Федутенко надежда никифоровна

      Комментарии к записи Федутенко надежда никифоровна отключены

Федутенко надежда никифоровна

Появилась 30 сентября 1915 года в селе Ракитное, сейчас посёлок муниципального типа Белгородской области, в крестьянской семье. Окончила 7 классов неполной школы , школу фабрично-заводского обучения, в 1935 году — школу Гражданского Воздушного Флота в городе Тамбове. Трудилась в ГВФ СССР.

С 1941 года в рядах Красной Армии.

С июня 1941 года на фронтах ВОВ. В составе Киевской особенной группы Гражданского Воздушного Флота на Юго-Западном фронте летала пилотом на самолёте типа Р-5. В первой половине 40-ых годов XX века окончила направления лётной подготовки при Энгельсской военной авиационной школе пилотов, где освоила бомбардировщик Пе-2. вести войну на Юго-Западном, 1-м Прибалтийском фронтах.

В 1943-1944 годах эскадрилья под её руководством наносила бомбовые удары по неприятелю недалеко от Витебска, Богушевска, Орши, Борисова.

К декабрю 1944 года начальник авиационной эскадрильи 125-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (4-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский бомбардировочный летный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии майор Н. Н. Федутенко совершила 56 боевых вылетов на бомбардировку скоплений техники противника и живой силы, нанеся ему большой урон. Скинула 50,4 тонны бомб.

15 декабря 1944 года в качестве ведущей эскадрильи в составе 9 Пе-2 нанесла бомбардировочный удар по порту Либава. Лично сама и в составе групп взорвала 3 склада с снарядами, 3 ЖД эшелона, стёрла с лица земли 5 пулемётных точек, до 30 автомобилей и 12 танков.

К концу войны Гвардии майор Н. Н. Федутенко совершила 220 успешных боевых вылетов. 18 августа 1945 года за воинскую доблесть и мужество, показанные в битвах с неприятелями, удостоена звания Героя СССР.

С 1946 года Гвардии майор Н. Н. Федутенко — в запасе. До 1954 года пребывала на партийной работе в городах Иркутске и Хабаровске. Жила в Киеве.

Скончалась 30 января 1978 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (два раза), Отечественной войны 1-й степени; медалями. Её имя носила бригада на трубном заводе города Волжский Волгоградской области. В Киеве на доме, в котором жила Н. Н. Федутенко, установлена мемориальная доска.

***

Надя Федутенко жила в селе Ракитном Курской области. Родители её трудились на сахарном заводе, где в будущем формовщицей трудилась и она. У них была громадная и дружная семья. Школьницей Надя обожала бегать на коньках и лыжах, легко занимала первые места в школьных состязаниях. Обожала Надя и верховую езду.

Обожала за скорость, как состязание храбрых. И тут ей часто получалось приходить первой, оставляя сзади собственных сверстников.

Надя получала образование ФЗУ, а по вечерам пропадала в кружке юных авиамоделистов. Тут она в первый раз познакомилась с конструкцией самолёта, определила, из-за чего летает самолёт, как он устроен, как руководит им человек. Конструируя собственными руками лёгкие модели, Надя думала о настоящем самолёте, на котором полетит сама. А когда исполнилось 18 лет, она поступила в Тамбовское училище пилотов Гражданского Воздушного Флота.

Осваивая полёты на учебных, а после этого на транспортных самолётах, она увлеклась новым видом спорта — парашютными прыжками. Став пилотом Гражданского Воздушного Флота, по окончании окончания училища она в один момент взяла и звание инструктора парашютного спорта.

До войны Надежда Никифоровна более 6 лет летала над просторами нашей страны, возила пассажиров, доставляла грузы новостройкам. Летать ей приходилось большое количество — и днём, и ночью. В её лётной книжке была записана уже не одна тысяча часов налёта, несколько тип самолёта был освоен ею, в то время, когда началась война.

С самого начала ВОВ Надежда Никифоровна — на фронте. В составе Киевской особенной группы Гражданского Воздушного Флота на Юго-Западном фронте она летала пилотом на самолёте типа Р-5. Ей приходилось делать важные задания по доставке снарядов, снаряжения, медикаментов и продовольствия армиям, пребывавшим в окружении и в глубоком тылу соперника, и вывозить из окружения тяжелораненых и доставлять разведывательные информацию о сопернике для руководства наземных армий.

Её полёты на транспортном самолёте, в большинстве случаев, на бреющем полёте, без прикрытия огневыми истребителями и средствами, потребовали громадного мастерства, самообладания и исключительной выдержки. в один раз она везла в Киев 3-х представителей Генштаба. В районе Брянска самолёт шёл над лесом, чуть не касаясь вершин деревьев.

Но вот лес кончился… И внезапно сверху, из туч, выскочил истребитель соперника и ринулся в наступление на одинокий транспортный самолёт.

Увидев неприятеля, Федутенко быстро поменяла курс. Истребитель пролетел, разрывы снарядов подняли облака пыли с почвы сзади её самолёта. Но вот неприятель опять начал заход для атаки. Надя начала снижаться всё больше и больше и, как быть может, маневрировала, всё время меняя направление полёта.

Перед ней — овраг. Она скрылась в нём. Лощина! Она применяла и её.

Далеко опять был видимым лес: «Лишь бы добраться до него», — пронеслась идея в голове. При подходе к лесу — новая атака соперника. Самолёт содрогнулся от удара, но летел … «Мотор цел!

Рули трудятся! Значит, пока всё в порядке», — думала Надя, а взор смотрел за соперником. Сейчас истребитель с разворота зашёл в лобовую атаку.

злоба и ярость закипела в ней: «Таранить, таранить бы его! Но нельзя рисковать: везу людей. Нужно уходить!»

Вот и лес. Федутенко направила самолёт на протяжении просеки. Истребитель проскочил мимо.

Она поменяла направление самолёта раз, ещё раз, сейчас на протяжении дороги, прикрываясь лесом, позже оврагом… И, напряжённо смотря за воздухом, с облегчением заметила, что неприятель уходит в сторону: «Утратил, утратил меня, наконец!» — обрадованно думает Федутенко.

На горизонте показался город. Сейчас неподалеку и аэропорт. Осталось пара мин. полёта. По окончании посадки офицеры, вылезая из самолёта, пробовали шутить:

— Мы, думается, возвратились с того света…

И прочно жали Надежде Никифоровне руку:

— Благодарю за второе рождение!

Был и таковой полёт. Нужно было доставить бутылки с горючей жидкостью к фронту. Аэропорт посадки дали юго-западнее Киева, у станции Ротмистровка. Тихо долетела Надя до аэропорта. Высота её полёта на маршруте не превышала 15 — 20 метров. Но она с уверенностью вела машину, поскольку замечательно знала местность. Самолёт приземлился и, теряя скорость, остановился на посадочной полосе. Но что это?

Её никто не встретил? Она вылезла и посмотрела назад кругом. К самолёту бежала несколько вооружённых людей… «Нацисты!» — молнией пронеслось у неё в голове.

Она ринулась к самолёту, дала полный газ, взлетела… Ничего, что по ветру, разворачиваться некогда. Самолёт взмыл над головами ошеломлённого неприятеля. Вслед ему засвистели пули… «Да! Это была посадка к линии в зубы!» — лишь сейчас поразмыслила Надя.

По окончании возвращения Федутенко на собственный аэропорт техники насчитали на её самолёте 47 пробоин.

Так летала Н. Н. Федутенко до назначения её в полк М. М. Расковой. До 200 вылетов совершила она к этому времени, время от времени бывая в воздухе по 7 — 8 часов в сутки. Более 150 командиров и тяжелораненых бойцов вывезла из окружения и с передовой.

Надежда Никифоровиа Федутенко владела высоким лётным мастерством и громадными организаторскими свойствами, исходя из этого была назначена начальником 1-й эскадрильи. Она одной из первых превосходно овладела бомбометанием и техникой пилотирования с пикирования на самолёте Пе-2. В её эскадрилье преобладали умелые лётчицы, прибывшие с независимой работы в Гражданском Воздушном Флоте.

Но не так легко было из собственных вчерашних подруг с привычками и различными характерами сколотить воинское подразделение — авиационную эскадрилью. Но Надежда Никифоровна справилась с данной задачей. Она обучилась руководить не только боевым самолётом, но и людьми в военных условиях.

Скоро завоевала Федутенко уважение и любовь собственных подчинённых. Она сходу всем понравилась — крепкая, стройная, с вьющимися каштановыми волосами. Особенно хороши у неё глаза — как две спелые вишни, ясные, тёплые. Но довольно часто в них вспыхивала смешливая искорка. Надю уважали и обожали все в эскадрилье.

На таких лётчиц, как Надя Федутенко, Леля Шолохова, Женя Тимофеева, юные штурманы и пилоты, наблюдали с огромным уважением. У них за плечами была громадная лётная практика, знание людей и жизни, а многие из 18-летних девчонок ничего, по существу, ещё не видели в жизни.

Продолжительно и настойчиво подготавливались к вылету на фронт. Уже вести войну их подруги на лёгких бомбардировщиках У-2, били неприятеля в воздухе девушки на «Яках», а они пока только с завистью слушали рассказы об этом. Наконец тренировки и учёба остались в прошлом. И вот они на аэропорте Ново-Георгиевка. В дивизии встретили их недоверчиво. Лётчики-мужчины кроме того не допускали мысли, что какие-то девчонки будут наравне с ними летать на все боевые задания.

Но по окончании первых же полётов убедились, что девушки летают не хуже, а обычно и лучше их. Давала знать громадная практика многих лётчиц в Гражданском Воздушном Флоте.

Особенно запомнился первый боевой вылет. Это было 28 января 1943 года. Полетели экипажи Федутенко и Тимофеевой, каковые были включены в девятку соседнего полка.

Так им давали возможность ознакомиться с боевой обстановкой в строю лётчиков, уже имевших большой боевой опыт.

Как они переживали перед вылетом! Сделаны все предварительные расчёты. Раздаётся команда: «По самолётам!» В атмосферу взвилась ракета — сигнал на вылет. Самолёты выруливают на старт. Федутенко превосходно взлетает, после этого и Тимофеева пристраивается к ведущему. Вот вся несколько в сборе. Берут заданный курс.

Надя так тихо и с уверенностью чувствует себя в воздухе. Самолёты идут плотным строем. Её самолёт — в строю девятки выглядит внушительно и грозно.

Так очень сильно чувство локтя, что кроме того холодок по пояснице пробегает.

Заход на цель делается со стороны Ахтубы. Под крыльями громадный город, разбитый, уничтоженный, но не сдавшийся. Особенное чувство охватывает лётчиков в тот момент, в то время, когда их бомбы летят на головы ненавистного неприятеля. Цель стёрта с лица земли, победа на какой-то миг ближе.

Редкие разрывы зенитных снарядов сопровождают отечественную группу, но она без утрат возвращается на аэропорт.

В данный же сутки полку была поставлена боевая задача — тремя экипажами, действуя в составе группы соседнего полка, ударить по окружённой группировке в северной части города. Это звено повела в бой Н. Н. Федутенко. В него были включены экипажи лётчиков Зины Третьяковой со навигатором Надей Саши и Васильевой Кривоноговой со навигатором Леной Пономарёвой.

За собственный первый вылет звено скинуло на головы фашистских армий 1200 килограммов бомб.

Надежда Федутенко летала и на Кубани бомбить фашистские упрочнения, пехоту и артиллерию в районах станиц Крымской и Киевской. Неоднократно ей приходилось пробиваться через ураганный зенитный пламя, отражать яростные атаки истребителей. 26 мая 1943 года она взяла задачу разгромить артиллерийские и миномётные позиции соперника недалеко от станицы Киевской.

Отечественная несколько была встречена сильным огнём зенитной артиллерии соперника. Не обращая внимания на замечательный заслон заградительного огня, самолёты настойчиво шли к цели. Внезапно «Петляков» быстро тряхнуло. Он опустил шнобель и начал переходить в пикирование. Но Надя скоро вернула его на прошлой высоте.

Навигатор посмотрела на неё и заметила, что из-под шлема по её лицу струйкой течёт кровь… «Ранена в голову!» — мелькнула тревожная идея.

До цели оставались считанные секунды полёта. Видя беспокойство навигатора, Надя сообщила: «Ничего, потерплю! Целься правильнее!» Вот скинуты бомбы, на земле появились пожары, замолчала вражеская батарея.

Превозмогая боль, Федутенко строго выдержала боевой курс. В этом полёте она была помощником ведущего группы и, не обращая внимания на ранение, держалась в строю, готовая каждую 60 секунд заменить ведущего. Хладнокровно и с уверенностью посадила она самолёт, рассказала о исполнении задания, и лишь затем её увезли в больницу.

За правильный и действенный удар, что обеспечил наступление отечественной пехоты, несколько ещё в воздухе услышала признательность командующего наземной армией. В те дни Надежда Никифоровна Федутенко взяла собственную первую приз — орден Отечественной войны 1-й степени. Комкорп генерал Ушаков отправил ей в больницу поздравительную весточку.

Скоро Надежда Никифоровна опять возвратилась в строй.

2 сентября 1943 года Н. Н. Федутенко делала боевое задание в составе многочисленной группы самолётов, снабжающей прорыв укреплённой полосы соперника недалеко от города Ельни. Над целью несколько была обстреляна сильным огнём зенитной артиллерии и атакована истребителями соперника. Зенитным огнём был сбит ведущий колонны.

Став на его место, Н. Н. Федутенко вывела всю группу — 54 самолёта — совершенно верно на цель.

Федутенко первой в полку превысила расчётные возможности самолёта, увеличив его бомбовую нагрузку до 1200 килограммов. Летом 1944 года начались битвы недалеко от Орши, Борисова и Витебска. Это были напряжённые дни, в то время, когда Федутенко вылетала на задания по 2 — 3 раза.

За правильные бомбовые удары группы она взяла несколько признательность руководства.

В те дни она летала со навигатором Тоней Зубковой.

— Я совершила с ней несколько дюжина боевых вылетов, — вспоминает Надежда Никифоровна, — совместно мы были удостоены звания Героя СССР.

Сохранился обрывок карты, на обратной стороне которой Тоня Зубкова написала стихи о полёте в район Двинска, где Федутенко была второй раз ранена. Вот эти стихи:

Блеснуло озеро. В том месте станция, лесок,
А дальше тянется грунтовая дорога.
— С почвы приказано, — передает стрелок, —
Бомбите цель, Что северней мало!

Пускай карту унесло струёй в пробитый люк,
Сапог солдатский полон липкой крови.
Лететь осталось двадцать пять мин. —
Мы доведём машину силой воли.

какое количество силы воли, мужества, бесстрашия показали в битвах с неприятелем штурманы и лётчики 1-й эскадрильи Оля Шолохова, Ира Осадзе, Валя Волкова, Саша Кривоногова, Саша Ерёменко, Галя Ломанова, Зина Степанова, Лена Малютина, Маша Тарасенко, Лена Юшина, Лена Азаркина и многие другие. Навечно в сердцах останется память о Любе Губиной, Ане Язовской и Елене Пономарёвой, давших собственные юные судьбы за счастье отечественного народа, за свободу нашей страны.

Под руководством Надежды Никифоровны Федутенко более 500 вылетов совершили лётчики 1-й эскадрильи за годы ВОВ. Волга, Кубань, Белоруссия, Прибалтика, Восточная Пруссия — таковы этапы её боевого пути.

Указом Президиума ВС СССР от 18 августа 1945 года за успешное руководство эскадрильей, примерное исполнение боевых заданий руководства и показанные героизм и мужество в битвах с немецкими захватчиками Гвардии майор Надежда Никифоровна Федутенко удостоена звания Герой Советского Союза с вручением медали и ордена Ленина «Золотая Звезда» (№ 7930).

С 1946 года Гвардии майор Н. Н. Федутенко — в запасе. До 1954 года пребывала на партийной работе в городах Иркутске и Хабаровске. Жила в Киеве.

Скончалась 30 января 1978 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.

Г. Ольховская-Кострикина.

( Из материалов сборника «Героини. Выпуск 2». Москва, Политиздат, 1969 год. )

В Кургане презентовали книгу о 73-ей эскадрилье Гражданского воздушного флота 1941 года

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: