Дополнение к части v: гидроавиатранспорт для эскадры «двина».

      Комментарии к записи Дополнение к части v: гидроавиатранспорт для эскадры «двина». отключены

У меня тут идея в далеком прошлом бродит, как переиграть Моонзундскую операцию, нанеся максимальный урон немцам, хоть мало их попридержать. Наряду с этим задействовать дредноуты, но основное, дабы 10 германских линейных кораблей и линейный крейсер не перетопили их как котят. И во придумал. К тому же и «Памяти Азова» новую судьбу дал.

Само сражение распишу подробней позднее, а до тех пор пока про сам эскадренный аэротранспорт.

События августа 1915 года продемонстрировали, что, не обращая внимания на все ухищрения руководства БФ, германский флот не покинет попыток прорваться в Финский и Рижские заливы. И битвы 8-19 августа по сути были лишь репетицией полномасштабного вторжения.

Кроме этого было ясно, что линейный флот не имеет возможности бороться с новыми линейными кораблями кайзеровского флота в открытом бою по нескольким обстоятельствам:

  • Балтфлот имел всего 4 дредноута и 4 устаревших эскадренных броненосца, что было очевидно не хватает, а сильные линейные крейсера, каковые в полной мере соответствовали лучшим линейным судам Германии, задерживались с постройкой надолго;
  • Опробования 1911 года продемонстрировали на недостаточную броневую защиту линейных кораблей типа «Севастополь», что не имело возможности не вызывать опасений.

Но у отечественных линейных кораблей были и преимущества: в частности, 12-орудийный залп каждого корабля из 12-дюймовых орудий на дальность до 23 км, тогда как большая часть германских орудий имели массу снаряда и меньшую дальность при похожей скорострельности. Именно на этом решили сыграть в МГШ. А чтобы поражать соперника на громадных расстояниях и с большей точностью, его нужно лучше видеть и знать результаты собственной стрельбы.

Для этого решили применять уже отработанную совокупность корректировки стрельбы с воздуха.

Но все замечательно осознавали, что ТТХ самолетов не разрешат пребывать неизменно над эскадрой, а аэростаты и дирижабли через чур подвержены влиянию погодных условий, да и являются красивой мишенью для средств и авиации противника ПВО.

В итоге остановились на первом варианте, но для его осуществления требовался гидроавиатранспорт, притом более идеальный и быстроходный, чем входящая в состав флота «Орлица».

На совещании МГШ от 12 декабря 1915 года были сформулированы следующие требования к новой авиаматке:

  • Скорость хода не меньше 16 узлов, дабы функционировать в составе линейной эскадры;
  • Высокая боевая устойчивость, достаточная для выдерживания близкого падения крупнокалиберного боеприпаса, потому, что корабль имел возможность появляться в зоне действия ответного огня;
  • Численность авиагруппы не меньше 7 автомобилей различных типов. Наряду с этим очень указывалось на скорость подготовки самолетов к взлету;
  • Оружие сократить ПМК.

Отыскать судно, подходящее для переоборудования, выяснилось достаточно сложно. Многие мобилизованные пароходы не доходили по скоростным качествам, а вот выдержать близкий разрыв 305-мм боеприпаса из гражданских судов не имел возможности никто. Тогда в полной мере резонно отыскали в памяти про устаревшие боевые суда.

Но по сути всем требованиям соответствовали лишь учебное судно «Двина» (бывший броненосный крейсер «Память Азова») и ветхий учебно-артиллерийский корабль «Император Александр II»; действительно, последний было нужно бы разоружать, да и скорость в 13,5 узлов была очевидно недостаточной. Тогда остановились на «Двине», при том что она выполняла роль плавбазы британских подводников и, по сути, не несла никакой боевой ценности.

Дополнение к части v: гидроавиатранспорт для эскадры «двина».

Учебное судно «Двина»

Британцев и русский технический персонал выселили на ветхий крейсер «Рында» (джентльмены были не в восхищении), а «Двину» в марте 1916 года поставили в ремонт на Новом Адмиралтействе.

Автомобили появились в достаточно хорошем состоянии, корпус кроме этого не вызывал важных нареканий. Но все же все механизмы были перебраны, первую трубу объединили со средней, дабы разместить более вместительный носовой ангар, кроме этого организовали новый ходовой мостик.

Устройство помещений для гидросамолетов выяснилось также не самой несложной задачей из-за изюминок корпуса. В носовой части установили особые подпорки, дабы сохранить ширину ангара в 11 метров при длине в 24 метра (в этом ангаре собирались разместить новые в то время истребители-гидросамолеты М-12 числом 3 штук). А сзади ангара установили кран для подъёма и спуска самолетов.

Кормовой ангар размером 37 на 14 метров был способен вместить до 4 новых гидросамолетов-разведчиков М-15, еще один имел возможность размешаться на подготовительной площадке сзади ангара. Данный громадный ангар был оборудован уже двумя кранами, сзади кормовой трубы и за подготовительной площадкой.

Кстати, сами ангары были фактически однотипные с переоборудованным в также время гидрокрейсером «Ангара»: металлические с люком в передней либо задней части крыши ангара. Передвижение по ангару обеспечивалось на вагонетках.

Но и это было не все: новый гидроавиатранспорт выделялся еще одной изюминкой – гидравлическим самолетоподъемником, что нужен был для подачи самолетов (до 3 штук) из нижнего ангара (трюмного, как значился он в документах той поры), в том месте же размешались авиамастерские.

Схема эскадренного воздушного транспорта «Двина» и гидравлического самолетоподъемника

Действительно, обустройство для того чтобы ангара без шуток ухудшило бытовые условия экипажа, потому, что он занимал часть офицерских кают и кубриков в течении двух твиндеков; но долгих переходов на этом корабле не планировалось (угольные ямы, как и на учебном судне, вмещали всего 650 т угля), исходя из этого это посчитали приемлемым (большая авиагруппа составляла 11 самолетов), тем более дополнительные кубрики оборудовали на бывшей батарейной палубе.

Не все легко было и с оружием: часть участников МГШ потребовала ни большое количество ни мало – установить 6 х 152-мм орудий за счет еще большего стеснения экипажа, но здравый суть восторжествовал и в итоге корабль взял по одному 102-мм орудию в носовой и кормовой части и по две бортовые 75-мм пушки, потому, что никто его не собирался использовать раздельно от судов охранения.

переоборудование и Ремонт затянулось до декабря 1916 года, и в апреле 1917 года на мерной миле ветхий крейсер выдал 16,8 уз (сказалось уменьшение водоизмещения за счет снятого еще в 1911 году оружия). Полгода, не обращая внимания на сотрясающие страну потрясения, корабль вместе с обеими бригадой крейсеров и 1 бригадами линкоров отрабатывал вопросы сотрудничества; для этого суда перевели в Ревель, где было меньше влияние разных политических группировок.

Эскадренный гидроавиатранспорт «Двина» на опробованиях, апрель 1917 г.

Тогда же показалась идея установить в носовой части наклонную летную палубу, что сократило бы время взлета истребителей (гидросамолеты должны были стартовать с тележки и садиться на воду, а вот сухопутным истребителям приходилось искать аэропорт либо кроме этого пробовать сесть в море, что фактически неизбежно приводило к утрата самолета), но грянул Моонзунд.

Действия русского флота в операции требуют отдельного рассказа, но достаточно заявить, что благодаря как раз самолетам с «Двины» удалось силами первой линейной бригады нанести урон линкорам «Маркграф», «Кениг» и «Кронпринц» (лишь последний в итоге смог выйти из ремонта до завершения войны), наряду с этим серьёзно пострадал лишь линейный корабль «Полтава» (в ремонте до 1922 года).

Эскадренный гидроавиатранспорт «Двина» на октябрь 1917 года.

Не смотря на то, что немцам удалось пробраться в Рижский залив, а сухопутным армиям занять Моонзундскую позицию, предстоящее продвижение германских армий было остановлено и большинство акватории Финского залива остались под контролем русского флота.

По окончании 1918 года «Двина», которой по требованию революционных матросов вернули наименование «Память Азова», пребывала в вялотекущем переоборудовании в авианесущий корабль с носовой взлетной палубой, которое закончилось лишь в ноябре. Во флоте, не обращая внимания на все попытки нового правительства, был шатания и разброд, с трудом удалось остановить убийства офицеров и вернуть хоть какое-то подобие дисциплины.

Но все же в декабре был произведен первый взлет с палубы движущегося корабля на истребителе «Ньюпорт 17». В течении двух месяцев данный опыт повторили еще 4 раза.

Гидроавиатранспорт «Память Азова» по окончании переоборудования

Но скоро дезертирство на флоте дошло до для того чтобы предела, что корабль было нужно опять передать подводным силам в качестве плавбазы. На корабле просто не осталось личного состава кроме того для несения вахты, все лояльные офицеры и нижние чины были переведены на действующую дивизию Балтийского моря.

Но ветхому крейсеру опять «повезло» – он стал единственным кораблем, что без шуток пострадал по окончании того, как англичане решили звучно хлопнуть дверью, ударив корабли Балтфлота под видом германских моряков, не смирившихся с поражением в войне (действительно, сделали они это неумело). 19 августа 1919 года при атаке британских торпедных катеров плавбаза взяла торпедное попадание и затонула в гавани Кронштадта. В декабре 1923 года корабль был поднят и разобран на металл.

Плавбаза «Память Азова» по окончании торпедирования в Кронштадте.

Так закончилась карьера корабля, что поучаствовал в битвах уже на излёте собственной жизни, но опыт сотрудничества с авиации с флотом, как и взлет с палубы, был в будущем пользуется спросом.

Part 2 — History of Julius Caesar Audiobook by Jacob Abbott (Chs 7-12)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: