Дистанционно-управляемая танкетка sd.kfz. 304 «springer»

      Комментарии к записи Дистанционно-управляемая танкетка sd.kfz. 304 «springer» отключены

Дистанционно-управляемая танкетка sd.kfz. 304 «springer»

Столкнувшись с глубоко эшелонированной обороной войск СССР, прикрытой огромным числом минных полей, германская армия начали искать метод стремительного проделывания проходов в них. Простые катковые и ударные цепные танковые тралы, обширно распространенные в армиях союзников, как ни необычно, не нашли у немцев применения. Вместо этого они создали и применили последовательность куда более сложных и экзотических средств разминирования.

Столкнувшись с глубоко эшелонированной обороной войск СССР, прикрытой огромным числом минных полей, германская армия начали искать метод стремительного проделывания проходов в них. Простые катковые и ударные цепные танковые тралы, обширно распространенные в армиях союзников, как ни необычно, не нашли у немцев применения. Вместо этого они создали и применили последовательность куда более сложных и экзотических средств разминирования.

Одним из первых германских самоходных саперных средств стал катковый трал, созданный в первой половине 40-ых годов XX века.

За его базу был забран броневой корпус устаревшего легкого танка PzKpfw 1 с двумя 7,92-мм пулеметами во вращающейся башне, перемещённой к правому борту шофер размещался в корпусе слева. Но вместо гусениц трал передвигался на двух ужасного размера опорных катках, под которыми и должны были взрываться мины. Для повышения удельного давления на грунт (1,9 кг на кв. см) на каждом катке на шарнирах крепилось по 10 опорных платформ.

Они же служили для продления ресурса ходовой части — поврежденные взрывами платформы заменялись новыми, что не потребовало смены всего катка. Не считая двух передних (ведущих) катков позади на удлиненном корпусе трала устанавливался еще один — меньшего размера (управляемый), снабженный 11 платформами и снабжавший траление зазора между ведущими катками (неспециализированная ширина полосы траления составляла 1,9 метра). Ходовая часть не имела рессор.

Двигатель мощностью 300 л. с. установлен поперек корпуса в средней части трала. Силовая передача механическая. Скорость по шоссе — 15 км/ч, запас хода составлял всего 30 км.

Бронирование лобовой части корпуса достигало 40 мм, башни — до 20 мм. Экипаж два человека. Была выпущена умелая партия таких тралов, но на вооружение они не приняты: громоздкая, слабо бронированная,тихоходная и ненадежная машина служила через чур хорошей мишенью для насыщенной противотанковыми средствами обороны соперника. Помимо этого, взрывы мин с высокой возможностью имели возможность привести к ходовой части трала, а уж сказать об их шокирующем действии на экипаж вовсе не приходится.

Не смотря на то, что это и был один из первых специальных Катковых танков-тральщиков, необходимо было искать средство его замены. В отыскивании решения проблемы немцы, которых, как мы знаем, не пугали нестандартные технические ответы, обратились к идее дистанционно управляемых инженерно-саперных средств.

Первыми из них стали так именуемые «гусеничные сухопутные торпеды» В 1а и В lb, обозначенные неспециализированным шифром «Goliath» (упоминание об этом библейском гиганте должно было зашифровать подлинные миниатюрные размеры нового тайного оружия). Совокупности взяли армейское обозначение Sd.Kfz. 302 и Sd.Kfz.

303 соответственно и отличались друг от друга способом и двигателем крепления взрывного заряда (на примере В 1а контейнеры с взрывчаткой возвышались над корпусом заметным издали «горбом», на более позднем варианте он был плоским). В базе нового оружия лежали трофейные французские образцы «Kegresse». В соответствии с предполагаемой концепции применения, «Голиафы» должны были употребляться в качестве управляемого противотанкового средства и для разрушения инженерной обороны.

304 «Springer» title=Дистанционно-управляемая танкетка Sd.Kfz. 304 «Springer» /

304 «Springer» title=Дистанционно-управляемая танкетка Sd.Kfz. 304 «Springer» /

304 «Springer» title=Дистанционно-управляемая танкетка Sd.Kfz. 304 «Springer» /
Габариты Sd.ICfz. 302: протяженность — 1,5 м, ширина — 0,85 м, высота — 0,56 метра. Боевая масса 370 кг, включая 60-килограммовый заряд ВВ. Танкетка приводилась в перемещение двумя электродвигателями компании «Bosch» мощностью по 2,5 кВт, трудившимися от аккумуляторных батарей.

Силовая установка снабжала машине большую скорость 10 км/ч и запас хода всего в 1,5 км (от 5 до 8 иищт независимого хода).

Sd.ICfz. 303 отличалась пара громадными размерами: протяженность — 1,63 м, ширина — 0,9 м, высота — 0,62 метра. Боевая масса возросла до 430 кг, а вес транспортируемого заряда взрывчатки — до 75 кг (на автомобилях последних серий -до 100 кг). В связи с совсем неудовлетворительным радиусом действия первого варианта танкетки В lb оснащали двухтактным карбюраторным двигателем «Zundapp» SZ7 рабочим количеством 703 куб. см, развивавшим мощность 12,5 л. с. при 4500 об/мин.

Мотор был позаимствован у военного мотоцикла и разрешал танкетке развивать скорость до десяти километров/ч. Запас хода возрос до семи километров. В трансмиссию была введена двухскоростная коробка передач (2+1).

Машина серийно выпускалась с 1943 года с целью замены «телеторпед» первой серии, но всецело накопившихся неприятностей не решила.

Ходовая часть «Голиафа» выполнялась по схеме британских танков Первой Мировой: гусеницы охватывали корпус. Четыре опорных и три поддерживающих катка, и ведущий (передний) и направляющий (задний) катки натягивали гусеницу в форме искаженного параллелепипеда. В походном положении танкетка, имевшая очень небольшой запас хода, перевозилась на легкой одноосной тележке-прицепе. Управление в сражении осуществлялось по проводам.

Лоб корпуса прикрывался 10-мм броней.

«Торпеды» были созданы в первой половине 40-ых годов двадцатого века в первый раз они были применены в операции «Цитадель» (Курская битва) летом 1943-го. Опыт первых боев был разочаровывающим — большая часть танкеток (употреблялись лишь В 1а, оснащенные электромоторами) выработав ресурс аккумуляторная батарей, остановилось через пара мин. по окончании старта. К тому же малая скорость «Голиафа» делала фактически неосуществимым прямое попадание в движущийся по полю боя танк, а 60-килограммовый заряд ВВ был мало действенным в борьбе с полевыми упрочнениями соперника.

С апреля 1942 по январь 1945 годов компании «Borgward», «Zundapp» и «Zachertz» выпустили 7569 танкеток (2560 варианта 302 и 4919 — варианта 303). До самого финиша войны это средство использовалось в весьма малых масштабах: достаточно заявить, что к началу 1945 года в частях оставалось еще более 6300 «Голиафов».

Значительным недочётом совокупности было дистанционное управление по проводам. Оператор имел в своем распоряжении катушку с трехжильным проводом и пульт с тремя кнопками (в перемещение танкетку приводили аккумуляторные батареи). При помощи левой и правой кнопок машину возможно было разворачивать в соответствующем направлении (блокировалась одна из гусениц). Нажатием центральной кнопки в необходимый момент производился подрыв заряда. Так, машина была «одноразовой».

Не считая огня вражеской артиллерии, танкетки были очень уязвимы к обрывам проводов: на фронте были нередки случаи, в то время, когда воины соперника вручную обрубали ток, то нитку провода, лишая «Голиафа» питания. Помимо этого, малая мощность заряда не разрешала гарантированно приводить к детонации минных заграждений либо уничтожение укрепленных огневых точек. Все это вынудило германских конструкторов обратиться к идее беспроводного дистанционного управления.

Новые дистанционно управляемые танкетки, намного больших габаритов и массы, разрабатывались еще во второй половине 30-ых годов XX века В 1939-м начато серийное производство, но доводка, которая связана с применением малоизученного принципа радиоуправления, длилась еще довольно продолжительное время, благодаря чему на фронте они показались лишь во второй половине 1943 года, в один момент с «Голиафами». Речь заходит об управляемом по радио саперном средстве, созданном компанией «Borgward» и взявшем обозначение В Г/ либо schwerer Ladungstrager Sd.Kfz.

301. Созданный в конце 30-х начальный вариант танкетки, именовавшийся В Г, имел корпус, изготовленный из бетона. На протяжении предстоящей работы было решено применить в конструкции автомобили более привычный металлический корпус с местным бронированием.

Существовали три главные серийные модификации В IV:

Sd.Kfz. 301 Ausf. А: боевая масса — 3,45 тысячь киллограм (включая 500-килограммовый заряд взрывчатки). Габариты: протяженность -3,65 м, ширина — 1,8 м, высота — 1,18 метра.

Броневая защита лобовой части равнялась 8-10 мм, борта прикрывались листовым железом толщиной 6 мм. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель Borgward бМ RTBV жидкостного охлаждения мощностью 50 л. с. при 3800 об/мин информировал машине скорость в 38 км/ч. Силовая передача гидромеханическая, включает двускоростную коробку передач (2+2) и механические тормоза.

Запас хода — 150 километров (радиус действия приемника радиосигналов составлял всего около 2-х км).

Ходовая часть уникальная, 5 сдвоенных обрезинен-ных опорных катков (по борт) имели личную торсионную подвеску с оппозитным соосным размещением торсионов. Как и на «Голиафе», ведущий каток расположен спереди, направляющий — позади (последний размешался фактически на уровне ступиц опорных катков). Гусеница снабжалась резиновыми подушками.

Sd.Kfz. 301 Ausf В: подобен модификации А, но приемная радиоантенна перенесена в носовую часть автомобили. С гусениц сняты подушки, изготовленные из дефицитной резины.

Боевая масса возросла до 4 тысячь киллограм.

Sd.Kfz. 301 Ausf С: боевая масса — 4,85 тысячь киллограм. Габариты: протяженность — 4,1 м, ширина — 1,83 м, высота — 1,25 метров. Бронирование лобовой части, кормы и бортов усилено до 20 мм, днище и крыша забронированы б-мм страницами.

На машине установлен более замечательный двигатель: шестицилиндровый карбюраторный Borgward бВ рабочим количеством 3745 куб. см и мощностью 78 л. с. при 3000 об/мин. В связи с повышением габаритов двигателя место водителя перенесено к левому борту Большая скорость возросла до сорока километров/ч, запас хода — до десяти километров.

Корпус сварной, его левая часть занята силовой передачей и силовой установкой, правее находится место водителя, справа позади — отсек с приемной радиоаппаратурой. На лобовом странице, установленном с громадным углом наклона, крепился треугольный в сечении ящик с зарядом взрывчатки. Контейнер имел возможность сбрасываться по радиосигналу оператора, по окончании чего танкетка разворачивалась и отводилась на надёжное расстояние, перед тем как заряд дистанционно подрывался.

Новый пример средства разминирования был существенно экономнее «Голиафа» и предусматривал многоразовое применение. Действительно, помехой этому были довольно громадные габариты, облегчающие сопернику уничтожение и обнаружение «торпеды» на поле боя. Приемное радиоборудование включало в себя радиостанцию ЕР 3.

По радио танкетка управлялась лишь в сражении. На марше ею руководил шофер, для чего в центре корпуса имелось сиденье и рычаги управления. Это разрешило применять В IV в качестве базы для нескольких образцов «хорошей» бронетанковой техники. В частности, в последние дни войны пара десятков этих танкеток были оборудованы трубчатыми стволами 88-мм РПГ «Panzerschreck».

Очевидно, в этом варианте В Г/управлялась только механиком-водителем, что в один момент вел пламя из гранатометов (боекомплект размещался за спинкой водительского сиденья). Помимо этого, на танкетке проводились опыты по установке 105-мм безоткатного орудия в рубке и других систем оружия (см. выше).

С апреля 1942 года В IV входили в состав отдельных рот радиоуправляемых танков (Panzerkompanien (Fun-klenk). В качестве автомобилей управления использовались штурмовые орудия StuG III. В первый раз новое оружие было применено на Восточном фронте, недалеко от Кировограда (июль 1943 года).

10 автомобилей из состава 312-й роты радиоуправляемых танков, разрешённые войти в первых рядах боевых порядков боевых автомобилей, в большинстве стали жертвой советской артиллерии, но в целом их применение увенчалось успехом — на последовательности участков фронта глубокие советские минные поля были частично прорваны и в появившиеся проходы хлынули германские танки.

В течение всей войны мелкие «саперы» несли очень тяжелые потери — их размеры в полной мере разрешали истребителям и советским артиллеристам танков вести пламя на поражение, совокупность управления довольно часто отказывала, помимо этого, автомобили сами довольно часто попадали на мины. Однако применение В IV на всех фронтах оправдало себя — не считая действий по прямому назначению, танкетки стали базой кроме того для нескольких опытных образцов противотанковых СУ и других «особых автомобилей». В соответствии с характеристике германского танкового генерала Вальтера Зенгера-унд-Эттерлина (WalterSenger-und-Etterlin), BIV «… была быстроходным средством с ограниченной возможностью применения (разрушение либо «ослепление» сильных полевых упрочнений, устранение препятствий, траление мин)».

В IV придавались некоторым отдельным батальонам (ЗОГму и 302-му) тяжелых танков «Тигр», взявших наименование Panzerabteilung (Funklenk). Так, к началу осени 1944 года была установлена штатная организация 301-го отдельного тяжелого танкового батальона: 21 «Тигр» из его состава (три из четырех автомобилей каждого взвода, кроме командирскую) осуществляли радиоуправление тремя ВIV. Не считая танков управления, в батальоне числился БТР Sd.Kfz. 251, на котором перевозили запасные заряды для танкеток.

Гейнц Гудериан в собственной книге «Танки — вперед!» также упомянул «сухопутные торпеды»: «Для разведки минных полей употреблялись танкетки, управляемые по радио. Они предназначались, первым делом, чтобы уменьшить батальонам танков «Тигр» преодоление оборонительных позиций соперника».

Ниже Гудериан информирует и о негативных сторонах применения BIV: «Ограниченное производство управляемых танков и тяжелые потери в них не разрешили всегда придавать их всем танковым батальонам». Вправду, не смотря на то, что с апреля 1942 по сентябрь 1944 года было произведено 1193 В IV (а также 628 модели А, 260 модели В и 305 — С), в начале 1945-го в строевых частях осталось лишь 79 танкеток, к тому же около 320 на складах.

Семейство дистанционно управляемых саперных автомобилей взяло предстоящее развитие: в первой половине 40-ых годов XX века компания NSU на базе собственного известного легкого полугусеничного тягача-мотоцикла (Kettenkraftrad НК 101) создала радиоуправляемую танкетку средней грузоподъемности: Mitderer Ladungstrager Sd.Kfz.

304 «Springer» («Прыгун»). Необходимость в создании таковой автомобили была позвана неудачной конструкцией «Пэлиафа». «Шпрингер», в отличие от собственного предшественника, оснащался автомобильным двигателем и имел намного большие запас и скорость хода. Помимо этого, улучшена была совокупность управления (по примеру В IV).

304 «Springer» title=Дистанционно-управляемая танкетка Sd.Kfz. 304 «Springer» /
Дистанционно-управляемая танкетка Sd.Kfz. 304 «Springer»
Габариты: протяженность -3,17м, ширина -1,43, высота — 1,45 метров. Боевая масса составила 2,4 тонны (транспортируемый заряд взрывчатки — 330 кг). Двигатель, как и на прототипе, — 4-цилиндровый карбюраторный четырехтактный «Оре1 01ympia» рабочим количеством 1478 куб. см и мощностью 38 л. с. при 3400 об/мин. Большая скорость — 42 км/ч. Запас хода — 200 км.

Ходовая часть включала шесть обрезиненных катков по борт); расположенных в шахматном порядке. Ведущее колесо переднего размещения. ходовая часть и Сварной корпус защищены фальшбортом броневыми и противоосколочными листами.

На марше «Шпрингер», как и В IV, управлялся водителем, для чего машина оборудовалась полным набором габаритных маршевых и огней фар (Nacht-marschgeraet).

Машина серийно производилась компанией NSU с октября 1944 по февраль 1945 годов, но выпущено было всего 50 единиц (к концу весны планировался выпуск 460 автомобилей). Учавствовать в битвах «Прыгуны» опоздали, пройдя только войсковые опробования.

Сравнение длины, ширины, высоты — Сайт-игра Разумейкин

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: