Дирижабль «ссср-в10».

Страна: СССР
Производитель: Дирижаблестрой
Первый полет: 14 января 1938 г.
Тип: мягкийДирижабль «ссср-в10».

СССР-В10 — коммунистический дирижабль мягкого типа, выстроенный «Дирижаблестроем» в городе Долгопрудный. Маленький дирижабль количеством всего 3600 м2 предназначался для тренировки и обучения экипажей.

СССР-В10 был выстроен во второй половине 30-ых годов XX века. Первый полёт состоялся 14 января 1938 года, полёт длился 2 часа. Руководил дирижаблем В.А.Устинович.

В воскресенье 6 августа 1938 года из Ленинграда в Долгопрудный прилетел СССР-В8. Ему требовалось техобслуживание в эллинге. Дабы высвободить место в эллинге, СССР-В10 послали в испытательно-тренировочный полёт. Был жаркий сутки, водород нагрелся на солнце и увеличился в количестве.

Стравливать водород должны были выпускные клапаны, но на земле с них не сняли заглушки.

На высоте 1200 метров оболочка дирижабля лопнула, и корабль начал терять высоту. Капитан корабля Е.М.Оппман остановил двигатели, приказал скинуть балласт. М.В.Василевский и И.И.Жеглов выпрыгнули с парашютами, но они не раскрылись — не хватило высоты.

СССР-В10 упал в районе Бескудниково. Целый экипаж погиб.

Экипаж СССР В-10:

Е.М.Оппман — начальник дирижабля;
Л.Д.Крестов — бортинженер;
И.И.Жеглов — старший бортмеханик;
В.Г.Платонов — бортмеханик;
В.А.Сидоров — бортрадист;
М.В.Василевский — ассистент начальника;
С.В.Никитин — пилот.

Похоронены 9 августа на Новодевичьем кладбище.

По окончании постройки учебного дирижабля «СССР-В10» намечалось выстроить его улучшенный вариант «ДП-17» со намного большим количеством оболочки. Но трагедия перечеркнула эти замыслы. Больше воздушные суда по чертежам «ДП-15» не строились.
ЛТХ:

Модель: СССР-В10
Год постройки: 1937
Количество, м3: 3700
Протяженность, м: —
Двигатель: —
-мощность,л.с.: —
Макс. скорость,км/ч: —

  Дирижабль «СССР-В10».

Дирижабль СССР-В10 перед взлетом.

Дирижабль «СССР-В10» на летней стоянке. 1937 г.

Сборка дирижабля «СССР-В10».

Мемориал на Новодевичьем кладбище погибшему экипажу дирижабля «СССР-В10».

.

.

Перечень источников:
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты Советского Союза и России». 1925 г.
Энциклопедия Долгопрудного. дирижаблестроение и Дирижабли (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9).
Н.П.Полозов, М.А.Сорокин. Воздухоплавание. 1940 г.
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
М.Я.Арие. В небе — дирижабли.

Дотянуть бы до леса.

(газета «Ленинское знамя» от 05.08.1988 г.)

Это произошло пятьдесят лет назад, шестого августа 1938 года. В то утро трагически оборвалась жизнь семи отважных воздухоплавателей — членов экипажа советского дирижабля «СССР-В10».
Сутки опять давал слово быть жарким. Солнце поднималось в туманном мареве. Его лучи, брызнув из-за вершин берез долгопрудненской рощи, заиграли на отливающей серебром обшивке дирижабля. Слышались отрывистые распоряжения. Стартовая команда медлительно вытягивала за «поясные» воздушный корабль из просеки, где была его стоянка, на взлетное поле. Последняя проверка готовности к полету.

Дирижабль, легко покачиваясь, завис над почвой.

— Дать корабль в атмосферу! — голос начальника старта еле перекрыл рокот взревевших двигателей.

«СССР-В10» начал медлено набирать высоту. Сделав пара кругов над еще дремлющим поселком, дирижабль забрал курс на юг. Через пара мин. он уже чуть был видимым в яркой синеве летнего небосвода.
Это был простой учебно-испытательный полет. Созданный в феврале, «СССР-В10» лишь еще начинал собственную жизнь в небе. Всецело сконструированный долгопрудненскими инженерами, он был оснащен двумя замечательными отечественными моторами «М-11».

В полете проводились плановые опробования: определялась большая высота, радиусы поворотов, отрабатывались разные маневры, проверялись новые устройства. Все шло благополучно. Но нежданно дирижабль стал быстро терять высоту…
Полвека прошло с той поры, но запомнилось все до небольших подробностей, — вспоминает Г.М.Левашкевич, супруга ведущего конструктора «В10» Л.Д.Крестова. — Было воскресное утро. Полетов не ожидалось, и мы желали совершить целый сутки совместно. В начале шестого, в то время, когда лишь рассвело, к нам в дверь постучали. Через сон я услышала, что пришел начальник «десятки» Е.М.Оппман. «Необходимо подписать полетный лист, — обратился он к мужу. — Из Ленинграда прилетел «В8».

Его принять негде — эллинг ремонтируют. Мы высвободим место, полетаем, пока «восьмерке» поменяют газ в оболочке».

— Супруг скоро собрался, — продолжает Галина Михайловна. — Посмотрел в помещение, улыбнулся и, давав слово возвратиться к обеду, отправился на дирижабельные верфи. Скоро над крышей дома послышался шум моторов. В окно было видно, что это кружит «СССР-В10».

После этого стало негромко.

Не торопясь сделала домашние дела, приготовила обед и вышла приобрести хлеба. Меня поразил поселок. Было как-то через чур негромко. Видевшиеся люди, а все друг друга знали, отводили глаза в сторону.

Многие умолкали, в то время, когда я доходила. У меня сжалось сердце от предчувствия. Наконец одна из дам заявила, что «В10» совершил вынужденную посадку недалеко от Бескудникова.

Я ринулась в дирижабельный порт.
Достали машину, помчались к месту падения. В том месте — все оцеплено. С большим трудом выяснили, что пилотов отвезли в Боткинскую. Отправились в том направлении, но, само собой разумеется, было уже поздно. На крыльце больничного корпуса, обхватив голову руками, сидел водитель Будников.

Перед ним лежали грудой чуть раскрывшиеся парашюты. Ими никто не смог воспользоваться.
Экипаж «СССР-В10» складывался из семи человек. Начальник «десятки» Е.М.Оппман был умелым воздухоплавателем, старейшиной Долгопрудного. Спустя два дня по окончании трагедии, газета «Коммунистический дирижаблист» писала: «Целый летный состав эскадры научен Оппманом»…
На дирижаблях Евгений Максимильянович начал летать еще в начале века. Кадровый офицер, он учавствовал в военных действиях на русско-японском, а после этого на русско-германском фронте. Оппман пилотировал французский дирижабль «Клеман-Баяр», бывший на вооружении царской армии. Он руководил дирижаблем «Коршун».

На дирижабле «Кондор» в 1916 году Оппман бомбардировал австрийскую крепость Перемышль. Имел боевые призы.
По окончании революции Е.М.Оппман стал одним из энтузиастов восстановления воздухоплавания в юный Советской республике. Он руководил постройкой судов «Комсомольская правда», «Химик-резинщик», «Смольный». Обучал летному делу молодых дирижаблистов.

Все начальники советских дирижаблей проходили выучку у Оппмана.
И сейчас, спустя пятдесят лет, оставшиеся ветераны не смогут равнодушно вспоминать об этом человеке. Любой находит утепленные слова, вспоминает его интеллигентность, такт, безусловную преданность делу воздухоплавания.
Более 1000 часов налетал Оппман на воздушных судах. Он легко выходил из любой, самой критической ситуации. Умелый пилот, он сажал дирижабль и под обстрелом, с пробитой оболочкой, и в ураган, в то время, когда легкую машину сносило ветром от причальной мачты, как пушинку. Но в тот раз случилось непредвиденное.

Такое, против чего кроме того целый запас знаний ветхого дирижаблиста был бессилен.
Рабочая группа подробно узнала обстоятельства трагедии. В тот жаркий сутки оболочка дирижабля не выдержала давления разогретого солнцем газа. Клапан должен был стравливать водород, в случае если его давление превышало допустимую норму.

Но он не сработал. На высоте 1200 метров оболочка треснула. Из образовавшей щели с шипением вырвался газ.

Дирижабль начал терять высоту.
Оппман мгновенно оценил обстановку. Были заглушены двигатели, дабы не случился взрыв водорода. За борт гондолы полетел балласт, все лишнее.

в первых рядах был лес. Лишь бы дотянуть до деревьев. Они бы смягчили удар…
Почва, приближались через чур быстро. Жеглов и Василевский успели выпрыгнуть с парашютами. Но высота была уже недостаточной.

Они погибли совместно со собственными товарищами.

Провожать «СССР-В10» в последний путь пришел целый поселок Долгопрудный. Было сообщено большое количество хороших, искренних слов в адрес всей семерки — Е.М.Оппмана, Л.Д.Крестова, М.В.Василевского, И.И.Жеглова, В.Г.Платонова, В.А.Сидорова, С.В.Никитина. Все они были празднично похоронены на Новодевичьем кладбище рядом со собственными товарищами — смелым экипажем погибшего за шесть месяцев до этого «СССР-В6».

Сейчас у нас нет дирижаблей. Но все чаще слышатся призывы возродить данный недорогой вид воздушного транспорта. В Киеве, Ленинграде, Москве созданы инженерные группы, разрабатывающие проекты дирижаблей. В одной из них начато строительство воздушного корабля.

Быть может, через пара лет дирижабли снова покажутся в отечественном небе. Зазвучат новые имена, новые заглавия. Но те, кто был пионерами воздухоплавания, окончательно останутся для нас примером мужества и отваги.

Н.Модестов.

Тайны русского оружия (дирижабли СССР) (Часть 1)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Цельнометаллические дирижабли

    Мысль применения металла для оболочек аэростатов – управляемых и неуправляемых – появилась весьма в далеком прошлом: предложение строить воздушный шар из…

  • Дирижабль «победа».

    Страна: СССР Производитель: 1-й ОВД ВДВ РККА Первый полет: 1944 г. Тип: мягкий Дирижабль «ПОБЕДА» был спроектирован и выстроен за 6 месяцев в первой…

  • Проект дирижабля «воздушный крейсер».

    Страна: Россия Производитель: Ижорский завод Конструктор: Б.В.Голубов, Д.С.Сухоржевский Проект 1914 года Первый полет: не летал Тип: полужесткий….

  • Дирижабль ссср-в6 «осоавиахим».

    Страна: СССР Производитель: Дирижаблестрой Первый полет: 5 ноября 1934 г. Тип: полужёсткий СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ» — дирижабль полужёсткого типа,…

  • Дирижабль «ястреб».

    Страна: Россия Производитель: АО «Дукс» (г. Москва) Конструктор: А.И.Шабский Первый полет: 5 ноября 1910 года Тип: мягкий. Данный дирижабль количеством…

  • Дирижабль «гигант».

    Страна: Россия Производитель: Российская Федерация. Балтийский завод Конструктор: А.М.Кованько (по другим сведеньям — Н.П.Сыромятников) и А.Шабский…