Если бы в бой шли одни «старики»…

      Комментарии к записи Если бы в бой шли одни «старики»… отключены

Воздушное сражение над Бобруйском в последних числах Июня – начале июля 1941 года известно немногим. Не обращая внимания на собственные достаточно важные масштабы (ВВС Западного фронта, поддержанные дальнебомбардировочной авиацией, сражались против 2-го авиакорпуса люфтваффе), эти события не нашли отражения ни в каких исторических изучениях. Исключением участников свидетельства событий и стали очевидцев, из которых самым известным есть роман Константина Симонова «Живые и мёртвые».

Пожалуй, одним из самых броских моментов романа, созданного по дневниковым записям, есть эпизод уничтожения германскими истребителями нескольких групп бомбардировщиков ТераБайт-3. Вправду, советская ударная авиация понесла 30 июня большие потери, пробуя остановить переправлявшиеся через Березину германская армия, но серьёзно пострадал в данный их противник и день. Главный урон немцам нанесли лётчики 170-го истребительного авиационного полка.

Отыщем в памяти о храбрецах этого тяжёлого дня.

Перед войной: дефицит времени, опыта, самолётов

Формирование полка началось в сентябре 1940 года на аэропорте Сеща в составе 47-й смешанной авиадивизии ВВС «тылового» Орловского военного округа, исходя из этого полк не был в числе первостепенных претендентов на поставку матчасти и личного состава. Провал в производстве И-16 двигателей и поздних типов М-63 фабриками № 21 и № 19 не разрешил в срок выполнить укомплектование полка боевыми самолётами, и в следствии персональный состав в первой половине 40-ых годов двадцатого века учебно-боевой подготовкой фактически не занимался.

Особенно не легко это сказалось на подготовке 60 молодых пилотов, прибывших на укомплектование части. Все они были выпущены из лётных школ в первой половине 40-ых годов двадцатого века, имели минимальные навыки пилотирования и потребовали интенсивных тренировок, для того что бы стать полноценными лётчиками-истребителями.

В начале 1941 года положение начало пара выправляться: в январе из Неприятного с завода № 21 поступили 11 И-16 тип 29, каковые распределили между 1-й и 2-й эскадрильями, а пара позднее из Новосибирска прибыли 15 И-16 тип 24 производства завода № 153, которыми, соответственно, укомплектовали 3-ю и 4-ю эскадрильи. До тех пор пока самолёты собирали и вводили в строй, прошло много времени, и практически к полётам в февраль и январь приступить опоздали.

Если бы в бой шли одни «старики»…
В полёте И-16 поздних серий выпуска — на таких автомобилях встретили войну лётчики 170-го ИАП

Наконец, в марте молодых лётчиков начали производить в атмосферу, но вмешалась погода: за целый месяц было лишь пять лётных дней, и лётная подготовка ограничилась 159 полётами на УТИ-4 и 32 полётами на И-16. В соответствии с выводам о боевой подготовке частей истребительной авиации, сделанным Главным Управлением ВВС КА, на 1 апреля 1941 года состояние полка характеризовалось следующим образом: «Полк имеет 77 лётчиков, из них 18 экипажей смогут делать боевые задачи днём». Поменять что-то не получилось и в апреле: лётным был только один сутки за целый месяц, за что произвели 11 учебных полётов на И-16.

В мае погода улучшилась и разрешила быстро активизировать лётную работу: полк налетал 248 часов (1827 посадок) на УТИ-4 и 250 часов (1370 посадок) на И-16. В следствии самостоятельно на боевых самолётах удалось выпустить 2/3 молодых пилотов, а штаб полка бодро отрапортовал в округ о том, что «в части 63 экипажа готовы функционировать днём в несложных метеоусловиях».

Очевидно, ни о какой настоящей боевой готовности полка речи не шло: юные пилоты ни разу в жизни не стреляли, не вели учебных воздушных битв, не летали по маршруту. За целый месяц по конусу в воздухе стреляли только двое лётчиков. Нужно дать должное комсоставу полка, что весьма бережно подводил молодёжь к независимой работе: в ходе учёбы был разбит лишь один самолёт, изучение аварийного акта которого разрешает оценить уровень подготовки пилотов выпуска 1940 года.

И-16 тип 24 из состава 1-й эскадрильи 170-го ИАП, разбитый в трагедии 21 мая 1941 года (реконструкция по фото Александра Казакова)

Разбившийся в трагедии младший лейтенант Г. А. Тёмных закончил лётное училище в апреле 1940 года, потом служил в 161-м резервном авиаполку, а в октябре был направлен в 170-й ИАП. Его суммарный налёт к моменту трагедии составлял менее 40 часов, причём сейчас входят полёты на У-2, как независимые, так и с инструктором. В училище Тёмных налетал 23 часа, из них 7 часов 22 60 секунд самостоятельно на И-16.

В 161-м РезАП его налёт на И-16 и приблизительно соответствующем ему УТИ-4 составил соответственно 83 полёта (10 часов 57 мин.), в 170-м ИАП – 40 полётов (5 часов 54 60 секунд). В итоге, суммарный налёт лётчика на УТИ-4 и И-16 не дотянул до 25 часов, а ведь ко мне включено время вывозных и контрольных полётов с осуществляющим контроль во второй кабине!

Проецируя эти сведенья на остальных молодых пилотов, можно подчернуть, что они пришли в полк с минимально допустимым налётом в 20–30 часов, другими словами, максимум, чему их имели возможность научить в лётных школах, это взлёту, полётам и посадке по «коробочке» в визуальной видимости лётного поля. Чтобы сделать из них асов, требовались тысячи полётов и сотни часов, но времени для этого уже не было – через месяц началась война.

Информацию об учебно-боевой подготовке полка с 1 по 22 июня 1941 года малоизвестны, но нет сомнений, что наверстать потерянное за столь маленький период было нереально, и, не обращая внимания на предпринятые руководством части упрочнения, довести юный лётный состав до настоящей боеготовности не удалось.

«Безлошадные» остаются дома

Полку было нужно отправиться на войну в далеко не оптимальном состоянии. Но, как мы знаем, «нет худа без хороша», и ограниченное количество боевых самолётов разрешило взять на фронт лишь кадровых начальников и самые перспективных молодых лётчиков, покинув главную массу новичков на зимних квартирах в Сеще, и это, без сомнений, потом позитивно сказалось на военных действиях полка.

Что касается управления 170-го ИАП, то первый комполка полковник В. Я. Додонов, так и не сколотивший полк в боевую единицу, в марте 1941 года был переведён в другую часть. На его место был назначен участник гражданской войны в Испании майор Иосиф Павлович Мищенко. Замкомполка майор Евгений Александрович Ларионов, их заместители и командиры эскадрилий кроме этого были командирами и опытными лётчиками.

К примеру, начальник 1-й эскадрильи капитан В. И. Шлейфер окончил Качинскую авиашколу в первой половине 30-ых годов двадцатого века, и к 1 февраля 1941 года имел налёт на боевых самолётах более 850 часов, а также 490 часов на истребителях от «Фоккера» D.11 до И-16 тип 24. Остальные были подготовлены не хуже, исходя из этого подготовившиеся отправиться в бой лётчики, не обращая внимания на неприятности с «поддержанием формы» в последнее полугодие, были важными соперниками для лётчиков люфтваффе.

С матчастью, как уже упоминалось выше, дело обстояло хуже. Так и не взяв в первой половине 40-ых годов двадцатого века полного набора И-16, в январе 1941 года полк был включён в замысел перевооружения на истребитель Як-3 (И-30), причём это предполагалось сделать уже во II квартале. Но, как мы знаем, в серию данный цельнометаллический истребитель Яковлева не отправился, и в войну 170-й ИАП так и вступил на собственных И-16 тип 24 и тип 29, которых к 22 июня в боеспособном состоянии было 10 и 13 автомобилей соответственно.

Схема нанесения бортовых номеров на самолётах 170-го ИАП. Любая эскадрилья имела на руле направления тактические номера собственного цвета: 1-я – красные, 2-я – голубые, 3-я – желтые, 4-я – белые. Номера имели характерный «рубленый» шрифт (живописец Александр Казаков)

Части 47-й САД уже на следующий день войны был посланы на Западный фронт и обосновались на Оршанском аэроузле. 24 и 25 июня полк по большей части закрывал войска СССР, и город и аэродромы Орша. Фактически, на протяжении этих действий лётчики полка вступили в бой и одержали первую победу: четвёрка 1-й эскадрильи во главе с капитаном Шлейфером сбила одиночный германский разведчик, идентифицированный как ФВ-57.

Как мы знаем, что в данный сутки из полёта в район Смоленска не возвратился Ju 88 (W.Nr.0483 «6M+FM») из разведывательной эскадрильи 4.(F)/11, целый экипаж которого во главе с обер-лейтенантом Карлом Хофманном (Obltn. Karl Hofmann) до сих пор числится пропавшим без вести.

В небе Могилёва и Бобруйска

26 июня полк был перебазирован в Могилёв, и с этого дня делал полёты по прикрытию аэродромов и города в его окрестностях. Не обращая внимания на стычки с одиночными самолётами и мелкими группами соперника, в течение последующих четырёх дней одержать новых побед не удалось, но и утрат не было. Тем временем в Могилёв 27–28 июня прибыли структуры штаба Западного фронта, а также штаб ВВС, а на аэропорты около города были стянуты фактически все боеспособные части истребительной авиации фронта.

Возможно, пребывав «под впечатлением» от перенесённых в Минске бомбардировок, руководство фронта так постаралось развернуть необычный «зонтик» ПВО, в один момент продолжая ударной авиацией отрабатывать по наступающим моторизованным соединениям группы армий «Центр», прежде всего, недалеко от Борисова и Бобруйска.

29 июня, не обращая внимания на ввод в бой «свежего» 4-го ШАП, всецело укомплектованного новейшими штурмовиками Ил-2, задержать соперника не удалось, и германские передовые части, форсировав Березину, начали распространяться восточнее Бобруйска. Чтобы задержать соперника, на следующий сутки руководство ВВС ЗФ кинуло в бой всё, что имело под руками, включая четырёхмоторные ветераны ТераБайт-3. Не обошлось и без участия истребителей, которым, кроме прикрытия Могилёва, была поставлена задача атаковать скопления армий соперника, переправы и аэропорт в Бобруйске.

Первыми в начале утра 30 июня для атак аэропорта в Бобруйске вылетели МиГ-3 41-го ИАП, которых поменяли два звена И-16 из 161-го и 163-го ИАП. Для 170-го ИАП первая добрая половина дня прошла достаточно рутинно – с 05:00 до 13:15 экипажи полка звеньями по часу дежурили над Могилёвом, сделав 27 боевых вылетов. Два раза лётчики пробовали нападать одиночные германские самолёты, но оба раза сопернику удалось ускользнуть.

В 13:37 на перехват разведчика взлетел сам комполка. Ему удалось обстрелять германский самолёт, германскому экипажу удалось оторваться, но ненадолго: лётчики подоспевшего звена 163-го ИАП добили разведчик. Возможно, жертвой советских истребителей стал Ju 88 (W.Nr.0344 «F6+FK») из эскадрильи 2.(F)/122 и его экипажпод руководством лейтенанта Вальдемаром Земмлером (Ltn.

Waldemar Semmler).

Слева направо: Георгий Васильевич Нефедов, Василий Лаврентьевич Иваненко, Али Абибулаевич Умеров, Алексей Андреевич Головешкин

Главные для лётчиков 170-го ИАП события развернулись по окончании полудня недалеко от Бобруйска, куда звенья полка поочередно вылетали с задачей штурмовки германских армий, переправлявшихся через Березину. Первыми в 13:15 стартовали четыре И-16 первой эскадрильи в составе замкомандира по политчасти лейтенанта Г. В. на данный момент, начальников звеньев лейтенантов В. Л. Иваненко, А. А. Умерова и младшего лейтенанта А. А. Головешкина. Лётчики расстреляли на реке три лодки, отметив, что в них пребывало около 60 человек, но это было не самым главным «уловом».

В 13:40 над аэропортом Бобруйск были увидены два взлетающих самолёта, идентифицированные один как Ю-90, а второй легко как «двухмоторный», каковые были срочно атакованы. По докладам лётчиков, оба «немца» упали за рубежом аэропорта, что не совсем соответствовало действительности, но, однако, успех сопутствовала советским истребителям: два Ju 52 из IV группы транспортной эскадры K.G.z.b.V. 1 получили тяжёлые повреждения. Пролетев около 200 км, оба они упали на землю. Наряду с этим Ju 52 (W.Nr.

2822 «1Z+EX») из 13./K.G.z.b.V. 1 сгорел в районе Слонима, экипаж фельдфебеля Хайнца Шафцена (Fw. Heinz Schafzen) погиб. Лётчик второго Ju 52 (W.Nr.

5298) из 14./ K.G.z.b.V. 1 смог выполнить аварийную посадку на аэропорте Барановичи, но наряду с этим «Юнкерс» взял повреждения 50% и, практически, восстановлению уже не подлежал.

Разрушенные советские самолёты на аэропорте Барановичи. На заднем замысле виден разобранный Ю-52 – предположительно, это самолёт, подбитый 30 июня лётчиками 1-й эскадрильи 170-го ИАП 30.06.1941

Четвёрку лейтенанта Нефёдова поменяла несколько 2-й эскадрильи во главе с комэском капитаном В. Д. Пастуховым, взлетевшая в 14:00. Не считая комэска, в неё входили его помощники капитаны П. А. Гетц, К. Е. командир и Безуглов звена младший лейтенант П. М. Шишкин. В соответствии с заданию, им предстояло атаковать переправу в 20 км южнее Бобруйска, но всё пошло по совсем второму сценарию.

К этому времени небо над Бобруйском германскими истребителями из всех четырёх групп 51-й истребительной эскадры люфтваффе, каковые приблизительно с 12:00 отбивали атаки советских штурмовиков и бомбардировщиков. Проскочить незамеченными фактически не было шансов, и, не долетев до переправы, недалеко от аэродрома Бобруйск приблизительно в 14:15 четвёрка И-16 вынуждена была вступить в бой с германскими истребителями.

По докладу советских лётчиков, «мессершмиттов» было около двадцати. Однако, в завязавшемся бою немцам не удалось легко победить, что не страно – все четверо советских лётчиков были умелыми пилотами, а Гетц и Шишкин, помимо этого, успели в 1939–1940 гг. повоевать в Китае. На подбитый И-16 младшего лейтенанта Шишкина с светло синий «шестёркой» на хвосте капитаны Пастухов и Гетц ответили двумя сбитыми Ме-109.

Слева направо: Василий Дмитриевич Пастухов, Петр Адамович Гетц и Константин Ефремович Безуглов

Само собой разумеется, чуда не случилось – учитывая численное и техническое превосходство соперника, победить данный бой у советских лётчиков было мало шансов, но и умирать они не планировали. Сперва трём капитанам удалось прикрыть выход из боя Шишкина, что смог дотянуть до пока не занятой немцами территории, посадить горящий самолёт с убранным шасси и потом возвратиться в часть.

Последующий бой (либо пара битв) продолжался около 15 мин., и, не обращая внимания на то, что все советские самолёты взяли повреждения, в 14:50 три И-16 благополучно приземлились на своём аэропорте в Могилёве. Посильнее всех пострадал «ишачок» капитана Гетца, что было нужно послать в мастерские – в нём насчитали 28 пробоин от пуль и снарядов. Безуглова и Самолёты Пастухова были повреждены меньше, в них нашли 6 и 8 отверстий соответственно.

Если судить по германским заявкам на победы, в сражении участвовали как минимум самолёты I, IV и, возможно, III групп JG 51. Победы над И-16 заявили в 13:15–13:25 начальник 12./JG 51 обер-лейтенант Карл-Готтфрид Нордманн (Obltn. Karl-Gottfried Nordmann) и лётчик 3./JG 51 лейтенант Эрих Вибан (Ltn. Erich Viebahn). Что касается утрат, то всего JG 51 безвозвратно (на 100% по германской классификации) утратила 30 июня шесть Bf 109F-1 и F-2, но только при с самолётом из 11./JG 51 указано, что он сбит в сражении с советскими бомбардировщиками.

По остальным утратам указано только, что эти «мессершмитты» утрачены от огня соперника. Само собой разумеется, утверждать точно, что часть этих самолётов являются победами Пастухова и Гетца, было бы опрометчиво, но то, что советские лётчики смогли с минимальными утратами отбиться от превосходящего по всем статьям соперника, само по себе есть хорошим результатом.

Bf 109F из состава III./JG 51, совершивший вынужденную посадку, лето 1941 года

Следующий вылет группы 170-го ИАП на штурмовку должен был состояться через два часа, но у взлетевшего в 17:12 ведущего тройки 1-й эскадрильи капитана Шлейфера фактически по окончании взлёта отказал мотор. Ему было нужно выполнить вынужденную посадку, а следом прекратили задание и возвратились на аэропорт его ведомые.

Однако, сутки ещё не закончился. Вылетевшее в 16:55 на разведку переправ в районе Бобруйск – Свислочь (40 км севернее Бобруйска) звено во главе с начальником 3-й эскадрильи капитаном Н. У. Ливанским, ведомыми у которого были помощник комэска лейтенант В. С. командир и Басков звена лейтенант М. В. Карташов, кроме этого столкнулось с германскими самолётами.

Сперва в 17:27 в 12 км восточнее предместья Зелёная Корчма Ливанский и Басков сбили по одному Ме-109, а после этого в том же районе совместно самолёт, идентифицированный как ФВ-159. После этого, около 17:45, в 10 км северо-западнее Бобруйска капитаном Ливанским был лично сбит ещё один Ме-109. Для Никифора Ливанского это была уже не первая война: во второй половине 30-ых годов XX века в Испании он выполнил около 100 боевых вылетов, совершил 16 воздушных битв, в которых сбил лично один и в паре ещё два франкистских самолёта.

Как отмечено выше, недалеко от Бобруйска 30 июня были утрачены шесть «мессершмиттов» из JG 51, пять из которых принадлежали к III группе. К сожалению, ни подробностей битв, ни их времени в германских источниках не указано – известно лишь, что обошлось без утрат в личном составе. Что касается заявленного разведывательного самолёта, то им в полной мере имел возможность стать Hs 126 (W.Nr.4030) из эскадрильи 6.(H)/32, потерянный от атаки истребителя в районе Пружаны, и Hs 126 из 6.(H)/13, пропавший в районе Барановичи.

И в том и другом случае, разумеется, под районом понимается место базирования. Эти эскадрильи взаимодействовали соответственно с 17-й и 18-й танковыми дивизиями вермахта и в полной мере имели возможность попасть под атаку недалеко от Бобруйска.

Храбрецы дня, заявившие четыре победы в одном вылете: капитан Никифор Ульянович Ливанский и лейтенант Владимир Сергеевич Басков

Последующие вылеты 170-го ИАП за 30 июня были выполнены на прикрытие Могилёва и аэропорта базирования, помимо этого, два звена вылетали на прикрытие бронепоезда в районе Свислочи. На протяжении одного из таких вылетов в 18:45 звено первой эскадрильи, ведомое капитаном Шлейфером (ведомые Головешкин и Умеров) атаковало бомбардировщики соперника, идентифицированные как Хе-111. По итогам боя младшему лейтенанту Головешкину был засчитан один бомбардировщик, сбитый лично в районе Белыничи, ещё одна победа была записана на всё звено.

В соответствии с германским данным, 30 июня из района Орши не возвратился Ju 88A-5 (W.Nr.4287 «5K+GN») из 5./KG 3, экипаж обер-лейтенанта Эриха Гембуса (Obltn. Eich Gembus) пропал без вести. Помимо этого в тот же сутки повреждения 50% взял He 111 (W.Nr.3752) из 2./KG 53.

К сожалению, отсутствие подробных документов не разрешает доподлинно установить, стали эти самолёты жертвами лётчиков 170-го ИАП, либо их сбили другие советские лётчики.

В 22:30 приземлилось последнее звено, закрывавшее аэропорт – продолжительный сутки 30 июня для лётчиков 170-го ИАП закончился. Всего они выполнили за сутки 70 боевых вылетов, заявив 10 воздушных побед при одном потерянном в сражении И-16. Ещё один самолёт был потерян из-за технической неисправности.

Четыре истребителя взяли повреждения, а также один потребовал ремонта в стационарных мастерских.

Боевая работа 170-го ИАП на Западном фронте длилась до 14 июля. Полк защищал небо над Могилёвом, Смоленском и Оршей, по окончании чего, передав на аэропорте Шаталово пять оставшихся И-16 в 169-й ИАП, убыл в тыл для переучивания на ЛаГГ-3.

Bf 109F из состава JG 51 заходит на посадку над могилой одного из лётчиков эскадры, лето 1941 года

Всего сейчас лётчики 170-го ИАП совершили 811 боевых вылетов и в 133 воздушных битвах заявили 32 воздушные победы, ещё шесть самолётов были стёрты с лица земли на аэропортах. За эти удачи полк заплатил утратой пяти пилотов, каковые пропали без вести либо погибли. 14 самолётов были сбиты в воздушных битвах либо списаны по окончании боевых повреждений, а четыре стёрты с лица земли при налётах германской авиации.

* * *

без сомнений, 170-й ИАП показал хорошие результаты в условиях количественного и качественного превосходства германской авиации, что стало следствием применения в военных действиях в качестве рядовых пилотов прекрасно подготовленного кадрового комсостава полка. Данный пример есть наглядной иллюстрацией того, что при определённых условиях развития ВВС Красной армии в предвоенный период, в частности – при отказа от быстрого повышения численности авиационных массового выпуска и частей из училищ слабо подготовленных лётчиков, «сталинские соколы» имели возможность нанести сопернику куда более ощутимые утраты, а при благоприятной обстановке – и не разрешить противнику завоевать господство в воздухе на советско-германском фронте…

Перечень источников:

  1. ЦАМО, фонд 43 ИАД, опись 1, дело 3, дело 7, дело 9
  2. ЦАМО, фонд 170 ИАП, опись 12240, дело 3, дело 5, дело 14, дело 19
  3. ЦАМО, фонд 170 ИАП, опись 12241, дело 1

В бой идут одни «старики» (цветная версия)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: