооружение легиона металлической рудой. Генерал Франко принял это предложение, а германская помощь помогла ему победить сражение за Каталонию.

Кроме «мессеров», франкисты взяли ещё пара современных истребителей — монопланов Не.112. «Хейнкели», по боевым качествам уступавшие изделиям Вилли Мессершмитта, в первый раз показались у франкистов в ноябре 1936 года, в то время, когда в Испанию на опробования был послан прототип He.112 V-5. Самолёт вести войну в составе штурмовой группы сперва на Северном (до начала июля 1937 года), а позже и на Центральном фронте.

19 июля 1937 года его карьера закончилась: на протяжении посадки заклинило самолёт и двигатель разбился. За данный период «Хейнкель» хорошо показал себя как штурмовик (благодаря пушечному оружию), но в битвах с истребителями не принимал участие. С апреля по август 1937 года в Испании побывал второй прототип, He.112 V-9, что кроме этого ни разу не поучаствовал в воздушном бою.

Истребитель Heinkel He.112 V-5. 1937 г.

Heinkel He.112 V-9. 1937 г.

В ноябре 1938 года — январе 1939 года националистами была организована истребительная несколько 5-G-5, взявшая серийные He.112 B-1 и B-2 (девятнадцать самолётов). Переучивание на новые самолеты было закончено 17 января 1939 года. Но сейчас республиканская авиация уже не представляла собой организованную силу, исходя из этого Не.112 по большей части занимались штурмовкой. Но воздушные схватки с республиканцами все же были зарегистрированы и окончились со счетом 1:1.

19 января 1939 года, на протяжении первого боевого вылета «Хейнкелей», начальник части Гарсиа Пардо сбил «ишачок». Через два дня один He.112 был сбит Лусианом Табернеро Херреро на И-16 тип 10.

Heinkel He.112 В-1. 1938 г.

Heinkel He.112 В-2. 1938 г.

Завершая разговор об истребителях националистов, направляться упомянуть об итальянском моноплане Fiat G.50 «Freccia» («Стрела»). Эта пара запоздавшая «новинка» показалась в Испании в начале 1939 года в составе итальянской экспериментальной группы. Созданный практически как соперник И-16, Fiat G.50 так и опоздал с ним встретиться в испанском небе — ВВС Испанской республики уже доживали собственные последние дни.

Истребитель Fiat G.50 ВВС Франко. 1939 г.

Истребитель Fiat G.50 ВВС Франко. 1939 г.

Fiat G.50 ВВС Италии. 1940 г.

И-16 против бомбардировщиков.

Эффективность применения И-16 против бомбардировщиков была сначала относительно высока. Тихоходные Ju.52, изначально проектировавшиеся как транспортные, помогали легкой мишенью для советских монопланов. И-16, охраняющие на бреющем полете, обнаруживали «Юнкерсы-52» на фоне неба и нападали их снизу-сзади из мертвой территории, не оставляя франкистам никаких шансов.

Исходя из этого «Юнкерсы-52» неспешно были переведены на ночные полеты.

Бомбардировщик Ju.52 легиона «Кондор». 1936 г.

Бомбардировщики Ju.52 легиона «Кондор» на аэропорте Сан-Себастьян. 1936 г.

Ju.52 в музее ВВС Испании.

Более хорошим соперником смотрелся Do.17, показавшийся весной 1937 года (получено двадцать бомбардировщиков Do.17E-1 и пятнадцать разведывательных Do.17F-1). Самолеты «Дорнье» развивали скорость порядка 350 км/ч. Гражданская война в Испании стала настоящим опробованием боевых качеств Do.17. Первый же опыт его боевого применения продемонстрировал, что скоростные возможности самолета не высоки, Do.17 имел возможность отрываться и уходить лишь от устаревших истребителей-бипланов выпуска 1931-1934 годов.

Но на смену этим истребителям спешно разрабатывались и уже показались современные и более скоростные автомобили. В испанском небе Do.17 Е и F сходу утратили собственные преимущества с возникновением скоростных советских истребителей И-16.

Бомбардировщик Dornie Do.17 B-1.

Dornie Do.17 B-1 легиона «Кондор».

Во второй половине 30-ых годов XX века в «Легионе Кондор» кроме этого показались He.111 (сначала подразделению было передано тридцать Не.111 В-1, потом это число выросло до девяноста пяти самолетов Не.111 B-1, В-2 и тридцати пяти Не.111Е-1), потребовавшие пересмотра тактики перехвата. «Хейнкели» владели громадной скоростью, действенной повышенной защитой и схемой вооружения уязвимых бензобаков — и мест двигателей. Помимо этого, на протяжении их появления авиация Испанской республики начала терять превосходство в воздухе и попытка преследования He.111 в горизонтальном полете скоро пресекалась истребителями сопровождения.

Одним из вариантов борьбы с «Хейнкелем» была его атака «в лоб» по окончании пикирования с высоты. С этого ракурса бомбардировщик был хуже защищен, а носовой стрелок не успевал отреагировать на атаку, помимо этого, существовала возможность стереть с лица земли экипаж, расположенный в носу самолета. Но для применения для того чтобы приема летчик, сидящий за штурвалом И-16, должен был иметь стальные нервы и хороший глазомер.

Дело в том, что из-за высокой суммарной скорости самолетов при выходе на оптимальную расстояние оставалось всего около трёх секунд для ведения огня, по окончании чего нужно было отворачивать, дабы не врезаться. За это время кроме того четыре ШКАСа И-16 тип 10 создают всего примерно сто сорока выстрелов, что с учётом рассеивания делает шансы на попадание низкими. Помимо этого, по окончании выхода из атаки истребитель попадал под пламя сходу двух стрелков, каковые имели красивую возможность его сбить.

13 августа 1938 года посредством «ишачков» удалось принудить один «Хейнкель-111» к посадке. Потом он был доставлен в СССР и шепетильно изучен.

Бомбардировщик Не.111 В-1.

Бомбардировщик Не.111 В-1 легиона «Кондор».

Heinkel He.111 В-1 легиона «Кондор» создаёт бомбометание. 1938 г.

Бомбардировщик Не.111 Е-1.

Не.111 Е-1 легиона «Кондор».

Вместе с Не.111, в легионе «Кондор» в конце 1937 года показалось звено из трех пикирующих бомбардировщиков Ju.87A «Stuka». Под руководством лейтенанта Г.Гааса самолеты перебросили в Испанию (быть может, самолеты забрали из 11-го тренировочного отрада LG.11). В настоящих боевых условиях производилась практическая проверка созданных способов бомбометания.

Дабы как возможно больше летчиков «понюхали пороха», летные и наземные экипажи из SIG163 довольно часто сменяли.

Пикирующий бомбардировщик Ju.87A-1 «Stuka» легиона «Кондор». 1938 г.

Звено Ju.87В-1 легиона «Кондор» в полете. 1938 г.

В октябре 1938 года началось серийное производство Ju-87B-1 и первые пять автомобилей тут же отправились и Испанию в легион «Кондор», где участвовали в битвах, в частности поддерживали наступление в Каталонии, много раз бомбили Барселону. Боевые утраты в Испании составили один Ju-87B. «Штуки» в Испании были окружены завесой секретности, их обслуживали лишь германские эксперты и по окончании окончания военных действий все автомобили вернули обратно в Германию.

С.И.Шингарев в собственной книге — «Чатос» идут в наступление.» — обрисовывает встречу советского летчика-добровольца Степанова с группой Ju-87:

«… В этот самый момент от замыкающей группы бомбовозов отделилась девятка одномоторных автомобилей какой-то незнакомой конструкции. Войдя в пике, они устремились к почва. Степанов мельком заметил похожие на лапти шасси, изогнутые в центре горбатый и крылья плексигласовый фонарь, закрывавший пилотскую кабину.
Все произошло так нежданно, что «чатос» опоздали что-либо предпринять. В дыму разорвавшихся бомб слились земля и небо. Выйдя из пике, нацисты снова устремились вниз.

К почва протянулись их пулеметные автострады.

«Что за самолет? Истребитель? Бомбардировщик?» — недоумевал Степанов. Нацисты с бреющего полета полосовали огнем пространство между Сан-Бласом и Кампильо, куда от Теруэля выдвигались две колонны армий мятежников.

Видно, они желали порвать кольцо окружения.

«Чато» Евгения Степанова сближался на встречно-пересекающемся курсе с незнакомой машиной. В прицел вписалась горбатая пилотская кабина. Евгений, надавив гашетки пулемета, рванул ручку управления на себя и проскочил над нацистом.

В то же мгновение разрешённая войти вдогонку ему пулеметная очередь разнесла доску устройств истребителя. Одна из пуль порвала рукав летной куртки. «Чудесным образом жив остался, — мелькнуло в голове. — Значит, в том месте не считая пилота еще и стрелок…»

Лишь на следующий сутки летчики выяснили, что нацисты применили в этом бою в первый раз новые германские пикирующие бомбардировщики «Юнкерс-87?…»

Потом время вынесло собственный вердикт этому стервятнику: «Тихоходный и угловатый, с низкой живучестью и достаточно не сильный огневой защитой, Ju-87 являлся довольно легкой добычей истребителей соперника. Пикировщик Ju-87 воображал опасность для государств имевших не сильный ПВО. Однако, высокая точность бомбометания, эффективность боевого применения только частично компенсировали многие его недочёты. В условиях завоеванного господства в воздухе самолет превратился в действенное средство воздушного террора, с ужасающей точностью сбрасывая бомбы и создавая подавляющий психотерапевтический эффект на собственных жертв.»

Опыт противовоздушной обороны и применения авиации в Испании был позднее шепетильно изучен руководством РККА. 10 марта 1937 года наркомом обороны СССР К.Е.Ворошиловым был утвержден «Замысел применения в боевой подготовке ВВС РККА выводов из боевой работы авиации в Испании». Данный документ предполагал своевременное внесение значительных трансформаций в тактику воздушного боя, наблюдение и стрельбу за воздухом, технику пилотирования, штурманскую и бомбардировочную подготовку, базирование авиации на земле и в ряд других ответственных вопросов.

В Испании в первый раз были опробованы способы сотрудничества истребителей с совокупностью ПВО при обороне населенных пунктов ночью. Борьба ПВО и истребителей с авиацией соперника на ночных учениях начала практиковаться в Красную армию с летних учений 1938 года. В будущем купленный опыт был удачно реализован при обороне Москвы в 1941-1942 годах.

Согласно данным испанского историка Р.Миральеса, в годы гражданской войны в Испании на стороне республиканцев сражались 772 советских летчика, из них 99 погибли. Согласно данным России, отечественные утраты составили 93 человека летно-авиационных советников и технического состава. 35 военных летчиков-советников и советских добровольцев ВВС, принимавших участие в военных действиях на протяжении Гражданской войны в Испании, были удостоены звания Героя СССР: комбриги П.И.Пумпур, Я.В.Смушкевич; полковник Б.А.Туржанский; майор Э.Г.Шахт; капитаны И.Т.Еременко, С.Ф.Тархов; лейтенанты В.М.Бочаров, С.И.Грицевец, А.И.Гусев, С.П.Денисов, И.И.Душкин, И.И.Евсевьев, К.И.Колесников, И.И.Копец, П.Т.Коробков, А.С.Осипенко, Г.М.Прокофьев, И.И.Проскуров, П.В.Рычагов, А.С.Сенаторов, А.К.Серов, П.Ф.Шевцов, В.И.Шевченко; лейтенанты Н.Ф.Баланов, Н.С.Герасимов, К.И.Ковтун, И.А.Лакеев, А.Г.Романов, И.А.Хованский, С.А.Тёмных, Н.И.Шмельков; младший начальник П.П.Десницкий; В.С.Горанов, П.А.Джибелли, В.С.Хользунов.

А.К.Серов.

С.И.Грицевец.

А.С.Сенаторов.

Е.Н.Степанов.

А.И.Гусев.

И.А.Лакеев.

В.И.Шевченко.

Я.А.Тыкин.

Ю.Г.Богдашевский.

Ф.К.Арженухин.

П.В.Рычагов.

Я.В.Смушкевич.

А.С.Осипенко.

.

.

Перечень источников:
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16?(http://i16fighter.ru/index.htm).
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Тактика применения И-16 в Испании».
Владимир Котельников. Пиренейский «сверчок».
Александр Котлобовский, Евгений Хавило. Туринский легионер.
Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты фашисткой германии).
Александр Булах. Испанский неудачник доктора наук Хейнкеля.
Сергей Кузнецов. Бомбардировщики Дорнье Do.17.
Владимир Котельников. «Хенкаль» He 111 — Бомбардировщик блицкрига.
Крылья Отчизны. Николай Васильев. Испанский презент.
Анатолий Демин. Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87.
С.И.Шингарев. «Чатос» идут в наступление.
С.В.Абросов. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг.

На безоблачном небе — Миннесота 2011

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: