Флоты германо-американской войны: 1898

      Комментарии к записи Флоты германо-американской войны: 1898 отключены

Германский флот, практически, имеет в собственном составе единственный класс эскадренных броненосцев – четыре корабля класса “Бранденбург”, заложенных в 1890-ом и вступивших в строй с 1893 по 1895 год. Это необыкновенные суда, выстроенные под явным влиянием идей французского кораблестроения, и имеющие отличительной изюминкой увеличенное число орудий главного калибра: в отличие от большинства современников, германские броненосцы несли шесть 280-миллиметровых орудий в трех барбетных установках в диаметральной плоскости корабля.

Флоты германо-американской войны: 1898

Эти суда являются единственными эскадренными броненосцами германского флота, талантливыми пересечь Атлантику без промежуточных остановок для пополнения запаса угля. Их дальность плавания экономичным 10-узловым ходом образовывает порядка 8500 км. Большая скорость – 17 узлов.

Не считая этих судов, германский флот включает четыре ветхих барбетных броненосца типа “Саксен”, устаревших, и владеющих не сильный мореходностью, их казематный недо-систершип “Ольденбург” (выстроенный на том же корпусе но с уменьшением размеров) и восемь относительно современных броненосцев береговой обороны типа “Зигфрид” и “Один”, ограниченно способных к океанским плаваниям. Однако, они не рассматриваются в данном обзоре, как и американские мониторы, ввиду их неспособности составлять базу линии флота.

Американский флот имеет в собственном составе один эскадренный броненосец второго класса (“Техас”), три эскадренных броненосца береговой обороны класса “Индиана” и один эскадренный броненосец “Айова”. Все эти суда современной постройки, не смотря на то, что “Техас” имеет устаревшую конструкцию с диагональным размещением барбетных орудий.

Кроме “Техас”, американские броненосцы имеют хорошую конфигурацию с двумя артиллерийскими башнями главного калибра в оконечностях. Три “Индианы” имеют низкий надводный борт, что ограничивает их мореходность и замечательное цитадельное бронирование. Они вооружены 330-миллиметровыми промежуточной главного артиллерией и орудиями калибра из восьми 203-миллиметровых орудий в отдельных вращающихся башнях.

Большая сокрость хода – до 16,5 узлов.

“Айова” пара отличается от остальных американских броненосцев. Ее надводный борт выше, и она вооружена 305-миллиметровыми орудиями главного калибра. Она развивает движение до 18 узлов, что делает ее одним из стремительнейших броненосцев собственного времени, и имеет лучшую мореходность ценой пара ослабленной защиты.

Артиллерия

Германские броненосцы серии “Бранденбург” были вооружены 280-миллиметровыми орудиями двух различных типов. В носовой и кормовой барбетной установке находились попарно орудия с длиной ствола в 40 калибров, тогда как в центральной установке, из-за ограниченного пространства между надстроек, находились 35-калиберные. Это затрудняло стрельбу на громадных расстояниях, поскольку орудия имели различную баллистику, но на предполагаемых во второй половине 90-ых годов XIX века действенных расстояниях боя не имело особенного значения.

Орудия имели большой угол возвышения (до 25 градусов), что давало им предельную дальность в 15900 м, но дальность прицельной стрельбы была намного меньше. Они стреляли 240 килограммовым боеприпасом с начальной скоростью для 40-калиберных – 820 м/c, а для 35-калиберных – 685 м/с. На дистанции в 12000 метров, эти орудия пробивали (в соответствии с оценке) 160-миллиметровую вертикальную гарвеированную бронеплиту.

Но скорострельность их была низкой: орудия применяли устаревшую совокупность перезаряжания, потребовавшую необходимой постановки орудий в диаметральную плоскость для перезарядки, т.е. разворота их на протяжении оси корабля по окончании каждого залпа. Настоящая скорострельность составляла порядка 1 выстрела в 2 60 секунд (т.е. не более 5 выстрелов за десять мин. на орудие).

Американские броненосцы были вооружены намного более разнообразно. Самой замечательной пушкой на вооружении американского флота была 330-миллиметровая 35-калиберная пушка, весом в 62 тонны. Такими орудиями были вооружены три броненосца серии “Индиана” – “Индиана”, “Орегон” и “Массачусетсс”, любой из которых был вооружен четырьмя орудиями в двух бронированых башнях.

Эти огромные пушки (в то время одни из самых тяжелых, ставящихся на серийные броненосцы) имели угол возвышения в 15 градусов, и стреляли 512-кг боеприпасом с начальной скоростью 610 м/с на предельную расстояние в 11000 метров. На расстоянии в 5500 метров таковой боеприпас имел возможность пробить 300-миллиметровую броневую плиту, изготовленную по способу Гарвея. На предельной дальности, бронепробиваемость составляла порядка 231 миллиметра гарвеевской брони.

Из-за недостатка опыта изготовления громадных орудий у американских конструкторов, эти артиллерийские установки страдали массой недочётов. Так, броневые башни не были сбалансированы. Это приводило к тому, что при развороте на борт корабль, из-за смещения центра тяжести, получал крен приблизительно на 5 градусов в сторону стрельбы, что очевидно уменьшало дальность действия орудий приблизительно до 10000 метров.

Броненосец “Айова” и устаревший “Техас” были вооружены пара менее замечательными, но более продуманными 305-миллиметровыми орудиями с длиной ствола в 35 калибров. “Техас” нес два таких орудия в диагонально расположенных барбетах, а “Айова” – две броневые башни с двумя стволами в каждой. Эти орудия имели большой угол возвышения в 15 градусов, и имели возможность запустить 394,6-кг боеприпас на расстояние в 11000 метров с начальной скоростью в 640 м/с.

Бронепробиваемость 305-мм орудий составляла 371 миллиметр гарвеевской брони на дистанции в 6000 метров и 239 миллиметров на дистанции в 11 километров. Орудийные башни были сбалансированы, что решало неприятности с креном и разрешало стрелять на большую дальность. В целом, эти орудия считались кроме того пара более успешными чем тяжелые пушки “Индиан”.

Отличительной изюминкой американского флота кроме этого было наличие “промежуточного” калибра из 203-миллиметровых орудий на всех трех “Индианах” и “Айове”. Американские артиллеристы светло осознавали недочёты собственных тяжелых пушек: низкая культура производства не разрешала сходу решить проблему. Исходя из этого американцы дополнили тяжелую артиллерию собственных судов весьма замечательным запасным оружием из 8-дюймовых орудий.

203-миллиметровая 35-калиберная пушка стреляла 118-кг боеприпасом с начальной скоростью в 640 м/с. Ее действенная бронепробиваемость составляла до 130 мм гарвеевской брони на дистанции в 6000 метров. На броненосцах, орудия промежуточного калибра устанавливались в всецело защищенных вращающихся башнях, по четыре двухорудийные башни на каждом. Большой угол возвышения орудий в башнях составлял всего 13 градусов.

Однако, эти орудия считались самыми действенными и надежными из американских тяжелых орудий во второй половине 90-ых годов XIX века.

Некую проблему воображает определение скорострельности 203-миллиметровых орудий. Американские процедуры перезарядки во второй половине 90-ых годов XIX века были архаичны, и включали множество ненужных стадий. Цифры скорострельности для этих орудий в испано-американскую предполагались порядка 1 выстрела в 60 секунд либо кроме того одного выстрела в 120 секунд (!). Одновременно с этим, уже в 1905 году, эти орудия демонстрировали скорострельность порядка 2,8 выстрелов в 60 секунд.

Выяснить, в то время, когда как раз были совершены улучшения работы рассчета нереально, исходя из этого я беру условно для этих орудий скорострельность в 1 выстрел в полторы 60 секунд.

Так, мы можем постулировать, что германская эскадра из четырех “Бранденбургов” в состоянии выпустить за десять мин. 60 снарядов тяжелых орудий калибром 280 миллиметров.

Американская эскадра за тот же период в состоянии выпустить 60 330-миллиметровых снарядов, 30 305-миллиметровых снарядов и 120 203-миллиметровых снарядов (полагая лишь бортовые залпы). Так, по неспециализированному числу выпущенных тяжелых снарядов за десять мин. американцы превосходят немцев в 3,4 раза.

Перейдем сейчас к точности стрельбы, и попытаемся оценить ее хотя бы примерно. Мы совершенно верно знаем, что американский пламя в сражении при Сантьяго-де-Куба был открыто нехорош: на семь тысячь с лишним выстрелов было нужно всего 163 попадания, наряду с этим лишь два – орудиями главного калибра. Восьмидюймовые пушки промежуточного калибра, действительно, продемонстрировали себя существенно лучше, практически, обеспечив американцам победу.

Иначе, американские канониры взяли актуальный боевой опыт и должны были хоть чему-то да обучиться – помимо этого, на стрельбе имела возможность сказаться неспециализированная неорганизованность американского флота в начале сражения, ослабленного отбытием части старшего и кораблей флагмана.

Эффективность стрельбы германских канониров на “Бранденбургах” оценить существенно сложнее. Ни один из этих судов ни разу не принимал участие в сражении под германским флагом (результативность стрельбы турецких канониров на приобретённых броненосцах, понятное дело, к германским не относится) а стрельбы на учениях все-таки не дают правильного представления о возможностях.

Возможно, артиллерийская подготовка германских канониров была выше американской: иначе, германские орудия в барбетных установках имели устаревшую конструкцию, потребовавшую постановки орудий в диаметральную плоскость для перезарядки. Это означало, что по окончании каждого выстрела орудия должны были всегда заново отыскивать цель, что, без сомнений, не прибавляло точности стрельбе. Американские канониры в всецело закрытых вращающихся башнях, где орудия и механизмы заряжания поворачивались совместно, были избавлены от этих недочётов.

Исходя из этого я полагаю, что резонным будет предположить равную точность стрельбы для германских и американских громадных орудий. Точность стрельбы германских легких орудий (с ручным заряжанием) возможно, превосходит американскую для подобных.

Бронирование

Германские броненосцы серии “Бранденбург” были выстроены с заимствованием французской схемы бронирования. Они имели долгий но узкий броневой пояс, протянувшийся на протяжении всей ватерлинии. Выше такой, надводный борт защиты не имел.

Схема бронирования Бранденбурга

Броневой пояс “Бранденбургов” имел высоту 2,5 м и большую толщину в центре до 400 миллиметров, к оконечностям сужаясь до 300 миллиметров. Нижняя кромка пояса имела толщину 200 мм в центре корпуса и 180 мм в оконечностях.

На “Курфюрст Фридрих Вильгельм” и “Верт”, пояс был изготовлен из гарвеированой сталеникелевой брони, но на “Бранденбург” и “Вейсенбург” новой брони не хватило, и их пояса были защищены сталежелезной броней, имевшей примерно на 25% меньшую сопротивляемость. Горизонтальное бронирование было представлено сталежелезной броневой палубой, толщиной около 60 миллиметров.

Выше пояса, броневую защиту имели лишь артиллерийские установки. Броневые барбеты главного калибра опирались на броневую палубу, и имели большую толщину в 300 миллиметров гарвеированой брони (кормовая установка по обстоятельствам экономии защищалась сталежелезной броней). Сверху барбеты прикрывались бронироваными куполами толщиной от 120 до 50 миллиметров (крыша).

Защита артиллерии запасного калибра была не сильный: лишь казематы 105-миллиметровых орудий имели броневое прикрытие толщиной в 75 мм.

Американские броненосцы имели “цитадельную” схему бронирования. Их броневой пояс тянулся всего на 2/3 длины корпуса, оставляя окончености незащищенными – но был очень прочным и высоким. Пояс “Индиан” был изготовлен из гарвеированной стали. Его большая толщина составляла впечатляющую цифру в 457 миллиметров, при высоте главной части в 2,2 метра, из которых 0,9 были над ватерлинией.

Ниже 0,3 метров под ватерлинией, толщина броневого пояса быстро уменьшалась, доходя до 220 миллиметров у нижней кромки, расположенной в 1,3 метрах под водой. Финиши цитадели защищались 360-миллиметровыми броневыми траверзами, соединявшимися с барбетами башен главного калибра.

Схема бронирования Индианы

Между главным и верхней палубой поясом размещался верхний броневой пояс, закрывающий надводный борт. Его толщина составляла порядка 120 миллиметров. Горизонтальная защита судов складывалась из сталеникелевой броневой палубы, толщиной от 70 миллиметров (в цитадели) и до 75 миллиметров (в оконечностях).

Меньшая толщина броневой палубы в цитадели разъяснялась наличием верхнего пояса: боеприпас, попавший в цитадель, имел возможность ударить в броневую палубу лишь против верхний пояс и ослабив собственный пробивной эффект.

Вне защищенной поясом цитадели, корабль вертикального бронирования не имел. Его оконечности были поделены на множество маленьких влагонепроницаемых отсеков, заполненных спрессованой целлюлозой, что должно было локализовать повреждения от попаданий снарядов. Было вычислено, что разрушение оконечностей над броневой палубой не скажется на плавучести корабля, в случае если цитадель останется целой.

Артиллерия главного калибра размещалась во вращающихся башнях, защищенных 380-миллиметровой гарвеевской броней. Толщина барбетов, на каковые опирались башни, была еще больше, и составляла порядка 430 миллиметров. Башни промежуточного 8-дюймового калибра защищались не сильный, при большой толщине применяемой на них сталежелезной брони порядка 150 мм на самих башнях и до 200 мм на их барбетах.

Шестидюймовые скорострельные орудия находились в казематах, защищенных 120-миллиметровой сталеникелевой броней.

Особенное внимание было уделено защите боевой рубки, которая была выкована единым броневым конструктом толщиной стенок в 250 миллиметров сталеникелевой брони.

Схема бронирования Айовы

Броненосец “Айова” отличался от предшественников тем, что вся его броня была изготовлена по способу Гарвея. Его основной пояс имел меньшую толщину (до 356 миллиметров), но закрывал солидную часть борта. Бронирование башен запасного калибра было уменьшено до 102 миллиметров, поскольку башни пребывали существенно выше чем на “Индианах” и требовалось компенсировать возросший верхний вес.

Эффективность огня

Эффективность огня артиллерии зависит от артиллерии и противостоящего ей бронирования вражеского борта.

Американские тяжелые орудия (330-мм и 305-мм) смогут поразить пояс “Бранденбургов” в оконечностях начиная с дистанции в 6000 метров. Для судов с сталежелезной броней, эта расстояние, соответственно, возрастает. Центральный гарвеевский пояс “Бранденбургов”, возможно, будет неуязвим для американских тяжелых орудий до дистанции в 5000 м (но для судов с сталежелезной броней возможно пробит с 6000 м, поскольку сопротивляемость сталежелезной броней).

С дистанции же в 6000 метров тяжелые американские орудия также будут пробивать барбеты германских установок главного калибра.

Восьмидюймовые американские орудия не смогут действенно поражать пояс “Бранденбургов”, но в полной мере в состоянии с дистанции в 6000 метров пробивать купола орудийных установок – особенно при попадании в казематы артиллерии – и боковую часть. Помимо этого, эти орудия смогут очень действенно наносить повреждения небронированному борту.
Американские скорострельные орудия малы, и стрельба из них замедлена из-за архаичной процедуры и устаревших боеприпасов заряжания. Это пара компенсируется тем, что германские броненосцы имеют весьма громадную площадь незащищенного борта.

Германские 280-миллиметровые орудия имеют громадную дальнобойность, но свойство их относительно легких 240-килограммовых снарядов пробивать броню по крайней мере ограничена. Правильных данных по их большой бронепробиваемости у меня нет, но сравнение с баллистикой подобных по весу и начальной скорости снарядов, разрешает высказать предположение, что на дистанции около 6000 метров их бронепробиваемость составляла не более 274 миллиметров гарвеированой брони. Этого было бы достаточно, дабы пробить верхний пояс “Индианы”, но совсем не достаточно дабы пенетрировать расположенную за ним броневую палубу и тем более – пробить основной пояс.

Главные орудия “Индиан”, возможно, останутся неуязвимыми для германских орудий на расстояниях до 5000 метров, а их барбетные установки – фактически впредь до выстрелов в упор. Башни запасных орудий и казематы смогут быть, но, поражены на дистанции до 11000 метров.

Германская скорострельная артиллерия, не смотря на то, что и владеет громадным радиусом действия – до 11000 метров – не имеет возможности, ввиду малой бронепробиваемости, угрожать пробитием каких-либо броневых элементов американских броненосцев на любых разумных расстояниях боя. Учитывая маленькую высоту надводного борта американских судов и их слаборазвитые надстройки, пламя скорострельных попадания и орудий фугасных снарядов, возможно, не нанесут им значительных повреждений.

направляться очень подметить, что “отношение к повреждениям” у германского и американского флотов значительно различается. Тогда как американцы действуют у собственного побережья, и располагают фактически неограниченными ремонтными возможностями, немцы смогут надеяться лишь на личные ремонтные возможности плавучих мастерских и кораблей. При получения повреждений, не разрешающих безопасно пересечь Атлантику, германский броненосец может с равным успехом принимать во внимание стёртым с лица земли: немцы не смогут рисковать, не имея доков в регионе.

Тактика

Германский флот, практически, не имеет выбора – технические изюминки его судов предопределяют построение кильваттерной колонны, поскольку “Бранденбурги” имеют преимущество лишь в таком построении. Фронтальные построения для немцев очень невыгодны, поскольку в них “Бранденбурги” теряют более 2/3 собственной огневой мощи. Исходя из этого возможно высказать предположение, что немцы примут кильваттерную колонну за единственно вероятное построение и не будут перестраиваться никогда.

Для американского флота построение не так конкретно. Не смотря на то, что американские суда более приспособлены для боя в кильваттерной колонне, однако, за счет наличия башенных 203-миллиметровых орудий их пламя в оконечностях ослабевает не так уж очень сильно. Однако, если судить по опыту испано-американской войны, американский флот придерживался несложных и надежных тактических схем, не особенно доверяя (в отличие от французского) активным перестроениям и сложным построениям в сражении.

Исходя из этого, с громаднейшей степенью возможности, американские суда выстроятся в кильваттерную колонну и не будут поменять это построение. Исключением возможно случай, в случае если американцам удастся относительно быстро обратить немцев в бегство, и для активного преследования уходящего соперника американский флот выстроится в линию фронта.

Вывод

Краткий обзор разрешил мне сделать вывод, что шансы немцев на победу в морском бою с американским флотом незначительны. Главным препятствием есть неудачная конструкция германских броненосцев и отсутствующая германская логистика. Американские броненосцы кроме этого страдают от массы недочётов, но ведение военных действий вблизи американского побережья и надежное логистическое обеспечение американского флота компенсируют большая часть из них.

История Флота

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: