«Фудр» часть 1: кто угодно, только не крейсер

13 февраля 1885 г. попытка китайской эскадры снять французскую блокаду с Формозы завершилась через считанные 60 секунд по окончании того, как китайский адмирал заметил соперника. Попытка удрать, но, удалась китайцам уже лучше: три самых быстроходных крейсера смогли оторваться от судов адмирала Курбе, а два более тихоходных – 2600-тонный фрегат «Ю-тонный» корвет 1200-и юань «Тен-Чжин» укрылись на незащищенной батареями береговой обороны, но малоизвестной французам стоянке в Шейпу.

Вход на стоянку был вероятен через пара изобиловавших мелями узких проток между островами, и Курбе счел, что лезть наобум в незнакомые воды – не обращая внимания на собственный большое превосходство в силах – преждевременно. Его суда перекрыли выходы со стоянки, а три паровых катера отправились на разведку. Не смотря на то, что им и удалось найти китайцев между Шейпу и островом Туньун, остальные эти были неутешительны – для французской эскадры, основную силу которой воображали имевшие громадную осадку «Баярд» и «Триомфан», попытка пробраться к сопернику была через чур рискованной.

Номерных миноносцев, один из которых столь удачно отработал при избиении китайской эскадры полугодом ранее, на этот раз у Курбе не было. Но в том же бою паровому катеру с флагманской «Вольты» удалось шестовой миной сбить руль китайской канонерки, и адмирал решил повторить успешный опыт.

В наступление, назначенную на ночь с 14 на 15 февраля, были снаряжены два 8,5-метровых паровых катера с «Баярда», вооруженные шестовыми минами №1 примера 1878 г. Напомним, что скорость этих катеров не превышала 7 узлов, а дальность плавания полным ходом – 35 миль. Руководство было поручено уже успевшим отличиться (не смотря на то, что и в битвах на суше) офицерам «Баярда» – кавторангу Гурдону и капитан-лейтенанту Дюбоку.

Сопровождение поручили катерам под руководством умелого гидрографа, капитан-лейтенанта Равеля. Под покровом темноты, выкрашенные в черный цвет катера четыре с лишним часа пробирались через лабиринт островов и искали успевших поменять место стоянки китайцев. Шум автомобилей был чрезмерным, и перед выходом в наступление скорость было нужно сбавить. В итоге, в то время, когда с «Ю-Юаня» увидели катер Гурдона, расстояние не превышала двухсот метров.

Китайцы успели начать стрелять из картечниц и ружей, убив одного матроса и повредив паровой котел. Гурдон счел пальбу неизбежным злом и, не обращая на повреждения внимания более нужного, чем необходимо для их исправления, взорвал 13-килограммовый заряд пироксилина о правый борт китайца. Дюбок задержался, но после этого смог подойти к «Ю-Юаню» незамеченным и кроме этого подорвать собственную мину.

До тех пор пока запаниковавшие команды китайских судов начали палить приятель в приятеля (результатом чего стало подводное – и появлявшееся фатальным – повреждение «Тен-Чжин»), французы, утратившие в темноте сопровождавший их катер Равеля, решили уйти из лабиринта проток самостоятельно [1]. К 10 утра оба катера добрались до транспорта «Саон».

«Фудр» часть 1: кто угодно, только не крейсер

Смерть обоих китайских судов подтвердилась 16 февраля. Курбе взял собственную победу, Гурдон и Дюбок – награды, китайцы – предлог и дальше не ввязываться в морские сражения с французами, а приверженцы «Юный школы» – подтверждение свойства кроме того неуклюжих миноносок и самых малых топить, хотя бы на стоянке, большие суда.

Не следует, но, думать, что мысль применения транспортируемых на громадных судах миноносок либо минных катеров не посещала головы французских моряков до Курбе.

На совещании 21 марта 1877 г. Рабочая группа по подводной обороне пришла к следующему точке зрения:

«…Так как нереально обеспечить вооруженные минами паровые катера броненосцев качествами, дающими им возможность принимать участие в сражении в открытом море, необходимо строить особые суда, при условии, что они будут весьма быстроходны и могут функционировать в бурном море. Следовало бы кроме этого придать к каждой эскадре особый корабль, несущий некое число миноносок. Данный корабль должен иметь скорость как минимум равную скорости броненосцев, каковые бы он сопровождал, и быть устроенным так, дабы спускать на воду и поднимать на борт миноноски при погодных условиях разрешающих вести простой бой».

Предполагалось, что

«эскадра из 12 броненосцев, несущих двенадцать миноносок, и сопровождаемая транспортом, несущим и снабжающим еще восемь-двенадцать миноносок, имеет важные основания идти на неприятеля».

9 апреля 1878 г. вышло распоряжение министра о переделке транспорта «Ньевр» в носитель миноносок. В носовом трюме следовало разместить три 8,85-метровых стандартных паровых катера, вооруженных минами, еще один разместить на люке этого же трюма, пятый на палубе в корму от грот-мачты, и с каждого борта между бизань- и грот-мачтами – по миноноске Торникрофта.

Намерено подчеркивалось, что задачей для того чтобы транспорта будет не сопровождение собственного флота в открытом море, но атака вражеских портов, бухт и рейдов. Но, в итоге распоряжение министра от 25 ноября 1879 г. предписало переделать в носитель миноносок транспорт «Япон».

Первые опробования с спуском и подъёмом на воду пяти миноносок Торникрофта состоялись в августе 1881 г. В течение девяти лет «Япон», переквалифицированный из транспорта в «учебный торпедный корабль», систематично проводил испытания с применением миноносок. На нем имели возможность размещаться каждые четыре из шести миноносок, взявших номера 29, 30, 56, 57. 58 и 59.

По идее они были однотипны, но 56 и 57 выстроили сами французы, по мало поменянным чертежам.

Французские миноноски отличались типом и таранным форштевнем торпедных аппаратов – вместо «решетчатых» на них установили трубы, торпеда из которых выталкивалась вначале паром, а после этого – пороховым зарядом. Кроме этого французские миноноски имели два руля – небольшой носовой, площадью 0,065 м?, и кормовой, площадью 0,519 м?.

Необходимо также подчеркнуть, что на протяжении работы большая скорость миноносок скоро упала до 11 узлов.

Но операция подъёма и спуска миноносок на «Япон» оставалась непростой, а сами подъемные устройства – через чур примитивными. Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века «Япон» избавили от роли корабля-носителя, вернув его на работу в качестве простого транспорта. Миноноски, но, остались в строю; №29 пострадала в 1897 г. при столкновении и была списана, №59 погибла в 1903 г. вместе с четырьмя участниками экипажа, другие были списаны в 1903-1910 гг..

Однако, полученные на «Японе» не в полной мере успешные результаты не охладили пыла приверженцев «Юный школы». Ставя в пример успех Гурдона и Дюбока, достигнутый при помощи только шестовых мин, а не торпед (да, в то время по итогам опробований французы вычисляли шестовую мину куда более надежным оружием, чем торпеда, но прогресс не стоял на месте) и с малоприспособленных к таким атакам катеров, они настаивали, что современные миноноски смогут достигнуть куда большего, и дело только за ответом министра.

Дополнительную убедительность их доводам придала закладка британцами носителя миноносцев «Вулкан». В следствии, весной 1890 г. морской министр Эдуар Барбе одобрил идею создания «эскадренного транспорта», программа создания которого была утверждена на совещании 13 мая 1890 г. Предполагалось, что транспорт будет нести десять миноносок водоизмещением 12 тысячь киллограм и все нужное для их снабжения, а его дальность и скорость плавания обеспечат возможность сопровождать броненосную эскадру.

Помимо этого, высокая скорость должна была оказать помощь транспорту избежать боя с соперником. Но, не обращая внимания на это событие, транспорт должен был взять достаточно приличное артиллерийское и торпедное оружие.

ПРОЕКТ

Из всех предложенных проектов громаднейшее внимание Строительного совета привлек созданный инженером Жаном-Казимиром Дюпла-Лаиттом. Появившийся в 1849 г. и окончивший «Эколь Политекник» в 1873 г., он на протяжении франко-китайской войны успел послужить в Тонкине, где нёс ответственность за ремонт судов эскадры адмирала Курбе и отличился при разработке сигнальной совокупности, снабжавшей связь между судами, поддерживавшими блокаду Формозы и флотилией речных канонерок в Тонкине. Его заслуги принесли ему орден Почетного легиона, врученный 14 июля 1884 г. Помимо этого, на протяжении упоминавшейся атаки китайских судов при Шейпу он нес работу на том самом «Баярде», что, согласно точки зрения некоторых, и привлекло интерес как раз к его проекту.

В 1890 г. Дюпла-Лаитт в звании инженер-капитана 2-го ранга трудился в Тулонском арсенале на должности инспектора работ, осуществляемых частными компаниями. Успешная разработка проекта будущего «Фудра» подстегнула его карьеру; в 1892 г. он был произведен в инженер-капитаны 1-го ранга, в этом звании занял пост ассистента Кораблестроительного департамента в Тулоне и на пара лет возвратился в Тонкин. В 1901 г., возвратившись в Тулон, Дюпла-Лаитт стал участником Строительного совета, а в 1907-м, уже в звании инженер-контр-адмирала, занял пост Главы кораблестроительного департамента Тулона, на котором и оставался практически до самой собственной смерти, последовавшей в 1916 г.

Упомянутый проект был рассмотрен и в целом одобрен Строительным советом на совещании 2 июня 1891 г. 24 июля концепция «эскадренного транспорта» была одобрена и министром Барбе, с условием

«внесения трансформаций в соответствии с выводами, сделанными Строительным советом…»

Новый проект был послан в Париж 7 октября, а уже 20-го глава Технического департамента инженер Бьенэме предлагает министру Барбе:

«…учитывая тот факт, что инженер Лаитт внес все предписанные поправки и изменения, поменянный проект возможно счесть удовлетворяющим пожеланиям Строительного совета. Я воображаю проект на утверждение министра и предлагаю поручить Комиссии по тяжёлому оборудованию и машинам начать размещать заказы для оснащения этого корабля, что будет включен в состав флота называющиеся «Сен»».

Приложенная к проекту записка Лаитта уточняет, как должна была бы проходить работа с миноносками:

«По оценке, водоизмещение эскадренного транспорта достигнет 5557,476 т, протяженность между перпендикулярами – 107,90 м. Корабль устроен так, что сможет нести 10 18-м миноносок водоизмещением 12 т.

Для спуска их на воду предусмотрели устройство, подобное примененному на «Пелайо»; благодаря ему возможно в один момент спускать на воду по четыре миноноски с каждого борта. Гак не крепится под нижним шкивом, а соединяется с ним обоймой, опирающейся на рессоры Бельвилля – подобно совокупности, употребляющейся на железной дороге. Эта совокупность разрешает поглощать сотрясения в том случае, в то время, когда миноноска в непогоду будет находится на гаках, но не хватает высоко, дабы не подвергаться ударам волн.

Подъем будет осуществляться при помощи паровых лебедок, размещенных по тому же принципу, что на «Марсо». Я находился на опробованиях этого броненосца; требовалось 120 секунд, дабы поднять миноноску, поставить ее на кильблоки, откинуть балку наружу и готовься к приему следующей миноноски. При подъеме миноноска проходит на расстоянии не меньше метра от корпуса.

Все выступы малы, а балки – долги, дабы миноноска имела возможность зацепиться.

Четыре лебедки для работы с миноносками размещены на верхней палубе, четыре лебедки для работы со шлюпками – на крыше камбуза…»

30 ноября 1891 г. министр уточнил, что потому, что новый корабль решено переквалифицировать из транспорта в крейсера, то его наименование будет не «Сен», а «Фудр». Наименование реки – до того употреблявшееся во французском флоте в качестве имени дюжины судов, по большей части флейтов и транспортов – для крейсера было сочтено неподходящим. Имя же «Фудр» – «Молния» – было унаследовано от ветхого винтового фрегата, и не смотря на то, что в прошлом употреблялось по большей части для канонерок, согласно точки зрения министра выяснилось для крейсера в полной мере уместным.

Разные частные компании выдвинули последовательность предложений по оснащению корабля, в особенности расстаралась «Форж э Шантье». 20 января 1892 г. компания послала министру письмо со следующими строчками:

«Гэсподин министр,

Мы имеем честь сказать вам, что депутаты Гавра обеспокоены положением рабочих этого города, во множестве увольняемых из-за нынешнего спада в кораблестроительной отрасли, и призывают нас еще опустить цену, за которую мы готовы выстроить транспорт миноносок «Фудр».

Мы решили в следствии их давления и в интересах отечественных сотрудников, о которых нам надлежит заботиться, и по предложению инженера – главы Рабочей группы по крупному оборудованию и машинам предложить сейчас цену ниже той, что была выяснена нами в предложении от 4 января.

Мы сохраняем надежду, господин министр, что в данной ситуации мы будем вознаграждены заказом…»

Однако, в апреле 1892 г. сделали вывод, что крейсер будет строить компания «Ателье э Шантье де ля Жиронд» из Бордо. Договор с ней подписали 9 июня

Крейсер «Аврора». Морские легенды [World of Warships]

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: