Дротик номер 408

      Комментарии к записи Дротик номер 408 отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

65 лет назад, 26 ноября 1951 года в первый раз поднялся в воздух первый прототип британского тяжелого двухместного истребителя Глостер Джавелин (Javelin – дротик). Самолет предназначался для перехвата советских бомбардировщиков в любое время и в произвольных погодных условиях с наведением на цель при помощи бортового радара. В то время это была очень передовая и перспективная машина, и вдобавок более идеальной она стала во второй половине 50-ых годов двадцатого века, в то время, когда ее, кроме пушек, оснастили четырьмя самонаводящимися ракетами Файрстрик класса воздух-воздух.

В 1955 году Джавелин приняли на вооружение и запустили в серию, собрав в общем счете 505 экземпляров, из них 265 – в ракетных модификациях. Не обращая внимания на таковой успех, Джавелин стал последним изделием некогда известной компании Глостер Эйркрафт Компани, выстроившей первый турбореактивный самолет и первый серийный реактивный истребитель государств антигитлеровской коалиции. В первой половине 60-ых годов двадцатого века она разорилась и была включёна в состав авиастроительного концерна Хаукер Сиддли Эвиэйшн, что со своей стороны прекратил существование в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

Джавелины базировались на Западной Германии и территориях Великобритании. Эскадрильи этих перехватчиков находились на боевом дежурстве до 1969 года, в то время, когда Дротик сняли с оружия в связи с возникновением новых автомобилей с более высокими летными чертями. Слава Всевышнему, холодная война так и не переросла в тёплую, а потому вступать в настоящие битвы им не довелось.

Дротик номер 408

Первый прототип Джавелина в полете. вооружение и Радар еще не установлены

Первая серийная модификация FAW Mk.I

Модификация FAW Mk.7 – самая крупносерийная версия Джавелина, тиражированная в 142 экземплярах

FAW Mk.7 на аэродромной стоянке

В дополнение к сообщённому увижу, что с Джавелином я в первый раз познакомился еще во второй половине 70-ых годов двадцатого века, но только через несколько лет я узнал, что это таки был Джавелин. Дело в том, что в тот год на прилавках советских магазинов игрушек внезапно показалось много разнообразных сборных моделей самолетов, совсем не похожих на отечественную авиатехнику. Самолеты эти имели весьма необычные заглавия: Индекс 157, Индекс 170, Индекс 204, Индекс 363 и т.д.

Никакой других данных о них ни на коробках, ни на руководствах по сборке не было.

Тогда я приобрел, склеил и поставил на полку модель большого реактивного самолета с треугольным крылом, на коробке которого значилось, что это Индекс 408. Позже, сравнивая очертания модели с фото в изданном под грифом ДСП справочнике по зарубежной авиации, что мне дали почитать на несколько дней, я опознал машину, а заодно и многие другие индексы. И вдобавок позднее, уже во времена гласности, выяснилась обстоятельство маскарада.

И она была столь же идиотской, как и практически всё, что происходило в брежневском СССР.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века советская экспортно-импортная контора Новоэкспорт закупила у британской компании Фрог многочисленную партию оборудования для производства пластмассовых сборных моделей, а также – прессформы для отливки комплектов заготовок свыше сотни разных моделей самолетов и приблизительно десятка судов. В те времена коллекционирование таких моделей было весьма популярным хобби, но в СССР они пребывали в постоянном недостатке. Массовым выбросом на прилавки экс-фроговских моделей проблему недостатка, хотя бы в этом сегменте рынка, сохраняли надежду решить.

Однако тут же всплыл щекотливый нюанс: практически все модели Фрога воспроизводили западную технику, в первую очередь – британскую и американскую. И кто-то из влиятельных капээсэсовских функционеров, с запозданием определив о сделке, возразил: Как же так?! Советские дети будут собирать боевых кораблей и модели самолётов агрессивного блока НАТО! Это возмутительно! Это идеологическая диверсия!

Запрещено пропагандировать вражескую бронетехнику, а тем более – среди молодежи! Как ни необычно, это возмущение отыскало помощь в партийных верхах. Разумеется, в том месте действительно думали, что ребёнок, склеивший модель английского, американского либо французского самолета, тут же превратится в антисоветчика.

В это же время, деньги за прессформы были уплачены, и деньги большие, в валюте, отменять сделку было поздно. Тогда нашли соломоново ответ: модели все-таки разрешить войти в продажу, но анонимно, без указания их прототипов, размещая на невзрачных коробках легко некие абстрактные индексы, или показывая функциональное назначение автомобили – истребительна данный момент;, бомбардировщик, разведчик и т.п.

И нужно заявить, что в условиях металлического занавеса и контроля над информацией это частично сработало. Большая часть людей, бравших и собиравших модели в СССР на закате брежневской эры, не знали, что они собирают!

Самое потрясающее, что в безымянном оформлении выпускались кроме того модели пассажирских самолётов и лайнеров 20-30 годов прошлого века, и – времен Второй мировой. Остается только предпологать, какую идеологическую диверсию углядели советские чиновные дебилы в древних Спитфайрах, Мустангах, Хэллкетах либо в самолете Бристоль-138, что во второй половине 30-ых годов двадцатого века установил всемирный рекорд высоты.

Наряду с этим часть моделей выпускалась в экспортном выполнении, для продажи за предел. Они оформлялись совсем по-второму: их паковали в броские, красочные коробки с надписями на британском и непременным указанием – какой как раз самолет воспроизводит эта модель. Вдобавок, в коробки помещали комплекты декалей (переводных картин) с другими эмблемами и опознавательными знаками, каковые должны были наноситься на модель по окончании сборки. В моделях для внутреннего потребления их не было.

А на нижней стороне коробок, каковые в советском варианте представляли собой несложную картонку, у экспортных моделей печатали прекрасные цветные руководства по размещению и окраске декалей.

Любопытно, что модели для внутреннего и внешнего рынка делали и упаковывали на одних и тех же фабриках и в одних и тех же цехах. Очевидно, экспортные модели деятельно разворовывались, а позже всплывали на тёмном рынке, где их реализовывали из-под полы по стоимостям, в 5-10 раз превышавшим магазинные стоимости их советских аналогов. Иногда крали и реализовывали лишь корбки и декали, поскольку саму пластмассу возможно было приобрести в любом Детском мире.

По-моему, в данной абсурдистской истории с моделями, длившейся впредь до конца 80-х, как в маленькой капле воды отразился громадной лицемерие и маразм позднесоветской идеологической совокупности. Такая совокупность непременно должна была упасть.

Модель Джавелина в изначальной британской упаковке компании Фрог

В таком виде она продавалась в Советском Альянсе

А это экспортная коробка, почувствуйте отличие

источник: http://vikond65.livejournal.com/566164.html

1969 Dart 408 STROKER! 11.76 1/4 Mile Pass

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: