Хроника не очень пикирующего бомбардировщика. часть ii

      Комментарии к записи Хроника не очень пикирующего бомбардировщика. часть ii отключены

Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike.

Возможно продолжительно гадать, из-за чего выбор пал именно на капитана Флеминга, притом, что чего-чего, а самопожертвования и примеров героизма на протяжении сражения при Мидуэе хватало с избытком – достаточно отыскать в памяти ту же 8-ю эскадрилью торпедоносцев, погибшую практически в полном составе. Но, подозреваю, всё было предельно легко: подтверждённый свидетелями подвиг пилота, что всё-таки довёл горящую машину до точки сброса, самый совершенно верно соответствовал параметрам награждения данной медалью: «For extraordinary heroism and conspicuous intrepidity above and beyond the call of duty». Я привёл формулировку в оригинале, поскольку в русском переводе оно выглядит уже не так органично:

Президент Соединённых Штатов имеет честь представить к Медали Почёта

КАПИТАНА РИЧАРДА Ю. ФЛЕМИНГА
РЕЗЕРВ КОРПУСА МОРСКОЙ ПЕХОТЫ США

Хроника не очень пикирующего бомбардировщика. часть iiЗа действия, изложенные в данном КОМАНДЕ:

За несомненную отвагу и выдающийся героизм, на большом растоянии выходящие за пределы служебного долга, показанные в качестве лётчика 241-й разведовательно-бомбардировочной эскадрильи морской пехоты входе боёв против вражеских японских сил на протяжении сражения при Мидуэе 4-го и 5-го июня 1942 года. В то время, когда, на протяжении первой атаки на вражеский авианосец, начальник его эскадрильи был сбит, капитан Флеминг возглавил оставшиеся самолёты дивизиона со столь неустрашимой решимостью, что спикировал на собственной машине до рискованно низкой высоты в 120 метров, перед тем как скинул бомбу.

Не обращая внимания на то, что его самолёт был изрешечён 179 пробоинами от града огня, что обрушили на него зенитные батареи и японские истребители, он смог вывести самолёт из пикирования, взяв только два лёгких ранения. Ночью 4 июня, в то время, когда начальник эскадрильи утратил ориентировку и отделился от остальных, капитан Флеминг самостоятельно привёл собственный самолёт на базу и смог совершить успешную посадку, не обращая внимания на непростые полную темноту и погодные условия.

На следующий сутки, по окончании менее четырёх часов сна, он возглавил второй дивизион собственной эскадрильи в координированной атаке с пологого пикирования и пикирования против вражеского линейного корабля. Не остановленный тем, что в момент решающего захода его самолёт взял попадания и загорелся, он неустрашимо довёл атаку до конца, снизился до высоты 150 метров и скинул бомбу, добившись близкого промаха недалеко от кормы цели, по окончании чего его горящий самолёт разбился в море. Его непоколебимая преданность и бесстрашное упорство долгу всецело соответствует высочайшим традициям ВМС Соединённых Штатов.

Франклин Д. Рузвельт

Как мы видим, описание подвига в приказе всецело повторяет изложенное в отчётах и рапортах, за исключением одной небольшой, но ответственной подробности. 24 ноября 1942 г. Американский Президент вручил эту приз матери Флеминга. На родине храбреца, в городе Южный Сент-Пол в Миннесоте его именем был назван местный аэропорт (он так именуется и по сей день), а 16 июня 1943 г. на воду был спущен эскортный эсминец DE-32 типа «Эвартс», взявший имя «Флеминг».

Корабль так же достойно совершил собственную маленькую, чуть более двух лет, работу: взял четыре боевых звезды, защищал эскортные авианосцы и транспорты, принимал участие в высадке на Окинаву, сбил несколько камикадзе и потопил японскую подводную лодку I-362. В это же время оказалось большое количество новых храбрецов, и о капитане Ричарде Флеминге не то дабы забыли – он стал легко одним из 464 кавалеров высшей военной награды США, взявших её на протяжении Второй мировой.

Эскортный эсминец DE-32 «Флеминг», 1944 г.

В следующий раз эта история всплыла благодаря деятельности «Рабочей группы по изучению стратегических бомбардировок США» (United States Strategic Bombing Survey), проводившей сходу по окончании Второй мировой допросы громадного количества «должностных лиц» (как военных, так и гражданских) сперва в Италии и Германии, а после этого и в Японии. Допросы японских «должностных лиц», совершённые военно-морским подразделением рабочей группы, составили два тома.

Ниже приведены фрагменты, касающиеся интересующей нас темы. Японские офицеры именуются в японской традиции (первой идёт фамилия, после этого имя), звания указаны на момент допроса, в скобках должность на момент сражения при Мидуэе, даты и время в показаниях переведены с Токийского времени на часовой пояс Мидуэя.

ДОПРОС NAV №66, USSBS №295

7 ноября 1945 г.

Токио

Капитан 2-го ранга СИБАТА, Отокити (навигатор, КРТ «Судзуя»)

В: В то время, когда вас в первоначальный раз нападали?

О: «Кумано» и «Судзуя» ни разу не подвергались атакам. Мы пребывали в нескольких милях в первых рядах «Могами» и «Микума», каковые были атакованы рано утром 5 июня как горизонтальными, так и пикирующими бомбардировщиками. В тот раз суда не взяли бомбовых попаданий.

Один самолёт, что положил бомбу прямо за кормой «Микума», спикировал на палубу, попав в кормовую башню.

В: Данный самолёт потопил «Микума»?

О: Нет, он привёл к пожару, что мало уменьшил скорость корабля. Крейсер поздней был потоплен вторыми пикировщиками. «Микума» и «Могами» не могли развивать скорость более 15 узлов, «Кумано» и «Судзуя» увеличили скорость до 26 узлов и соединились с главными силами.

Капитан 3-го ранга НИСИКАВА (артиллерийский офицер, КРТ «Могами»)

В: Обрисуйте столкновения «Могами» и «Микума» и повреждения «Могами» на протяжении сражения при Мидуэе.

О: [] В 03.00, 5 июня мы получили приказ к отступлению. Где-то через несколько часов мы были атакованы горизонтальными и несколькими пикирующими бомбардировщиками. Ни те, ни другие не добились бомбовых попаданий, но один самолёт спикировал на палубу «Микума», нанеся кое-какие повреждения. []

ДОПРОС NAV №83, USSBS №497

13-14 ноября 1945 г.

Токио

Адмирал СОДЗИ [ошибочная транскрипция, в действительности СОНЭ], Акира (начальник КРТ «Могами»)

В: Обрисуйте ваши действия при Мидуэе.

О: [] Рано утром, через день после того, как отечественные авианосцы были повреждены, около 08.00 5 июня, нас нападали пикирующие и горизонтальные бомбардировщики. «Микума» был в первых рядах и по левому борту от нас. Атаки случились практически в один момент. Пикировщики нападали с кормы и со стороны солнца, по ним было сложно вести пламя. В данной атаке «Могами» не взял прямых бомбовых попаданий, но одна бомба с пикировщика легла метрах в 10. Всего было около 6 родных промахов.

Осколки покинули большое количество пробоин в дымовой трубе и мостике. Мы маневрировали и вели пламя из всех стволов, думаю, в пара самолётов попали. [] «Микума» на протяжении данной атаки не взял бомбовых попаданий, но я видел пикировщик, что врезался в кормовую башню и привёл к пожару. Он был весьма храбрым.

Итак, мы имеем ещё три свидетельства, два из которых принадлежат очевидцам события, но не забываем, что изложены они были по памяти, спустя три с половиной года. Третье свидетельство, пускай и не принадлежавшее очевидцу, кроме этого имеет сокровище, поскольку показывает, что этот эпизод был достаточно широко известен среди, как минимум, офицеров 7-й дивизии крейсеров, не пребывавших в тот момент на «Микума» и «Могами».

Помимо этого, показания адмирала Содзи (Сонэ) дают ответственную данные, отсутствующую в американских источниках: в случае если дивизион «Виндикейторов» капитана Флеминга нападал «Микума», то дивизион «Донтлесов» капитана Тайлера пикировал на «Могами». Адмирал кроме того спустя три с половиной года не забывал количество разрывов, которое совершенно верно соответствовало количеству автомобилей в дивизионе пикировщиков.

А фактически источники на этом заканчиваются, и мы медлено переходим к тому, как в будущем освещался последний бой капитана Флеминга, то бишь к историографии. Не смотря на то, что в обычном историческом изучении с этого, в неспециализированном-то, положено затевать 🙂 Сходу даю предупреждение, что упомяну тут только важнейшие английские работы на эту тему, потому как кроме того моя краткая библиография насчитывает десятки работ. На самом же деле их много.

Историография

Нельзя сказать, что этот случай сходу стал широко известен – храбрецов, как уже говорилось, тогда хватало и без этого. В первом важном изучении, законченной в 1948 г. и имевшей гриф «Секретно» работе «Сражение при Мидуэе, включая Алеутскую фазу, 3-14 июня 1942. Стратегический и тактический анализ» капитана 1-го ранга Ричарда У. Бэйтса, анализа Отдела и начальника исследований Военно-морского колледжа США, информация о вероятном таране Ричарда Флеминга и позванном им пожаре и утрата скорости крейсером (ссылаясь на показания бывшего навигатора «Судзуя» Отокити Сибата) уже имелась, но предварялась она словами «не смотря на то, что определённо неизвестно, но быть может, что».

Первой открытой работой, где упоминалось о таране, стала размещённая в том же 1948 г. монография полковника КМП Роберта Д. Хэйнла «Морская пехота при Мидуэе». В работе цитировались слова «адмирала Содзи» об «весьма храбром» пилоте, а фотография Флеминга сопровождалась подписью «посмертно награждённый Медалью Почёта за пикирование на своём устаревшем бомбардировщике в кормовую башню вражеского крейсера». Узнаваемая фотография горящего покинутого «Микума» была снабжена подписью «Обведённые обломки на кормовой башне, быть может, являются остатками морпеховского SBU2-3, что капитан Флеминг сознательно в том направлении направил по окончании получения смертельных попаданий».

В 1949 г. был опубликован 4-й том монументальной 15-томной «Истории военно-морских операций США во Второй мировой» капитана 1-го ранга (поздней лауреата-адмирала) и контр резерва Пулицеровской премии Самуэля Э. Морисона, посвящённый событиям весны-лета 1942 г. Потому, что касающийся Мидуэя раздел полностью базировался на вышеупомянутой работе Ричарда Бэйтса, то таран Флеминга в том месте также упоминается. Помимо этого Морисон, как и Роберт Хэйнл, кроме этого «рассмотрел» обломки «Виндикейтора» на фотографии «Микума», о чём было сообщено в примечании. Но имелось и весьма значительное отличие: и в том и другом случае у Морисона было опущено имевшееся в прошлых работах слово «вероятно».

В 1955 г. в Соединенных Штатах вышел перевод книги участников «Операции MI» капитана 1-го ранга Футида Мицуо и ранга 2-и капитана Окумия Масатакэ «Мидуэй. Сражение, обрёкшее Японию». Работа позвала громадной интерес, поскольку стала первым дешёвым широкой публике «взором с той стороны».

Не говоря уж том, что предисловия к ней были написаны адмиралами Рэймондом Спрюэнсом и Кондо Нобутакэ. В данной книге история тарана Флеминга обросла дополнительными подробностями: «Он не смог попасть в мостик и разбился о кормовую башню, расплескав пламя поверх воздухозаборников правого машинного отделения. Это стало причиной взрыв паров горючего внизу и стало причиной смерти всей команды машинного отделения.»

