Горечь триумфа. часть 2

      Комментарии к записи Горечь триумфа. часть 2 отключены

Полет самолета «Отчизна» длился 26 ч 29 мин. За это время был пройден маршрут неспециализированной протяженностью в 6450 км, из них по прямой — чуть более 5947 км. Спортивная рабочая группа Центрального аэроклуба СССР под руководством комбрига И.Т.

Спирина признала результат всесоюзным женским рекордом по классу «С».

7 октября соответствующая весточка была послана в Интернациональную рабочую группу ФАИ в Париж. По окончании материалов и рассмотрения документов по перелету она утвердила достижение экипажа АНТ-37бис «Отчизна» в качестве международного женского рекорда дальности полета по прямой без посадки по классу «С».

8 газетах был опубликован Указ Президиума ВС СССР от 2 ноября 1938 г. о краже звания Героя СССР Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой. Медали «Золотая Звезда» первым дамам-Храбрецам СССР вручили через год, 5 ноября 1939 г. Среди них уже не было Полины Осипенко, которая погибла 11 мая того же года вместе с главой основной летной инспекции ВВС А.К. Серовым при отработке на самолете УТИ-4 «слепого» полета.

Горечь триумфа. часть 2

На этом история, связанная со известным перелетом, поиском совершившего вынужденную посадку самолета «Отчизна» и случившейся наряду с этим смертью людей, не закончилась. Она взяла продолжение через 3 десятилетия. Говорит бывший летчик Лев Вяткин:

«Во второй половине 60-ых годов XX века в Хабаровском крае таежные охотники в двенадцати километрах от поселка Дуки наткнулись на место давешней авиакатастрофы: нашли искореженный громадный самолет 30-х годов с гофрированной алюминиевой обшивкой. В деформированном от мощного удара фюзеляже охотники нашли полуистлевшие останки людей… К громадному удивлению у некоторых погибших нашли удостоверения личности, паспорта, на которых не смотря на то, что и с большим трудом, но удалось прочесть фамилии и годы выдачи документов.

Возвратившись в поселок, охотники по телефону связались с Хабаровском, поведали о собственной таежной находке, по окончании чего произошло расследование, благодаря которому было обнаружено, что охотники нашли тяжелый бомбардировщик ТераБайт-3. Он вел поиск пропавшего экипажа самолета «Отчизна»… и потерпел 4 октября 1938 года трагедию по окончании столкновения с другим самолетом, кроме этого участвовавшим в поиске…

Наряду с этим всплыл один воистину потрясающий факт. С места трагедии тогда же, в октябре 1938 года, были вывезены почему-то лишь тела двух человек: храбреца гражданской Хасана и войны Героя Якова и комдива Сорокина СССР, флаг-навигатора ВВС Александра Бряндинского, которых и похоронили со всеми воинскими почестями в Комсомольске-на-Амуре, причем не известно почему намеренно поменяв дату их смерти. Остальных приказано было забыть…»

Справка. Яков Васильевич Сорокин появился в 1893 г. В 1918 г. он вступил в ряды Красной Армии, стал одним из храбрецов гражданской войны. Руководил стрелковыми частями. Трехкратно награжден орденом Красной Звезды. В первой половине 1930-х гг. многие начальники сухопутных армий были направлены в ряды ВВС. Среди них был и Сорокин, которого прописали главой школы пилотов.

В июле 1937 г. он стал начальником 137-й авиабригады, которая была включёна в состав Особенной Краснознаменной Дальневосточной армии. В феврале 1938 г. ему присвоили звание командира дивизии, а в сентябре он возглавил ВВС 2-й отдельной Краснознаменной армии.

Александр Матвеевич Бряндинский появился в 1904 г. В 1924 г. его призвали в РККА. С 1930 г он был на летно-испытательской работе. В 1936 г. ему присвоили звание майора. 27-28 июня 1938 г. Бряндинский в качестве навигатора в составе экипажа В.К.

Коккинаки участвовал в беспосадочном перелете самолета ЦКБ-30 «Москва» по маршруту Москва-Хабаровск-Спасск Дальний, за что был удостоен звания Героя СССР и взял звание комбриг. С июля 1938 г. Бряндинский пребывал в Хабаровске, в составе группы командира дивизии B.C. Хользунова, направленной для практической помощи летному составу дальневосточных авиачастей в освоении самолета ДБ-3.

На протяжении советско-японского конфликта у озера Хасан он трудился в штабе ВВС Дальневосточного фронта.

По окончании передачи хабаровского радио, посвященной 30-летию перелета «Отчизны», в радиокомитет из школы поселка Дуки пришло письмо, из которого выяснили, что учительница Р.Н. Панычева с «красными следопытами» вела поисковую работу и определила от местных обитателей, что в лесу лежат разрушенные самолеты. Она слетала на вертолете к тому месту. Позже школьники добрались на место трагедии и принесли бирки с номерами.

Панычева писала по инстанциям, пробуя обратить внимание. Позже она вспоминала:

«Из Дальневосточного военного округа приезжали какие-то представители… Мне и столичным обозревателям растолковали, что это дело расследовать дальше запрещено».

Прошло еще 20 лет, и в газете «Советская культура» от 24 сентября 1988 г. была напечатана статья В. Даниленко «Трагедия в тени подвига»», говорящая об авиационной трагедии, случившейся на протяжении поисков экипажа «Отчизны». В частности создатель писал, что в 1968 г. по окончании передачи Хабаровского радио, посвященной 30-летию перелета самолета «Отчизна», у него завязалась переписка со школьниками из поселка Дуки.

«Парни информировали, что охотники нашли в тайге разрушенные самолеты, а вблизи них — человеческие останки. Старожилы поведали, что лежат они в тайге уже тридцать лет, что случилась трагедия в сутки, в то время, когда из тайги вывозили экипаж «Отчизны». Я… установил нужные эти и обратился в штаб Дальневосточного военного округа прося организовать экспедицию по захоронению останков погибших.

Отозвались на мое обращение не сходу. Лишь летом 1969 года в район трагедии вылетела экспедицияпод руководством полковником Индуцким. Останки собрали и с почестями похоронили вблизи поселка Дуки.

На месте захоронения установили древесный безымянный обелиск. Так как ни единого имени установить не удалось.*

В те годы еще были живы многие авиаторы, принимавшие участие в поиске самолета «Отчизна». Я много раз обращался к ним, к В. Гризодубовой прося внести ясность в тайну трагедии. Собеседники уклонялись от прямых ответов, ссылаясь на отсутствие компетенции.

И лишь в конце семидесятых годов один из ветеранов, что принимал участие в поиске летчиц и знал обстановку, поведал, что на протяжении трагедии погибли шестнадцать человек; а также храбрец гражданской войны комбриг флаг и Сорокин-навигатор ВВС СССР Бряндинский…

Сейчас… покров с тайны около давешней трагедии помогло снять дело № 91-А из фондов крайпартархива. Оно стало дешёвым для исследователей. Раскрыв пожелтевшую папку, я определил фамилии погибших на протяжении трагедии…

Древесный обелиск, что установили на месте захоронения в Дуках, сгорел во второй половине 70-ых годов двадцатого века. В следующем году бойцы одного из стройотрядов, определив об истории могилы, заново соорудили обелиск и перенесли захоронение.

И еще одна подробность. Мне как мы знаем, что в Комсомольске-на-Амуре существуют официальные захоронения Сорокина и Бряндинского. Быть может, это были какие-то символические похороны».

В центральных и краевых газетах в конце 1980-х гг. прошла целая серия статей, посвященных событиям «и» перелёту Родины, с ним связанным, среди них и статья М. Кузьминой «Чьи имена писать на обелиске?». А также в ней указано, что 25 октября 1986 г. на маленьком наделе земли в Комсомольске, недалеко от домостроительного комбината, со всех сторон окруженном бытовками и металлоконструкциями, осталось всего два захоронения: военврача С.И. Потеряхина и двух военных летчиков.

«Тут похоронены трагически погибшие при отыскивании самолета «Отчизна» Герой Советского Союза A.M. Бряндинский 02.03.1904-03.10. 1938.

Комбриг Я.В. Сорокин 20.03.1893-03.10.1938»,

— гласила надпись на цементном обелиске, установленном на месте захоронения летчиков.

«Вопрос о перезахоронении тех, кто находится в этих могилах, никак не имел возможности решиться. Тяжба между общественностью и горисполкомом продолжалась пара лет. Наконец, выбрали место для перезахоронения.

Это рядом, на территории воинской части. Тем более, летчики — армейские, врач Потеряхин — армейский.

Для останков было приготовлено три урны.

Вскрыли могилу Потеряхина. Останки перенесли в урну.

Переместили в сторону монумент на захоронении летчиков. Вырыли под ним целый котлован… никаких останков. Времени удивляться не было.

Чисто символически забрали почву и насыпали в урны. Так на территории воинской части показались две могилы и два монумента…

Данные в газету… Горлит дал дать лишь о Потеряхине. Про Бряндинского и Сорокина упоминать не разрещалось!»

Так, нет фактического подтверждения захоронения Сорокина и Бряндинского. Не смотря на то, что считалось, что в 1938 г. заводской летчик П. Генаев по просьбе участника армейского совета И. Литвиненко и с согласия секретаря крайкома ВКП(б) Н. Пегова произвел посадку на реку Амгунь вблизи места трагедии и вывез тела, каковые после этого похоронили в Комсомольске-на-Амуре.

О том, как развивались последующие события, которые связаны с той давешней катастрофой, поведала Марина Кузьмина в собственной книге «По следам одной трагедии».

«… В сентябре 1990 года по линии отдела культуры городского исполнительного комитета была организована экспедиция к месту трагедии. Возглавил ее Эдуард Иванович Синельников.

Участников экспедиции было тринадцать. Из Комсомольска: Ю. Федосеев — оператор, начальник студии «Корабел», СВ. Левандовский — инженер…, Ю.П.

Соломенко — инженер ЗИГа (летный завод им. Ю.А. Гагарина), его сын Николай, обучающийся школы № 24, С. А. Галета — инженер ЗИГа, С. С. Вялкина — основной архитектор филиала университета «Хабаровск-гражданпроект», Г. Евтушенко — радист лесоохраны, Э.И.

Синельников — заведующий отделом культуры.

Сначала экспедиция остановилась в Дуках. В том месте к ней присоединились старшеклассники Олег Панченко, Максим Чеканов, Алексей Андреев, Егор Тропин, Сергей Лосев.

Э. И. Синельников обратился к помощнику командующего КДВО** А. И. Малюкову прося оказать содействие в выделении специалистов и вертолёта для подьема и транспортировки остатков самолета «Дуглас» и ТераБайт-3…

Вертолеты были выделены — Ми-6 и Ми-8 с 20-го по 28-е октября.

Вертолет высадил экспедицию на косу на Амгуни. В том месте разбили лагерь. Переночевали.

Утром двинулись по тайге к месту трагедии. Шли по зарубкам, покинутым прошлой экспедицией. Мин. через сорок вышли к месту падения самолетов. Среди стройных берез заметили хвостовую часть самолета, которая сверкала под лучами солнца.

Собрали остнанки человека, частицы расплавленного металла. Нашли часы с самолета, каковые остановились в 4 часа 35 мин..

Позже подошли к месту падения ТераБайт-3. Сохранился лишь остов самолета. Груда обломков, но большое количество больше людских останков.

Три дня расчищали в тайге место, куда бы имел возможность опуститься вертолет, на котором планировали вывозить фрагменты «Дугласа». В октябре они были доставлены на завод им. Ю.А. Гагарина. Восстановлением хвостовой части «Дугласа» занимались работники завода А. И. Вайтовский, Л.А. Галета, Г.Н.

Соломенко, М.К. Щутов.

По имеющимся контурам хвостовой части «Дугласа» разрабатывают чертежи, делают расчеты на ветровые и динамические нагрузки, совместно с проектантами конструктивно решают принцип соединения хвостовой части самолета с бетонированным саркофагом…

Что касается строительства монумента, то дело шло тяжело. Не было средств. Обращение Э. И. Синельникова к гражданам и организациям результатов не дало.

Отказали райисполком и Центральный райсовет.

Но, наконец, неприятность частично разрешилась.

Распоряжение от 03.09.91. за № 306-р

«В соответствии с ответом президиума городского Совета народных депутатов №61 от 25.10.90. «О постройке монумента-захоронения десантникам и лётчикам, погибшим в авиакатастрофе при розыске экипажа самолета «Отчизна» выделить отделу культуры городского исполнительного комитета 60 тысяч рублей из внебюджетных ассигнований на постройку монумента-захоронения.

Глава исполнительного комитета Ю.Ф. Матвеев».

24 октября 1993 г. в Комсомольске наоборот дома № 49 по улице Кирова открыли мемориал по проекту местного архитектора С.С. Вялкиной. Ко мне в урнах перенесли и захоронили отысканные в 1990 г. на месте трагедии останки. Открывшийся мемориал был только частью задуманного комплекса, что предполагал еще облицованную тёмным мрамором стенке с нанесенными фамилиями погибших, мозаичной картой и названиями самолётов.

Предполагалось в том месте перезахоронить останки из поселка Дуки, но все это не было реализовано.

Со временем стала известна и будущее самолета «Отчизна». Практически сразу после спасения ее экипажа директор завода № 126 А.Н. Тер-Маркарян, в соответствии с поручению наркома оборонной индустрии М.М. Кагановича от 27 октября 1938 г., отдал приказ об организации бригады экспертов по перелёту и подъёму самолёта его в Комсомольск.

Летчики доставили на реку Амгунь авиационных специалистов и бригаду рабочих. С началом морозов они от местечка Каменка пешком через тайгу добрались до самолета и разбили около него собственный лагерь.

«Отчизну» подняли, поставили на лыжи, заменили винты. Марь около самолета расчистили. По замерзшему болоту проложили долгий настил. Взлетную полосу опробовал пилот на своем У-2, тот самый, что прилетел ко мне с шампанским и цветами.

Сделал круг, покачал крыльями и полетел на заводской аэропорт, как шутили, за «головомойкой» от собственного руководства.

4 декабря 1938 г. экипаж армейских летчиков поднял в небо «Отчизну» и забрал курс на Комсомольск. Потом АНТ-37 еще долго удачно летал на автострадах Аэрофлота. После этого, по окончании выработки ресурса, машина взяла «прописку» на Ходынке.

В 1943 г. самолет разобрали, не сохранив его для истории. Не до авиационных музеев тогда было.

Однако, вопросов в данной истории еще большое количество. К примеру, неясно из-за чего в 1958 г. в Комсомольске-на-Амуре улица Гризодубовой стала улицей Правды, улица Осипенко — Орловской, улица Расковой — Ачинской, а переулок Расковой — Прямым. И конечно же нет ясности с захоронением Сорокина и Бряндинского.

Определим ли мы когда-либо правду, продемонстрирует время.

  • * — По другой информации, через год по окончании того, как охотники нашли человеческие останки и разбитые самолёты, команда энтузиастов во главе с Храбрецом СССР земляком Полины Осипенко ст. л-том Бубениным добралась до места трагедии и предала почва прах авиаторов.
  • ** — Краснознаменный Дальневосточный армейский округ.

источник: Николай Игнатьев «Печаль успеха» «время и Авиация» 05-2013

2015.05.07-Y Горечь отсутствия

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: