Этот ретофутурологический материал из послевоенного выпуска издания «Техника-Молодежи» выкладывается на сайт в продолжение темы освоения Арктики.
Простые суда, рассчитанные на плавание в открытом море, становятся в Арктике беззащитными. Для плавания среди льдов полярных морей необходимы особые суда.
Полярный флот состоит преимущественно из судов двух классов: транспортных судов и ледоколов ледового плавания. Корпус транспортных судов ледового плавания устроен прочнее, чем у простых пароходов. Помимо этого, носовая часть этих судов имеет особую срезанную форму, облегчающую им продвижение среди льдов. Такие суда самостоятельно смогут передвигаться во льдах толщиной не более 30—40 сантиметров.
В более же замечательных льдах дорогу им прокладывают ледоколы.
Ледоколы — это гиганты полярного флота, тяжелые замечательные суда с толстыми металлическими бортами, имеющие форму ореховой скорлупы. Такая форма оказывает помощь им избегать разрушительного действия сжимающихся льдов.
Ледокол разламывает льды и ударами своей носа — тяжестью — и своего форштевня. Скорость продвижения в замечательных льдах мала. Ледокол время от времени проходит в них десятки и в лучшем случае много метров в час. Целые же льды толщиной более чем полутора метров для современных ледоколов фактически непроходимы.
Для прохождения льдов толщиной в 1,5—2 метра необходимы особенно транспортные суда и мощные ледоколы. Простое транспортное судно ледового плавания в таких льдах кроме того за ледоколом не сможет итти самостоятельно, его нужно будет брать на буксир. Но кроме того на буксире простое транспортное судно в таких льдах проводить страшно: сжатием замечательных льдов оно возможно повреждено а также раздавлено.
Проводка судов через льды посредством ледоколов невыгодна еще тем, что при таком методе плавания приходится пользоваться судами довольно маленьких размеров. Дабы судно имело возможность итти в караване за ледоколом, оно должно владеть хорошей маневренностью и быть уже, чем ледокол. Благодаря этих требований транспортные суда ледового плавания имеют маленькую грузоподъемность — в 2—3 тысячи тысячь киллограм.
Перевозки же посредством малых судов обходятся в 2—3 раза дороже, чем большегрузными судами, поскольку в последних мощность автомобилей употребляется полнее и относительные затраты по эксплоатации ниже, чем у малых судов. Было бы нужно иметь большегрузные суда активного плавания, другими словами суда, каковые имели возможность бы итти в тяжелых льдах самостоятельно, без помощи ледоколов. Создание таких судов дело нелегкое.
Строить их по типу ледоколов невыгодно. Их мощность должна была бы достигать 20—25 тысяч лошадиных сил. Огромное большие помещения и машинное отделение под горючее для замечательной автомобили заняли бы солидную часть трюма этих судов.
Тяжелый ледокольный корпус, что к тому же невместителен из-за формы собственных бортов, кроме этого уменьшал бы нужную грузоподъемность. Нужен был второй путь. Таковой путь был отыскан автором статьи.
В гидроледорезе — новом замечательном средстве борьбы со льдами, употребляется свойства струи воды при громадных скоростях покупать твердость и громадную разрушительную силу.
Вода — в простых условиях уступчивая жидкость. Но в случае если данной жидкости придать громадную скорость, она делается жёсткой и талантливой разрушать прочные горные породы, резать камень а также сталь. Струю воды, вылетающую со скоростью 90 метров в секунду, уже не перерубить топором — топор от нее отскакивает.
Удар таковой струи смертелен для человека. Гидроледорез— это устройство для разрезания льда струями воды большого давления. В корабля помещается турбонасосная установка, которая забирает морскую воду из-за борта и под огромным давлением, приблизительно в 200 воздухов, подает ее по трубам в особые струйные аппараты — гидромониторы. Три гидромонитора устанавливаются на верхней палубе: один на носу и два по бокам.
Они являются поворотные колонки, к каким на шарнирах крепятся долгие трубы. В походном рабочем состоянии трубы находятся на палубе. В рабочем состоянии колонки поворачиваются, и трубы выставляются за борт на расстояние в 8—10 метров перед форштевнем судна.
Финиши труб, снабженные особенными насадками, находятся на высоте 0,5—0,6 метра от поверхности льда.
При перемещении судна струи воды, выбрасываемые из насадок, скоро разрезают лед, выгрызая в нем три глубокие канавки-прорези. Лед нет необходимости прорезать до конца. Испытания продемонстрировали, что в случае если глубина канавки, проделанной струей гидромонитора, равна всего лишь одной четвертой части толщины льда, то прочность льда ка проламывание значительно уменьшается в 8 раз.
В случае если же глубина канавки достигает половины толщины льда, прочность значительно уменьшается в 20 раз. Надрезанный лед легко взламывается корпусом судна и не мешает продвижению, Торосистые поля льда, с большим трудом разрушаемые ледоколом, для судов с гидроледорезами будут кроме этого проходимы.
Торосы — это нагромождение льдин, смерзшихся между собой. Струи воды, ворвавшись по окончании прорезания льда вовнутрь тороса, создадут в пространствах между льдинами громадные гидравлические давления, как бы взорвут торос. И это неудивительно.
Скорость вылета струи воды из гидромониторов будет около 200 метров в секунду, — таковой скорости позавидовал бы лучший в мире самолет-истребитель. Поломки труб гидромониторов из-за задевания о лед исключены: трубы благодаря шарнирам не ломаются, а сгибаются.
Гидроледорез возможно устанавливать и на ледоколе и на простом транспортном судне ледового плавания; чтобы всецело применять преимущества гидроледореза, нужно, само собой разумеется, сконструировать особое судно.
Это судно должно владеть повышенной мощностью и прочным корпусом, чтобы с достаточной скоростью двигаться во льдах, надрезанных гидромониторами. Судно должно быть большегрузным. Чем выше его грузоподъемность, тем довольно меньшая часть мощности судовой установки будет тратиться в гидроледорезе, тем дешевле обойдется транспортировка груза.
Предполагается, что такое судно должно иметь грузоподъемность в 8—10 млн кг, скорость по чистой воде 25—30 км/ч, мощность 10—12 тысяч лошадиных сил, другими словами приблизительно в 2 раза меньшую, чем у громадного ледокола. Установка гидроледореза будет весить всего 50—70 тысячь киллограм, мощность ее турбонасосов будет равна 2—3 тысячам лошадиных сил. Эта мощность получается от судовых котлов, имеющих запас паропроизводительности.
Гидроледорез будет трудиться довольно мало, лишь среди сложных, тяжелых льдов; исходя из этого расход горючего на него будет незначителен. Транспортное судно повышенной мощности, вооруженное гидроледорезом, в состоянии будет продвигаться во льдах толщиною до 2 метров со скоростью 4—5 км/ч. С этими лайнерами возможно будет открывать арктические навигации уже в мае и завершать их пара позднее простых, другими словами расширить в два раза срок арктических навигаций.
Цена перевозок такими судами по автостраде Северного морского пути против существующей снизится практически в 5 раз.
Полярные лайнеры с гидроледорезами смогут в отдельных случаях заменять и замечательные ледоколы при проводке судов и транспортов особого назначения. Все это дело ближайшего будущего. Гидроледорез уже прошел стадию предварительных опробований, давших хорошие результаты. В этом году Главсевморпуть оборудует один из собственных ледоколов первой эксплоатационной установкой гидроледореза.
Для нее готовы проекты, получено материалы и оборудование. В скором будущем будет приступлено к монтажным работам. Эти эксплоатации данной установки будут положены в базу расчетов при предстоящем .проектировании гидроледорезов для ледоколов, судов ледового плавания и для проектирования особых полярных лайнеров — гидроледорезов, судов активного ледового плавания, идущих на помощь и на смену ледоколам.
источник: инж. В. ЧИЖИКОВ, картинки С ЛОДЫГИНА Гидроледорез Техника-молодежи 04-1946
Плавние судов 2014
Увлекательные записи:
- Иоахим гаук без нимба
- Как оно было на самом деле. услуги по договору или титаномахия
- Проекты перспективных истребителей j-23 и j-25. китай
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Резиномоторная модель самолета класса f1b
Существует пара главных задач, решаемых спортсменами при проектировании резиномоторных свободно-летающих моделей. Это обеспечение комплекта большой…
-
Beechcraft 60 duke. технические характеристики. фото
Beechcraft 60 Duke – легкомоторный двухдвигательный американский самолёт создаваемый американской авиастроительной компанией Beech Aircraft Corporation…
-
Взгляд в будущее. проекты концерна lockheed
Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF и мало доработан мной. Профессия конструктора самолётов в один момент есть дилеммой и…
-
Каким должен быть вес самолета?
Не секрет, что самолет, в массе превосходящий воздушное пространство в десятки тысяч раз, рекомендован для полетов в воздухе. Как быть может, дабы судно,…
-
Модель ракетоплана о. воронова класса s4b
Предлагаемая модель ракетоплана S4B — броский представитель так называемой «столичной» схемы ракетопланов. Фюзеляж ракетоплана — конусная балка из…
-
Резиномоторная свободнолетающая модель самолета класса b 1
Фюзеляж резиномоторной модели самолета. Моторная часть круглая, намотана из стеклоткани толщиной 0,06 мм в три слоя и пропитана эпоксидной смолой. В…