152-мм гаубица-пушка примера 1937 года (МЛ-20, индекс ГАУ — 52-Г-544А) — советская гаубица-пушка периода Второй мировой. Это орудие серийно выпускалось с 1937 по 1946 год, состояло либо до сих пор состоит на вооружении армий многих государств, употреблялось фактически во всех вооружённых конфликтах и значимых войнах конца и середины XX века. Этим орудием были вооружены самые замечательные советские самоходные артиллерийские установки ВОВ — СУ-152 и ИСУ-152.
Согласно точки зрения некоторых артиллерийских специалистов, МЛ-20 входит в число лучших конструкций ствольной артиллерии за целый период её существования. Кроме того более сдержанные оценки признают выдающуюся роль МЛ-20 в развитии и боевом применении советской артиллерии середины XX века.
История создания
Из тяжёлых орудий корпусного-военного звена Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) досталась от русской армии 152-мм осадная пушка примера 1910 года. Это орудие было спроектировано французской компанией «Шнейдер» (Schneider) для России и употреблялось в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м годам оно очевидно устарело и было подвергнуто двум модернизациям — в 1930 и 1934 годах.
Модернизации значительно улучшили характеристики пушки обр. 1910 г., но, однако, она не в полной мере удовлетворяла требованиям собственного времени, в основном по мобильности, скорости наводки и максимальному углу возвышения. В 1935—1936 годах конструкторское бюро (КБ) завода № 172 (Пермский завод) в Мотовилихе пробовало продолжить модернизацию орудия, но Основное артиллерийское управление (ГАУ) не поддержало эти работы и они были прекращены.
Началось проектирование нового орудия.
В КБ завода № 172 были спроектированы две гаубицы-пушки — МЛ-15 и МЛ-20. Над проектированием МЛ-20 трудилась несколько инженеров под управлением известного советского конструктора-оружейника Ф.Ф. Петрова, причём первоначально работы над этим орудием велись в инициативном порядке, в то время как МЛ-15 создавалась по заданию ГАУ. Оба орудия имели бессчётные заимствования от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг. — ствол с затвором, противооткатные устройства.
МЛ-20 кроме этого имела с этим орудием неспециализированный колёсный движение, подрессоривание и станины, а у МЛ-15 эти элементы конструкции были созданы заново.
В апреле 1936 года первый пример МЛ-15 был направлен на полигонные опробования, но их не прошёл и был послан на доработку. В марте 1937 года МЛ-15 вышла на повторные полигонные опробования, каковые прошли без замечаний. МЛ-20 вышла на полигонные опробования 25 декабря 1936 года, а в следующем году — на войсковые. По результатам этих опробований МЛ-20, по окончании устранения недочётов, по большей части касающихся лафета, была рекомендована к принятию на вооружение.
22 сентября 1937 года МЛ-20 была принята на вооружение под официальным заглавием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.».
С сегодняшней точки зрения выбор МЛ-20 вместо МЛ-15 труднообъясним. МЛ-15 имела явные преимущества перед МЛ-20 — она была значительно легче (в походном положении на 600 кг, в боевом — на 500 кг) и была более мобильна (скорость возки — до 45 км/ч). Иначе, МЛ-15 имела более современную и сложную конструкцию лафета, но это тяжело признать таким существенным недочётом данного орудия, дабы он один имел возможность так очень сильно оказать влияние на решение.
Более того, потом лафет МЛ-20 был в значительной мере модернизирован по типу лафета МЛ-15. В ряде источников утверждается, что выбор был сделан из экономических мыслей — для МЛ-20 уже готовься технологическая оснастка. Но и МЛ-20, и МЛ-15 имели аналогичную баллистику на базе ствольной группы 152-мм пушки обр.
1934 г. Исходя из этого и данный довод не мог иметь важного значения в предпочтении МЛ-20.
Описание конструкции
МЛ-20 являлась гаубицей-пушкой, другими словами артиллерийской совокупностью, у которой гаубичные особенности преобладают над пушечными. Орудие имело достаточно современную для собственного времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях — скреплённый и моноблок (в некоторых источниках упоминается и третий вариант — со свободной трубой).
МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката веретённого типа, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании по окончании выстрела и предохранитель, что закрывает затвор по окончании заряжания до производства выстрела.
В случае если в силу каких-нибудь обстоятельств потребовалось разрядить орудие, то нужно сперва перевести выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для облегчения заряжания при громадных углах возвышения казённик МЛ-20 оснащён механизмом удержания гильзы. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие имело механизм обоюдной замкнутости, что мешает открыванию затвора, в случае если ствол не соединён подобающим образом с противооткатными устройствами.
Для смягчения отдачи на лафет и противооткатные устройства МЛ-20 оснащалась замечательным массивным дульным тормозом щелевидного типа. Накатник и откатник содержат по 22 литра жидкости любой, давление в накатнике образовывает 45 воздухов.
Отличительной изюминкой МЛ-20 есть неповторимое сочетание разных начальных скоростей и углов возвышения боеприпаса, каковые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В следствии орудие имело возможность употребляться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с довольно малый скоростью боеприпаса, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью боеприпаса.
Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций.
Так как расчёт поправок и элементов траектории на метеоусловия для этого орудия был пара затруднителен из-за громадной номенклатуры снарядов и зарядов, для МЛ-20 был создан метеобаллистический сумматор — механический вычислительный прибор, комбинирующий справочную таблицу и специальную логарифмическую линейку. Он разрешал артиллеристу-вычислителю скоро и точно рассчитывать необходимые эти для стрельбы. В послевоенное время такие устройства выпускались для всех принимаемых на вооружение орудий.
Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим щитовым прикрытием и механизмом. Колёса железные с резиновыми шинами (кое-какие ранние орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от пушки обр. 1910/34 гг.), рессоры пластинчатые. Возка орудия в большинстве случаев производилась на лафете со стволом в оттянутом положении. Время перехода из походного положения в боевое составляло 8—10 мин..
На маленькие расстояния совокупность имела возможность перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4—5 км/ч. Лафет пушки МЛ-20 был признан нормализованным, взял обозначение 52-Л-504А и был использован при модернизации 122-мм пушки А-19.
Боевое использование
МЛ-20 употреблялась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе соперника, его заграждениям и фортификациям, серьёзным объектам в его ближнем тылу. При установке взрывателя осколочно-фугасной гранаты ОФ-540 массой 43,56 кг на осколочное воздействие она причиняет поражение осколками по фронту на 40 м и в глубину до восьми метров. Не смотря на то, что их разлёт и число осколков намного меньше, чем у гаубичной гранаты того же калибра, сами осколки получаются более массивными и могут пробивать броню до 20—30 мм толщиной.
Исходя из этого заградительный пламя батареи МЛ-20 осколочно-фугасными боеприпасами воображал серьезную опастность не только для живой укреплений и силы соперника, но и для его военной техники. Осколки пробивали броню БТР, борта лёгких и средних танков. У тяжелобронированных автомобилей они ломали элементы ходовой части, орудие, прицелы.
Другой раз сотрясения от близкого разрыва боеприпаса было достаточно для агрегатов и поломки узлов в танка либо самоходки с непробитой бронёй.
В первый раз МЛ-20 в маленьких количествах была применена на протяжении битв на реке Халхин-Гол, наряду с этим утрат орудия не понесли. Орудие активно применялось в Советско-финской войне, где оно а также удачно использовалось для Дзотов и разрушения Дотов на линии Маннергейма.
МЛ-20 принимала участие во всех больших операциях ВОВ, например, она сыграла ключевую роль в Курской битве, появлявшись одним из немногих орудий, талантливых действенно бороться с новыми прекрасно бронированными германскими танками и самоходно-артиллерийскими установками. По окончании окончания войны орудие продолжительно состояло на вооружении Советской армии, передавалось либо продавалось в другие страны для оснащения их армии, деятельно участвуя в десятках региональных распрей. В некоторых африканских и азиатских государствах она до сих пор употребляется по главному назначению в бессчётных внутренних пограничных стычках и вооружённых конфликтах с соседями.
Самоходные артиллерийские установки с МЛ-20
МЛ-20 устанавливалась на следующие САУ:
— СУ-152. САУ на базе танка КВ-1с. Выпускалась с февраля по декабрь 1943 года. Всего выпущено 670 шт.
— ИСУ-152. САУ на базе танка ИС-1. Выпускалась с ноября 1943 года по 1946 год (правильная дата окончания выпуска под вопросом).
Всего выпущено 3242 шт.
— ИСУ-152 примера 1945 года. Экспериментальная САУ на базе танка ИС-3, выстроена в единственном экземпляре.
152-бм гаубица-пушка мл-20
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Альтернативные танки ркка образца 1937 года. испытания и запуск в серию
Прошлый пост В марте 1937 года сразу после конкурса проектов новым главой АБТУ РККА вместо снятого И.А. Халепского был назначен Д.Г. Павлов. Появлявшись…
-
Альтернативный кв-1 образца 1941 года
Что если бы Ж. Котин спроектировал танк КВ раньше 1939 года? Проект тяжелого танка показался еще в 1938, а концепция отрабатывалась на многобашенных Т-35…
-
Проект малого авианосца 1939 года
Показавшиеся в годы Первой Мировой авианесущие суда не рассматривались ведущими морскими державами в качестве основной ударной силы флотов. Громаднейших…
-
Ильюшин ил-2 штурмовик. фото. видео. история.
Самолет Ил-2 (штурмовик) ? это военная машина времен ВОВ, которая легендарна собственными боевыми подвигами при уничтожении соперника. Конструктором…
-
Довоенная самоходная гаубица ркка
К середине 30-х годов, танковые части РККА уже воображали из себя огромную силу. И по количеству и по качеству они без всяких сомнений занимали одно из…
-
Альтартиллерия ркка. поговорим о гаубицах.
Вначале, жёсткие реалии основной – дивизионной арты РККА. До войны, в соответствии с штата от 13 сент. 39 г. в стрелковую дивизию (СД) РККА входили два…