Хроника не очень пикирующего бомбардировщика. часть i

      Комментарии к записи Хроника не очень пикирующего бомбардировщика. часть i отключены

Хроника не очень пикирующего бомбардировщика. часть i

Начало увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike.

В 00.15, 5 июня 1942 г. пребывавшие в районе Мидуэя японские соединения взяли тайную директиву Главнокому Объединённым флотом Японии адмирала Исороку Ямамото за номером 303. Фактически всем боеспособным судам предписывалось поменять курс и двигаться в точку рандеву с главными силами. В 02.55 директива была подкреплена своевременным приказом Главнокомандующего №161, начинавшимся со слов «Операция по захвату AF [Мидуэя] отменяется».

По солидному счёту, переломное сражение Тихоокеанской войны, на протяжении которого японцы уже утратили четыре эскадренных авианосца, на этом возможно было вычислять закончившимся. Но обе стороны об этом пока не знали.

Ближе всего к Мидуэю в тот момент пребывало «Соединение яркой помощи», 7-я дивизия крейсеров, складывавшаяся из четырех тяжёлых крейсеров типа «Могами»: флагман «Кумано», и «Судзуя», «Микума» и «Могами». Они направлялись к атоллу с задачей огнём собственных 203-мм орудий до восхода солнца (до тех пор пока вражеская авиация не может им помешать) сделать то, что не удалось японской палубной авиации утром прошлого дня – стереть с лица земли базировавшиеся на Мидуэй самолёты и подавить береговую оборону атолла. Приказ об отмене операции, ошибочно посланный дивизии 8-и командиру крейсеров, до них вовремя не дошёл.

В 02.15 начальник американской подлодки SS-198 «Тэмбор» капитан 3-го ранга Джон У. Мёрфи нашёл это соединение в 89 милях от Мидуэя, всё ещё следующее курсом ост – другими словами по направлению к атоллу. В темноте подводники утратили контакт, но в 02.38 подводная лодка снова нашла соединение, но в этом случае идущее уже курсом норд, прямо на неё – сейчас японские крейсеры по всей видимости взяли, наконец, предназначавшийся им приказ. «Тэмбор» снова не смогла занять позицию для атаки, но и без этого ухитрилась большое количество чего натворить.

На шедшем первым в кильватерной колонне флагмане «Кумано» увидели вражескую подводную лодку и срочно отдали команду на манёвр уклонения, поворот «все внезапно» влево. Но из-за неточности в передаче сигнала, производившийся в темноте манёвр закончился очень плачевно: в случае если два головных крейсера – «Кумано» и «Судзуя» – были близки к столкновению, но однако смогли его избежать, то остальным повезло меньше. Замыкающий «Могами» неожиданно нашёл себя идущим прямо в мидель «Микума».

В последний момент удар удалось перевоплотить в скользящий, но и этого хватило, дабы смять и практически оторвать шнобель «Могами» чуть не по первую башню главного калибра. «Микума» отделался помятыми плитами броневого пояса и 20-метровой «царапиной» ниже ватерлинии, позвавшей течь одного из топливных танков левого борта.

1. Реконструкция манёвра, приведшего к столкновению «Микума» и «Могами», на базе схемы из работы «Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн».
2. Лишившийся носовой оконечности крейсер «Могами» заправляется с танкера «Нитией-Мару». Вид с мостика крейсера, 7 июня 1942 г.

Повреждённый «Могами» очевидно не может был выдерживать кроме того экономическую скорость, исходя из этого командующий соединением, адмирал Такео Курита, решил покинуть ему в качестве эскорта кроме этого повреждённый «Микума», а самому с двумя оставшимися крейсерами продолжить исполнение приказа – двигаться в назначенную точку рандеву. На «Могами» в это же время пробовали как возможно исправить положение.

Смятая носовая оконечность, свороченная практически на 90° влево, была отделена, переборки носовых отсеков герметизированы. В следствии крейсер был способен развивать скорость 12 узлов при управляемости уровня перегруженной баржи.

Тем временем, ничего не знавший о позванном им хаосе начальник SS-198 «Тэмбор» не оставлял надежды отыскать увиденные им суда. В 02.51 он нашёл их снова, но скоро снова утратил. Только в 03.00 капитан 3-го ранга Мёрфи послал на Мидуэй собственное первое сообщение «большое количество неопознанных судов», где указал район обнаружения, но не смог указать курс и скорость, поскольку цели их всегда меняли.

Помимо этого начальник подлодки всё ещё не был уверен, что это вражеские суда. «Тэмбор» то обнаруживал цели, то снова их терял, пока в 04.37 не смог с уверенностью опознать, что имеет дело с двумя крейсерами типа «Могами», ведущими активные переговоры посредством сигнальных прожекторов.

Крейсерская подлодка SS-198 «Тэмбор», 8 апреля 1940 г.

В 05.04 начальник «Тэмбор» смог кроме того подметить, что у одного из крейсеров отсутствует «около 40 футов носовой части», а акустик рассказал о подводном взрыве. В 06.02 он нашёл их последний раз на громадном удалении, а после этого утратил контакт совсем. По окончании чего, наконец, послал подробный доклад: два повреждённых крейсера типа «Могами», курс вест, скорость 17 узлов, найдены в 115 милях от Мидуэя по пеленгу 272°.

С аэропорта Мидуэя ещё в 05.30 взлетели PBY-5А «Каталина» из состава 44-й патрульной эскадрильи. В отличие от прошлых дней вылет состоял не из 22, а всего из 10 летающих лодок. Соответственно, их задача кроме этого была существенно сокращена – прочесать сектор в 130° на дальность 250 миль.

Практически сразу после получения подробного сообщения с подлодки «Тэмбор», патрульные летающие лодки подтвердили эти сведенья. В издании военных действий авиабазы ВМС на Мидуэе это выглядело следующим образом:

Последнее сообщение очевидно относилось к ушедшим вперёд «Кумано» и «Судзуя», тогда как первые два в целом совпадали с данными по «Могами» и «Микума», переданными подводной лодкой. Соединение авианосцев адмирала Рэймонда Э. Спрюэнса в тот момент было занято поиском повреждённых в прошлый сутки авианосцев соперника, исходя из этого начальник авиабазы ВМС на Мидуэе капитан 1-го ранга Сирил Симард решил нападать найденные «линейные корабли» силами собственной ударной авиации. Верней тем, что от этих сил осталось.

На начало сражения при Мидуэе базировавшаяся на атолле 241-я разведовательно-бомбардировочная эскадрилья морской пехоты (VMSB-241) имела достаточно внушительную на первый взгляд численность. В её составе было 19 (18 боеспособных) пикирующих бомбардировщика «Дуглас» SBD-2 «Донтлес» и 21 (17 боеспособных) «Воут» SBU2-3 «Виндикейтер». Но кроме того относительно современные «Донтлесы» второй модели, переброшенные на Мидуэй незадолго до сражения, были очень сильно «бэушными», списанными с авианосцев по окончании поступления новых автомобилей типов SBD-3 и 3A.

С пикировщиками SBU2-3 дело обстояло ещё хуже. Кроме того, что эти автомобили принадлежали к прошлому поколению, уже ушедшему с палуб авианосцев «первой линии», они, вдобавок, были серьёзно изношены. За их поведение в воздухе пилоты в далеком прошлом «перекрестили» эти бомбардировщики из внушительного «Vindicator» (защитник) в более правдоподобные «Wind indicator» (флюгер) либо по большому счету «Vibrator».

А в то время, когда практически сразу после прилёта этих самолётов на Мидуэй в конце 1941 года на них в первый раз постарались пикировать, стало известно, что тканевая обшивка плоскостей уже не выдерживает нагрузок и начинает расползаться. Обшивку залатали, но полноценно пикировать на них больше не рисковали – лишь пологое пикирование на малой скорости. Не говоря уж о том, что на этих самолётах изначально осутствовали нужные пикировщику воздушные тормоза – их роль, теоретически, должны были играться простые закрылки и выпущенное шасси.

Пилоты главного состава VMSB-241 (до прибытия пополнения), май 1942 г., Мидуэй.
Семеро из них погибнут на протяжении сражения при Мидуэе, включая капитана Ричарда Ю. Флеминга (стоит четвёртым справа).

Под стать самолётам были и пилоты – в эскадрилье имелось только три кадровых офицера. 26 мая вместе с «Донтлесами» прибыл 21 пилот пополнения, 17 из них были только что выпущены из лётной школы Корпуса морской пехоты в Пенсаколе. Из тех «самые опытных» пилотов, кого прописали на «Донтлесы», лишь трое имели опыт пилотирования этого самолёта, а недочёт бензина на Мидуэе заставил сократить ознакомление остальных с новой для них машиной одним-единственным тренировочным полётом.

Длительностью в битый час.

На протяжении взлёта на первый боевой вылет утром 4 июня у двух SBD-2 вышли из строя не выдержавшие полных оборотов двигатели, а один из SBU2-3 был должен скоро возвратиться – в полёте у него развалился капот. По итогам двух боевых вылетов 4-го июня эскадрилья безвозвратно утратила 13 автомобилей, ещё 7 были списаны как не подлежащие ремонту, а все оставшиеся самолёты также имели повреждения. Утраты личного состава составили 10 пилотов (включая последовательно двух начальников эскадрильи) и 11 стрелков-радистов убитыми и пропавшими без вести, и 7 пилотов и 7 стрелков ранеными.

Пара SBU2-3 «Виндикейтер» из состава VMSB-241 взлетает с аэропорта Мидуэя, 4 июня 1942 г.

Так, на момент получения приказа об атаке найденных японских «линейных кораблей» в составе 241-й разведовательно-бомбардировочной эскадрильи морской пехоты оставалось 12 боеспособных самолётов (поровну каждого типа). В кокпитах пребывали экипажи, осилившие в прошлый сутки два дальних боевых вылета, «слепой» полёт, ночную посадку, и имевшие целых 4 часа на предмет отоспаться.

Шестёрку «Донтлесов» возглавлял уже третий за день начальник эскадрильи, единственный оставшийся кадровый офицер, капитан корпуса морской пехоты Маршалл А. Тайлер. А шестёрку «Виндикейтеров» – отечественный храбрец, практически 25-летний «бакалавр искусств» Университета Миннесоты, а сейчас капитан резерва КМП Ричард Юджин Флеминг.

На этом затянувшееся вступление заканчивается, и начинается, фактически, отечественная история, которую мне хотелось бы изложить уже не способом пересказа, а цитатами из документов.

Этого фрагмент даёт достаточно полное неспециализированное представление о данном эпизоде. А дополнительные подробности о последней атаке капитана Флеминга возможно отыскать в документах, на основании которых эта атака была обрисована в данном рапорте, в частности, в отчётах пилотов 241-й разведовательно-бомбардировочной эскадрильи морской пехоты, участвовавших в том вылете. Ниже приведены те их фрагменты, что обрисовывают атаку шестёрки «Виндикейтеров» на вражеский «линейный корабль» – в действительности, конечно же, это был тяжёлый крейсер «Микума», оставлявший мазутный след из пробитого топливного танка.

Вот, в сущности, и всё, что было более либо менее точно известно американской стороне о последней атаке и событиях смерти капитана Ричарда Ю. Флеминга. Желал бы обратить ваше внимание на пара ответственных моментов:

  1. Все пять отчётов написаны пилотами из шестёрки «Виндикейтеров». Пилоты «Донтлесов» ничего из этого не видели, и видеть не могли, потому, что нападали раньше и в тот момент в далеком прошлом уходили от района целей на малой высоте.
  2. В следствии манёвра крейсера, звено Флеминга нападало с кормы, фактически на протяжении оси корабля, второе звено – практически им навстречу, в правую скулу.
  3. Из пяти пилотов дивизиона Флеминга трое видели возгорание его самолёта – один из его звена, и двое из второго.
  4. Его попадание – близкий промах недалеко от кормы – видели двое, оба из второго звена, один из них видел момент сброса.
  5. Стрелок-радист одного из самолётов второго звена видел два парашюта (единственный из 10 человек лётного состава).
  6. место и Момент падения самолёта Флеминга не видел никто.
  7. Двое пилотов замечали дым в носовой части корабля, один из них кроме этого говорит, что видел прямое попадание.

Подобная «избирательность зрения» не должна никого удивлять. Все пилоты пребывали в кокпитах бомбардировщиков с весьма нехорошим обзором в секторе «в первых рядах снизу». Помимо этого, в тот момент все они были заняты очень сложным делом, бомбометанием с пикирования по скоростной, маневрирующей и ведущей зенитный пламя цели.

Исходя из этого бoльшую часть времени они наблюдали или в телескопический прицел с малый углом зрения, или на альтиметр на приборной панели, а вовсе не глазели по сторонам. А капитан Флеминг пикировал первым.

1. Кокпит палубного разведчика-бомбардировщика «Воут» SBU2 «Виндикейтер». Сверху виден окуляр телескопического прицела. Третий прибор в верхнем последовательности приборной панели – альтиметр.

2. Пилот, прильнувший к окуляру телескопического прицела пикировщика.

В это же время сражение при Мидуэе близилось уже к фактическому завершению. Утром следующего дня, 6 июня 1942 г., разведчик с авианосца «Энтерпрайз» и патрульная «Каталина» с Мидуэя в очередной раз нашли «японские линейные корабли» (история идентификации целей и этого обнаружения заслуживает отдельного романа в стихах).

По окончании чего соединение авианосцев адмирала Спрюэнса, за неимением вторых целей, занялось этими двумя многострадальными крейсерами, и отправленной им в помощь парой эсминцев типа «Асасио». С Мидуэя к той же цели были направлены 26 «Boeing» B-17.

«Летающие крепости», как в большинстве случаев, никуда ни разу не попали. Три волны палубных пикировщиков с авианосцев «Хорнет», «Энтерпрайз», и «осиротевших» самолётов с «Йорктауна» добились значительно отличных показателей. Взявший как минимум 5 прямых попадания тяжёлый крейсер «Микума» отправился ко дну, а его «безносый» систершип «Могами» взял 6 попаданий, но остался на плаву. Эсминцы «Асасио» и «Арасио» кроме этого взяли по бомбе.

Утраты личного состава составили не меньше 50 человек на эсминцах, 81 на «Могами» и 650 на «Микума», включая капитана корабля. Два члена экипажа последнего были спасены подводной лодкой SS-202 «Траут» и попали в плен.

Фотография, ставшая главным знаком Победы при Мидуэе: палубные пикировщики «Донтлес» на фоне горящего крейсера «Микума».

Оглушительная «неосуществимая победа» при Мидуэе обошлась Вооружённым силам США (армии, морской пехоте и флоту) в 307 человек убитыми и пропавшими без вести. Из них 186 человек принадлежали к лётному составу, из которых 94 были пилотами (к слову, американских пилотов в этом сражении погибло в полтора раза больше, чем японских). Все погибшие американские пилоты были награждены посмертно, но только один из них – высшей военной призом США, Медалью Почёта.

Это был капитан Ричард Ю. Флеминг, что, так, стал первым пилотом морской пехоты, удостоенным данной награды. Более того, он стал единственным участником этого переломного сражения, взявшим высшую приз страны. Его стрелок-радист, рядовой морской пехоты Джеймс А. Томс, кроме этого взял высокую приз – Крест за лётные заслуги.

продолжение направляться…

Источники:

  1. VMSB-241, Statement of Captain Bruce Prosser, USMCR(V). 7 June 1942
  2. VMSB-241, Statement of Captain Leon M. Williamson, USMCR(V). 7 June 1942
  3. VMSB-241, Statement of Second Lieutenant George E. Koutelas, USMCR(V). 7 June 1942
  4. VMSB-241, Statement of Second Lieutenant Allan H. Ringblom, USMCR(V). 7 June 1942
  5. VMSB-241, Statement of Technical Sergeant Clyde H. Stamps, USMC. 7 June 1942
  6. CO MAG-22 to CinCPac, Subject: Battle of Midway Islands, report of. June 7, 1942.
  7. CO VB-6 to CO U.S.S. ENTERPRISE, Subject: Report of Actions, June 4-6, 1942. June 7, 1942
  8. СО VMSB-241 to CO MAG-22, Subject: Report of Activities of VMSB-241 during June 4-5, 1942. June 12, 1942
  9. CO U.S.S. HORNET to CinCPac, Subject: Report of Action – 4-6 June 1942. June 13, 1942
  10. CO VS-6 to CO U.S.S. ENTERPRISE, Subject: Report of Actions, June 4-6, 1942. June 20, 1942
  11. CinCPac to Cominch, Subject: Battle of Midway. June 28, 1942
  12. USS Tambor (SS198) – War Diary, Third War Patrol. Undated
  13. U.S. Naval Air Station, Midway Island – War Diary. 1 June, 1942 — 30 June, 1942
  14. Mobile Force’s Detailed Battle Report #6, ONI Review, 1947
  15. Richard W. Bates “The Battle of Midway Including the Aleutian Phase, June 3 to 14, 1942. Strategical and Tactical Analysis”, 1948
  16. (????) ?????—?? [Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн] — «„Военная история“. Морское сражение при Мидуэе», 1971
  17. John B. Lundstrom “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984
  18. Robert J. Cressman “A Glorious Page in Our History: The Battle of Midway, 4-6 June 1942”, 1990
  19. Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully, “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway”, 2005
  20. Mark W. Allen, “Midway Submerged”, 2011
  21. Николай Колядко, “Цена поражения”, 2013

источник: http://midnike.livejournal.com/25811.html

Хроника пикирующего бомбардировщика

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: