Двухместный самодельный самолет моноплан – парасоль «настойчивый»

Двухместный самодельный самолет моноплан – парасоль «настойчивый»

Это лёгкий самолёт одномоторный двухместный моноплан-парасоль хорошей схемы с хвостовым управляемым колесом. Рекомендован для учебно-тренировочных полётов.

Крыло самолёта имеет профиль ЦАГИ РИ относительной толщиной 14%. Технологически крыло делится на консоли и центроплан. Центроплан крепится к фюзеляжу четырьмя стойками (пара передних — с подкосами). Стойки выполнены из трубы (сталь 20) диаметром 36×1 мм, подкосы — из такой же трубы, лишь диаметром 25×1 мм.

Консоли соединяются с центропланом и посредством подкосов — с фюзеляжем.

Подкосы крыла — круглого профиля и сечением 100×40 мм склеены из четырёх сосновых пластин с различным направлением поперечных волокон (переклей). У консоли лонжерон из дюралюминиевой трубы диаметром 110 мм и толщиной стены 2 мм (от поливальной установки), а у центроплана — из металлической трубы диаметром 40 мм и толщиной стены 1,5 мм. В местах крепления подкосов крыла лонжероны консолей усилены бужами — втулками длиной 700 мм и наружным диаметром, соответствующим внутреннему диаметру трубы лонжерона.

В финишах бужей в течении около 200 мм вырезаны клинья для более равномерного распределения нагрузки. Потом для обеспечения требуемого запаса продольной устойчивости центровку самолёта сместили вперёд довольно средней аэродинамической хорды, придав консолям крыла угол стреловидности. Для этого к корневому финишу лонжерона консоли было нужно приклепать металлические ушки вилки с накладками.

Крепёж центроплана к стойкам, а стоек — к фюзеляжу, и составных частей крыла между собой осуществлён болтами М8.

Нервюры — древесные. Собраны преимущественно из липовых реек сечением 6×6 мм (верхняя и нижняя дужки, подкосы). Дужка носка крыла выполнена из такой же гнутой рейки переменного сечения. Кницы — из 1-мм фанеры, а стойка лонжерона — из 3-мм фанеры.

Любая нервюра нанизывается на трубу лонжерона через отверстие в стойке и крепится к нему посредством четырёх дюралюминиевых уголковых кронштейнов заклёпками.

В местах же крепления подкосов крыла к лонжерону, и стойки корневых и концевых нервюр приклёпаны в восьми точках. Тут же отмечу, что корневые нервюры — усиленные, их дужки и подкосы собраны из реек сечением 12×6 мм. В носовой части, на протяжении всей консоли, нервюры связаны тремя стрингерами: нижним, передним (средним) и верхним.

Между нервюрами, от переднего стрингера до верхнего, установлены дополнительные полудуги из 3-мм фанеры. Задняя стена консоли крыла швеллерообразная, древесная, складывается из двух полок (бруски сечением 15×15 мм) и стены (1-мм фанера), служащей для закрылков и навески элеронов.

Носок крыла от нижнего стрингера до верхнего для обеспечения жёсткости профиля обшит 1-мм фанерой, а другая часть несущей поверхности обтянута бязевым полотном, пришитым к силовым и формообразующим элементам консолей крыла нитками.

Полотно пропитано самодельным эмалитом — раствором целлулоида в ацетоне. В местах крепления к крылу подкосов, в консолях между задней стенкой и лонжероном установлены распорки, сделанные по подобию последней: стена из 3-мм фанеры, а полка — из реек сечением 15×10 мм. Нервюры элеронов и закрылки изготовлены из липовых пластин с вырезами для облегчения, а лонжероны — из сосновых полок 12×12 мм и стенок из 1-мм фанеры.

Носки закрылков и элеронов до лонжеронов обшиты 1-мм фанерой. Сборка подробностей нервюр всего крыла и фюзеляжа производилась на эпоксидном клее — многократно проверенным на практике связующем. Обшивка крыла — полотняная (бязевая), с пропиткой эмалитом. Фюзеляж древесный, ферменной конструкции, прямоугольного сечения. Базой его силового комплекта являются четыре сосновых лонжерона сечением в средней частях и передней 20×20 мм и переходящих в сечение 16×16 мм — в хвостовой части.

Лонжероны соединены между собой в ферму при помощи стоек и поперечин для того чтобы же сечения.

Носовая и хвостовая части фюзеляжа обшиты 3-мм фанерой. Средняя часть дополнена раскосами и обтянута бязевым полотном. Хвостовое оперение — древесное с расчалками. Стабилизатор складывается из задней стенки и лонжерона с нервюрами между ними и обшит пропитанным эмалитом полотном.

На заднюю стенку навешивается руль высоты, складывающийся из двух половин. Носовая часть руля до лонжерона зашита 1-мм фанерой (как у крыла), которая принимает нагрузки на кручение, а другая поверхность обтянута пропитанным полотном.

Вертикальное оперение: руль и киль поворота сделаны подобно горизонтальному оперению. Управление рулём направления — тросовое, а рулём высоты — смешанное. Шасси — пирамидальное с главными колёсами от мотороллера «Тула». Главные стойки шасси — из труб диаметром 36×1,5 мм, они соединены шарнирно с нижними лонжеронами фюзеляжа через четыре уголковых кронштейна. Амортизаторы — пружинные.

Хвостовая опора — управляемая, с резиновым колесом и пластинчатым амортизатором размерами 200×80 мм.

Моторная рама сварена из труб (сталь 20) сечением 20×2 мм и скреплена с лонжеронами фюзеляжа через четыре кронштейна-накладки. Двигатель стыкуется с ней в четырёх точках через сайлентблоки. В качестве силового агрегата в винтомоторной установке использован двигатель от автомобиля ВАЗ-21083, причём без переделок, лишь к его выпускному коллектору приспособлен глушитель от мотоцикла «Минск».

Крутящий момент от двигателя на воздушный винт передаётся через самодельный шестерёнчатый редуктор с передаточным отношением 2,6. Ведущая шестерня (27 зубьев) — от мотоцикла «Иж-Планета-Спорт», ведомая (70 зубьев) — самодельная, их валы выточены из вала коробки перемены передач грузовика ГАЗ-51.

Картер редуктора сварен из металлического 3-мм страницы и обработан посредством несложных приспособлений на школьных токарном и фрезерном станках. Топливный бак ёмкостью 50 л находится в носовой части фюзеляжа. Воздушный винт диаметром 1,6 м — тянущий, моноблочный двухлопастный, древесный (переклей из сосновых брусков), покрыт двумя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем, с окантовками из латунного страницы.

Потом его заменили подобным, но диаметром 2 м. Наряду с этим было нужно расширить высоту размещения оси винта, чего добились сужением колеи шасси. Винт развивает тягу на 150 кгс на взлётном режиме.

приборы и Управление смонтированы в обеих кабинах. Управление самолётом (элеронами и рулём высоты) — от любой из двух ручек, соединённых тягой и расположенных перед сиденьями в каждой из кабин. поворот руля и Отклонение направления хвостового колеса производятся в один момент от педалей при помощи тросовой проводки.

Управление двигателем — от рычага, закреплённого слева от пилота. Управление закрылками осуществляется от рукоятки-рычага с фиксатором с места пилота из задней кабины.

Самолёт оборудован устройствами, осуществляющими контроль работу двигателя и снабжающими полёт в несложных метеорологических условиях. Все они расположены на приборных досках в обеих кабинах. Сиденья — самодельные, снабжены пристежными ремнями — автомобильными ремнями безопасности. Самолёт прошел техкомиссию и зарегистрирован в ФЛА в 2002 году.

На сегодня его налёт превысил 500 часов (2412 посадок).

По окончании 500 часов налёта была произведена ревизия двигателя. Износа трущихся подробностей пока не найдено. На протяжении эксплуатации в конструкцию самолёта вносились трансформации, не смотря на то, что и не кардинальные. Так, со временем тросовое управление элеронами заменили твёрдым.

У кабин вместо бортов для пассажира и удобства пилота сделали с одной стороны откидные дверки. Поменяли конструкцию хвостовой опоры и размещение педалей.

Колёса главных опор оборудовали механическими тормозами с приводом от рычага на рукоятке через трос в боуденовской оплётке. Перед кабинами установили прозрачные козырьки из 5-мм оргстекла, заголовник у пилота, а за спинкой сиденья в задней кабине организовали маленькой багажник. Усилили крепление стабилизатора передним подкосом.

Поменяли покраску самолёта. В последних числах Мая 2008 года отечественный коллектив с самолётом «Настойчивый» в очередной раз принимал участие в Общероссийском слёте любителей авиации в Г.Владимире. Ежегодные перелёты на слёт и обратно продемонстрировали, что самолёт способен преодолевать расстояния и в пара сотен километров без посадок. Рекомендую авиаконструкторам-любителям: храбрее стройте простые самолёты.

Они дешёвы всем. Лишь будьте настойчивы и уверены в себе, и тогда у вас всё окажется! Удач!

(Создатель: В.РУМЯНЦЕВ, г. Приволжск, Ивановская обл.)

Неспециализированные характеристики самолета:
Взлётная масса, кг……………………………………………………..600
Масса безлюдного, кг……………………………………………………….435
Запас горючего, л…………………………………………………………..70

Скорость, км/ч:
отрыва………………………………………………………………………60
посадочная………………………………………………………………..40
крейсерская…………………………………………………………….100
большая………………………………………………………….140
сваливания………………………………………………………………..40
Скороподъёмность, м/с………………………………………………….3
Разбег/пробег, м…………………………………………………….70/100

Крыло
Размах, м…………………………………………………………………10,75
Площадь, м2…………………………………………………………………15
Хорда, м……………………………………………………………………..1,4
Профиль…………………………………………………………….Р-П-14%
Угол установки, град……………………………………………………..3
Угол поперечного V град…………………………………………….1,5
Угол стреловидности по передней кромке, град………………2
Размах элерона, м………………………………………………………….2
Хорда элерона, м……………………………………………………….0,35
Углы отклонения элерона, град………………………………+30/-2
Размах закрылка, м……………………………………………………..2.5
Хорда закрылка, м……………………………………………………..0,35
Угол отклонения закрылков, град…………………………………15

Шасси
База, м………………………………………………………………………4,05
Колея, м…………………………………………………………………….1,85
Размер главных колёс, мм…………………………………440×100
Размер хвостового колеса, мм……………………………….185×45
Горизонтальное оперение
Размах стабилизатора, м……………………………………………..3,1
Корневая хорда стаблизатора, м…………………………………1,08
Площадь стабилизатора, м2……………………………………….2,85
Угол установки стабилизатора, град………………………………-1
Хорда руля высоты, м………………………………………………….0,5
Площадь руля высоты, м2…………………………………………..1,45
Углы отклонения рулей высоты, град……………………+30/-25

Вертикальное оперение
Высота киля, м………………………………………………………….1,36
Площадь киля, м2………………………………………………………1,38
Площадь руля направления, м2…………………………………..0,88
Углы отклонения руля направления, град……………..+30/-30

Силовая установка
Двигатель……………………………………………………….ВАЗ-21083
Тип………………………………………………………….карбюраторный
Макс, число оборотов в мин……………………………………..5500
Макс, мощность, л.с……………………………………………………..70
Режимы работы (мощность/об.в мин.):
Взлётный (время работы—до 5 мин)…………………56/4700
номинальный…………………………………………………….49/4100
крейсерский………………………………………………………43/3600
небольшой «газ»………………………………………………………24/2000
Марка горючего……………………………………………АИ-92, АИ-93

Житель Убинки собрал самолет своим руками и поднял

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: