По окончании ожесточённого урока, взятого во Вьетнаме, ВВС Соединённых Штатов постарались создать новый штурмовик, талантливый выживать в современных сражениях. Сама программа экспериментального штурмовика (АХ) была начата в июне 1966 года с целью замены успешного, но устаревшего штурмовика Skyraider.
Тактико-технические требования к новому штурмовику были размещены в сентябре того же года. 6 марта 1967-го ВВС разослали тактико-техническое задание (RFP) на самолёт АХ в 21 авиастроительную компанию. 2 мая ещё до получения ответов были заключены договора на исследовательскую часть работ с компаниями «General Dynamics», «Grumman», «Northrop» и «McDonnell».
Они должны были выбрать оружие для самолёта, место его размещения, и методы защиты топливной, гидравлической и иных совокупностей.
Было предложено применение турбовентиляторного двигателя, более экономичного, чем турбореактивный. Благодаря отказу от турбовинтовых двигателей стало возмможно разместить двигатели ближе к осевой линии, что обеспечило лучшую защиту от наземного огня, а при утраты одного двигателя уменьшило неприятности с управлением из-за нарушения симметрии тяги. Окончательный выбор двигателя, но, покинули за производителем.
К 10 августа 1970 года предложения поступили от компаний «Boeing», «Cessna», «Fairchild», «General Dynamics», «Lockheed» и «Northrop». 18 декабря «Northrop» и «Fairchild-Republic» были заявлены победителями, взяв право выстроить два прототипа.
Первый YA-10, пилотируемый главным лётчиком-испытателем компании «Republic» Ховардом Нельсоном, поднялся в воздух с авиабазы Эдвардс 10 мая 1972 года. 30 мая за ним последовал соперник – Northrop YA-9, которым руководил Лью Нельсон, однофамилец Ховарда. Второй YA-10 совершил собственный первый полёт 21 июля.
YA-10 несёт тяжёлый груз из шести ракет AGM-65 Maverick на протяжении одного из первых учебных полётов. Данный прототип изначально летал с 20-мм пушкой М61А1 Vulcan вместо запланированной GAU-8/A Avenger.
Официальная оценка прототипов представителями ВВС проходила с 10 октября по 9 декабря 1972 года. YA-9 налетал 307 часов, а YA-10 – 328. По управляемости пилоты предпочли YA-10, но главным его преимуществом была лёгкость доступа к подкрыльевому оружию.
Вторым причиной стал более стремительный и лёгкий переход от стадии прототипа к серийному самолёту. Fairchild был выстроен в соответствии с производственному стандарту, по крайней мере в плане конструкции. Решающим причиной стало применение существующего двигателя TF34, что уже устанавливался на морском самолёте S-3 Viking. Но «проигравший» YA-9 кроме этого имел собственные преимущества.
Наиболее значительным из них было наличие неповторимой совокупности управления «боковой силой», связывающей руль направления и аэродинамические тормоза, что разрешало пилоту нападать наземную цель, не волнуясь об углах крена либо курсовых углах фюзеляжа. Оба самолёта превосходили заданные требования: Northrop высоко оценивался за управляемость и превосходную манёвренность, а А-10 – за высокие живучесть и эксплуатационные характеристики.
Победитель
18 января 1973 года изделие «Fairchild-Republic» было заявлено победителем, и 1 марта по окончании подписания договора началось строительство десяти (позднее их количество уменьшили до шести) предсерийных YA-10. Компания «General Electric» взяла договор на двигатели TF34 для этих самолётов. Модификации силовой установки были малыми, они ограничивались требованиями ВВС Соеденненых Штатов к взаимозаменяемости правого и левого двигателей.
С 16 апреля до 10 мая 1974 года на авиабазе Макконелл, штат Канзас, проводились сравнительные лётные опробования с самолётом A-7D Corsair II. Не обращая внимания на появившиеся неприятности, YA-10 доказал собственное превосходство, совершив над территорией наблюдения два часа, а не 11 мин., как самолёт A-7.
Первый прототип Y-10 в 1975 году был послан на базу хранения авиатехники, сделав 467 вылетов и налетав 590.9 часа. Второй экземпляр YA-10 с номером 71-1370 завершил 37-месячню программу опробований и кроме этого отправился на базу хранения, совершив 354 вылета и совершив в воздухе 548.5 часа.
Первым подразделением, взявшим А-10, стало 355-е тактическое истребительное авиакрыло, считавшееся учебным подразделением. Скоро его самолёты совершили тур по Европе. Но на протяжении показа на Парижском авиасалоне 3 июня 1977 года лётчик-испытатель компании «Fairchild» Сэм Нельсон погиб, в то время, когда его самолёт (на фотографии) врезался в почву при исполнении серии петель на малой высоте.
Предсерийные YA-10 проходили опробования с февраля 1975 года. Любой из шести самолётов проходил собственную часть тестовой программы. Шестой самолёт разбился 8 июня 1978 года из-за пожара двигателей на протяжении опробований новых снарядов для авиапушки.
Пилоту удалось воспользоваться катапультой ESCAPAC компании «Douglas»; серийные самолёты позднее оснащались катапультными сиденьями McDonnell ACES II.
Так как собрали не 10, а всего шесть экземпляров YA-10, опробования отставали от графика. Дополнительной обстоятельством задержки стала трагедия одной из автомобилей на Парижском авиасалоне. Первый серийный самолёт с номером 75-0258 поднялся в воздух 10 ноября 1975 и октября 5 года был передан ВВС.
Первым штурмовиками А-10А вооружили 355-е тактическое истребительное авиакрыло в марте 1976 года с опозданием на пять месяцев.
Последний этап
Самолёт 355-го авиакрыла во второй половине 70-ых годов XX века проходили опробования на боевое использование по программе JAWS (совокупность оружия для совместного нанесения воздушного удара). На опробованиях уточнялись тактика и задачи применения нового самолёта, в особенности способы его сотрудничества с боевыми вертолётами военном авиации. 3 апреля 1978 года на протяжении церемонии поставки сотого самолёта, Пентагон присвоил А-10 наименование Thunderbolt II.
К этому времени А-10 уже считался отличной военной машиной.
Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II
Увлекательные записи:
- Mcdonnell douglas/bae harrier ii. harrier на войне.
- Современные чудеса. запредельные самолеты. №1
- Lockheed l-1011 tristar. разработка
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Fairchild a-10 thunderbolt ii. фото. видео. характеристики.
Самолет Fairchild также -10 Thunderbolt II есть штурмовиком американского производства, которым руководит один пилот. Эта машина оснащена двумя…
-
Fairchild a-10 thunderbolt ii. вооружение и полезная нагрузка
От Афганистана и зыбучих песков Ирака до зелёных холмов Косова штурмовик ВВС Соеденненых Штатов A-10A сеял ужас и страх среди неприятелей Америки….
-
Опытный гидросамолет fairchild 45-80 sekani. канада
Добившись в 1920-30 годах громадного успеха собственными одномоторными самолетам для удаленных районов, канадская дочка корпорации Fairchild начала…
-
Летающая лодка fairchild 91. часть 1 бразилия
Данный самолет с закрытой кабиной был выстроен на американской компании Fairchild и предназначался для тиражирования много. Но, не обращая внимания на…
-
Самолёт будущего? проект многоцелевого истребителя fairchild/republic afti. сша
Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF весной 2013 года и мало доработан мной. В течение первой половины 1973 года в ВВС Соеденненых…
-
Beech model 18. послевоенное развитие
Скоростной и элегантный Beech Model 18 отличался высокой эффективностью и стал одним из самых популярных двухмоторных гражданских самолётов. В…