Два капитана, или жаркое лето в холодном краю

      Комментарии к записи Два капитана, или жаркое лето в холодном краю отключены

Два лётчика-аса, – коммунистический и немецкий, – летом 1941 года два раза сталкивались в воздушных битвах в небе Заполярья. Оба были хороши победы, но выйти живым из противостояния было суждено лишь одному. Победителем в итоге стал начальник 2-й эскадрильи 145-го ИАП капитан Александр Зайцев, побеждённым – офицер штабного звена эскадры ZG 76 гауптман Герхард Шашке.

Случай данный достаточно прекрасно известен любителям авиационной истории, но за рамками повествования довольно часто остаются либо неверно истолковываются серьёзные подробности. Попытаемся исправить данный недочёт.

Ранее из-за отсутствия важной документальной базы кое-какие исследователи при написании работ о военных действиях в небе Заполярья весьма необъективно оценивали состояние ВВС советской 14-й Армии, Северного флота и 5-го Воздушного Флота люфтваффе. Показывая на количественное превосходство советской группировки, они не принимали к сведенью уровень качества авиатехники и подготовку личного состава сторон. Благодаря этого делались неверные выводы о обстоятельствах неудач и успехов.

на данный момент имеется возможность дать более объективную картину сильных и не сильный сторон соперников, причём, сделать это хотелось бы через призму противостояния двух неординарных лётчиков-истребителей.

Соотношение сил незадолго до войны

К 22 июня 1941 года ВМФ и ВВС Красной Армии располагали недалеко от Мурманска большой группировкой. 145-й ИАП и 147-й ИАП (без одной эскадрильи) 1-й смешанной авиадивизии ВВС 14-й Армии базировались на аэропорте Шонгуй южнее Мурманска, а 137-й СБАП и одна эскадрилья 147-го ИАП сидели на аэропорте Африканда недалеко от Кандалакши. ВВС Северного флота располагали 72-м смешанным авиаполком (четыре истребительных и одна бомбардировочная эскадрильи) на аэропорте Ваенга севернее Мурманска.

Главными проблемами советских частей были недочёт аэропортов, в особенности вблизи границы, и открыто устаревшие и изношенные самолёты.

Два капитана, или жаркое лето в холодном краю
И-16 тип 5 (серийный №521А110) из 2-й эскадрильи 145-го ИАП, разбитый в аварии 25 февраля 1941 года, лётчик младший лейтенант П.А. Хижняк (реконструкция по фото из аварийного акта, живописец Александр Казаков)

Из-за нехорошего состояния аэропортов в мае 1941 года учебно-боевая подготовка ВВС 14-й Армии была сорвана. Так, 137-й СБАП налетал 28 часов, 147-й ИАП – 38 часов, а рекорд установил 145-й ИАП, налетавший всего 13 часов. Это ставило под сомнение неспециализированную полная боевая готовность частей в Заполярье.

Руководство было озабочено ситуацией и разглядывало разные сценарии развития событий – к примеру, прорабатывался вопрос о переброске 137-го СБАП в Красногвардейск (сейчас Гатчина) под Ленинград.

В итоге было издано постановление о проведения масштабной реконструкции и расширения аэродромной сети. Работы начали срочно, исходя из этого с аэропорта Мурмаши юго-западнее Мурманска руководство перебросило 147-й ИАП на аэропорт Шонгуй, что с началом боевых действий ограничило манёвр и поставило части под угрозу уничтожения на земле, но другого выхода не было.

И-16 тип 10 (серийный №1021524) из 2-й эскадрильи 145-го ИАП, разбитый в трагедии 26 марта 1941 года, лётчик лейтенант И.В. Мирошин погиб. Если судить по фото, на самолёты полка до войны номера наносили в соответствии с цветовой совокупностью (реконструкция по фото из аварийного акта, живописец Александр Казаков)

Основной же проблемой военных и флотских лётчиков были устаревшие самолёты. К примеру, в последних числах Июля 1941 года руководство ВВС 14-й Армии так характеризовало сложившуюся к началу войны обстановку:

«Матчасть в дивизии была вся ветхая, самолёто- и моторесурс на исходе. Все И-16 двухточечные (И-16 тип 5 – прим. автора) и очень сильно изношенные, подлежали сдаче в школы. И-15бис для полётов годились ограниченно из-за изношенности. Самолёты по окончании каждого полёта выходили из строя, потребовали ремонта…»

Но, и эта черта не всецело передаёт картину. На 22 июня главным истребителем на участке фронта был биплан И-15бис. На нём летали две эскадрильи 147-го ИАП (19 самолётов) и две эскадрильи 72-го САП (28 самолётов). «Бисы» ещё во второй половине 30-ых годов двадцатого века считались устаревшими, но из-за систематических срывов производства новой техники и через два года оставались на вооружении истребительных частей первой линии.

Единственное амплуа, в котором возможно было как-то применять самолёт – лёгкий штурмовик, талантливый бомбить с пикирования, при необходимом прикрытии современными истребителями.

И-153 (серийный №6338) из 147-го ИАП, разбитый в аварии 19 февраля 1941 года, лётчик младший лейтенант А.М. Григорьев (реконструкция по фото из аварийного акта, живописец Александр Казаков)

Все четыре эскадрильи 145-го ИАП летали на И-16 ранних серий выпуска, и они также не внушали оптимизма. самые многочисленными были тип и-16 древние 5, выпущенные в 1936–1937 годах (40 автомобилей) – выработавшие ресурс, с двумя 7,62-мм ШКАСами, они годились только для тренировочных полётов. Не считая них, в полку имелись И-16 тип 10, переданные весной 1940 года из 49-го ИАП (10 автомобилей), прошедшие советско-финскую войну и изношенные.

Наконец, во 2-й эскадрилье 145-го ИАП было шесть пушечных И-16 тип 17. Увы, но при замечательном оружии из-за увеличившегося веса на них было сложнее драться с истребителями, чем на пулемётных автомобилях. Из-за отсутствия на ранних И-16 бомбодержателей эскадрилья единственная в полку имела возможность наносить действенные штурмовые удары по наземным целям – чем, по большей части, и занимались тип и-16 пилоты 17 летом 1941 года.

Более-менее тип и современные-16 истребители 24 имелись на вооружении 4-й эскадрильи 72-го САП, но их было лишь четыре, и подразделение было не боеспособно.

Начальник 2-й эскадрильи 145-го ИАП капитан А.П. Зайцев (слева) у пушечного И-16 тип 17, лето 1941 года

Условно боеспособными подразделениями возможно назвать вооружённые бипланами И-153 две эскадрильи 147-го ИАП (36 И-153) и одну эскадрилью 72-го САП (17 И-153). «Чайки» в полной мере доходили на роль пикировщика и лёгкого штурмовика, что по окончании сброса бомб имел возможность постоять за себя в оборонительном воздушном бою, например, против финских истребителей. Но и «Чайки» на случай столкновения с «Мессершмиттами» потребовали сопровождения.

Будь у советских лётчиков более современные истребители – непременно, в сражении против них любому сопернику было нужно бы непросто, но с имевшейся матчастью они были обречены на большие потери.

Громадным плюсом советских полков был умелый лётный состав. Так, в 145-м ИАП из 49 лётчиков большая часть прошли советско-финскую войну, и только семь были недавними выпускниками лётных школ. Кое-какие начальники принимали участие в военных действиях в Испании, Китае и Монголии.

К примеру, начальник 2-й эскадрильи капитан Александр Петрович Зайцев во второй половине 30-ых годов XX века сражался в Китае, а в 1939–1940 гг. – на карельском перешейке, за что был двукратно|трехкратно|четырехкратно|пятикратно|шестикратно награждён орденом.

Bf 109E начальника 1./JG 77 обер-лейтенанта Хорста Карганико, аэропорт Луостари, июль 1941 года

По другую сторону границы у руководства 5-го Воздушного Флота люфтваффе кроме этого были громадные неприятности с истребительными частями. В осеннюю пору 1940 года замечательная авиагруппировка в Норвегии неспешно была демонтирована. На другие театры перебросили штаб и все три группы эскадры JG 77, а от ZG 76 остались лишь резервная группа и штаб.

В итоге в январе 1941 года германским штабам было нужно спешно вырабатывать на севере новые части.

Первыми стали возрождённая несколько I./JG 77 и отдельная эскадрилья тяжёлых истребителей 1.(Z)/JG 77. Персональный состав в новые части прибывал из Германии. Рядовые лётчики по большей части сравнительно не так давно окончили школы, но начальники, в большинстве случаев, были весьма умелыми.

За весну 1941 года юные истребители купили определённый боевой опыт, действуя против британской авиации.

Все снова организованные части базировались в южной Норвегии от Бергена до Кьевика и осуществляли прикрытие побережья от британской авиации. Исходя из этого, в то время, когда в июне потребовалось обеспечить истребителями так именуемое «Авиакомандование Киркенес» (Z.b.V. Kirkenes), которое сосредотачивалось в северной Норвегии для помощи наступления на Мурманск, то было нужно вырабатывать ещё одну истребительную группу IV./JG 77.

Bf109E-7 начальника эскадрильи 1./JG 77 обер-лейтенанта Хорста Карганико (Oblt. Horst Carganico), лето 1941 года. Заполярье было единственным участком советско-германского фронта, где самолёты люфтваффе летом 1941 года не несли жёлтых полос стремительного распознавания (реконструкция по прошлому фото, живописец Михаил Быков)

Для ускорения процесса в Киркенес послали готовые подразделения, в частности штабное звено эскадры ZG 76 и эскадрилью 1./JG 77. Помимо этого, на базе группы I./JG 77 экстренно формировались две новых эскадрильи, одна из которых, 14./JG 77, практически в канун войны начала переброску на север. Последней в том направлении отправилась 1.(Z)/JG 77, по окончании чего истребительная несколько купила окончательный вид.

С матчастью ещё весной было достаточно туго. В случае если 1.(Z)/JG 77 в январе-феврале была укомплектована Bf 110, взятыми из III./ZG 76, то по одномоторным истребителям были определённые неприятности. Но в первых числах Июня для перевооружения I./JG 77 начали прибывать новенькие Bf 109T-2, и вопрос с оружием частей, отправляемых на север, решился. К 21 июня в 1./JG 77 и 14./JG 77 числилось 34 Bf 109E, из которых, действительно, лишь 15 сперва считались исправными.

Это были Bf 109E-7, и модернизированные до этого стандарта более ранние Bf 109E-1, Bf 109E-3 и Bf 109E-4, исходя из этого утверждения, что самолёты группы собирали чуть ли не со свалки, не соответствует действительности.

Bf 110 (W.Nr.3761 «M8+YE») гауптмана Герхарда Шашке, Финляндия, Пори, июль 1941 года

В первую очередь июня самолёты неспешно перегоняли в Киркенес. Первыми с данной задачей совладали лётчики 1./JG 77, за ними последовали штабное звено ZG 76 и 14./JG 77, а последними перебазировались «церштереры» из 1.(Z)/JG 77. По различным данным, в «двухмоторных» подразделениях числилось 14–18 Bf 110С, Bf 110D и Bf 110E.

Итого, советским лётчикам противостояли три эскадрильи и отдельное звено германских истребителей, на вооружении которых было около 50 скоростных самолётов с пушечным оружием.

Первый сутки битв

Наступление на Мурманск планировалось на 29 июня, исходя из этого в первоначальный сутки войны процесс перебазирования с аэропортов южной Норвегии был в разгаре – завершить его планировалось только 28 июня. Громадной успехом для немцев стала установившаяся в районе Киркенеса нехорошая погода, которая закрыла главную германскую авиабазу от ударов советской авиации 23–24 июня.

«Час Х» для частей «Авиакомандования Киркенес» настал 25 июня, в то время, когда, в соответствии с директиве НКО и замыслу штаба ВВС СФ, все полки должны были ударить по аэропортам Киркенес, Петсамо и Рованиеми. Так как пробиться к Киркенесу не удалось, главными целями стали аэропорты Рованиеми и Луостари, причём, в случае если первый нападали только бомбардировщики 137-го СБАП, то на район Луостари обрушились главные силы советских ВВС в Заполярье.

Bf 110E-2 (W.Nr.3761) адъютанта начальника эскадры ZG 76 гауптмана Герхарда Шашке, август 1941 года (реконструкция по фото, живописец Александр Казаков)

Но и в начале утра 25 июня из-за нехорошей погоды советские самолёты не смогли пробиться в район Петсамо. Лишь начиная с 11:00 И-153 147-го ИАП начали наносить тревожащие удары по аэропорту Луостари и вторым целям в районе Петсамо. По окончании проведения доразведки по аэропорту начали работату СБ из 137-го СБАП и 72-го САП, а вечером к атакам подключились пушечные И-16 145-го ИАП.

В случае если в Рованиеми базировались только три разведчика Do 17P из отдельного звена «Лапландия» (F-Kette Lappland), то в Луостари уже перебазировались «Мессершмитты» из 1./JG 77. За целый сутки им не удалось результативно перехватить атакующих, но германские зенитчики были удачливее. Утром им удалось подбить И-153, что чуть дошёл до аэропорта, а около 17:00 сбить СБ из 137-го СБАП, целый экипаж которого (лейтенанты И.К. Кедун и Г.С.

Моргунов, сержант Б.А. Марков) погиб.

Через час накал действий советской авиации в районе Луостари достиг пика. Приблизительно в 18:00 над аэропортом показались пять И-16 тип 17, ведомые капитаном Зайцевым, и восемь «Чаек» 147-го ИАП. В этом случае избежать боя с истребителями люфтваффе с аэропорта Киркенес не удалось.

Начальник эскадрильи 145-го ИАП капитан (на фото уже майор) Александр Петрович Зайцев, замкомандира 3-й эскадрильи 147-го ИАП лейтенант (на фото лейтенант) Александр Захарович командир и Дудник звена 2-й эскадрильи 145-го ИАП лейтенант Сергей Николаевич Соколенков

На обратном пути был неожиданно атакован и получил тяжёлые повреждения И-153 помощника комэска лейтенанта А.З. Дудника, что был ранен в ногу и руку. Пулеметно-пушечные очереди с Bf 110 разбили маслобак и руль поворота, был прострелен винт, пробиты плоскости и фюзеляж, деформирован стабилизатор, перебиты лонжероны центроплана и фюзеляжа. По окончании вынужденной посадки недалеко от маяка у посёлка Мишукова самолёт списали.

Обрисованные повреждения показывают уровень стрелковой подготовки адъютанта начальника ZG 76 гауптмана Герхард Шашке (Hptm. Gerhard Schaschke), что вёл стрельбу позади слева и снизу. Советскому лётчику поразительно повезло: забери германский ас прицел чуть выше и левее – и выжить было бы фактически нереально.

Не обошлось без утрат и у группы капитана Зайцева: в том же районе в сражении на виражах был потерян И-16 тип 17, пилот которого лейтенант С.Н. Соколенков был ранен в плечо и обгорел, но сумел выброситься с парашютом. Советские лётчики заявили групповую победу над Bf 110, которая стала первой на счету 145-го ИАП, но не подтверждается германскими данными.

Данный бой совершила смешанная пара гауптмана Шашке Bf 110 и начальника звена эскадрильи 14./JG 77 лейтенанта Генриха Леша (Lt. Heinrich Lesch) на Bf 109, что и заявил победу над И-16 в 17:10 по берлинскому времени. Любопытно, что немцы вступили в манёвренный бой на виражах, в котором советским лётчикам не удалось реализовать ни численное превосходство, ни манёвренные качества собственных самолётов.

Это первенствовала встреча главных героев рассказа, и первый раунд остался за германским асом.

В полете Bf 110 гауптмана Шашке из штабного звена ZG 76 и Bf 109 лейтенанта Леша из 14./JG 77

Утраты частей 1-й САД на этом не закончились. У того же злосчастного маяка в Мишуково был сбит в воздушном бою (по некоторым данным, собственными зенитками) И-15бис младшего лейтенанта Н.Н. Чудинова из 147 ИАП, что погиб. При перелёте с аэропорта Ура-Губа в Шонгуй германским истребителем был сбит У-2 из того же полка, пилот младший лейтенант П.П. Ашмарин погиб.

Один И-16 145-го ИАП был сбит в воздушном бою чуть позднее, приблизительно в 19:00, его пилот начальник звена лейтенант П.Т. Варфоломеев на аэропорт не возвратился. С громадной долей возможности, все эти самолёты были сбиты гауптманом Шашке, что заявил четыре победы за сутки и стал асом, либо вторыми пилотами штабного звена ZG 76, правильных информации о победах которого за лето 1941 года не сохранилось.

Предстоящие события развивались быстро. Уже в светлую заполярную ночь на 26 июня ударные самолёты «Авиакомандования Киркенес» начали атаки на советские аэропорты. Воздушная война над Заполярьем собрала полные обороты: обе стороны вели активную разведку, пробовали атаковать аэродромы, срывать перевозки, действуя по ЖД станциям, скоплениям и портам армий, вести борьбу в воздухе.

Кровавый июль

Благодаря превосходства в качестве самолётов, подготовке личного состава и боевом опыте лётчикам люфтваффе и в последующие дни удалось нанести важный урон советской авиации, как на земле, так и в воздухе.

Так, 28 июня на аэропорте Африканда были стёрты с лица земли два и повреждены ещё четыре СБ 137-го СБАП, а на аэропорте Шонгуй – один И-16 145-го ИАП. 29 июня за два налёта в Ваенге сгорели два И-15бис и три И-16 72-го САП, один СБ 137-го СБАП, а ещё 16 самолётов взяли повреждения. По данной причине взявшая 26 июня 12 И-16 тип 24 и укомплектованная фактически до полного штата 4-я эскадрилья 72-го САП снова осталась с тремя исправными И-16.

2 июля в Шонгуе были стёрты с лица земли два И-16, в Африканде два И-15бис и один СБ, а на своевременном аэропорте Ура-Губа Bf 110 из 1.(Z)/JG 77 расстреляли шесть И-15бис. 2-я эскадрилья 147-го ИАП, в которой остался один боевой самолёт, фактически была стёрта с лица земли. 12 июля в Африканде были стёрты с лица земли четыре СБ 118-й отдельной разведэскадрильи, переброшенной из-под Ленинграда.

Слева адъютант начальника эскадры ZG 76 гауптман Герхард Шашке. Справа чаепитие на аэропорте Хебуктен, Герхард Шашке в центре

Советским лётчикам, не обращая внимания на постоянные налёты на германские аэропорты, успех за то же время улыбнулась лишь в один раз: 7 июля на аэропорте Киркенес бомбовым ударом был стёрт с лица земли один Bf 110, получили тяжёлые повреждения ещё один Bf 110 и один Ju 88.

Как и в первоначальный сутки активных военных действий, германские истребители, кроме того не имея численного превосходства, с радостью шли в манёвренные воздушные битвы, фактически в каждом из них сбивая советские самолёты. 27 июня недалеко от аэродрома Мурмаши 15 И-16 145-го ИАП и семь И-153 147-го ИАП столкнулись, по советским данным, с девятью Bf 109 и Bf 110, каковые сопровождали бомбардировщики. Германские истребители надёжно связали боем «чайки» и «ишаки», предоставит шанс своим подопечным отбомбиться и уйти без утрат.

С советской стороны был сбит И-16 ветерана советско-финской войны начальника звена 145-го ИАП лейтенанта И.Т. Мисякова, что погиб.

На следующий сутки в сражении девяти Bf 109 и двух Bf 110 (по советским данным) против 15 И-16 и 11 И-153 над Мурмашами был сбит один И-153 147-го ИАП, умелый начальник звена лейтенант Д.А. Ромась погиб, немцы ушли без утрат. В тот же сутки над Африкандой при отражении налёта был сбит и погиб начальник 4-й эскадрильи 147-го ИАП лейтенант Л.И. Иванов. Ветеран советско-финской войны, он отличился 26–27 июня, в то время, когда ему удалось сбить Hs 126 и подбить Ju 88.

Посмертно лётчик был удостоен звания Героя СССР. Сбил Иванова лучший в то время германский ас в Заполярье (10 побед) фельдфебель Хуго Дамер (Fw. Hugo Dahmer) из 1./JG 77.

Лучшие асы 1./JG 77 обер-лейтенант Хорст Карганико, фельдфебели Флориан Зальвендер (Florian Salwender) и Хуго Дамер, вручение Рыцарских крестов 30 июля 1941 года, аэропорт Луостари

1 июля в районе Петсамо германские истребители (по советским данным, до 14 Bf 109 и Bf 110) перехватили девятку И-15бис 2-й эскадрильи 72-го САП, штурмовавшую германские колонны. Несколькими атаками были сбиты четыре И-15бис, погибли капитан С.В. Чаричанский, лейтенанты Н.А. Лопухов и А.Г.

Горностаев.

11 июля на протяжении очередных налётов на советские аэропорты над Шонгуем состоялся бой между восемью И-16 145-го ИАП и группой германских истребителей (по советским данным, один Bf 110 и четыре Bf 109). Были сбиты и погибли начальник 1-й эскадрильи лейтенант М.И. его заместитель и Балашов лейтенант Н.И.

Позднышев – умелые лётчики, ветераны советско-финской войны.

13 июля гауптман Шашке и начальник 1./JG 77 обер-лейтенант Карганико (в соответствии с советским данным, германская несколько складывалась из четырёх Bf 110 и пары Bf 109) сбили взлетавшее с аэропорта Шонгуй звено И-16. Погиб награждённый орденом Красного Знамени ветеран советско-финской войны начальник звена лейтенант В.Г. Ишаков. и его ведомые младшие лейтенанты В.Г. Макаров и И.И. Шумеев.

Кроме того – дождавшись взлёта нескольких И-16 и И-153, немцы сбили ещё и «Чайку» 147-го ИАП (младший лейтенант Л.С. Герасименко погиб). Три победы заявил Шашке, четвертая досталась Карганико.

И-16 тип 5 (серийный №521416) из 3-й эскадрильи 145-го ИАП, поломанный на посадке 26 сентября 1941 года лётчиком младшим лейтенантом А.И. Чехловым. Если судить по фото, 145-й ИАП в июле 1941 года перешёл на числовую совокупность нумерации техники (реконструкция по фото живописца Александра Казакова)

17 июля немцы обрушились на все аэропорты советских ВВС в Заполярье: бомбы полетели на Шонгуй, Африканду, Мурмаши, Ваенгу-1 и Ваенгу-2. В Шонгуе были стёрты с лица земли один И-16 и один УТИ-4 145-го ИАП, в Ваенге-2 взяли повреждения восемь И-15бис 72-го САП. Немцы действовали достаточно большими группами, советские лётчики также поднимались в небо по 10–20 автомобилей в один момент, как правило не дав немцам действенно отбомбиться.

В одном из боев был подбит самолёт начальника 1.(Z)/JG 77 лейтенанта Феликса-Марии Брандиса (Oblt. Felix-Maria Brandis), которому было нужно сажать собственный Bf 110 на воду в Петсамо-фьорде. Сам Брандис спасся, а вот его стрелок погиб.

Любопытно, что в отражении налётов участвовали новенькие истребители МиГ-3, незадолго до полученные 145-м и 147-м ИАП (четыре и 13 самолётов соответственно). К сожалению, «МиГи» страдали массой конструктивных и технологических недочётов, исходя из этого большой роли не сыграли. При отражении налёта на Африканду в сражении погиб на МиГ-3 перегонявший самолёты начальник звена 159-го ИАП младший лейтенант Л.Н.

Евсеев.

19 июля при отражении налёта на аэропорт Ваенга-1 несколько 72-го САП (шесть И-16, два МиГ-3 и два И-15бис) пробовала перехватить Ju 88, но была контратакована германскими истребителями. Немцы сбили два И-16 и один И-15бис (лейтенант И.И. Черновол, младшие лейтенанты А.М. Петров и Н.Т. Кулаев погибли).

Ещё два И-16 были не легко повреждены. За данный успех немцам было нужно заплатить: пилоту 1.(Z)/JG 77 лейтенанту Клаппенбаху (Lt. Dietrich Klappenbach) было нужно сажать собственный Bf 110 на брюхо.

Экипаж забрали в плен, самолёт перевезли в Мурманск и выставили на общее обозрение, а победу засчитали лейтенанту Захару Сорокину, летавшему на МиГ-3.

Bf 110 (бортовой код LN+DR) лейтенанта Клаппенбаха из 1.(Z)/JG 77, выставленный в Мурманске

22 июля на протяжении атак на аэропорты флотская авиация лишилась двух МиГ-3 и одного И-153. Один «МиГ» попал на взлёте под бомбы (лейтенант И.И. Калугин), а второй был сбит в воздушном бою (лейтенант А.Е. Айрапетян) вместе с И-153 (лейтенант Е.Ф. Васильев).

Все трое лётчиков погибли. В тот же сутки при налёте на Африканду был сбит И-16 145-го ИАП. Его пилот младший лейтенант Н.К.

Шпота спасся, но лишь чтобы умереть на следующий сутки от огня германских зениток в районе Алакуртти.

24 июля снова пострадал Шонгуй: на земле был стёрты с лица земли три и повреждены ещё пять И-16 145-го ИАП. Не обращая внимания на то, что на отражение заблаговременно были подняты семь И-16 и четыре И-153, атаковать бомбардировщики не удалось. В сражении с истребителями (три Bf 110 и три Bf 109) был сбит И-153 147-го ИАП, погиб умелый лётчик лейтенант Е.С.

Крючков, имевший подтверждённую победу ещё в советско-финской войне.

24 июля отличились советские бомбардировщики, которым удалось стереть с лица земли на аэропорте Хебуктен один He 111 из эскадры KG 26 и повредить один Bf 109, но на обратном пути «Мессершмитты» сбили один СБ. В ответ немцы стёрли с лица земли в Ваенге-1 один ДБ-3Ф и повредили СБ, но и в данной ситуации советским истребителям удалось сбить Ju 88. Фактически в один момент семью Bf 110 и Bf 109 (по советским данным) был атакован аэродром Шонгуй. В сражении был сбит МиГ-3 лётчика-инспектора ВВС СФ майора Ф.А.

Груздева, что взял тяжёлое ранение.

ЛаГГ-3 (серийный №3121359) начальника 2-й эскадрильи 145-го ИАП капитана А.П. Зайцева, разбитый в аварии 29 августа 1941 года и ЛаГГ-3 (серийный №3121356) замкомандира 2-й эскадрильи 145-го ИАП лейтенанта В.П. Янчевского, разбитый в аварии 26 августа 1941 года (реконструкция по фото из аварийных актов, живописец Александр Казаков)

Спустя семь дней немцы возвратятся к Шонгую, но сейчас технический состав 145-го ИАП собрал 15 ЛаГГ-3 3-й и 4-й серий, взятых с горьковского завода №21. Лётчики приступили к их освоению, фактически параллельно применяя «ЛаГГи» в битвах.

какое количество верёвочке не виться…

4 августа около 17:05 к аэропорту Шонгуй подошли, по советским данным, четыре Bf 110 и девять Bf 109 – вероятнее, это число завышено. На перехват была поднята тройка И-16, а после этого четыре ЛаГГ-3. В последующем 40-минутном воздушном бою германские лётчики заявили шесть побед, а советские три (Bf 110 и два Bf 109).

В конечном итоге капитану Зайцеву удалось подбить Bf 110E-2, пилот которого гауптман Шашке погиб при вынужденной посадке, а стрелок-радист унтер-офицер Михаэль Виттман (Uffz. Michael Wittman) был не легко ранен и позднее погиб.

Обломки «Мессершмитта» Bf 110 гауптмана Шашке. Шонгуй, 4 августа 1941 года

Немцы также завысили собственные удачи, но им удалось сбить один И-16 и три ЛаГГ-3. На И-16 был сбит ветеран советской-финской войны, награждённый орденом Красной Звезды, лейтенант Л.Н. Звягин. В кабинах двух «ЛаГГов» погибли замкомандира эскадрильи лейтенант Н.В. адъютант и Пискарев эскадрильи лейтенант Н.А. Шелухин. Удалось сохраниться только ещё одному лётчику «ЛаГГа» лейтенанту М.П. Старкову, что выпрыгнул с парашютом.

Погибшему Шашке немцы засчитали 21-ю и 22-ю победы над двумя ЛаГГ-3.

Шашке был далеко не первым германским лётчиком, сбитым в небе Заполярья, но победа над асом конкретно над аэропортом дала руководству 145-го ИАП хороший предлог для поднятия боевого духа собственных бойцов. По солидному же счёту, принципиально в действиях сторон ничего затем не поменялось. Учитывая, что из вылета в тот же сутки не возвратился на ЛаГГ-3 ещё и лейтенант С.Н.

Соколенков, численность только что прибывших новейших истребителей практически за сутки уменьшилась на треть.

Летчики 145-го ИАП, погибшие в сражении 4 августа 1941 года. Слева направо: начальник звена лейтенант Лев Николаевич Звягин, замкомандира эскадрильи лейтенант (на фото лейтенант) Николай Владимирович Пискарев, адъютант эскадрильи лейтенант Николай Александрович Шелухин

Однако, вторая встреча гауптмана Шашке и капитана Зайцева окончилось однозначной победой последнего. Летом 1941 года советские авиаторы в Заполярье с трудом сдерживали натиск люфтваффе. Так, в 145-м ИАП к 1 августа осталось 25 И-16 (14 исправных), в 147-м ИАП – 19 И-153 (16 исправных) и пять И-15бис (четыре исправных). Если бы не поставки в июле 17 МиГ-3 и 15 ЛаГГ-3, положение стало бы критическим.

Но в случае если численный состав был фактически восстановлен, то уровень качества поступивших автомобилей было на большом растоянии от совершенного – кинуть вызов техническому превосходству люфтваффе так же, как и прежде не представлялось вероятным. В истории 145-го ИАП без обиняков записано:

«Первые серии самолёта ЛаГГ-3 имели много производственных дефектов и недоделок. Благодаря этого боевая работа на этих самолётах не дала должного результата…»

Ценой больших потери армейские и флотские лётчики-истребители не разрешили немцам завоевать господство в воздухе. Они делали много вылетов, атакуя аэродромы, ведя разведку, сопровождая ударные самолёты и закрывая аэропорты. Самым же главным была помощь наземных армий. Если бы не эти упрочнения, то не факт, что частям 14-й Армии удалось бы не пропустить немцев к Мурманску и Кировской железной дороге.

Судьбами умелых лётчиков довоенной выучки советское руководство расплачивалось за отставание в производстве новых самолётов, менее обеспечение и совершенную организацию. Увы, но в той ситуации другого выхода просто не было.

Два капитана

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: