Гимн скаредности: как британия лишилась всех дрло и авианосцев

Одним из самый завораживающих зрелищ в истории есть падение великих империй — так, дабы пылали города, орды дикарей крушили статуи некогда могучих цезарей, а последние легионы обреченно обороняли Рим, объятый последним пиром на протяжении последней чумы. Никакая империя не вечна, и это теорема. Но одно дело уйти в вечность с мрачным преимуществом, а совсем второе — дать соседям и потомкам нескончаемый предлог для сарказма и шуток.

Последний случай относится к окончательному крушению и увяданию Англии, некогда величайшей державы, занимавшей 22 процента суши и подчинившей чуть не четверть населения планеты. Стремительное увядание древней славы Британии по окончании Второй мировой строилось по большей части на ужасающих конфузах — начиная от очень неудачного раздела Английской Индии либо эвакуации Адена и заканчивая полностью постыдной Суэцкой авантюрой, показавшей окончательный провал прежнего могущества.

Стоит напомнить, что Англия как индустриальная держава на пике собственного могущества создавала прекрасную бронетехнику — в случае если с танками Альбиону не везло, то ВМФ и авиация постоянно поддерживались на весьма большом уровне. Сейчас мы поведаем о том, как крушение сверхдержавы отразилось на этих двух родах армий, и постараемся обрисовать всю глубину деградации, постигшей английские ВС в 70-е годы ХХ века.

Летающий монумент жадности

Дабы не появлялось недомолвок, хочется сходу отметить — самолёт Avro Shackleton AEW.2. стоял на вооружении до 1991 года — прописью: тысяча почти тысячу девяносто первого. Машина эта неповторима не собственными характеристиками. «Шеклтон» — уникальный армейский летательный аппарат, являющийся знаком экономии бюджета вопреки здравому смыслу: лишь британцам имела возможность прийти в голову идея оснастить патрульный самолёт примера 1949 (!) года (и созданный на базе бомбардировщика времён войны) радаром примера 1944 года (мало модернизированным и солидно побывшим в потреблении) — в первой половине 70-ых годов двадцатого века и эксплуатировать этот музейный экспонат в течении двух десятилетий.

Гимн скаредности: как британия лишилась всех дрло и авианосцев
Avro Shackleton AEW — самолёт, переживший собственное время

С чего, фактически, всё началось? Схема РЛС с двумя так называемыми когерентными антеннами была предложена ещё в первой половине 60-ых годов двадцатого века для перспективного палубного самолёта ДРЛО. Но тогда от постройки новых авианосцев решили отказаться в принципе, и во второй половине 60-ых годов двадцатого века программу закрыли за ненадобностью.

К 1960 году Англия обладала вторым по окончании Соединённых Штатов авианосным флотом — пять единиц эскадренных авианосцев. Но красиво это смотрелось лишь на бумаге.

Новейший по тем временам штурмовик Buccaneer

Увы, но все эти авианосцы имели очень несбалансированные авиационные группы, потому, что в эру бурного развития реактивной авиации их лётные палубы были через чур мелки — английский авианосный флот быстро устаревал. Авианосец «Центавр» вошедший в строй в первой половине 50-ых годов XX века, не имел возможности нести новейшие штурмовики Buccaneer; второй — «Гермес» — еле вмещал всего семь таких автомобилей. Подобные неприятности были у авианосцев «Викториес» и «Арк Ройал» (это не тот «Арк Ройал», которого утопили немцы 13 ноября 1941, а следующий, постройки 1955 года), и лишь «Игл» более либо менее соответствовал требованиям новой эры.

Avro 683 Lancaster — тяжёлый бомбардировщик Второй мировой войны, из которого, по солидному счёту, и делалось всё обрисованное в данной части великолепие

Адмиралтейство поставило вопрос ребром: кто виноват и что делать? Виновато выяснилось правительство, которое хронически недофинансировало флот, а делать возможно было следующее: либо модернизировать ветхие авианосцы, либо строить новые. Денег не было ни на то, ни на второе — все проекты по модернизации негромко прикрыли, а в мае 1962 года Коллегией Адмиралтейства были рассмотрены пять эскизных проектов авианосцев с водоизмещением от 50 000 до 58 000 тысячь киллограм.

Лучшим был признан проект водоизмещением 53 000 тысячь киллограм, длиной 283 метра с авиагруппой из 35 вертолётов и 5 самолётов. Собирались построить четыре корабля, но в первой половине 60-ых годов двадцатого века Минобороны уменьшило предполагаемое число новых авианосцев до двух. В итоге казначейство утвердило финансирование лишь одного авианосца, справедливо полагая, что 55–60 миллионов фунтов, запрашиваемые флотом (практически в два раза больше, чем модернизация авианосца «Игл»), со временем превратятся в 100 миллионов фунтов.

Avro Shackleton MR.3 — как это было устроено

Результат данной истории таковой: во второй половине 60-ых годов двадцатого века проект прикрыли совсем — через чур дорого. Ветхие авианосцы к этому времени были списаны либо переоборудованы в десантные вертолётоносцы. Так, Англия осталась по большому счету без единого авианосца.

К чему было столь продолжительное вступление? Да к тому, что в качестве платформы ДРЛО для новых авианосцев планировался самолёт Fairey Gannet, он кроме того поступил на работу и удачно эксплуатировался впредь до 1978 года, но…

Но появилась значительная закавыка. Авианосцы списаны. У Fairey Gannet очень ограниченный радиус действия и не через чур долгое время полёта — за отсутствием авианосцев базироваться он может лишь на земле.

Тем временем Британии хоть мытьём хоть катаньем нужно хотя бы чисто символически показывать собственное воздушное присутствие в отдалённых уголках Мирового океана, где смогут разгуливать эти страшные русские! Вопрос престижа!

Fairey Gannet — самолёт и противолодочный самолёт ДРЛО

История умалчивает, в чью голову пришла блестящая мысль оснастить древние, как руины Трои, поршневые Avro Shackleton снятыми с упомянутых Fairey Gannet РЛС APS-20, но факт имеется факт — Флоту ее Величества был остро нужен самолёт ДРЛО, чтобы вести наблюдение не столько около Метрополии, сколько в радиусе 1300 километров около «заморских баз». Пикантная подробность: высокооктановое горючее для двигателей «Гриффон» (роллс-ройсовских поршневых моторов «Шеклтонов») на таковые базы прекратили завозить ещё при почившем в бозе папе сейчас благополучно царствующей Элизабет, короле Георге VI — а это указывает, что нужны новые логистические маршруты снабжения. Добавьте пункт в бюджет, господин.

В сухом остатке. Про то, что «Шеклтон» к моменту эпической модернизации пара лет был снят с производства — и сказать нечего. Но их имеется у нас, и брать не нужно — берём ветхие автомобили и превращаем в чудо техники! Похвальная экономия бюджетных средств.

Что именно имела возможность найти эта жалкая пародия на вовсю разрабатывавшийся в Соединенных Штатах АВАКС — сложно делать выводы (а должны были, на минуточку, снабжать слежение за самолётами и подлодками-ракетоносцами ВМФ СССР). Однако, 12 самолётов ДРЛО были включены в состав RAF за два года.

Кухня на борту Avro Shackleton MR.3. Но, экипаж редко готовил в том месте пудинг

Avro Shackleton MR.3 отличался от своих предшественников примера 1947 года только улучшенными условиями для экипажа, отсутствием надфюзеляжной турели с пушками, наличием дополнительных топливных баков на финишах крыльев и трёхточечным шасси с носовой стойкой. Стандартные вылеты самолётов Avro Shackleton на патрулирование продолжались не меньше пятнадцати часов. Для отдыха членов экипажа было выделено особое звукоизолированное помещение, в котором оборудовали маленькую кухню.

Но, согласно свидетельствам очевидцев, спальные места в большинстве случаев были заняты не отдыхающими экспертами, а продуктами, каковые запасливые члены экипажа брали в полёт.

Итак, к середине 70-х годов английская военно-морская авиация (да и флот, в сущности, также) воображала из себя зрелище достаточно милое и архаичное — практически стимпанк. Однако, древние «Шеклтоны» двадцать лет исправно несли работу.

Но в 60-х годах никому в Адмиралтействе либо Армейском министерстве и в кошмарном сне не имело возможности присниться, что в первой половине 80-ых годов XX века произойдёт феерическая история с отвоёвыванием Мальвинских/Фолклендских островов для Матушки Королевы посредством авианесущих контейнеровозов. Аргентинцы прекрасно знали, что именно являются вооружённые силы соперника и решили рискнуть — с большими шансами на успех.

HMS Atlantic Conveyor — не больше и не меньше, как авианесущий контейнеровоз

Через три дня Atlantic Conveyor затонет при буксировке — Гимн скаредности: как Британия лишилась всех ДРЛО и авианосцев | Военный портал Warspot.ru" src="~images\gimn-skarednosti-kak-britaniya-lishilas-vseh-drlo_7.jpg">
Он же 25 мая 1982 года по окончании попадания двух ракет. Через три дня Atlantic Conveyor затонет при буксировке

Справедливости для нужно заявить, что в Фолклендской кампании принимали участие и два авианосца — из тех, что были выстроены по окончании провала программы в 60-е годы.

Действенный менеджмент по-британски

Если вы предполагаете, что история с «Шеклтонами» — это финал, то глубоко ошибаетесь. Неприятность ДРЛО взяла очень развитие и забавное продолжение. Хороший пример менеджмента армии лейбористами-пацифистами, что ярко проявляется в виде когнитивного диссонанса у обеих сторон.

Как мы уже узнали, авианосный флот (таковой дорогой в обслуживании и создании!) был послан на свалку истории — настало время высоких разработок. В качестве «бюджетной альтернативы» авианосцам в правительстве разглядывали американские тактические истребители F-111K, применяющие разветвлённую сеть заморских баз. Дядя Сэм давал слово поставить Королевским ВВС эти машины по очень дешёвой цене, и бритты собирались закупить аж полсотни самолётов.

Но… практически сразу после отказа британцев от авианосной программы цена «сто одиннадцатых» Неожиданно стала быстро расти, и весьма не так долго осталось ждать была неподъёмной для урезанного членами лейбористской партии бюджета.

Планировавшиеся к закупке в рамках той же программы американские самолёты ДРЛО E-2 «Хокай» также не удалось взять — союзники свернули их производство в 1967 г., легко «позабыв» о английских замыслах. В итоге Англия осталась и без авианосцев, и без F-111, и без самолётов ДРЛО. Оперативно оснащённые старыми радарами «Шеклтоны» были, по сути, попыткой хоть как-то прикрыть фантастических масштабов конфуз в оборонной политике и «сохранить лицо» — но одурачить кого-либо, как и решать важные задачи, они не могли.

Спазматические (в противном случае не сообщишь) попытки создать что-то осмысленное в области ДРЛО длились до начала 70-х годов. Длились бы и дальше — но сейчас американцы заявили о начале полномасштабной разработки совокупности AWACS. Обеспокоенные падением престижа (и обороноспособности), британцы решили создать что-то подобное — в меньшем масштабе, но более продвинутое технически.

Nimrod MR1 на Интернациональной авиашоу в Вэддингтоне, 2010 год

Прогресс в развитии микроэлектроники и техники стремительной передачи информации разрешил преемнице «Эллиот» компании МЕАS (Marconi-Elliott Avionic Systems) в первой половине 70-ых годов XX века создать цифровой индикатор движущихся целей и оснастить им «Шеклтоны». Это значительно снизило влияние помех и погоды на работу РЛС и увеличило дальность обнаружения. МЕАS приобрела начала и поддержку военных проработку концепции создания AEW-комплекса на базе принятого на вооружение в 1969 г. «Нимрода» MR.1.

Но в 1974–1975 гг. у британских военных пропал интерес к собственной разработке и показалась решимость вместе с другими государствами НАТО прикупить в Соединенных Штатах Е-3 АВАКС, вставший в атмосферу в феврале 1975 г. Дискуссии по поводу совместной закупки Е-3А начались в Североатлантическом альянсе в июне 1976 года, но на правительство Англии усилили давление промышленники и профсоюзы, и неудавшаяся попытка договориться на встрече представителей НАТО в Брюсселе 25 марта 1977 г., по сути, благословила программу «Нимрода» с новой РЛС компании МЕАS (позднее МЕА).

Базой «английского АВАКСа» должен был стать самолёт ДРЛО на базе главного патрульного «Нимрода» (созданного, со своей стороны, на базе пассажирской «Кометы»). Американцы внесли предложение было собственный E-3 — но, наученные неприятным опытом, гордые островитяне к 1977 году решили-таки доводить Nimrod AEW Mk.3 (тем более что родной авиапром начал медлено помирать от отсутствия заказов).

Nimrod» AEW Mk.3. Фото Trevor Thornton

Конструкторский потенциал в Британии до тех пор пока ещё сохранялся, и машина проектировалась достаточно передовая: хорошая аэродинамика за счёт необыкновенного размещения антенн РЛС, большой уровень автоматизации бортовых совокупностей, высокая устойчивость оборудования к радиоэлектронному противодействию… Ожидалось, что «Нимрод» сможет соперничать с E-3 в мире — чем линия не шутит?

Как и в большинстве случаев в Британии, гладко было на бумаге. Традиционно самый глубочайший (и, как выяснилось, роковой) овраг выкопало правительство Её Величества. Вместо одного главного подрядчика (чего потребовала сложившаяся практика, базы менеджмента и просто здравый суть) было назначено два. За самолёт как такой отвечала свежеобразованная корпорация «Бритиш Эйрспейс», за электронику — компания «Маркони Авионикс».

Первая собственное дело сделала: изготовила сперва умелые аппараты, а после этого доработала 11 серийных автомобилей. Полностью ненужных — нет особого оборудования. А «Маркони» с собственной задачей не справилась, причём — по всем направлениям: ни радар, ни бортовые ЭВМ, ни совокупности связи не удалось довести до кондиции.

Как в большинстве случаев, у двух нянек — дитя без глазу.

Boeing E-3 Sentry — главный самолёт ДРЛО государств НАТО

Британцы не только не сумели ликвидировать отставание в области радиоэлектроники, но и фактически топтались на месте. Весной 1982 года разразился Фолклендский вооруженный конфликт, и Англия, ранее платившая за авантюру с национальным самолётом ДРЛО только фунтами, поплатилась и людскими судьбами. Главный урок кампании пребывал в том, что флот Её Величества понёс непропорционально высокие утраты от плохо вооружённых ВВС Аргентины из-за отсутствия современной воздушной совокупности обнаружения низколетящих целей, не смотря на то, что к этому времени «Нимрод» уже должен был находиться на вооружении.

О том, дабы соперничать с американцами, речи сейчас вовсе не шло: суметь бы решить технические неприятности и поставить автомобили в строй собственных ВВС. Но не будущее. В итоге к 1985 году ВВС Англии лишились 11 базисных патрульных самолётов, но купили 11 небоеспособных «Нимродов» AEW.

И всё это за деньги, которых хватило бы, пожалуй, на два авианосца с полными авиакрыльями на борту.

И, как результат, под Рождество 1986-го правительство Британии заявило, что в качестве совокупности ДРЛО ВВС Соединённого Королевства принимается американский AWACS. Закупили 7 самолётов E-3D «Sentry», на которых (очередная позолоченная пилюля!) установили оборудование среди них и британского производства. По в полной мере заоблачной цене закупили — но выхода уже не было.

Nimrod MRA4

Вот такая вот радостная история. Увидьте: в ней нет ни слова про попил откатов либо отсутствие компетенции государственныхы служащих. Мы уж не говорим про заговоры и другой конспирологический абсурд.

Просто так вышло.

Увидим, что наряду с этим Англия считается прямо-таки примером для подражания в плане этого самого менеджмента, а английские школы управления поразительно популярны — по всей видимости, до тех пор, пока не ознакомишься близко с результатами деятельности их выпускников…

Atlantic Conveyor

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: