«Фудр» часть 2: «мамаша гигонь» и ее дети

      Комментарии к записи «Фудр» часть 2: «мамаша гигонь» и ее дети отключены

16 февраля 1896 г. «Фудр» под руководством капитана 1-го ранга Блуэ отправился из Бордо к острову Экс. 29 февраля, по окончании предварительных запаса испытаний и пополнения угля работоспособности механизмов, крейсер отправился в Тулон, куда без происшествий и прибыл 6 марта.

Увидим, что особенной эйфории от появления новой боевой единицы французские моряки не испытали, благо вывод о подъёма миноносок и практической осуществимости спуска в отличающуюся от совершенной погоду было в полной мере низким. В близком консерваторам издании «Ле Яхт» сообщение о прибытии крейсера сопроводили кислым замечанием, что лучше было бы в самом деле переделать «Фудр» в простой крейсер – но кроме того в этом случае он бы был куда не сильный «Дюпюи де Лома», а стоил бы дороже [1].

Чуть позднее о вероятной переделке «Фудра» в крейсер – на этот раз отрицательно – высказался никто другой, как Эмиль Дюбок – один из храбрецов Шейпу. Согласно его точке зрения, от идеи носителя миноносок отказываться не следовало, требовалось только учесть в его конструкции самый последний опыт в данной области. К лету заговорили о переделке «Фудра» не в крейсер, а в мастерскую и корабль снабжения при эскадре, причем талантливый – за счет собственной высокой скорости – в некоторых случаях играть роль разведчика.

Предварительные опробования начались 17 апреля. Работа артиллерии претензий не позвала. В июне «Фудр» удачно развил мощность 8000 л.с., но первый выход на 24-часовые опробования окончился перегревом подшипников при мощности 9000 л.с., и опробования было нужно прервать.

В августе крейсер превысил скорость 18,5 уз – как заметили при осмотре, с поврежденным винтом. Для исправления винта крейсер зашел в док, что покинул в последних числах Сентября. 23 сентября, по приказу нового Морского министра адмирала Беснара, «Фудру» следовало приступить к официальным опробованиям – по крайней мере, на некое время беседы о его переоборудовании закончились.

К добру ли, к худу ли, «Фудру» предстояло войти в состав флота в запланированном изначально качестве.

Опробования на полном ходу должны были состояться 26 сентября, но из-за шторма их отложили до 28-го.

«Фудр» часть 2: «мамаша гигонь» и ее дети

В 8 утра «Фудр» покинул Йерский рейд, дабы совершить 4-часовые опробования на громадной базе у Йерских островов [2]. В 10:30 был развит полный движение, и опробования начались. Автомобили трудились превосходно и скорость превысила 19 узлов.

Два часа спустя «Фудр» доходил к концу второго пробега, большая скорость в то время составила 19,8 уз, средняя – 19,513 уз. Обычный маневр, которым кораблю следовало лечь на обратный курс для нового пробега по базе, заключался, вначале, в повороте на левый борт, в сторону Поркероля, а после этого практически полной циркуляции на правый борт. Но именно сейчас Эскадра Резерва проходила к западу от мыса Меде, направляясь на Йерский рейд.

Идущий полным ходом «Фудр» не имел возможности развернуть вправо без того дабы не перерезать ее курс. Начальник счел, что выйти за пределы пригодных для судоходства вод надёжнее чем подрезать флагман адмирала де Кювервилля, и в следствии, не смотря на то, что на «Фудре» и успели дать полный назад, крейсер вылетел на илистую мель глубиной около шести метров у мыса Прим де Поркероль.

Адмирал срочно послал на помощь севшему на мель кораблю крейсера «Милан» и «Сфакс»; скоро подошли канонерка «Ашерон» и буксир «Эркюль». Управление по снятию «Фудра» с мели взял на себя Блуэ. «Милан» доставил в Тулон участников приемной рабочей группы и участвовавших в опробованиях кочегаров. На «Фудре» слили балластную воду, спустили на воду шлюпки и две миноноски.

Лишь тогда, упрочнениями «Ашерона» и «Эркюля», в восемь вечера незадачливый крейсер удалось стащить с мели. Утром 29 сентября «Фудр» прибыл в Тулон, где был осмотрен водолазами. Те убедились, что никаких течей нет, а повреждения сводятся к ободранной краске, да сетке на водозаборнике, сбитой упавшим при вылете на мель якорем.

Все же, потому, что скорость при вылете на мель была громадна, крейсер решили более полно осмотреть в доке Миссиеси, куда он и зашел 6 октября.

Новый выход на опробования состоялся двумя семь дней позднее. При давлении в котлах 14 кг/см? автомобили крейсера дали 108 оборотов в 60 секунд, а большая скорость составила 19,904 узла – так, «Фудр» стал одним из стремительнейших крейсеров французского флота. Работу автомобилей сочли удовлетворительной, не смотря на то, что и отметили такие недочёты, как легкий стук в цилиндре большого давления левого борта, излишний разогрев подшипников и прорывы пара из под крышки того же самого цилиндра и через уплотнительные прокладки поршня.

28 октября опробования были продолжены на той же базе. На четырех пробегах «Фудр» развил среднюю скорость 19,6 уз при средней скорости вращения автомобилей 106 оборотов в 60 секунд. 12 ноября прошли опробования на расход угля при неестественной тяге: при мощности 10200 л.с. и 102 оборотах в 60 секунд крейсер расходовал 0,802 кг/л.с. в 60 секунд, всецело сделав условия договора, по которым допустимый расход составлял от 0,8 до 0,9 кг.

Потом прошло 6-часовое опробование на часовое испытание и 24-расход топлива при натуральной тяге, на протяжении которых поломка КМУ вывела корабль из строя. По окончании ремонта в арсенале крейсер снова вооружен для опробований 24 марта 1897 г. В первых числах Апреля на «Фудре» прошла настройка компасов, 14 апреля удачно завершили 24-часовые опробования. После этого начались опробования устройств по подъёму и спуску миноносок, и перед тем как рабочая группа дала согласие признать их работоспособными, потребовался последовательность модификаций.

По их окончании сочли, что в хорошую погоду спуск миноносок на воду возможно произведен скоро и гладко, и, быть может, что и при беспокойстве эта операция останется вероятной. Однако, «фудр» имел возможность бы гарантировано трудиться с миноносками лишь в хорошую погоду либо в каких-то убежищах вблизи берега; в остальном он мог быть нужен эскадре как разведчик, за счет собственных мореходности и хороших скорости.

По итогам опробований Блуэ дал «Фудру» следующую оценку:

«Фудр» в целом управляется прекрасно и имеет хорошую курсовую устойчивость. По окончании установки перед камбузом и под ходовой рубкой, постом рулевого и боевой рубкой запасном паровой машины, управление рулем при помощи парового сервомотора, до того оставлявшее хотеть лучшего, начало осуществляться скоро и комфортно.

Главные якоря корабля, располагающиеся на собственных местах вертикально, и укрепленные на борту кранцы, на каковые опираются миноноски при подъёме и спуске, по моему точке зрения, влияют на кильватерный след корабля. На маленькой войне они образуют дополнительные вихри, пропорциональные скорости хода; помимо этого, брызги, поднимаемые якорями, весьма злят, захлестывая мостик и бак…

По окончании устройства спуска и переноса миноносок их на воду, «Фудр» легко кренится на 4-5° на оба борта, по окончании чего сопротивление крену возрастает. С целью достижения крена в 9° на приемных опробованиях подъемного устройства миноносок было нужно спустить на воду все плавсредства с одного борта, и поднять с другого борта две миноноски на тележках, выдвинутых в предельное положение.

При боковом ветре «Фудр» качает достаточно очень сильно и скоро. Я удивлен, что столь громадный корабль качается так легко, нужно добавить, что размахи качки очень заметны.

В то время, когда поднимается корабль и волна на ходу, крайне важно закрепить тележки для спуска миноносок. Потому, что талрепы изношены, имеет суть установить дополнительный крепеж…

Подводя результат: потому, что он несет мало артиллерии, «Фудр» для водоизмещения 6100 тысячь киллограм через чур не сильный как крейсер, но может статься, что в других отношениях будет способен оказать ответственные услуги.

Как плавучая мастерская он в полной мере пригоден, при условии, что его кузнечная мастерская готовься , и установлены универсальные станки, разрешающие сделать фактически любой ремонт миноноски. Быть может, будет кроме того изготовление поковок для больших судов.

Как плавбаза «Фудр» может принимать во внимание удовлетворительным и может передавать на миноносцы и крейсера эскадры большое количество нужных запасов.

С его подвижными кранами и вертикальными бортами он весьма оптимален для снабжения миноносцев.

При продолжительных опробованиях «Фудр» по этому поводу было выказано много тревоги, и для улучшения данной способности установлены разные устройства.

Как носитель миноносок, не смотря на то, что период опытов еще не закончен, «Фудр» кроме этого может оказать ответственные услуги. По окончании внесения трансформаций в подъемное устройство в корме было достигнуто заметное улучшение, и по сей день вероятно спускать на воду (не смотря на то, что и не без трудностей) обе миноноски, имеющиеся на данный момент на борту, при любой погоде, в которую они еще смогут быть использованы».

Характерно, что кроме того начальник, оценивая собственный корабль, только в последнюю очередь упомянул его главное назначение.

Окончательное оружие прошло с 23 октября по 1 ноября, по окончании чего крейсер включили в состав Средиземноморской эскадры.

Работа 1897 г.

17 ноября 1897 г. «Фудр», без промедлений взявший прозвище «мамаша Гигонь» – в честь кукпы-марионетки, изображающей мать-героиню – в первый раз участвовал в учения Средиземноморской эскадры. Наряду с этим он вышел в море под флагом командующего Легкой эскадрой адмирала Дьелуарда, флагман которого – «Шарль Мартель» -остался в доке. Основной задачей «Фудра» на этих учениях, с которой он в полной мере справился, стало снабжение миноносцев.

Побывав в Гольф-Жуане и Ле-Сален, 30 ноября «Фудр» с эскадрой прибыл в Марсель, где для одной из двух его миноносок нашлась неожиданная задача – доставка титулованных визитёров на флагманский «Бреннус». Чуть позднее разыгравшийся шторм не разрешил взявшим увольнение морякам возвратиться на собственные броненосцы, находившиеся на якорях у Андума. «Фудр», как имеющий самые просторные помещения из всех крейсеров, должен был принять их на борт. 2 декабря суда возвратились в Тулон.

По иронии судьбы, единственным заметным событием в карьере «Фудра» до конца 1897 года стала ЖД трагедия на станции Пьяж-де Руссильон. В случившемся в начале утра 24 декабря столкновении двух поездов погиб начальник крейсера каперанг Блуэ. С 26 декабря по 5 января его заменял кавторанг Николь, после этого пост перешел к каперангу Массене.

1898 г.

Под руководством Массене 12 января «Фудр» совершил учения по подрыву заграждений, 13-го отбил атаку миноносцев у Ла-Баден, а 18-го вышел с эскадрой на учения. В последнем случае Массене было поручено руководство отрядом из семи мореходных миноносцев и торпедных авизо. «Фудр» с миноносцами стал на рейд рядом от берега, и миноносцам следовало найти находящегося в открытом море соперника.

На протяжении учений два миноносца столкнулись, повреждения самый потерпевшего было нужно исправлять хороший месяц. В продолжение учений миноносцам было нужно наводить на соперника суда Легкой эскадры. Воспользовавшись хорошей погодой, «Фудр» удачно спустил на воду в открытом море обе собственные миноноски.

Утром 27-го в качестве цели для перехвата и обнаружения выступил прибывающий в Марсель пароход «Виль де Напль»; по окончании перехвата «Фудр» был послан к главным силам, находящимся у Санари, причем в течение более чем двенадцати часов с уверенностью держал движение 18 узлов. 28 января эскадра возвратилась в Тулон.

Следующий выход в море состоялся уже 2 февраля, до 11-го, в то время, когда суда прибыли в Вильфранш, был совершён последовательность учений, а также снова на тему обнаружения соперника, включая ночные. 26 февраля «Фудр» посетил принц Монако Апьбер, захотевший учавствовать в спуске миноносок на воду. Пары на миноносках были разведены заблаговременно, и обе смогли дать движение через пара секунд по окончании того как коснулись воды.

Сама операция по спуску прошла гладко, но нужно не забывать, что дело было на рейде Вильфранша, а не в открытом море. 27 февраля эскадра возвратилась в Тулон, где на время нахождения собственного флагмана в доке командующий эскадрой адмирал Юмэнн перенес собственный флаг на «Фудр».

30 марта «Фудр», вместе с судами Легкой эскадры, совершил стрельбы на ходу, и в тот же сутки возвратился в Тулон. В ночь с 13 на 14 апреля «Фудр» в составе 2-й дивизии Легкой эскадры, совместно со средиземноморской эскадрой, вышел на очередные учения, на протяжении которых на флагмане находился Президент страны Феликс Фор. Темой учений стало бой и обнаружение противника двух броненосных эскадр. Помимо этого, «Фудр», заблаговременно прибыв на место стоянки, установил бочки для броненосцев.

С предусмотренным же спуском миноносок на воду не заладилось: погода была не хватает спокойной, и операцию, как чрезмерно рискованную, отменили. Зайдя в Вильфранш, 22 апреля эскадра возвратилась в Тулон.

14 мая «Фудр» с эскадрой отправился в поход на протяжении Корсики и берегов Прованса, продлившийся ровно месяц. На протяжении учений «Фудр» так же, как и прежде действовал в составе Легкой эскадры, вместе с крейсерами.

С 5 по 30 июля «Фудр» в составе эскадры «С» участвовал в летних маневрах, посетив наряду с этим Бизерту и Филип-виль. Напомним, что прошлый умелый носитель миноносок – транспорт «Япон» – употреблялся на этих маневрах как угольщик, оснащенный для передачи угля в море; «Фудр» играл роль то крейсера-разведчика, то корабля снабжения.

Но, эти роли удались ему совсем хорошо, потому, что победе условно «французская» сторона, не давшая сопернику без всяких последствий в течении 12 часов обстреливать пункт на побережье, была обязана крейсерам Легкой эскадры и миноносцам. Помимо этого, в первой фазе маневров «Фудр» совершил учения по буксированию привязного аэростата.

Август «Фудр» провел в Тулоне. В сентябре было издано постановление о реструкуризации эскадры, в соответствии с которым, «Фудр» следовало перевести в резерв. Но обстановка на Крите настойчиво попросила отправки в том направлении войскового транспорта с отрядом морских пехотинцев и нужными для их действий на суше запасами. Для исполнения данной задачи был выбран ветхий транспорт «Бьен-Оа»; но из-за поломки конденсатора было нужно предпочесть ему «Фудр».

Перегрузка припасов прошла 14 сентября, морпехи поднялись на борт утром 15-го, и по окончании совершённой адмиралом Шатоминуа проверки «Фудр» отбыл в Канею. Возвратившись в Тулон в конце месяца, «Фудр» сделал еще один рейс на Крит, и 22 октября – благо «Бьен-Оа» отремонтировали – совсем возвратился в Тулон. Но, побыть в резерве ему не довелось – уже 22 ноября, взяв экипаж полного состава, он снова был включен в состав эскадры, но до Января этого года оставался на рейде Тулона.

1899 г.

весну и Зиму «Фудр» оставался на рейде. 24 мая он, наконец, вышел с Легкой эскадрой на учения к Гольф-Жуану и Ле-Сален. На протяжении последних при подрыве заряда пироксилина был ранен офицер с «Латуш-Тревилля», и «Фудр» доставил его в тулонский госпиталь.

В июне была выдвинута мысль послать «Фудр» в Брест, где бы он имел возможность заменить в качестве учебного корабля для курсантов ветхий крейсер «Ифижени». Любопытно, что одной из обстоятельств, по которой для данной цели был выбран «Фудр», стало наличие на нем миноносок, на которых курсанты имели возможность бы отрабатывать управление кораблем. Второй обстоятельством стала высокая скорость, которая разрешила бы за продолжающийся 10 месяцев курс побывать в вероятно большем числе портов.

Вследствие этого «Фудр» передал оборудование для буксировки и подъёма привязного аэростата на «Жорегибер-ри». Но в августе в качестве учебного корабля решили применять транспорт «Тонкин», а «Фудр» оставить на Средиземном море в качестве корабля-мастерской, по окончании чего он отправился к Гольф-Жуану на соединение с эскадрой.

1 сентября он – на трое суток раньше эскадры – он возвращается в Тулон, дабы загрузить на борт пара миноносок для Сайгона, до того ремонтировавшихся в арсенале. Но и в этом случае его решили оставить на Средиземном море. До Января этого года он успел выйти на стрельбы с Эскадрой Броненосцев береговой обороны (2-8 ноября), на буксировку декабря (13 и аэростата 7 ноября).

Во втором случае не обошлось без происшествия – в то время, когда катер буксировал аэростат на «Фудр», порывом ветра трос оборвало, и аэростат – в гондоле которого никого по счастью не было – унесло к Сен-Мандрие. Но, по окончании приземления его доставили обратно в воздухоплавательный парк французского флота в Лагубране. Помимо этого, «Фудр» взял, наконец, все собственные миноноски, последние из которых были приняты флотом в ноябре 1899 года.

1900 г.

16 февраля Массне был заменен каперангом Видалем. В стандартном рапорте по окончании кампании Массне укажет:

«Из-за малой площади руля, составляющей только 0,014 от площади продольного сечения, «Фудр» управляется весьма не хорошо. Согласно данным различных опытов, совершённых на борту в 1899 и 1900 годах, минимальный диаметр циркуляции при наилучших условиях образовывает 1400 метров.

При маневрировании в стесненном пространстве приходится пускать автомобили враздрай – наряду с этим на скорости 10-12 узлов диаметр циркуляции образовывает 400 метров.

Лучшим методом применения «Фудра» есть включение его в мобильную оборону того либо иного порта. Лишь в этом случае его мастерские, возможность и запасы поднимать и спускать на воду миноноски смогут употребляться с настоящей пользой.

Его кроме этого вероятно будет применять для некоторых операция против флота соперника, либо против судов стоящих на рейде, к примеру – в Гибраптаре, в случае если 1) он сможет отыскать рядом от рейда место, дабы без помех спустить на миноноски и воду 2) миноноски по окончании атаки, если не окажется собраться совместно, смогут укрыться во французском либо нейтральном порту.

Учитывая сложности с спуском и подъёмом миноносок в открытом море, не представляется вероятным применять «Фудр» в составе эскадры (не обращая внимания на все переделки подъемных механизмов, они все еще остаются неудачными, потому, что что бы мы ни делали, основной проблемой есть двухточечный подвес миноносок, с громадным разносом точек. Нормально операция спуска-подъема миноносок будет проводиться лишь по окончании перехода к одной точке подвеса…»

С новым начальником «Фудр» в последних числах Февраля вышел на стрельбы с эскадрой броненосцев береговой обороны, в первых числах Апреля – самостоятельно – для проверки остойчивости при маневрировании при наличии на борту всех восьми миноносок с запасами. Итог был в полной мере удовлетворительным, и было высказано пожелание о присоединении крейсера к Эскадре на время маневров для проверки возможности применения миноносок в условиях, приближенных к настоящим.

29 мая «Фудру» выпало дать салют из 21 залпа в честь годовщины коронации русского царя.

В первых числах Июня «Фудр» доставил последовательность грузов для зашедшей в Аяччо Средиземноморской эскадры, по окончании чего присоединился к эскадре для принятие участия в маневрах. Сейчас маневры проводились совместно Эскадрой Севера и Средиземноморской эскадрой. «Фудр» вместе с броненосцами береговой обороны и мореходными миноносцами вошел в отряд адмирала Малларме.

21-го данный отряд вышел в море, 24-го дозагрузился углем в Мерс-эль-Кебире, и совершил учебную атаку против побережья, обороняемого Мобильной обороной Алжира (победу в которой одержали защитники, нашедшие «агрессора» при помощи береговых прожекторов и нападавшие его номерными миноносцами). После этого отряд Малларме вместе с главными силами перешел на Атлантическое побережье. Тут миноноскам «Фудра» выпала задача нападать находящиеся у Киберона броненосцы.

в течении другой части маневров «Фудр» присоединился к легкой эскадре, и единственным, заслуживающим упоминания, событием до конца маневров стало сопровождение его миноносками авизо «Элан», на котором Президент страны Лубэ принимал военно-морской парад в Шербуре.

22 июля средиземноморцы отправились из Шербура восвояси, зайдя по пути Брест. Тут «Фудр» задержался на сутки продолжительнее других для погрузки оборудования, требующего доставки в Тулон, но скоро догнал эскадру. Но, перед самым Тулоном ему снова было нужно отстать: он должен был пополнить запас угля на миноносцах, но этому помешала погода.

В итоге «Фудр» с миноносцами вошли на рейд только 17 августа, на двое суток позднее остальных судов.

До Января этого года «Фудр» выходил из Тулона только на регламентные стрельбы, появлявшись не нужен не то, что при броненосной, но кроме того при легкой эскадре. В первой трети декабря он зашел в док для чистки корпуса. Численность экипажа в это время была сокращена.

1901-1903 гг.

Начало года «Фудр» снова совершил на рейде, а в последних числах Февраля, по окончании пополнения экипажа резервистами, отправился в Вильфранш, а после этого в Гольф-Жуан для пополнения запасов эскадры. В июне экипаж был укомплектован десятью резервистами на время участия в летних маневрах. Вначале предполагалось, что вместе с двумя бронепалубными контрминоносцем и крейсерами он будет сопровождать флагман «адмиралиссимуса» Жервэ, но в итоге «Фудр» был не нужен и в этом качестве.

Но, ему все-таки довелось, вместе с миноносцами Мобильной обороны Тулона, выступить в роли разведчика, изобразить конвой, что должны были перехватить крейсера, нападать собственными миноносками эскадру на ходу и совершить учения с привязным аэростатом. За время маневров он побывал в Кампо Моро, Пальме, Ла Сьоте, Ницце, Аяччо, Проприано, Ле Сален, Марселе и Сетте.

Показанная на протяжении маневров сложность со спуском миноносок на воду на волне, но, фактически вбила последний гвоздь в крышку гроба идеи применять «Фудр» как носитель миноносок. Причисленный к Эскадре резерва – вместе с «Бреннусом» и «Ошем» – он до Января этого года вышел в море только в один раз, в последних числах Декабря.

С 24 января 1902 г. «мамашу Гигонь» послали в продолжительный отпуск; ее место в составе Эскадры резерва занял «Амираль Шарне», имеющий куда нехорошую скорость, дальность и мореходность плавания, но значительно лучше вооруженный и защищенный. «Фудр» же перевели в резерв 2-й категории, а с 9 февраля 1903 г. – и вовсе в Особый резерв.

1904-1909 гг.

В начале 1904 года было издано постановление о включении в состав Мобильной обороны Сайгона двух подводных лодок типа «Найяд». Но эти подлодки были через чур мелки, дабы добраться до Сайгона самостоятельно хотя бы в теории, и через чур тяжелы (68 т), дабы быть доставленными простым транспортом. В итоге отыскали в памяти о «Фудре».

В последних числах Февраля было приказано о выводе его из резерва и подготовке к плаванию. Руководство крейсером досталось одному из самых молодых каперангов французского флота, Эмилю Гепратту.

1 марта «Фудр» был полностью укомплектован, и 16 марта, по окончании ходовых испытаний и настройки компасов, отправился в Шербур, куда и прибыл 23-го, задержавшись со входом в порт из-за шторма. В Шербуре с него сняли кормовое устройство для спуска миноносок, устроили в корме помост для двух лодок и удостоверились в надежности работу котлов. Во второй трети апреля начали погрузку на «Фудр» двух подводных лодок – «Линке» и «Проте», причем аккумуляторная батареи с них были сняты и размещены в трюме крейсера.

22 апреля с двумя подводными лодками, четырьмя миноносками, 12-грузом бензола и тонным котлом на борту «Фудр» вышел в море, где столкнулся с волной и сильным ветром. Однако, не обращая внимания на большой груз на палубе, корабль не испытал никаких неприятностей с остойчивостью. Зайдя по пути в Тулон, Алжир, Порт-Саид, Джибути, Коломбо, Пуло-Be и к мысу Сен-Жак, он прибыл в Сайгон 15 июня, а уже 5 июля отправился обратно.

Посетив Сингапур, Коломбо, Джибути, Порт и Суэц-Саид, 19 августа «Фудр» возвратился в Тулон. По окончании плавания Гепратт в собственном отчете высказался о «Фудре» так:

«Весьма мореходный корабль, при условии подкрепления спонсонов. Что до военной точки зрения, я пологаю, что он идеально подходит для роли транспорта, как это было в последнем походе на Дальний Восток».

Вначале планировалось, что «Фудр» отправится с новым грузом в Сайгон без промедления, но после этого плавание решили отложить, и с 3 сентября 1904 г. по 1 июля 1905 г. крейсер провел в особом резерве.

Для перевозки новой партии подводных лодок их решили разгрузить как быть может, в следствии чего любая лодка весила только 35 тысячь киллограм. Все снятое оборудование разместили в трюме «Фудра». Сама погрузка при помощи 160-тонного крана без задоринки и сучка прошла за 12 часов.

Кроме этого были загружены остальные четыре миноноски. 24-часовые опробования, прошедшие 11 августа, было нужно прервать из-за малого поломки автомобили. Но уже 16 августа «Фудр» под руководством кавторанга Николя, сопровождаемый контрминоносцем «Рапьер», покинул Тулон. В Бизерте к нему присоединились номерные миноносцы 284, 285, 286, 291 и 292.

В Коломбо отряд нагнал броненосный крейсер «Дюпти-Туар», и 29 октября, по окончании простых остановок, суда прибыли в Сайгон. Обратный путь «Фудр» проделал с 30 ноября 1905 г. по 5 января 1906 г. Корабль доставил в метрополию часть и артиллерию оборудования, снятого с застрявшего на горах броненосного крейсера «Сюлли». Интерес воображает оценка Николя, эта им по окончании завершения плавания: «Фудр» «не имеет боевой сокровище, по крайней мере – как крейсер.

Не имеет возможности делать роли носителя миноносок, потому как больше нет миноносок, каковые возможно было бы носить. Может употребляться как носитель подводных лодок, плавбаза при эскадре, либо, по окончании маленьких переделок, как минный заградитель. На мой взор, последний вариант предпочтителен, но требуется расширить площадь руля для улучшения маневренности».

С 23 января «Фудр» опять перевели в особый резерв, в котором он на этот раз задержался до апреля 1910 года.

1910 г.

В марте морской министр адмирал де Лапейрер сделал вывод, что «Фудр» должен быть переоборудован в минный заградитель и учавствовать в летних маневрах. «Фудр» сейчас имел возможность нести 350 мин (либо, по тогдашней классификации – «автоматических торпед») модели 1906 года, весом по 170,1 кг. Его силуэт, благодаря демонтажу всех устройств для спуска миноносок, заметно изменился.

18 марта «Фудр» удачно прошел швартовные опробования, 19-го – настройку компаса, 21-го – предварительные четырехчасовые опробования. 1 апреля «Фудр» под руководством кавторанга Кюксака вышел на 24-часовые опробования, закончившиеся трагически: из-за сильной качки основной ефрейтор Ле Ридан сорвался с надстройки и раскроил голову о палубу. Опробования были прерваны, «Фудр» отправился в Тулон, Ле Ридана доставили в больницу, где он скоро и скончался.

7 апреля опробования были возобновлены, и на этот раз прошли без срывов. При мощности 8600 л.с. и расходе горючего 1,1 кг/л.с. в час «Фудр» развил скорость 18,78 уз, показав, что его КМУ так же, как и прежде будет в хорошем состоянии. На 6-часовых опробованиях по расходу горючего при мощности 7500 л.с. цифра была чуть выше: 1,15 кг/л.с. в час.

По окончании ходовых опробований «Фудр» удачно выставил минное заграждение рядом от Санари; позднее мины были вытралены буксиром «Фарон» и возвращены в Тулон. Вторая учебная постановка мин прошла 29 апреля.

1 мая «Фудр» снова был включен в состав Средиземноморской эскадры, и уже 10 мая совершил переход в Аяччо. Тут он на протяжении первой фазы маневров изображал не сильный часть вражеской «красной» эскадры (условно – австрийцев), которых условная французская «светло синий» эскадра блокировала в порту. «Фудру» довелось отогнать высланные на разведку миноносцы «светло синий», а после этого – самому спасться бегством от броненосца соперника. В итоге, но, из-за нехорошей связи «красные» так и не смогли соединить собственные силы и были разбиты «светло синий».

Во второй фазе «Фудру» выпала задача изображать один из двух войсковых конвоев, что «светло синий» пробовали провести из Африки в Метрополию, а чуть уступающие им по силам «красные» – перехватить [3]. «Фудр» вышел из Орана вечером 27 мая и достиг Порт-Вандра в 11 вечера 29 мая, никого не встретив; но, нужно признать, что ему помог сильный мистраль, заставивший контрминоносцы «красных», высланные на разведку, искать убежища у берега. Помимо этого, наблюдатели подчернули, что в том месте, где одиночный быстроходный корабль прошел незамеченным, конвой из 10-15 пароходов в полной мере имел возможность бы попасться на глаза сопернику.

В третьей фазе «красные» блокировали «светло синий» в Тулоне. «Фудру» удалось ночью пройти мимом разведчиков «светло синий» и поставить два минных заграждения – между Каркераном и Сепетом и у Йерских островов.

1 июля, практически сразу после окончания маневров, «Фудр» был переведен в резерв, в котором и остался до Января этого года.

1911 г.

Первый выход на рейд для проверки работы и машин устройств по установке мин «Фудр» осуществил 7 июня под руководством кавторанга Пари де Буасруврэ. Было решено, что вместе с другим минзагом – «Касабланкой» – «Фудр» примет участие в маневрах, каковые в текущем году сводились к отработке нового свода сигналов и тактическим учениям; стратегические задачи, как в 1910 г., перед эскадрой

Мамаша Кураж и её дети

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • «Фудр» часть 3: находившиеся на борту

    На совещании 12 мая 1891 г. Строительный совет всесторонне обсудил вопрос создания малых миноносок. Ниже – выдержки из протокола совещания. «В…

  • «Фудр» часть 1: кто угодно, только не крейсер

    13 февраля 1885 г. попытка китайской эскадры снять французскую блокаду с Формозы завершилась через считанные 60 секунд по окончании того, как китайский…

  • Командор беринг и его дети

    Вишь, как торкнуло старину Редъярда. Целую балладу накатал. Переводчик очевидно подкачал. Исходя из этого, кто в совершенстве не владеет языком Шекспира…

  • Минное оружие в бэйянском флоте

    Становление Бэйянского (Северного) флота – самая передовой составляющей ВМС Цинской империи – совпало по времени с бурным прогрессом морского минного…

  • Первые проекты авианосцев: несбывшийся авианосец «фудр»

    семь дней назад ваш почтенный слуга внезапно решил выложить собственное видение веток судов различных наций для игры World of Warships. По линкорам и…

  • Ла-17

    Создание беспилотного аппарат началось в первой половине 50-ых годов двадцатого века по приказу маршала К. Вершиника, данный проект был поручен…