Актуальная сейчас тема «попаданцев в прошлое» тут не при чем, обращение отправится о разных «призрачных» типах самолетов, с которыми вели воздушные битвы советские летчики – иными словами, о неправильно идентифицированном сопернике. Случаи неверного опознавания вражеских самолетов, нередкие в практике воздушной войны, возможно условно поделить на три группы:
- – Самолеты, реально не существовавшие или выстроенные лишь в малых серий и виде прототипов, не участвовавшие в военных действиях и никак не талантливые попасть в прицел летчиков противоборствующих сторон;
- – Самолеты, строившиеся серийно и принимавшие участие в битвах, но не состоявшие на вооружении в конкретных ВВС, или физически отсутствовавшие на участках фронта, где их «встречали» воздушные соперники;
- – Простая путаница типов из-за внешнего сходства (хороший пример – «Мессершмитт» Bf 110 и «Дорнье» Do 17/215) или нехороших условий для недостаточной информированности и опознания летчиков.
самые интересными представляются первые два пункта данной импровизированной «классификации», о них ниже и отправится обращение.
Хе-113
Пожалуй, самый популярный на советско-германском фронте «призрак», что В первую очередь войны отечественные летчики встречали и записывали сбитым в «товарных количествах». В первый раз победа над Хе-113 была засчитана летчикам 401-го ИАП 03.07.1941 на Западном фронте. Потом такие «Хейнкели» систематично фигурируют в документах штабов советских авиационных соединений и частей до второй половины 1942 года, а единичные случаи видятся и большое количество позднее. Последний «113-й», По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем,, был сбит летчиком 92-го ИАП младшим лейтенантом Гревцовым, летавшим на Ла-5, аж 20.10.1944 г.
Эти Хе-113 из справочника-определителя «Самолеты Германии», военное издательство НКО, 1941 г.
Для массового заблуждения «сталинских соколов» в этом случае имелись веские основания. Весной 1940 года в Германии была организована кампания по дезинформации разведок соперника, для чего употреблялись 9 экземпляров установочной серии неудачного истребителя He 100D-1. Для подтверждения того, что самолет якобы принят на вооружение люфтваффе, его фото обширно публиковались с различными эмблемами, что должно было продемонстрировать его широкое распространение.
Для большего запутывания самолет в этих источниках именовался He-113.
Агитационное фото Хе-100, призванное изобразить Хе-113 в строевой части
Мистификация имела успех: в СССР во всех таблицах силуэтов и предвоенных справочниках находились силуэты и технико-тактические характеристики He-113 – к примеру, в издании «Самолеты Германии», выпущенном армейским издательством НКО в первой половине 40-ых годов двадцатого века. В конечном итоге все самолеты He-100 были сведены в эскадрилью ПВО завода Хейнкеля в Мариене и на фронтах не употреблялись.
За Хе-113 советские летчики принимали истребитель «Мессершмитт» Bf 109F, снаружи существенно отличавшийся от прекрасно известного у нас перед войной варианта Bf 109Е. Спустя около года по окончании начала военных действий наконец более-менее разобрались, что это за «зверь» противостоит советским пилотам, и мифические «Хе-113» провалились сквозь землю со страниц штабных документов.
Ме-115
Как говорят в Одессе, «вы станете смеяться, но это таки то же самое!» Подобно «Хейнкелю»-113, Ме-115 у нас в начале войны именовали 109-е «фридрихи», лишь предлогом для происхождения этого «фантома» послужила не целенаправленная «деза» со стороны соперника, а «успехи» собственной разведки: в «Спецсообщении Разведывательного Управления Генштаба Красной армии о направлении развития армии Германии и трансформациях в их состоянии» от 11.03.1941 содержится следующая запись:
«Самолеты, находящиеся в умелом постройке Одноместный истребитель «Мессершмитт» Ме-115, с мотором «Даймлер-Бенц» ДВ-603 мощностью 1500–1700 л.с.»
По всей видимости, данные взяли авиационные штабы, и при появлении незнакомого самолета армейские сочли, что перед ними внедренная в серию умелая разработка. С первых месяцев войны Ме-115 достаточно прочно (не смотря на то, что и не в таких количествах, как Хе-113) обосновался на страницах документов. Первым таким «фантомом», засчитанным отечественным истребителям, по имеющимся сведениям, стал самолет, сбитый 29.08.1941 под Ленинградом лейтенантом П.Т. Тарасовым из 15-го ИАП.
Провалился сквозь землю придуманный «мессер» из документов раньше, чем Хе-113: последний сбитый самолет зафиксирован 09.06.1942, по окончании чего Ме-115 в своевременной отчётах и хронике штабов не видится.
ФВ-187
Данный тип фигурирует в качестве соперника отечественных летчиков существенно реже, чем обрисованные выше Хе-113 и Ме-115, но видится систематично в течении всей войны на участках фронта, где их союзниками и немцами использовались двухмоторные самолеты.
Эти ФВ-187 из справочника-определителя «Самолеты Германии», военное издательство НКО, 1941 г.
Тяжелый истребитель «Фокке-Вульф» FW 187 Falke, само собой разумеется, в природе существовал. Подробное освещение «биографии» данной неординарной автомобили возможно отыскать в справочниках либо на любом авиационно-историческом веб-ресурсе. Всего было выстроено шесть прототипов и три экземпляра установочной серии, и ни на каких фронтах FW 187, конечно, не сражались.
События развивались в целом подобно ситуации с He-100: все самолеты были сведены в эскадрилью ПВО завода «Фокке-Вульф» в Бремене, а дабы ввести в заблуждение разведки соперников, летом 1940 года министерство информации начало «рекламировать» машину в прессе в качестве нового тяжелого истребителя. В следствии в СССР незадолго до войны авиачасти взяли таблицы и справочники, где FW 187 фигурировал как один из главных самолетов люфтваффе.
Агитационное фото ФВ-187 из состава эскадрильи ПВО завода «Фокке-Вульф» в Бремене
Первую победу над ФВ-187 одержал 29.06.1941 летчик 23-го ИАП капитан Дроздов в районе Глиняны (Львовская область), а последние три «фокке-вульфа» сбиты летчиками 179-го Гв.ИАП недалеко от румынского города Яссы 21.08.1944. Сбитые ФВ-187 украшают перечни воздушных побед многих советских асов – С.К. Коблова, И.С. Козича, Н.В.
Исаева. Тяжело конкретно сообщить, какие конкретно самолеты соперника отечественные летчики принимали за мифический ФВ-187 – при определенных условиях это могла быть каждая двухмоторная машина, включая намного более большой Ju 88 либо, казалось бы, прекрасно привычный советским пилотам Bf 110, не обращая внимания на его характерное двухкилевое оперение. Но имеется одно предположение, которое может оказаться родным к истине.
самые многочисленные заявки отечественных истребителей на уничтожение ФВ-187 приходятся на два временных периода – вторую летние 1942 месяцы и половину года года 1944-го. Как раз в эти временные промежутки и на участках фронта, где их «сбивали», соперник самый деятельно использовал на следующий день штурмовики «Хеншель» Хш-129, по внешнему виду и размерам достаточно схожие с FW 187. Потому, что информированность в советских авиачастях о новых типах самолетов неприятеля была, скажем открыто, не весьма «на высоте» в течении всей войны, возможно, незнакомый «Хеншель» летчики в воздушных битвах принимали за нереальный, но прекрасно «запротоколированный» в таблицах и справочниках «Фокке-Вульф».
ФВ-198
Пожалуй, с этим типом обстановка самый ясна: двухфюзеляжная схема не оставляет вариантов для догадок, с чем его имели возможность путать. Но сперва о прототипе (в случае если так возможно выразиться) этого «призрака». В первой половине 40-ых годов двадцатого века английская пресса начала усердно муссировать слух о новом германском истребителе «Фокке-Вульф» FW 198 двухбалочной компоновки с одним двигателем и толкающим винтом, расположенным в задней части маленького фюзеляжа в «рамы».
В печати показались иллюстрации а также чертежи новой автомобили.
Эти ФВ-198 из справочника-определителя «Самолеты Германии», военное издательство НКО, 1941 г.
В действительности FW 198 не существовало. схемы и Иллюстрации с различной степенью достоверности воображали голландский прототип самолета De Schelde S.21, захваченный немцами при оккупации Нидерландов в мае 1940 г. Аппарат был доставлен в Германию и, Наверное, употреблялся лишь для наземных тестов. Возможно, германское министерство информации и в этом случае организовало очередную «дезу».
По окончании появления информации у британцев в печати все шло «по накатанной», и самолет, ни при каких обстоятельствах кроме того не летавший, украсил служебную литературу, предназначенную для отечественных воздушных бойцов.
Легко понять, что за мифический ФВ-198 советские летчики принимали известную «раму» FW 189 – кроме этого двухбалочную машину, не смотря на то, что и двухмоторную. Может показаться необычным, что при наличии в справочниках силуэтов «настоящего» FW 189 летчики так ошибались, но в условиях напряжения воздушной схватки, в то время, когда счет времени идет на мгновения, а пилот в кабине обязан всегда вертеть головой «на 360 градусов», возможно, может привидеться что-то похлеще, чем одномоторный истребитель вместо двухмоторного разведчика Быть может, экипажи «рам», опознанных как ФВ-198, вели себя более враждебно, «по-истребительному», либо были какие-то иные события, содействующие неточностям – об этом мы точно ни при каких обстоятельствах не определим.
ФВ-57
Откуда взялась информация о наличии этого типа в частях люфтваффе, неизвестно. В таблицах и справочниках ТТХ и силуэтов данной автомобили нет. Тяжелый двухмоторный истребитель «Фокке-Вульф» FW 57 в первый раз взлетел весной 1936 года, существовал только в виде трех прототипов, не состоял на вооружении люфтваффе и не принимал участие в битвах.
Но как раз ФВ-57 был, в соответствии с документам, стёрт с лица земли группой летчиков 170-го ИАП 25.06.1941 в районе Лепель. С чем перепутали его отечественные истребители, остается только догадываться – подойдет любой двухмоторник, за исключением, разве что, He-111, имевшего через чур толстый фюзеляж и «внушительные» размеры.
Прототип ФВ-57 в полете
До-19
Данный «монстр» встретился автору в архивных документах всего в один раз, но его необычность стоит того, дабы о нем упомянуть. Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Дорнье» Do 19 был выстроен по программе «Урал-бомбер» в одном экземпляре, совершил первый полет в 1936 г. и серийно не строился. В 1939 г. единственный прототип Do 19V-1 был переделан в транспортный а также маленькое время употреблялся на протяжении польской кампании.
На Восточном фронте его не было и быть не имело возможности, и однако 24.08.1941 парой И-153 из 192-го ИАП был «сбит» в районе Рябово как раз До-19! Что же за махину сопоставимых с Do 19 габаритов имели возможность встретить отечественные летчики?
Эти До-19 из справочника-определителя «Самолеты Германии», военное издательство НКО, 1941 г.
В течение нескольких суток августа 1941 г. под Ленинградом, также мифического «дорнье», советские истребители заявили пара побед над вторым германским четырехмоторником, что записывали как «ФВ-200» либо легко «Курьер». Казалось бы – вот разгадка истории с До-19, но закавыка в том, что никаких «курьеров» в тех районах кроме этого не было и быть не имело возможности.
В воздухе – единственный выпущенный До-19
В эти дни под Ленинградом немцы проводили локальную десантную операцию с применением нескольких планеров «Мессершмитт» Me 321. Их-то, Наверное, отечественные пилоты и опознавали при встречах как четырехмоторные бомбовозы. Косвенным подтверждением данной догадки может служить то, что в тех же эпизодах «сталинские соколы» записывали сбитыми и двухмоторные истребители Ме-110, каковые употреблялись для буксировки таких планеров-гигантов.
Огромный десантный планер Ме 321
До-29
Как ни необычно, не обращая внимания на наличие данной «птицы» в справочниках В первую очередь войны, единственная «победа» над До-29 произошла лишь 25.05.1944, в то время, когда его заявил сбитым летчик 591-го ИАП ПВО младший лейтенант Кухианидзе. Казалось бы, вот где должен быть «простор для фантазий» – если судить по картинам, за До-29 легко возможно было принять и Bf 110, и любой «дорнье» линейки До-17/215/217!
Эти До-29 из справочника-определителя «Самолеты Германии», военное издательство НКО, 1941 г.
Небходимо отметить, что ни перед войной, ни по окончании ее начала не существовало типа Do 29, таковой аппарат – экспериментальный самолет с укороченным посадкой и взлётом – показался через много лет по окончании ее окончания – в 1958 г.
Экспериментальный послевоенный германский самолет укороченного посадки и взлёта Do 29
«Дуглас»
С этим «расплывчато» (без уточнения марки самолета) показываемым в документах типом мы переходим, в соответствии с озвученному в начале статьи «замыслу кампании», от пункта 1 (чистая фантастика и прототипы) к пункту 2 – настоящие самолеты, которых «в том месте и тогда» быть не имело возможности. Эти «дугласы» проскакивают в заявках на победы советских пилотов нечасто, но они имеется, причем появляются в том месте, где соперник массово применял транспортную авиацию, в периоды так называемых «воздушных мостов» – над демянским котлом, под Сталинградом, и т.п.
Транспортных «дугласов» как американской (DC-3, С-47), так и советской (ПС-84, Ли-2) постройки на фронте имелось в достатке, лишь летали они с красными звездами. Возможно, некое количество их досталось немцам на захваченных аэропортах у нас и ранее в Европе, но про их применение на Восточном фронте ни сами немцы, ни какие-то другие источники не информируют. По всей видимости, это были скорее неточности идентификации, чем настоящие DC-3, попадавшие в прицел «красным соколам». С чем же возможно перепутать Ли-2?
С транспортным Ю-52 – вряд ли, через чур много возмутительных отличий: квадратный в сечении фюзеляж вместо круглого, неубирающееся шасси, три мотора вместо двух да и вся «Тетка Ю» какая-то угловатая, неказистая, с красивым «дугласом» таковой «чемодан» перепутать сложно.
Американский военно-транспортный самолет «Дуглас» C-47
Но в периоды повышенного напряжения транспортных частей немцы наровне с Ю-52 довольно часто в качестве грузовых применяли бомбардировщики Ю-88 и Хе-111. Первый для «дугласа» тонковат, а вот «хейнкель» при определенных условиях в полной мере возможно было принять за «дуглас»: достаточно толстый фюзеляж, два мотора, низко расположенное крыло и, не в последнюю очередь, – уверенность атакующего в том, что перед ним как раз транспортник. Первый «дуглас» был записан сбитым летчиком 580-го ИАП старшим политруком Прокофьевым 08.04.1942 в районе Демянска, а перед этим в перечне воздушных побед полка друг за другом идут 16 Ю-52, и никаких более типов. «Хейнкель», в случае если его разглядывать с близкого расстояния и в спокойной обстановке, само собой разумеется, также совсем не похож на DC-3, но в условиях боя, к тому же при ограниченной видимости (перехваты на «воздушных мостах» происходили, в большинстве случаев, в начале утра либо в вечерних сумерках, в противном случае и вовсе ночью) – очень вероятно.
«Северский», ФД-24 и «Капрони»
Так летчики полков ВВС Балтфлота «обзывали» истребитель финских ВВС Brewster B.239 производства США (у самих американцев он именовался F2A Buffalo). По большому счету, осведомленность отечественных авиаторов о матчасти ВВС Финляндии в первой половине войны была из рук вон плохой. То ли определителей финских самолетов не было по большому счету (в такое верится с большим трудом), то ли их было через чур мало и большая часть летчиков остались «неохваченными», то ли информация в них никуда не годилась.
Факт налицо: один из главных типов финского истребителя продолжительно оставался «малоизвестной птицей». Сперва его по большому счету принимали за Ме-109. Целый 1941 год летчики ВВС Балтийского флота и Ленинградского фронта, ведя битвы с «брюстерами» (и с «моранами» и «кертиссами»), записывали их в «мессера». Думается немыслимым, но, однако, это так.
После этого, уже в середине 1942 г., в штабах, по-видимому, сообразили, что все-таки данный толстый и кургузый истребитель не похож на «дистрофичного», как именовали 109-й сами советские летчики. Кого-то осенило (нельзя исключать, но, что существовали некие «разведданные»), что у финнов на вооружении стоит американский истребитель Р-35. Тут предугадали хотя бы страну-производителя автомобили, да и очертания, в принципе, похожи.
Первую победу сходу над парой таких «Северских» 07.07.1942 занесли на собственный боевой счет летчики четверки И-153 из 71-го ИАП ВВС КБФ. Но достаточно скоро, приблизительно через месяц, появилась мысль, что противостоит отечественным пилотам не Р-35, а новая модификация истребителя «Фоккер», похожая на прекрасно привычный еще с «финской войны» D.XXI (что у нас именовали «ФД-21»), но с убирающимся шасси. Так в документах появился ФД-24, первый из которых «сбил» 15.08.1942 младший лейтенант Гурьянов из 4-го Гв.ИАП ВВС КБФ.
Слева – «Северский» P-35, справа – «Брюстер» B.239
Но этим балтийцы не ограничились. Практически в один момент с ФД-24 в документах морских полков стали появляться некие «Капрони». Первый случай, в то время, когда был заявлен таковой самолет, зафиксирован 12.08.1942 – это была групповая победа четверки из 71-го ИАП.
В данной «итальянской» ипостаси B.239 «продержался» продолжительнее всего: последняя победа над двумя «Капрони» записана 18.05.1943 летчикам 13-го ИАП ВВС КБФ капитану сержанту и Парамонову Ефимову. В итоге, в штабах и разведотделах разобрались, что к чему, и в документах показался «Брустер». Все вышеописанное «буйство красок» не известно почему относилось лишь к авиации флота.
У армейцев все было несложнее и обыденнее: сперва шли сплошь Ме-109, а позже вместо них показались «брустеры», причем случилось это существенно раньше, чем на флоте, уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Разумеется, моряков «забыли проинформировать»
«Спитфайр»
Для полноты картины к сказанному выше направляться добавить пара финских «спитфайров», заявленных летчиками-балтийцами в ноябре 1941 г. Конечно, никаких «спитфайров» у финнов не было, а их роль удачно выполнили американские истребители Curtiss Hawk-75. Эта неточность разъясняется легко: по имевшейся развединформации британцы по окончании окончания Зимней войны поставили Финляндии эти истребители (чего в действительности не было). Как выглядит «Спитфайр», отечественные летчики не знали, исходя из этого приняли за них американские автомобили, каковые кроме этого видели в первый раз (дело происходило недалеко от полуострова Ханко, куда несколько Hawk-75 прибыла лишь в последних числах Октября 1941 г.).
Михаил Быков
Источник: http://warspot.ru/2026-fantomy-neba-velikoy-otechestvennoy
Кадры воздушных боёв Великой Отечественной. Ария 1100
Увлекательные записи:
- Истребитель рогожарски ик-3. югославия. часть 1
- Мир погибшего чингиз-хана. часть 61. киевская междоусобица
- Борис марцинкевич: сага о росатоме-10. подземные ядерные взрывы.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Первые воздушные победы первого дня великой отечественной
По окончании 1991 года в нашу страну хлынул поток западных публикаций, посвящённых Второй мировой, и особенно увлекательно описывались успехи германских…
-
Первый воздушный таран великой отечественной
Продолжительное время авторство первого воздушного тарана ВОВ приписывалось различным лётчикам, но на данный момент изученные документы Центрального…
-
Цвета военного неба: «мессер», оставшийся на берегу
Во время второй мировой лавры главного класса судов перешли от линейных кораблей к авианосцам. Главными авианосными державами в то время были Англия, США…
-
Боевые действия авиации северного флота в великой отечественной войне на мурманском направлении
Утром 24 июня 1941 г. соперник порта бомбардировки и начал города Мурманск, основной базы флота Полярное, Териберки и других пунктов. Истребительная…
-
Цвета военного неба: «а» и «б» над таллином и ханко
Первые воздушные битвы ВОВ сложились для советских лётчиков-истребителей очень не легко – им достался умелый и враждебный неприятель на хорошей технике….
-
Почему начало великой отечественной войны — не поражение, а победа
Во многих книгах и фильмах про Великую Отечественную войну имеется большой перекос в пользу негативных элементов: паника, огромные колонны военнопленных,…