Формирование первых социалистических авиаотрядов

      Комментарии к записи Формирование первых социалистических авиаотрядов отключены

Советская авиация с самого начала собственного существования была составной частью армии нашей страны, исходя из этого ее укрепление и развитие неотделимы от общего строительства армии Советской республики.

Компартия наровне с созданием первых вооруженных отрядов вела громадную работу среди солдатских весов всех родов армий ветхой армии, готовя их к социалистической революции.

Красная гвардия, созданная Коммунистической партией, вместе с матросами и революционными солдатами явилась решающей вооруженной силой в вооруженном восстании в октябре 1917 г. Посредством данной вооруженной силы русский пролетариат, руководимый Коммунистической партией, сверг господство помещиков и буржуазии, в малейший срок подавил антисоветский мятеж Краснова — Керенского, ликвидировал очаги контрреволюции и утвердил советскую власть во всех главных районах страны.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции, образование Советского правительства и первые его директивы — все это вызвало бешеную злобу и ненависть свергнутых классов в стране и империалистов всех государств к Советской республики. Особенную неприязнь к первому в мире пролетарскому стране показали американские империалисты, в далеком прошлом грезившие о превращении нашей страны в собственную колонию. Победа социалистической революции нарушила эти замыслы империалистов и нанесла сокрушающий удар по всей совокупности империализма.

Главными вдохновителями и организаторами военной интервенции против юный Советской республики, которая одним фактом собственного существования действовала революционизирующе на трудящиеся массы капиталистических государств, выступили американские империалисты. Для этого они мобилизовали силы как интернациональной реакции, так и внутренней контрреволюции.

Такое объединенное выступление внутренних и внешних сил контрреволюции против молодого СССР не было неожиданностью. Его прозорливо предвидел В. И. Ленин, что много раз призывал трудящихся готовься дать вооруженный отпор силам интернациональной реакции.

Маленькие, разрозненные и слабо обученные отряды Красной гвардии не могли продолжительно противостоять большим армиям объединенных сил контрреволюции. Дабы разбить эти силы реакции, отстоять и обезопасисть завоевания Октября, необходимы были новые вооруженные силы, выстроенные на началах регулярной, строго централизованной, прекрасно дисциплинированной и обученной армии.

Практическая работа по созданию таких армии началась сразу же по окончании победы Великой Октябрьской социалистической революции. Одновременно с этим началось и формирование первых социалистических авиационных отрядов, явившихся базой советских ВВС.

Компартия гениально предвидела, что авиация будет иметь огромное значение для Советской республики в борьбе с внутренней контрреволюцией и интервентами. Исходя из этого наровне с созданием беспредельно преданных Советской власти частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии партия проявляла громадную заботу о формировании первых социалистических авиаотрядов.

Главными центрами формирования первых социалистических авиационных отрядов были Москва и Петроград. Питерские и столичные рабочие стали костяком воинских формирований молодого СССР.

Работу по организации первых авиаотрядов в Петрограде проводило созданное 28 октября 1917 г. в Смольном по инициативе В. И. Ленина Бюро авиационных комиссаров, а в Москве — Военно-революционный комитет по авиации при Армейском комиссариате Столичного военного округа.

Бюро авиационных комиссаров, ставшее первым революционным органом строительства советской авиации, формировало новые социалистические отряды, талантливые делать задания Советского правительства.

За два месяца собственного существования Бюро авиационных комиссаров совершило громадную работу. На базе созданных им штатов в течение этого времени были созданы первые шесть советских авиаотрядов по 12 самолетов в каждом. Среди них были:

1-й социалистический (разведывательный) летный отряд и 2-й, организованный на базе 12-го армейского авиационного отряда, персональный состав которого по окончании возвращения с Северного фронта одним из первых перешел на сторону Советской власти (декабрь 1917 г.); созданный на базе бывшего ‘Кронштадтского авиаотряда 3-й социалистический отряд; на базе Петроградского авиационного отряда, пребывавшего в Царском Селе, — 4-й социалистический отряд, начальником которого стал солдат-летчик Петр Кузнецов;

организованный в Петрограде 5-й социалистический отряд, а в Пскове — 2-й революционный отряд Военно-революционного комитета Северного фронта.

Эти социалистические отряды, и организованные потом новые авиационные отряды принимали 1активное участие в обороне Петрограда, в битвах против контрреволюционных армий в Финляндии, Прибалтике и на Украине.

постановления и Декреты Советского правительства «О постепенном переходе к демобилизации ветхой армии» (23 ноября 1917 г.), «О прекращении производства в офицеры» (27 ноября 1917 г.), «О избирательном начале и об организации власти в армии» (29 декабря 1917 г.), «Об уравнении в правах всех военнослужащих» (29 декабря 1917 г.) и др. оторвали главную массу ветхой армии из-под влияния контрреволюционного офицерства, указали начальный путь организационного строительства армии социалистического страны.

Как и во всей армии, управление в советской авиации в это время строилось по принципу коллегиальности. Оно осуществлялось Общероссийской авиационной коллегией, созданной 20 декабря 1917 г. Делая указания ЦК Компартии, коллегия решала непростые задачи по сохранению и сбору авиационных кадров и имущества, по организации авиационного производства и многие другие.

В январе 1918 г. Общероссийская авиационная коллегия по поручению ЦК РКП (б) и лично В. И. Ленина обратилась ко всем авиачастям с просьбой о немедленном организованном переходе в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Вместе с тем она призывала начальников авиачастей и солдатские комитеты привести вверенные им дивизионы и отряды в боевую готовность, подготовить самолёты и личный состав к грядущим военным действиям по защите завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции.

Но контрреволюционные силы, в основном офицерский состав, саботировали эти мероприятия Советской власти. Они всячески тормозили эвакуацию авиачастей с фронта либо уходили в лагерь неприятелей Советской республики.

Лишь благодаря энергичной деятельности в авиаотрядах представителей отечественной членов и партии Общероссийской авиационной коллегии удалось эвакуировать практически целый персональный состав и авиационную технику Северного и Западного фронтов.

Существенно тяжелее обстояло дело на Южном, Юго-Западном и Румынском фронтах. Но и тут представители Компартии показали настойчивость и исключительную энергию, сумев сохранить материальную часть большинства авиаотрядов и передать ее Советской республике. С целью этого они совершили формирование Украинского и Одесского управлений воздушного флота, благодаря которым последовательность авиаотрядов был направлен на север, в Советскую республику.

Порядок эвакуации ветхих авиационных частей с фронта был установлен Общероссийской авиационной коллегией в особом приказе, данном в феврале 1918 г.

В соответствии с этим приказом для всех авиационных и воздухоплавательных частей, прибывающих с фронта, назначались места дислокаций, откуда они, пополнившись личным составом, направлялись в состав действующих войск СССР.

В приказе были предусмотрены и конкретные мероприятия по эвакуации оборудования авиационных фабрик из районов, подверженных угрозе вражеской оккупации. Исполнение этого приказа было связано с громадными трудностями, каковые не могли не отразиться на формировании новых советских боевых авиаотрядов.

Так, к примеру, были случаи, в то время, когда прибывал всецело персональный состав, но без матчасти и имущества либо, напротив, прибывало пара десятков вагонов с имуществом и самолётами и лишь пара человек личного состава.

Во многих случаях персональный состав пробивался к Москве с оружием в руках (несколько И. У. Павлова). Персональный состав тех авиаотрядов, каковые не удалось организованно эвакуировать с фронта, самостоятельно пробирался к Петрограду и Москве, где поднимался на учет и в будущем направлялся на формирование.

Формирование первых социалистических авиаотрядовВ следствии принятых мероприятий удалось спасти и вывести в центр Советской республики около 38 авиаотрядов, т. е. приблизительно 37% всей авиации ветхой армии.

Из этого количества было эвакуировано с фронта и прибыло в район Москвы 18 авиаотрядов, в район Петрограда — 5, Саратова — 6, Тулы — 9. Уместно подчернуть, что громадную работу по приему стекавшихся с фронта и по формированию новых авиаотрядов совершил созданный в декабре 1917 г. Военно-революционный комитет по авиации Столичного военного округа (преобразованный в феврале 1918 г. в Окружную коллегию по управлению воздушным флотом).

В Москве были созданы следующие группы и авиационные отряды:

1. Отряд особенного назначения для пропагандистских и особых целей.

2. Истребительный отряд ПВО (на базе прибывшей с Северного фронта 4-й боевой истребительной авиагруппы).

3. Кубанский спецавиаотряд.

4. 1-я Советская боевая авиагруппа под руководством И. У. Павлова, направленная под Казань.

5. Калужская авиагруппа.

6. Три эскадрильи Столичного летательного отряда, каковые еще в последних числах Декабря 1917 г. были направлены на Украину для борьбы с южной контрреволюцией.

Многочисленное внимание Компартия уделяла воспитанию летно-технического состава первых советских авиаотрядов. На должности комиссаров отрядов направлялись деятельные коммунисты, каковые создавали партийные организаций, воспитывали персональный состав в духе советского патриотизма, Коммунистической преданности партии и беспредельной Родине.

Об влиянии и огромном авторитете отечественной партии среди летно-технического состава свидетельствует численный состав коммунистов в авиаотрядах. В случае если при организации авиаотрядов в них насчитывалось только пара участников Компартии, то в июне 1919 г. из 302 летчиков 125 были коммунистами.

В первых социалистических авиационных отрядах воспитывались новые командные кадры отечественной советской авиации.

Предстоящий количественный и качественный рост авиационных отрядов разрешил Советскому правительству уже в начальный период строительства Армии Советской республики приступить к созданию Красного воздушного флота.

В марте 1918 г. приказом Общероссийской коллегии было завершено создание Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного флота. В его состав неспешно вошли все сохранившиеся и пришедшие с фронта авиационные и воздухоплавательные части, учреждения и управления.

В марте 1918 г. управление и Всероссийская коллегия Военно-воздушного флота (которое было сохранено при коллегии, как административный аппарат) переехали со всеми отделами в Москву.

В Петрограде была организована Окружная коллегия по управлению Военно-воздушным флотом Петроградского округа.

В будущем, в связи с осложнившейся обстановкой на фронте, Советское правительство приняло последовательность новых мер по упрочнению всех армии Советской республики.

Советским правительством была отменена выборность начальников, упразднена Общероссийская авиационная коллегия и вместо нее 24 мая 1918 г. создано Основное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного флота (Увофлот), на которое было возложено управление боевой деятельностью авиации и ее материально-техническое обеспечение.

22 сентября 1918 г. при штабе Главнокомандующего было создано Полевое управление Красного воздушного флота, взявшее сокращенное наименование «Авиадарм», которое занималось управлением боевой деятельностью всех авиационных и воздухоплавательных частей, с сохранением за Главным управлением снабжения авиачастей и вопросов формирования.

Так, первые социалистические и красногвардейские авиаотряды явились ядром ВВС юный Советской Армии.

Источник: Кандидат армейских наук, доцент полковник в отставке Е. ЧАЛИК — Формирование первых социалистических авиаотрядов — «Вестник воздушного флота» № 7, 1952 г.

38 Культура России в первой половине 19 в.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: