Фронтовой самолет-разведчик су-24мр.

      Комментарии к записи Фронтовой самолет-разведчик су-24мр. отключены

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1980 г.Фронтовой самолет-разведчик су-24мр.

Единственной модификацией Су-24, будущее которой сложилась удачно, стал фронтовой разведчик Су-24МР. Его предэскизное проектирование началось еще в августе 1965 года, но в практическую плоскость дело перешло только в начале семидесятых, в то время, когда первый Т-6 вышел на силы и испытания проектных бригад освободились. Первый эскизный проект самолета значился под шифром Т-58МР. Он был закончен в первой половине 70-ых годов XX века (к тому времени обозначение было поменяно на Т-6Р).

Прогресс в создании средств разведки, основанных на новейших лазерных, тепловых и радиолокационных разработках, стал причиной предстоящему накоплению трансформаций в интеграции оборудования и составе самолёта его в единый комплекс.

Основной нагрузкой самолета Т-6Р, не несущего ударного оружия, стал базисный комплекс разведки БКР-1. Головной организацией для его разработки был выбран НИИ «Вега».

Не обращая внимания на громадное влияние, которое оказало изучение образцов трофейной американской аппаратуры, взятой из Ближнего и Вьетнама Востока, он базировался по большей части на отечественном опыте. К тому времени было закончено создание комплекса разведки для самолета МиГ-25Р, включавшего очень идеальные аэрофотоаппараты нового поколения, станцию радиоразведки и РЛС бокового обзора.

Но данный комплекс предназначался для действий на скоростях и больших высотах, что машинально снабжало громадной возможность и угол захвата резкого повышения эффективности работы РЛС бокового обзора за счет высокой скорости полета. А Су-24 должен был создавать съем информации с предельно малых высот и на «дозвуке» (рабочий режим). Помимо этого, была поставлен задача создать принципиально новые разведывательные совокупности — лазерные и тепловые.

Первое поколение строчных тепловизоров для боевых самолетов в СССР было создано уже в середине шестидесятых годов. Оно было достаточно бессчётным — на конкурсные опробования было представлено четыре типа совокупностей: «Весна», «Градус», «Темп» и «Тепло». Они формировали на фотопленке тепловую карту местности, на которой имели возможность четко дешифроваться различные объекты.

По качеству изображения эти устройства не уступали имевшимся тогда в распоряжении советских экспертов западным примерам подобной техники. Но весили они многократно больше, и разработчики утверждали, что пев состоянии снизить массу собственных изделий.

Тогда по инициативе ЛИИ им. М.М.Громова был заявлен конкурс на создание ИК-станции с массой не более 150 кг. Победителем стал проект Всесоюзного энергетического университета им. Ленина «Зима» (основной конструктор станции ИЛ Лобанев), обошедший соперничающую совокупность «Осень» по последовательности параметров.

Эта станция с чувствительностью 0,3° снабжала заданное уровень качества изображения при массе 70 кг. По окончании успешного завершения опробований она была принята па оружие а также для самолета Су-24МР.

В 1967-1968 годах в ЛИИ прошла летные опробования и первая советская лазерная совокупность с линейным сканированием «Марс-Н». Эта работа заложила фундамент для проектирования установленной на Су-24 серийной станции «Шпиль».

В итоге в состав БКР-1 вошел последовательность систем. В следствии он превратился в успешный конгломерат уже освоенного на МиГ-25РБ оборудования и принципиально новых образцов.

На месте РЛС «Орион» была установлена РЛС БО М-101 «Штык», вместо станции «Кайра» смонтирован панорамный АФА АП-402П с разрешающей свойством 0,3 м и телекамера «Аист-М», талантливая выделять объекты размером более 0,5 м. Они установлены на качающихся креплениях и смогут трудиться через пара окон, что расширяет угол обзора. На месте ФКП под левым воздухозаборником установлен еще один фотоаппарат — А-100.

Отснятую пленку возможно скинуть в заданном месте в контейнере «Кадр», а добытую радиоинформацию передать на КМ но радиолинии «Посредник». За ними, ближе к хвосту, находится станция инфракрасной разведки «Зима».

Характеристики панорамного фотоаппарата АП-402М:

Фокусное расстояние объектива, мм: 90,5
Относительное отверстие объектива: 1:3,5 — 1:22
Размер кадра, мм: 68х285
Ширина полосы захвата, в долях высоты: 12
Аэрофотопленка тип: изопанхром
— протяженность, м: 480
— ширина, мм: 80
Масса полетного набора, кг: 62
Промежуток фотографирования, сек.: 0,24-4,25
Разрешение на местности с высоты 400 м, м: 0,3
Высота фотографирования, м: 100-1000

Под фюзеляжем возможно подвешивать контейнер с оборудованием неспециализированной радиотехнической разведки СРС-14 «Тангаж», предназначенным для обнаружения, определения координат, режима и типа работы РЛС соперника. Вместо него возможно забрать устройство для лазерной разведки «Шпиль-2М». Под правой консолью размещается станция радиационной разведки «Эфир-1М», а под левой — единственное оборонительное оружие самолета — две ракеты Р-60 (пушка, как и на постановщике помех, демонтирована).

Пилоны смогут употребляться для подвески двух ПТБ емкостью 2000 либо 3000 литров либо фотоосветительных авиабомб, подвешиваемых на многозамковых балочных держателях.

Таковой вид комплекс БКР-1 купил на протяжении долгих доводочных работ. Для опробований был использован один из первых серийных Су-24 (Т-6М-20, машина № 0115305), названный Т-6МР-1.

Он начал летную программу лишь весной 1980 года и закончил ее в первой половине 80-ых годов XX века. В следующем году в Новосибирске начался серийный выпуск самолета под обозначением Су-24МР («изделие 48», кодовое обозначение НАТО — «Fencer-E»). Всего до начала девяностых годов было выстроено более 130 самолетов этого типа.

Самолеты Су-24МР заменяли устаревшие Як-28Р. Они являлись самый оснащенными тактическими разведчиками в советской авиации, по номенклатуре спецсредств существенно превосходя МиГ-25Р любых модификаций. А свойство к долгому маловысотному полету с применением для маскировки складок местности обусловила их высокую выживаемость в условиях применения современных средств ПВО.

Специальный самолет комплексной воздушной разведки Су-24МР употребляется для исполнения разведывательных задач в интересах руководства сухопутный фронтовой авиации и войск, а на приморских направлениях — в интересах ВМФ. Самолет снабжает всепогодную комплексную воздушную разведку днем и ночью, с учетом возможностей и условий применения разведывательной аппаратуры, на глубину до 400 км от линии боевого соприкосновения с противодействием средствам ПВО соперника.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века самолет Су-24МР был предложен на экспорт, но на сегодня информация о настоящих договорах отсутствует, не смотря на то, что первоначально закупкой автомобили интересовался Иран.

Как и главный вариант, тактический разведчик Су-24МР модернизируется . В середине семидесятых годов началось создание двухканальных ИК-устройств, к примеру, совокупности «Ландыш». Они смогут обнаруживать цели, имеющие особые средства защиты, — на данный момент уже общеизвестно, что на Западе разработка «стелс» внедряется не только в авиации, но и на флоте, и в сухопутных армиях.

Опробования новых многоспектральных оптико-электронных средств наблюдения, среди них и с борта Су-24МР, проводились в ЛИИ во время с 1975 года по 1985 год под управлением С.Бабковой, В.Утицкого и А.Яковлева.

Ужасные трагедии финиша двадцатого века, самый тяжёлым примером которых был Чернобыль, стали причиной тому, что в составе кабинетов министров некоторых постсоветских республик (а также Украины и России) были созданы особые министерства по экологическому мониторингу и чрезвычайным ситуациям. Причем эти ведомства были возведены в рант силовых и взяли право (по крайней мере формально, поскольку финансировались они в большинстве случаев скудно) иметь разнообразную спецтехнику. В числе другого они выразили желание взять и замечательное средство воздушного наблюдения для своевременного определения территории вероятного поражения при какой-либо техногенной либо природной трагедии.

Определенный опыт в этом у военных летчиков уже имелся — в том же Чернобыле трудились армейские вертолеты Ми-24ХР со средствами радиохимической разведки. В непростых условиях они продемонстрировали себя с наилучшей стороны, показав массу сильных сторон, но нашли и собственные недочёты.

Довольно малая скорость и дальность полета снижали их мобильность и быстроту реагирования (это в первую очередь принципиально важно для России с ее огромной территорией), а экипаж за время прохода территории успевал взять громадную дозу радиации. Помимо этого, область обзора при полете на рабочей высоте вертолета была маленькой. Гораздо довольно широкие возможности имел возможность дать прекрасно оснащенный самолет.

В первый раз о мирном применения Су-24MP открыто заговорили в 1995 году, в то время, когда на авиасалоне в Жуковском был показан не только самолет этого типа, но и фотоматериалы, отснятые с его борта в различных условиях. Они поразили гостей и специалистов выставки своим качеством.

Су-24МР имел возможность предельно скоро прибыть в район бедствия и совершить не только разведку центра, но и обследовать периферию, оперативно «сливая» данные конкретно полевому штабу МЧС либо через ретранслятор в центр. Понадобились бы и его хорошие взлетно-посадочные характеристики — так как в полной мере быть может, что в заданном районе не окажется аэропорта, пригодного для полетов штатного самолета экологического (радиационного) наблюдения типа Ан-12 либо Ту-16, каковые имеются на данный момент, к примеру, в Российской Федерации.

По «недостаток» самолетов ВВС, вызванный срывом их закупок, стал причиной тому, что МЧС ни в Российской Федерации, ни на Украине пока не взяли личные Су-24МР. На данный момент прорабатывается возможность создания специальной модификации самолета на базе «чистого» Су-24 (как более недорогого — ВВС РФ показали решимость «уступить» пара самолетов со большим остатком ресурса собственному МинЧС).

Главное оборудование предполагается разместить в подвесных контейнерах и на месте станции «Кайра». На авиасалоне в Жуковском во второй половине 90-ых годов двадцатого века был в первый раз показан самолет, доработанный для ведения экологического мониторинга. При наличии соответствующих (небольших) денежных средств он бывает «принят на вооружение» Министерства по чрезвычайным обстановкам РФ в самое ближайшее время.

Су-24МР не имеет среди зарубежных фронтовых разведчиков аналогов по комплексности приобретаемой развединформации. К примеру, на самолетах RF-4C, составляющих базу тактической разведывательной авиации ВВС Соеденненых Штатов, употребляются ИК станция AN/AAS-18, РЛС бокового обзора AN/APQ-102, пара АФА для плановой и перспективной съемки с громадных и малых высот. Для радиотехнической разведки употребляются подвесные совокупности AIL AN/ALQ-61 либо Литтон AN/ALQ-125, но отсутствуют средства лазерной и радиационной разведки.

Причем американский разведчик, более легкий и с крылом фиксированной стреловидности, значительно уступает Су-24МР в скорости и дальности полёта на малых высотах.

По летным чертям к Су-24МР приближается британский разведчик «Торнадо» GR.1A, кроме этого модифицированный из истребителя-бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности. Но «Торнадо» GR.1A задуман как разведчик с сохранением боевых возможностей и оснащен только ИК совокупностью разведки TTRRS (Tornado Infra-Red Reconnaissance System) панорамного и бокового обзора вместо пушек.

Яркой обработки разведывательной информации на борту Су-24МР не происходит: фотоинформация доставляется сбросом показанного на борту фотоматериала, другая оперативно передается на землю по широкополосному и узкополосному радиоканалам.

Передаваемая и доставляемая разведывательная информация снабжается навигационными данными для ее привязки по координатам расположения самолета и времени. Прием, дешифровка и обработка происходит на наземном комплексе.

Это реалистичный и, по-видимому, единственно верный для существующей аппаратуры подход. (На британском разведчике «Торнадо» GR.1A полученная разведывательная информация записывается на видеоленту и может воспроизводиться на маленьком ТВ-индикаторе в Тсабине навигатора-оператора практически в настоящем времени. Это первый самолет в ВВС государств НАТО с таковой возможностью. Но на протяжении войны в Персидском заливе в первой половине 90-ых годов двадцатого века навигаторы редко применяли возможность контроля разведывательной информации, по причине того, что были загружены исполнением навигационных задач и контролем за угрозой ЗРК соперника).

Особенности конструкции самолета Су-24МР.

Самолет-разведчик Су-24МР создан на базе фронтового бомбардировщика Су-24М и фактически не отличается от него по неспециализированной конструктивно-конструкции и компоновочной схеме главных агрегатов и узлов. Но в связи с установкой радиолокационной станции бокового обзора, фотооборудования, аппаратуры тепловой и телевизионной разведки определенным доработкам подверглась носовая часть фюзеляжа, нижняя поверхность средней части фюзеляжа, подканальные отсеки воздухозаборников.

В носовой части самолета установлена аппаратура радиолокационной разведки — станция бокового обзора «Штык» с двумя антеннами. Упразднение радиолокатора переднего обзора «Орион» разрешило отказаться от громадного радиопрозрачного обтекателя сложной формы. Для обеспечения работы радиолокационной аппаратуры на боковых поверхностях носовой части выполнены громадные прямоугольные радиопрозрачные панели, конструкция которых разрешает при их снятии создавать обслуживание блоков РЛС.

Другая обшивка носового обтекателя выполнена из алюминиевых сплавов, за исключением части, оставшейся радиопрозрачной, под которой находится антенна смещенного вперед радиолокатора маловысотного полета «Рельеф».

Трансформации конструкции нижней поверхности средней части фюзеляжа позваны установкой в том месте аэрофотоаппаратов, оборудования телевизионной и тепловой разведки, снятием встроенной пушечной установки и лазерно-телевизионном прицельной совокупности «Кайра». Это потребовало трансформации внешних применения и обводов застекленных панелей громадной площади.

В особом обтекателе, поддерживающем обводы нижней поверхности фюзеляжа и снабженным несколькими иллюминаторами, установлен панорамный фотоаппарат АП-402 и аппаратура телевизионной разведки «Аист». система и Фотоаппарат выброса отснятой пленки на пролете смонтированы на особом опускающемся лафете, телевизионное оборудование — на откидывающейся вниз и в сторону части обтекателя, что упрощает ее эксплуатацию.

В отсеке под правым каналом воздухозаборника установлена аппаратура тепловой разведки «Зима» с иллюминатором на нижней поверхности заборника. В подобном левом отсеке под определенным углом смонтирован аэрофотоаппарат перспективной съемки А-100, иллюминатор объектива которого размещен в особом обтекателе, поддерживающем обводы воздухозаборника.

В верхнем части воздухозаборника радиатора совокупности кондиционирования, установленного на гаргроте, размещено антенное устройство широкополосного радиоканала своевременной передачи развединформации, снабженное радиопрозрачным обтекателем (на ранних самолетах оно устанавливалось либо на фюзеляже, либо на вершине киля)

По силовой установке самолет-разведчик Су-24МР не отличается от базисного самолета Су-24М. Главное отличие топливной совокупности пребывает в снятии оборудования, разрешающего создавать дозаправку вторых самолетов в полете посредством агрегата УПАЗ-А. Это позвано тем, что подфюзеляжные узлы подвески самолета Су-24МР неизменно заняты контейнерами с разведывательной аппаратурой.

В связи с установкой особого разведывательного оборудования, упразднением радиолокатора переднего обзора и ЛТПС «Кайра», сокращением номенклатуры оружия соответствующим образом доработаны совокупности кондиционировании, электроснабжения и охлаждения.

Главными отличиями радиоэлектронного оборудования самолета Су-24МР от предшествовавшего ему фронтового бомбардировщика Су-24М являются преобразование прицельно-навигационной совокупности ПНС-24М «Тигр» в навигационный комплекс HK-24MР и установка базисного комплекса разведки БКР-1. По характеристикам и составу радионавигационного, радиосвязного оборудовании, аппаратуры госопознования, объективного контроля и комплекса обороны Су-24МР полностью соответствует самолету Су-24М.

Навигационный комплекс НК-24МР спроектирован на базе совокупности ПНС-24М и отличается от нее сокращением функций в части обеспечения применения и произведения прицеливания оружия. В соответствии с упразднением в номенклатуре оружия самолета средств поражения наземных целей из состава оборудования исключены радиолокационная станция переднего обзора «Орион «, пассивный радиолокационный пеленгатор «Филин», лазерно-телевизионная прицельная совокупность «Кайра», аппаратура наведения управляемых ракет класса «воздух-поверхность». В составе навигационного комплекса НК-24МР, так, остались: радиолокатор предупреждения о столкновении с наземными препятствиями «Рельеф», Импульс и-21 «радиовысотомер», ДИСС-7, инерциальная совокупность, цифровое вычислительное устройство, совокупность автоматического управления САУ-б и некоторые другие системы.

Разведывательное оборудование самолета складывается из:
-радиолокационной станции бокового обзора «Штык»;
-аппаратуры телевизионной разведки «Аист-М»;
-инфракрасного разведывательного оборудования «Зима»;
-совокупности лазерной разведки «Шпиль-2М»;
-станции неспециализированной радиотехнической разведки «Тангаж»;
-аппаратуры радиационной разведки «Эфир-1М»;
-аэрофотоаппаратов АП-402 панорамной и А-100 перспективной съемки.

Для своевременной передачи на наземный приемный пункт разведывательной информации от телевизионного, теплового и лазерного средств разведки на самолете установлен широкополосный радиоканал ШРК-1. Для временной увязки разведывательных данных в состав оборудования самолета включена совокупность единого времени «Севан «.

Аппаратура радиолокационной разведки — РЛС бокового обзора «Штык» предназначена для получения радиолокационной карты местности, разведки объектов и выделения наземных целей, снабжает регистрацию изображения на фотопленку на борту самолета. Установлена в носовой части фюзеляжа.

Аппаратура телевизионной разведки «Аист-М» предназначена для ведения телевизионной разведки с малых высот полета с передачей изображения местности на наземные приемные пункты, установлена в обтекателе на нижней поверхности средней части фюзеляжа.

Аппаратура тепловой (ИК) разведки «Зима» предназначена для обнаружения, определения и распознавания деятельности боевой техники, транспортных средств, инженерных сооружений и военно-промышленных объектов соперника по их тепловому излучению, и для получения тепловой карты местности. Аппаратура снабжает регистрацию информации на борту самолета и передачу ее на землю; установлена в отсеке под правым воздухозаборником.

Аппаратура лазерной разведки «Шпиль-2М» предназначена для ведения разведки местности с малых высот в любое время суток и года. Снабжает выдачу информации для передачи ее на наземный пункт, и фоторегистрацию на борту. Аппаратура размещается в подвесном контейнере.

Аппаратура неспециализированной радиотехнической разведки «Тангаж» предназначена для ведения радиотехнической разведки с целью местоположения источников и определения типов радиоизлучения. Устанавливается в подвесном контейнере.

Аппаратура радиационной разведки «Эфир-1М» определяет радиационное заражение местности либо воздуха в зависимости от высоты полета самолета-разведчика в произвольных метеоусловиях и любое время суток с регистрацией информации на ленте и передачей ее на землю. Размещается в подвесном контейнере.

Фотооборудование.

Кадровый аэрофотоаппарат А-100 рекомендован для перспективной аэрофотосъемки с малых высот, устанавливается в отсеке под левым воздухозаборником. Панорамный фотоаппарат АП-402 помогает для исполнения аэрофотосъемки широкой полосы местности, размещен на лафете под центральной частью фюзеляжа. Показанный на борту фотоматериал вбрасывается на землю в особой капсуле.

Главный количество разведывательного оборудования (аппаратура радиолокационной, телевизионной, тепловой и фоторазведки) размещается неизменно на борту самолета. На восьмой точке подвески под фюзеляжем устанавливается контейнер или с лазерным, или с радиотехническим разведывательным оборудованием. Контейнер с аппаратурой радиационной разведки подвешивается на поворотный пилон правой подвижной части крыла.

Оружие самолета Су-24МР складывается из двух управляемых ракет класса «воздух-воздух» Р-60 (Р-60М) с тепловыми головками самонаведения. Никакие другие типы авиационных средств поражения с самолета-разведчика использоваться не смогут. Встроенная пушечная установка, имевшаяся на самолетах Су-24 и Су-24М, демонтирована.

Упрощенной совокупности управления оружием покинуты функции только управления ракетами «воздух-воздух».

ЛТХ:

Модификация: Су-24МР
Размах крыла, м
-большой: 17,63
-минимальный: 10,37
Протяженность самолета, м: 24,53
Высота самолета, м: 6,19
Площадь крыла, м2
-большая: 55,16
-минимальная: 51,02
Масса, кг
-безлюдного самолета: 22100
-обычная взлетная: 33325
-большая взлетная: 39700
Горючее, кг
-внутренние горючее: 9800
-ПТБ: 39700 (4 х 1250 либо 2 х 3000 л)
Тип двигателя: 2 х ТРДФ НПО АЛ-21-Ф-3А
Тяга, кН
-нефорсированная: 2 х 76.49
-форсированная: 2 х 110.32
Большая скорость, км/ч
-на высоте: 1430 (М=1.35)
-на высоте с контейнерами: 1200
-у почвы: 1320
Перегоночная дальность, км
-без дозаправки: 2500
-с одной дозаправкой: 4360
Боевой радиус действия, км
-без ПТБ: 420
-с двумя ПТБ: 650
Практический потолок, м: 11100
Макс. эксплуатационная нагрузка: 6.5
Экипаж, чел: 2
Оружие: 2 х УР «воздух-воздух» Р-60, контейнеры с средствами и разведывательной аппаратурой РЭБ.

Су-24МР на стоянке.

Су-24МР на стоянке.

Су-24МР на стоянке.

Су-24МР на стоянке.

Су-24МР на стоянке.

Су-24МР на стоянке.

Су-24МР на стоянке.

Су-24МР на рулежке.

Су-24МР на рулежке.

Су-24МР на взлете. Новофедоровка, Крым. Март 2017 г. Фото Дмитрия Пичугина.

Су-24МР на взлете.

Су-24МР на взлете.

Су-24МР на взлете.

Су-24МР по окончании взлета.

Су-24аккумуляторная в полете.

Су-24МР в полете.

Су-24МР в полете.

Су-24МР в полете.

Су-24МР создаёт дозаправку в полете.

Су-24МР создаёт дозаправку в полете.

Су-24МР заходит на посадку.

Су-24МР по окончании посадки.

Су-24МР по окончании посадки.

Контейнер радиационной разведки «Эфир-1М».

Контейнер совокупности лазерной разведки «Шпиль-2М».

Кабина самолета Су-24МР.

Кабина самолета Су-24МР.

Кабина самолета Су-24МР.

Су-24МР. Схема.

.

.
Перечень источников:
Полигон. А.Фомин. Фронтовой бомбардировщик Су-24.
Крылья Отчизны. Михаил Левин. «Шпили» и «Штыки» Су.
Е.Гордон. Грозный «Фехтовальщик».
А.Манушкин. Су-24МР: воздушный разведчик.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Сухой Су-24МР».
Фотоархив сайта russianplanes.net

Су-24 пропал под Волгоградом

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: