Дирижабль ссср-в6 «осоавиахим».

      Комментарии к записи Дирижабль ссср-в6 «осоавиахим». отключены

Страна: СССР
Производитель: Дирижаблестрой
Первый полет: 5 ноября 1934 г.
Тип: полужёсткийДирижабль ссср-в6 «осоавиахим».

СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ» — дирижабль полужёсткого типа, выстроенный «Дирижаблестроем» на дирижаблестроительной верфи, пребывающей на территории современного города Долгопрудного.

СССР-В6 выстроен на базе итальянского дирижабля типа «N-4» с разными усовершенствованиями. К 1933 году Дирижаблестрой овладел техникой проектирования, эксплуатации и строительства дирижаблей мягкого типа. Была поставлена задача организовать производство судов полужёсткого типа. Для этого в СССР был приглашён итальянский конструктор дирижаблей Умберто Нобиле.

Нобиле вместе с группой итальянских экспертов прибыл в посёлок Дирижаблестроя вблизи платформы Долгопрудной в мае 1932 года.

Строительство дирижабля было начато с изготовления бензиновых и балластных баков в январе 1933 года. Неспециализированное управление постройкой осуществлял Нобиле, ведущим инженером был юный коммунистический конструктор дирижаблей Михаил Кулик. К первоначально намеченному сроку — 16-й годовщине Октябрьской революции (ноябрь 1933 года) — постройку завершить не удалось из-за бессчётных затруднений конструкторско-технологического характера, нехватки материалов, оборудования, квалифицированной рабочей силы. Срок выпуска дирижабля был перенесён на 1 октября 1934 года, к январю 1934 года он готовься в среднем на 70-75 %.

В июне 1934 года президиум центрального совета «ОСОАВИАХИМа», под патронажем которого строился дирижабль СССР-В6, решил присвоить строящемуся кораблю наименование «Осоавиахимовец» (фактическое наименование корабля — «ОСОАВИАХИМ»).

Дирижаблю СССР-В6 было суждено стать первенцем новой эскадры больших дирижаблей имени В.И.Ленина. Управление СССР придавало огромное, во многом агитационное значение скорейшему появлению первого замечательного советского воздушного корабля, и потому постройка СССР-В6 велась в громадной спешке под постоянным давлением «сверху».

В частности, в июль и июнь 1934 года площадку Дирижаблестроя посещали соответственно глава Главного управления Гражданского воздушного флота СССР И.С.Уншлихт и нарком обороны СССР К.Е.Ворошилов, оба высказавшие недовольство низкими темпами работ по СССР-В6. Но системные затруднения так же, как и прежде приводили к отставанию от графика. В следствии и к октябрю дирижабль не готовься , и его первый полёт состоялся только 5 ноября 1934 года, а последние работы проводились практически незадолго до.

В первом полёте руководил дирижаблем Нобиле. Полёт длился 1 час 45 мин.. Во второй испытательный полёт длительностью 5 часов СССР-В6 отправился 8 ноября 1934 года, пролетев над Москвой.

В гондоле пребывали Нобиле, глава Дирижаблестроя Флаксерман, капитан корабля И.В.Паньков, штурвальные В.А.Устинович (штурвал направления) и В.Г.Лянгузов (штурвал высоты), другие члены команды.

Фактический количество дирижабля составил 20000 м3 против планировавшихся 18500 м3. Ввиду бессчётных недоработок корабль к середине декабря 1934 года всё ещё пребывал в стадии заводских опробований и не был передан в эксплуатацию. К этому времени на нём было совершено уже три испытательных полёта неспециализированной длительностью 9 часов.

На протяжении предстоящих опробований оказалось, что СССР-В6 владеет хорошими чертями и готов к применению в народном хозяйстве. На СССР-В6 планировалось осуществлять пассажироперевозки громадной дальности — между Свердловском и Москвой либо Красноярском. Но по многим причинам эти замыслы выполнены не были.

29 сентября 1937 года дирижабль СССР-В6 вылетел из Долгопрудного и приземлился тут же через 130 часов 27 мин., 4 октября 1937 года, установив всемирный рекорд длительности беспосадочного перелёта.

Экипажем из 16 человек руководил И.В.Паньков. Экипаж нёс вахты по 8 часов. На следующий день полёта погода испортилась — порывистый ветер, плотная облачность, начался ливень.

Пролетая над городами Новгородом, Шуей, Ивановым, Калининым, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и др., дирижабль сбрасывал вымпелы с посланиями. 3 октября дирижабль пролетал над Долгопрудным, на земле всё было готово к его приёму, но экипаж попросил продолжить полёт на 24 часа, дабы побить рекорд дирижабля Zeppelin LZ-127. Капитану корабля дали продлить полёт до 17 часов 4 октября.

СССР-В6 летал в окрестностях Москвы, 4 октября в 17 часов 15 мин. приземлился в Долгопрудном.

В феврале 1938 года экипаж СССР-В6 подготавливался к перелёту Москва — Новосибирск. Сейчас пришло сообщение о том, что льдина, на которой дрейфовала экспедиция И.Д.Папанина, раскололась, и требуется эвакуация экспедиции. Экипаж дирижабля СССР-В6 обратился к правительству СССР прося совершить тренировочный полёт Москва — Петрозаводск — Мурманск — Москва.

При удовлетворительных результатов перелёта дирижабль имел возможность употребляться для эвакуации с льдины экспедиции Папанина.

5 февраля 1938 года в 19 часов 35 мин. дирижабль СССР-В6 вылетел из Москвы. 6 февраля в 12 часов дирижабль пролетел над Петрозаводском. В 19 часов дирижабль приближался к станции Кандалакша.

Последняя радиограмма дирижабля была взята в 18 часов 56 мин..

Полёт проходил на высоте 300-450 метров в непростых метеорологических условиях: низкая облачность, снегопад, нехорошая видимость. Железные части конструкции дирижабля обледенели. Дирижабль врезался в гору.

Из 19 членов экипажа погибли 13 человек, трое взяли лёгкие ранения и трое не взяли никаких повреждений.

Утром 7 февраля одна из поисковых групп поняла, что дирижабль СССР-В6 потерпел трагедию в 18 км западнее станции Белое море.

12 февраля 1938 года члены экипажа дирижабля СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ» были похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.

Погибли:

Гудованцев Н.С. — первый начальник;
Паньков И.В. — второй начальник;
Демин С.В. — первый ассистент начальника;
Лянгузов В.Г. — второй ассистент начальника;
Кулагин Т.С. — третий ассистент начальника;
Ритслянд А.А. — первый навигатор;
Мячков Г.Н. — второй навигатор;
Коняшин Н.А. — старший бортмеханик;
Шмельков К.А. — первый бортмеханик;
Никитин М.В. — бортмеханик;
Кондрашев Н.Н. — бортмеханик;
Чернов В.Д. — бортрадист;
Градус Д.И. — борт-синоптик.

Легко ранены:

Почекин В.И. — четвертый ассистент начальника;
Новиков К.П. — бортмеханик;
Бурмакин А.Н. — бортмеханик.

Не взяли ранений:

Устинович В.А. — корабельный инженер;
Матюнин И.Д. — бортмеханик;
Воробьев — инженер-радист.

ЛТХ:

Модель: СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ»
Год постройки: 1934
Количество, м3: 20000
Протяженность, м: 104,5
Макс. диаметр, м: 18,8
Нужная нагрузка, кг: 8500
Макс.количество пассажиров,чел: 20
Макс.скорость, км/ч: 113
Макс.длительность полета,ч: 130 часов 27 мин.

Дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим».

Дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим».

Дирижабль СССР-В6 в полете.

Дирижабль СССР-В6. Вид спереди.

Дирижабль СССР-В6 на стоянке.

Дирижабль СССР-В6 на причальной мачте.

Взвешивание оболочки дирижабля СССР-В6 в эллинге.

Оболочку дирижабля СССР-В6 выносят из балонного цеха в эллинг.

Синька — воздушное судно ДП-4 (СССР В6), из архива Дирижаблестроя.

Памятный символ на месте смерти дирижабля СССР-В6 на горе Небло.

21.07.2012 — Сейчас монумент выглядит так.

Москва. Новодевичье кладбище.

.

.

Перечень источников:
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты Советского Союза и России». 1925 г.
Энциклопедия Долгопрудного. дирижаблестроение и Дирижабли (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).
Н.П.Полозов, М.А.Сорокин. Воздухоплавание. 1940 г.
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
М.Я.Арие. В небе — дирижабли.

2013г. — 75 лет со дня катастрофы дирижабля СССР-В6

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Дирижабль ссср-в4 «комсомольская правда».

    Страна: СССР Производитель: Высшее аэромеханическое училище Первый полет: 6 ноября 1932 г. Дирижабль СССР-В4 «Комсомольская правда» — коммунистический…

  • Дирижабль «ссср-в5».

    Разработчик: совместная советско-итальянская разработка Страна: СССР Первый полет: 27 апреля 1933 г. СССР-В5 — коммунистический дирижабль полужёсткого…

  • Дирижабль ссср-в2 «смольный».

    Страна: СССР Производитель: Дирижаблестрой Разработчик: Дирижаблестрой Год постройки: 1932 г. Первый полет: Апрель 1932 г. Тип: мягкий. Первые дирижабли…

  • Дирижабль мхр («московский химик-резинщик»).

    Страна: РСФСР Производитель: завод «Красный каучук» Конструктор: КБ Туполева. Первый полет: 16 июня 1925 года. Тип: мягкий. В первой половине 20-ых годов…

  • Дирижабль «комсомольская правда» (с-101).

    Страна: РСФСР Производитель: студенты Высшего аэромеханического училища. Завод «Красный каучук» Конструктор: Н.В.Фомин Первый полет: 29 августа 1930 года…

  • Дирижабль «альбатрос».

    Страна: Россия Производитель: Ижорский завод Конструктор: Б.В.Голубов, Д.С.Сухоржевский Первый полет: осень 1912 г. Тип: мягкий. Успешные полеты…