Страна: СССР
Производитель: Дирижаблестрой
Первый полет: 5 ноября 1934 г.
Тип: полужёсткий
СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ» — дирижабль полужёсткого типа, выстроенный «Дирижаблестроем» на дирижаблестроительной верфи, пребывающей на территории современного города Долгопрудного.
СССР-В6 выстроен на базе итальянского дирижабля типа «N-4» с разными усовершенствованиями. К 1933 году Дирижаблестрой овладел техникой проектирования, эксплуатации и строительства дирижаблей мягкого типа. Была поставлена задача организовать производство судов полужёсткого типа. Для этого в СССР был приглашён итальянский конструктор дирижаблей Умберто Нобиле.
Нобиле вместе с группой итальянских экспертов прибыл в посёлок Дирижаблестроя вблизи платформы Долгопрудной в мае 1932 года.
Строительство дирижабля было начато с изготовления бензиновых и балластных баков в январе 1933 года. Неспециализированное управление постройкой осуществлял Нобиле, ведущим инженером был юный коммунистический конструктор дирижаблей Михаил Кулик. К первоначально намеченному сроку — 16-й годовщине Октябрьской революции (ноябрь 1933 года) — постройку завершить не удалось из-за бессчётных затруднений конструкторско-технологического характера, нехватки материалов, оборудования, квалифицированной рабочей силы. Срок выпуска дирижабля был перенесён на 1 октября 1934 года, к январю 1934 года он готовься в среднем на 70-75 %.
В июне 1934 года президиум центрального совета «ОСОАВИАХИМа», под патронажем которого строился дирижабль СССР-В6, решил присвоить строящемуся кораблю наименование «Осоавиахимовец» (фактическое наименование корабля — «ОСОАВИАХИМ»).
Дирижаблю СССР-В6 было суждено стать первенцем новой эскадры больших дирижаблей имени В.И.Ленина. Управление СССР придавало огромное, во многом агитационное значение скорейшему появлению первого замечательного советского воздушного корабля, и потому постройка СССР-В6 велась в громадной спешке под постоянным давлением «сверху».
В частности, в июль и июнь 1934 года площадку Дирижаблестроя посещали соответственно глава Главного управления Гражданского воздушного флота СССР И.С.Уншлихт и нарком обороны СССР К.Е.Ворошилов, оба высказавшие недовольство низкими темпами работ по СССР-В6. Но системные затруднения так же, как и прежде приводили к отставанию от графика. В следствии и к октябрю дирижабль не готовься , и его первый полёт состоялся только 5 ноября 1934 года, а последние работы проводились практически незадолго до.
В первом полёте руководил дирижаблем Нобиле. Полёт длился 1 час 45 мин.. Во второй испытательный полёт длительностью 5 часов СССР-В6 отправился 8 ноября 1934 года, пролетев над Москвой.
В гондоле пребывали Нобиле, глава Дирижаблестроя Флаксерман, капитан корабля И.В.Паньков, штурвальные В.А.Устинович (штурвал направления) и В.Г.Лянгузов (штурвал высоты), другие члены команды.
Фактический количество дирижабля составил 20000 м3 против планировавшихся 18500 м3. Ввиду бессчётных недоработок корабль к середине декабря 1934 года всё ещё пребывал в стадии заводских опробований и не был передан в эксплуатацию. К этому времени на нём было совершено уже три испытательных полёта неспециализированной длительностью 9 часов.
На протяжении предстоящих опробований оказалось, что СССР-В6 владеет хорошими чертями и готов к применению в народном хозяйстве. На СССР-В6 планировалось осуществлять пассажироперевозки громадной дальности — между Свердловском и Москвой либо Красноярском. Но по многим причинам эти замыслы выполнены не были.
29 сентября 1937 года дирижабль СССР-В6 вылетел из Долгопрудного и приземлился тут же через 130 часов 27 мин., 4 октября 1937 года, установив всемирный рекорд длительности беспосадочного перелёта.
Экипажем из 16 человек руководил И.В.Паньков. Экипаж нёс вахты по 8 часов. На следующий день полёта погода испортилась — порывистый ветер, плотная облачность, начался ливень.
Пролетая над городами Новгородом, Шуей, Ивановым, Калининым, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и др., дирижабль сбрасывал вымпелы с посланиями. 3 октября дирижабль пролетал над Долгопрудным, на земле всё было готово к его приёму, но экипаж попросил продолжить полёт на 24 часа, дабы побить рекорд дирижабля Zeppelin LZ-127. Капитану корабля дали продлить полёт до 17 часов 4 октября.
СССР-В6 летал в окрестностях Москвы, 4 октября в 17 часов 15 мин. приземлился в Долгопрудном.
В феврале 1938 года экипаж СССР-В6 подготавливался к перелёту Москва — Новосибирск. Сейчас пришло сообщение о том, что льдина, на которой дрейфовала экспедиция И.Д.Папанина, раскололась, и требуется эвакуация экспедиции. Экипаж дирижабля СССР-В6 обратился к правительству СССР прося совершить тренировочный полёт Москва — Петрозаводск — Мурманск — Москва.
При удовлетворительных результатов перелёта дирижабль имел возможность употребляться для эвакуации с льдины экспедиции Папанина.
5 февраля 1938 года в 19 часов 35 мин. дирижабль СССР-В6 вылетел из Москвы. 6 февраля в 12 часов дирижабль пролетел над Петрозаводском. В 19 часов дирижабль приближался к станции Кандалакша.
Последняя радиограмма дирижабля была взята в 18 часов 56 мин..
Полёт проходил на высоте 300-450 метров в непростых метеорологических условиях: низкая облачность, снегопад, нехорошая видимость. Железные части конструкции дирижабля обледенели. Дирижабль врезался в гору.
Из 19 членов экипажа погибли 13 человек, трое взяли лёгкие ранения и трое не взяли никаких повреждений.
Утром 7 февраля одна из поисковых групп поняла, что дирижабль СССР-В6 потерпел трагедию в 18 км западнее станции Белое море.
12 февраля 1938 года члены экипажа дирижабля СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ» были похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.
Погибли:
Гудованцев Н.С. — первый начальник;
Паньков И.В. — второй начальник;
Демин С.В. — первый ассистент начальника;
Лянгузов В.Г. — второй ассистент начальника;
Кулагин Т.С. — третий ассистент начальника;
Ритслянд А.А. — первый навигатор;
Мячков Г.Н. — второй навигатор;
Коняшин Н.А. — старший бортмеханик;
Шмельков К.А. — первый бортмеханик;
Никитин М.В. — бортмеханик;
Кондрашев Н.Н. — бортмеханик;
Чернов В.Д. — бортрадист;
Градус Д.И. — борт-синоптик.
Легко ранены:
Почекин В.И. — четвертый ассистент начальника;
Новиков К.П. — бортмеханик;
Бурмакин А.Н. — бортмеханик.
Не взяли ранений:
Устинович В.А. — корабельный инженер;
Матюнин И.Д. — бортмеханик;
Воробьев — инженер-радист.
ЛТХ:
Модель: СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ»
Год постройки: 1934
Количество, м3: 20000
Протяженность, м: 104,5
Макс. диаметр, м: 18,8
Нужная нагрузка, кг: 8500
Макс.количество пассажиров,чел: 20
Макс.скорость, км/ч: 113
Макс.длительность полета,ч: 130 часов 27 мин.
Дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим».
Дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим».
Дирижабль СССР-В6 в полете.
Дирижабль СССР-В6. Вид спереди.
Дирижабль СССР-В6 на стоянке.
Дирижабль СССР-В6 на причальной мачте.
Взвешивание оболочки дирижабля СССР-В6 в эллинге.
Оболочку дирижабля СССР-В6 выносят из балонного цеха в эллинг.
Синька — воздушное судно ДП-4 (СССР В6), из архива Дирижаблестроя.
Памятный символ на месте смерти дирижабля СССР-В6 на горе Небло.
21.07.2012 — Сейчас монумент выглядит так.
Москва. Новодевичье кладбище.
.
.
Перечень источников:
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты Советского Союза и России». 1925 г.
Энциклопедия Долгопрудного. дирижаблестроение и Дирижабли (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).
Н.П.Полозов, М.А.Сорокин. Воздухоплавание. 1940 г.
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
М.Я.Арие. В небе — дирижабли.
2013г. — 75 лет со дня катастрофы дирижабля СССР-В6
Увлекательные записи:
- Пикирующий бомбардировщик опб.
- Сверхзвуковой пассажирский самолет ту-144.
- 20-Мм авиационная пушка в-20/в-23 (апв).
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Дирижабль ссср-в4 «комсомольская правда».
Страна: СССР Производитель: Высшее аэромеханическое училище Первый полет: 6 ноября 1932 г. Дирижабль СССР-В4 «Комсомольская правда» — коммунистический…
-
Разработчик: совместная советско-итальянская разработка Страна: СССР Первый полет: 27 апреля 1933 г. СССР-В5 — коммунистический дирижабль полужёсткого…
-
Страна: СССР Производитель: Дирижаблестрой Разработчик: Дирижаблестрой Год постройки: 1932 г. Первый полет: Апрель 1932 г. Тип: мягкий. Первые дирижабли…
-
Дирижабль мхр («московский химик-резинщик»).
Страна: РСФСР Производитель: завод «Красный каучук» Конструктор: КБ Туполева. Первый полет: 16 июня 1925 года. Тип: мягкий. В первой половине 20-ых годов…
-
Дирижабль «комсомольская правда» (с-101).
Страна: РСФСР Производитель: студенты Высшего аэромеханического училища. Завод «Красный каучук» Конструктор: Н.В.Фомин Первый полет: 29 августа 1930 года…
-
Страна: Россия Производитель: Ижорский завод Конструктор: Б.В.Голубов, Д.С.Сухоржевский Первый полет: осень 1912 г. Тип: мягкий. Успешные полеты…