Но по-настоящему известность эта история взяла только в 1967 г. по окончании публикации бестселлера Уолтера Лорда «Неосуществимая победа». Эта превосходная и увлекательно написанная популярная книга была увлекательна ещё и тем, что базировалась как на рассекреченных к тому времени американских и японских документах, так и на бессчётных интервью автора с участниками сражения с обеих сторон (всего им было опрошено 34 японских и 218 американских участников).

История тарана Флеминга в данной работе была практически дословно переписана из книги Футида Мицуо и Окумия Масатакэ. В следствии, на многие годы эта версия стала мейнстримом. Чем-то таким, о чём говорят «как мы знаем из…»

Первым звоночком, говорящим о том, что эта версия начала приводить к серьёзным сомнениям, стала вышедшая в 1990 г. и ставшая согласно точки зрения многих (включая ветеранов-участников сражения) лучшей из работ по Мидуэю «хорошего периода», другими словами из основанных в основном на американских источниках. Это была книга Роберта Крессмана и соавторов «Славная страница отечественной истории: Сражение при Мидуэе 4-6 июня 1942».

Строго говоря, в данной работе версия о таране Флеминга никак не опровергалась. По одной несложной причине – о ней в том месте не упоминалось по большому счету. А с учётом дотошности данной работы трудно предположить, что это было сделано только из-за забывчивости авторов.

В 2005 г. в изучении Мидуэя начался «период ревизионизма». Строго говоря, он начался пятью годами ранее, со статей в издании «Naval War College Review», но как раз в 2005 г. была издана известная работа Джона Паршалла и Энтони Талли «Сломанный клинок». В данной книге соавторы уже не игнорировали историю с предполагаемым тараном «Микума», а напрямую именовали её «фольклором» и «мифом».

Приводя наряду с этим достаточно не сильный, на мой скромный взор, доводы. Справедливости для, второй «ревизионист», в частности затеявший всю эту дискуссию создатель вышедшей в 2007 г. монографии «Мидуэйское расследование» Даллас Айсом, излагал события атаки Флеминга в соответствии с хорошей версией.

Так, на данный момент мейнстримом стало если не прямое опровержение данного «мифа» как в популярной книжке издательства «Оспрей», «Мидуэй 1942: Поворотная точка на Тихом океане», 2010 г., то, как минимум, стыдливое умалчивание об данной версии. Как, к примеру, было сделано в последней большой монографии по теме, «Сражение при Мидуэе» Крэга Саймондса, 2011 г. Разбор доводов «ревизионистов» – в следующей серии.

Источники:

  • The President of the U. S. A., “Medal of Honor Award Citation. Captain Richard E. Fleming, USMCR.” 1942
  • U.S.S.B.S. [Pаcific], Naval Analisys Division, “Interrogations of Japanese Officials (OPNAV-P-03-100).” 1946
  • Richard W. Bates, “The Battle of Midway Including the Aleutian Phase, June 3 to 14, 1942. Strategical and Tactical Analysis” 1948
  • Robert D. Heinl, Jr., “Marines in World War II, Historical Monograph. Marines at Midway” 1948
  • Samuel E. Morison, “Coral Sea, Midway, and Submarine Actions, May 1942 — August 1942” 1949
  • Mitsuo Fuchida, Masatake Okumiya, “Midway: The Battle that Doomed Japan. The Japanese Navy’s Story” 1955
  • Walter Lord, “Incredible Victory” 1967
  • Robert J. Cressman, “A Glorious Page in Our History: The Battle of Midway, 4-6 June 1942” 1990
  • Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully, “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway”, 2005
  • Dallas W. Isom, “Midway Inquest: Why the направляться Lost the Battle of Midway” 2007
  • Mark Stille, “Midway 1942: Turning Point in the Pacific” 2010
  • Craig L. Symonds, “Battle of Midway” 2011
  • Naval History and Heritage Command, “Dictionary of American Naval Fighting Ships”

источник: http://midnike.livejournal.com/26120.html

Туман. Песня из фильма Хроника пикирующего бомбардировщика

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: