Добрый доктор гаспар

      Комментарии к записи Добрый доктор гаспар отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Ровно 200 лет назад, 30 мая 1816 года врач богословия Хосе Гаспар Родригес де Франсия получил титул постоянный главный правитель Республики Парагвай, став первым из великих латиноамериканских диктаторов. На континенте еще шла национально-освободительная война против испанских колонизаторов, а в Парагвае уже установился тоталитарный режим, последствия которого ощущались впредь до конца ХХ века.

Франсия появился 6 января 1766 года в семье местной офицера-аристократки и отставного артиллериста с индейскими корнями. Взяв хорошее образование в Кордовском университете, куда он поступил в 15 лет, Франсия уже к 20 годам обзавелся дипломом врача теологии. Но церковная карьера его не прельщала. Продвинувшись на административном поприще, Франсия в 1809 году занял должность мэра (алькальда) Асунсьона – столицы одной из провинций вице-королевства Рио-де-ла-Плата.

Кроме Парагвая, в эту огромную колонию входили территории нынешней Аргентины, Уругвая и Боливии.

В 1811 году Франсия стал генсеком Главной хунты, возглавившей Парагвай по окончании изгнания испанского губернатора. Но уже через два года хунта была распущена, часть ее участников – арестована, а все властные полномочия сосредоточились в руках двух консулов – Франсии и Фульхенсио Йегроса. Еще через два года контролируемый Франсией парламент лишил Йегроса полномочий.

Франсия начал править единолично, а в 1816 году заявил себя “постоянным главным правителем” с фактически бесконтрольной и неограниченной пожизненной властью. В обиходе данный титул в большинстве случаев уменьшали до одного слова “Главный” – El Supremo. Парламент формально существовал , но впредь до смерти диктатора он не созывался ни разу.

В первой половине 20-ых годов XIX века было заявлено о раскрытии широкого заговора против Франсии во главе с Йегросом и бывшими участниками хунты. 68 настоящих либо мнимых заговорщиков скоро был казнены (Йегрос провел остаток своих дней за решоткой, не дожив до казни), и вдобавок около 400 человек приговорили к высшей мере наказания.

Сначала правления Франсия усиливал собственную диктатуру очень брутальными способами. Контроль за судьбой народа приближался к абсолюту. осведомители и Многочисленные агенты тайной полиции везде выискивали крамолу, процветала совокупность общего доносительства, страну опутывали сети обоюдной слежки.

Мельчайшего подозрения в неблагонадежности хватало, дабы без суда послать человека на бессрочную каторгу либо лишить имущества и вместе с семьей выслать в отдаленный регион. А иногда люди, привлекшие внимание полиции, бесследно.

Высокообразованных и начитанных людей диктатор опасался. Любого человека с образованием выше начального он обвинял в вольнодумстве, исходя из этого уже в первой половине 20-ых годов XIX века в Парагвае упразднили средние и университет учебные заведения. Остались только те, в которых обучение сводилось к урокам чтения, письма, баз математики и идеологической накачке.

Франсия думал, что основной задачей школьного образования есть воспитание в детях патриотизма, готовности и дисциплины подчинять собственные устремления заинтересованностям страны. Эти идеи он сформулировал в написанном им “Политическом катехизисе”, что употреблялся в школах в качестве учебного пособия. А дабы как возможно больше людей имели возможность постичь “Катехизис” и другие подобные тексты, начальное образование в Парагвае стало необходимым, действительно, лишь для мальчиков.

Еще одной изюминкой правления Франсии являлась борьба с католической церковью, к которой он, не обращая внимания на собственный богословское образование, испытывал острую неприязнь, возможно, видя в ней соперника. В 1819 году из страны выслали епископа, назначенного Ватиканом, а на его место Франсия поставил собственного назначенца, присвоив ему титул главного викария.

В первой половине 20-ых годов XIX века по его приказу в Парагвае закрыли монастыри, церковные школы, духовные семинарии и запретили деятельность религиозных орденов. Этим же декретом в стране вводился гражданский брак.

После этого последовали конфискация и массовые аресты священников церковного имущества в пользу страны. Репрессированное духовенство заменили госслужащие в рясах. В итоге церковь Парагвая превратилась в госструктуру по агитационной обработке населения, тесно сотрудничавшую с полицией.

Определив о таких “реформах”, папа отлучил Франсию от церкви, но “главный” не обратил на это никакого внимания.

Попутно в том же 1824 году были ликвидированы органы народного самоуправления, а вся власть на местах перешла к правительственным госслужащим. Во второй половине 20-ых годов девятнадцатого века под запрет попали публичные организации, и собрания, шествия и каждые другие публичные мероприятия, не считая организованных властями.

Во внешней политике Франсия придерживался опоры и принципов изоляционизма на личные силы. Экспортно-контакты и импортные операции с чужестранцами неспешно свелись к нулю, но всячески поощрялось внутреннее производство. С 1823 года для внешней торговли был открыт единственный портовый город Итапуа, находившийся на пограничной с Бразилией реке Парана, причем вести эту торговлю имели возможность только его обитатели, взявшие особые правительственные лицензии.

В них указывалось, что данному гражданину дано торговать с чужестранцами, потому, что он – “хороший слуга отечества и целиком и полностью предан святому делу свободы”. Во второй половине 20-ых годов XIX века закрылась и эта отдушина, а “металлический занавес” около Парагвая стал всецело непроницаемым.

Пересечение границы в обоих направлениях потребовало личного разрешения диктатора, взять которое было практически нереально. А попытки самовольно покинуть страну приравнивались к измене родине и карались смертной казнью. Кроме этого запрещалась ввоз и международная переписка в страну любой печатной продукции, за исключением книг, предназначенных для личной библиотеки тирана.

Картину довершало отсутствие дипотношений и консульских связей с какими-либо странами. Некое время в Асунсьоне был бразильский консул, но, во второй половине 20-ых годов XIX века его депортировали в один момент с прекращением торговли в Итапуа.

Перемещения людей в стране также пребывали под строгим контролем: ни один парагваец не имел права поменять место жительства без разрешения правительства, даже в том случае, если его жилье воображало собой тростниковую хижину. Для совершения поездок между городами требовались особые пропуска.

Более того, официальное разрешение правительства требовалось для женитьбы, причем жившим в стране потомкам испанских колонистов разрешалось вступать в брак лишь с представителями местных индейских племен. Таким методом “главный” собирался всецело ассимилировать испанский этнический элемент, создав единый интернациональный парагвайский народ. В значительной степени это ему удалось.

Экономика Парагвая при Франсии основывалась на государственной собственности и централизованном планировании на средства производства. Еще на заре правления он “раскулачил” больших землевладельцев, сосредоточив в собственных руках 98% плодородных земель и пастбищ. Потом на этих территориях были созданы 64 больших казенных сельхозпредприятия с прикрепленными к ним работниками, официально названные “поместьями отчизны”.

Они трудились по спускаемым сверху разнарядкам и планам, поставляя собственную продукцию стране по национальным закупочным стоимостям. В будущем эта продукция централизованно распределялась среди населения в соответствии с установленными нормами.

Кроме этого существовали крестьяне-единоличники, трудившиеся на почвах, снятых в аренду у страны за символическую плату. Но и они были обязаны выращивать то, что прикажут, сдавая часть урожая в государственный фонд, а другое – реализовывать на рынке по стоимостям не выше установленного максимума. Подобным образом была организована деятельность промышленных мануфактур, ремесленных артелей и мастерских.

На стройках обширно употреблялся принудительный труд заключённых-и негров рабов.

В личной жизни Франсию отличал демонстративный аскетизм. Он наряжался в простое платье, питался умеренно, не пользовался дорогими вещами, не принимал подарков, не строил себе дворцов и отказался приобретать финансовое жалованье, которое ему в принципе не требовалось, потому, что всё в стране практически и без того принадлежало ему.

Добрый доктор гаспар

Принято вычислять, что в народе Франсия пользовался искренней любовью и непререкаемым авторитетом. В полной мере возможно, что именно так и было, учитывая, что целое поколение парагвайцев выросло в условиях изоляции и тотальной индоктринации. Эти люди не воображали себе иного существования, не считая размеренной жизни под умной и заботливой властью диктатора, а о свободах и гражданских правах они просто не имели понятия.

В официальную историю Парагвая Франсия вошел как “папа нации” и “великий вождь”.

Эра “Главного” закончилась в первой половине 40-ых годов девятнадцатого века, в то время, когда 74-летний тиран погиб, по официальной версии – от пневмонии, простудившись на протяжении речной прогулки. Возможно заявить, что за время его правления Парагвай был наглухо “законсервирован”, а большинство его обитателей – низведено до положения рабочих муравьев. Эта “консервация” проявлялась кроме того во внешнем виде правителя.

Всю жизнь он носил обувь и одежду одного фасона времен его юности и заплетал волосы в косу с лентой по в далеком прошлом ушедшей моде.

источник: http://vikond65.livejournal.com/487555.html

Три толстяка

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: