Дина-истребитель

      Комментарии к записи Дина-истребитель отключены

Дина-истребитель

Версия перехватчика Ki-46-III-Kai-Otsu

Следующая попытка создания перехватчика на базе «Дины» относится к поздней осени 1944 года, в то время, когда территория Японской метрополии начала подвергаться методичным бомбардировкам американскими В-29. На базе 17 Докурицу Хикочутай – свободной эскадрильи, укомплектованной разведчиками Ki-46 моделей II и III, дислоцированной в Чофу была совершена модернизация нескольких автомобилей. Работу аэродромных механиков возглавил сёи (лейтенант) Камияма.

В ноябре 1944 года на шести разведчиках модели Ki-46-II и одном Ki-46-III были установлены наклонные орудия калибра 37 мм. Это были короткоствольные пушки Но-203, они размещались в задней кабине разведчика под углом 75 градусов вперед-вверх. 24 ноября эти модернизированные перехватчики, взявшие обозначение Ki-46-II Koh и Ki-46-III Koh соответственно, в первый раз пошли в бой на протяжении отражения первого налета В-29 на Токио.

Группу перехватчиков «Дина» из 17 докурицу хикочутай вел начальник чутая тюса (майор) Китагава. Удачи японских перехватчиков в данный сутки были весьма скромными. Американская армада из 111 Сверхкрепостей утратила в тот сутки только два бомбардировщика. Один из них пал жертвой перехватчика «Дина» тюи (ст. лейтенанта) Мотокуни Исе.

Впустую выпустив целый боекомплект 37-мм пушки, Исе таранил собственного оппонента над островом Хачиджо в 300 км от Токио. Жертвой Исе стал В-29 № 42-24622 из 497 группы 1-го лейтенанта Сэма Вагнера. Суперкрепость уже была повреждена истребителями Ki-44 47-го сентая и отстала от главной группы. Таран Мотокуни Исе развалил американский бомбардировщик в воздухе.

Никто из экипажа не спасся. японский лётчик и Погиб.

Авиапарк 17 докурицу хикочутай по большому счету складывался из большого количества вариантов перехватчиков «Дина» как полевой переделки из стандартных разведчиков, так и заводского выпуска. О заводских моделях чуть позднее, а вот полевые представляли собой применение того оружия, которое выяснялось дешёвым. Кое-какие Ki-46 вооружались наклонной одной либо парой 20-мм пушек Но-5, расположенными в задней кабине.

Параллельно с полевыми переделками разведчиков Ki-46 более капитальная модернизация этого типа самолета в перехватчик была начата на 1-м Военном арсенале в Тачикава под управлением М. Томита. Задание на разработку истребительной версии на базе модели Ki-46-III было получено в мае 1944 года.

Работы по модернизации были закончены за 20 дней и включали в себя изменение фонаря передней кабины и носовой части, где были установлены две 20-мм пушки Но-5, боекомплект составлял 200 патронов на ствол. Причем, из-за нехватки места в носу самолета левая пушка была выдвинута пара вперед довольно правой. Разведывательное оборудование было удалено, личные выхлопные патрубки были заменены неспециализированным коллектором, дававшим меньший факел ночью.

Помимо этого, был установлен дополнительный топливный насос, разрешавший пара поднять скороподъемность, не давая двигателям «захлебываться» при резком комплекте высоты. Истребительная версия взяла официальное обозначение Ki-46-III Kai-Otsu либо традиционно долгое японское обозначение «Hyakushiki San-Gata Shireibu Teisatsuki Kaizoh Bohkuh Sentohki», что возможно перевести как «Базисный разведчик Тип 100 модель 3, модифицированный в перехватчик ПВО».

На 1-м Военном арсенале в Тачикава было модернизировано 55 разведчиков “Dinah”, еще 20 штук прямо на конвейере было переделано на конвейере завода Mitsubishi. В июле 1944 года часть выпущенных перехватчиков Ki-46-III Kai-Otsu прошли повторную модернизацию. На месте фюзеляжного бензобака была установлена новейшая 37-мм пушка Но-204, расположенная под углом 70 градусов вперед-вверх. Мачта антенны наряду с этим демонтировалась и 2-метровый ствол орудия, торчавший снаружи употреблялся как мачта.

Боекомплект орудия варьировался. Ленточное питание пушки ограничивало боекомплект только жаждой экипажа. Виделись упоминание о 15, 35, 45 и 60 патронов пушки.

Данный вариант, взявший обозначение Ki-46-III Kai-Otsu-Hei был тиражирован всего в 15 экземплярах. Как ни необычно, но при столь малом количестве лишь данный вариант истребительной версии упоминается в авиационной литературе как единственный из существовавших перехватчиков «Дина».

Версия перехватчика Ki-46-III-Kai-Otsu

Версия перехватчика Ki-46-III-Kai-Otsu-Hei

С сентября 1944 года стандартной комплектацией истребительных предположений Ki-46 стали подфюзеляжные пилоны для подвески кассетных «воздушных» бомб «Та-Дан». Этими бомбами комплектовались не только оснащенные пушками «Дины», но и стандартные разведчики, не имевшие штатного наступательного оружия, но от безысходности, завлекаемые к функциям ПВО.

Новые перехватчики, имевшие достаточно узкую специализацию, были предназначены в основном для защиты метрополии от налетов стратегической авиации американцев. Но, первые же выпущенные «Дины»-перехватчики были брошены в бой отнюдь не по собственному прямому назначению.

В то время, когда вторжение союзников на Филиппины стало делом времени, японское руководство, стремясь во что бы то ни начало усилить авиационную группировку на архипелаге, стягивало в том направлении все, что было под рукой, независимо от назначения того либо иного самолета. На Филиппины перебрасывали авиачасти из тыловой Квантунской армии, остатки разбитых частей с Новой Гвинеи. В первый раз в том направлении попали истребители Ki-44-IIc с 40-мм пушками.

Попало в том направлении много ночных морских перехватчиков «Гекко», самолеты, каковые, в неспециализированном-то, особенной пользы в обороне островов принести не могли в принципе. Не были исключением и пушечные армейские перехватчики «Дина». В августе 1944 года на авиабазе Кагамигахара из истребителей Ki-46 был спешно организован 106 сентай.

Первоначально считавшийся разведывательным. В августе 106 сентай состоял только из одной эскадрильи –чутая. К осени добавились еще два чутая, по окончании чего 106 сентай был включен в состав 100-го Хикодан (бригады) в составе «Киодо» Кокуган (воздушной армии), взял собственное обозначение «Сеи» бутай № 18924 (ударный отряд) и был направлен на Филиппины. Перелетев своим ходом по маршруту Окинава – Формоза – Филиппины, 106 сентай прибыл на аэропорт Николс филд.

8 декабря 1944 года на аэропорт перелетели первые два чутая, 18 декабря до Филиппин добрался и третий чутай. 106 сентай прибыл в разгар кровопролитных боев за остров Лейте, поступив в распоряжение 14 армии. В тот же период полк приобрел новое собственное обозначение «И» бутай № 18924. Но толком показать себя 106 сентай так и опоздал. Большинство сентая погибла на земле под американскими бомбами.

Было ряд попыток отдельных экипажей принимать участие в рейдах «Особых атак» с неясными результатами. В одной из таких попыток погиб начальник сентая тюса (полковник) Масао Суко. В январе 1945 года, в то время, когда сопротивление японской авиации на Филиппинах было, по большей части, сломлено, остатки 106 сентая были эвакуированы на Формозу.

Технический персонал механиков, и «безлошадные» экипажи 106 сентая остались на Филиппинах, продолжая борьбу в составе наземных частей пехоты.

Разрушенные перехватчики Ki-46-III Kai-Otsu

из 106 сентая в ангаре на Николс филд, Филиппины, 1945 год.

В начале Марта 1945 года 106 сентай (либо то, что от него осталось) был переброшен на авиабазу Ячимата в префектуре Чиба для отдыха и восстановления. Отдохнуть, но, удалось не продолжительно. Уже 25 марта 106 сентай был переброшен на Окинаву, где принимал участие в первой фазе битвы за остров.

Но, глобальное воздушное наступление на метрополию армад В-29 и острая дефицит перехватчиков, вынудили руководство военном авиации принять разумное ответ не применять перехватчики в самоубийственных атаках на американский флот. 20 апреля «Дины» 106 сентая покинули Окинаву, перелетев на Формозу. Но, до Японии добраться не удалось.

Все самолеты сентая были стёрты с лица земли на Формозе ударами палубной авиации союзников.

Одной из немногочисленных частей, укомплектованных перехватчиками Ki-46-III Kai и употреблявшихся по собственному прямому назначению был 28 сентай, закрывавший район префектуры Чиба. Главный парк матчасти 28 сентая составляли невооруженные разведчики Ki-46-II и Ki-46-III, и только маленькое количество Ki-46-III-Kai-b с парой 20-мм пушек в носовой части. Главным оружием матчасти сентая являлись контейнеры воздушных бомб «Та-Дан».

7 апреля 1945 года на протяжении налета на Токио «Дины» 28 сентая в полном составе постарались атаковать формацию В-29. Итогом стала утрата пяти японских перехватчиков, сбитых «Мустангами», но был сбит и один американский бомбардировщик — №42-24674 из 499 бомбардировочной группы. Пилотируемый 1-м лейтенантом Чарльзом Хиббартом В-29, сумел выдержать взрыв одного бомбового контейнера, скинутого «Диной» из 28 сентая прямо по курсу.

Но через 10 мин. был атакован вторым Ki-46. «Та-Дан» раскрылся прямо по курсу самолета выше на 20 метров. Взрывы бомб случились прямо на крыльях и корпусе В-29. В следствии американский бомбардировщик порвало на части. Четверым участникам экипажа удалось покинуть самолет с парашютами.

Но живыми до почвы долетели только двое – мастер сержанты Фердинанд и Артур Гора Спакал.

Немногочисленные перехватчики Ki-46-III Kai-Otsu-Hei с 37-мм пушкой Но-204 «на пояснице» использовались в 16 и 17 докурицу хикочутаях (свободных эскадрильях), да да и то вперемешку с простыми «Динами» и более легкими Ki-46-III Kai-Otsu, вооруженными только парой 20-мм орудий.

Тяжелое 37-мм орудие со боекомплектом и станком весило более 200 кг. Выступая почти на 2 метра за габариты автомобили, пушка изрядно «съедала» летные эти «Дины». Скороподъемность самолета и без того неважная, с пушкой стала совсем плохой для перехватчика. Занять эргономичную позицию для атаки высотного В-29 было очень не просто.

Исходя из этого атака с применением кассетных бомб «Та-Дан» была намного более распространенной среди экипажей «Дин»-перехватчиков, чем классический пушечный залп. Да и летчики этих самолетов, в большинстве случаев, были бывшими пилотами разведчиков, не обученные истребительной тактике.

22 декабря 1944 года на протяжении отражения налета американских бомбардировщиков на Нагою сотё (ефрейтор) Кабояши, пилотировавший собственную «Дину» Ki-46-III Kai-b из 17-го докурицу чутай (отдельной эскадрильи) увидел группу В-29, идущую с запада через залив Суруга. По окончании последовательности маневров пилот вышел в лоб одной из «Крепостей», заняв позицию выше вражеского самолета. Сблизившись, Кабояши скинул два 35-кг контейнера «Та-Дан», и быстро отвернул в сторону-вниз.

Тюи (ст. лейтенант) Мицукуми Такахаши, занимавший место в задней кабине «Дины» подчернул, что взрыв скинутого груза был произведен выше вражеского бомбардировщика. В следствии у В-29 выпало шасси возможно из-за повреждения гидравлической либо электрической совокупности. Вражеский бомбардировщик, оставляя за собой шлейф белого дыма, развернулся в южном направлении и со понижением скрылся в облачности.

Вверху перехватчик Ki-46-III Kai-Otsu с парой 35-кг контейнеров Та-Дан

Внизу разведчик Ki-46-III с парой 17-кг контейнеров

Подводя результат истории применения скоростного разведчика Тип 100 в несвойственной ему роли истребителя-перехватчика, возможно заявить, что истребительные предположения Ki-46-III Kai являлись не более чем импровизацией, призванной заткнуть брешь в японской военном авиации. Прекрасный в роли разведчика, как и каждая импровизация, «Дина»-истребитель оказался очень плохим, с низкой скороподъемностью, слабым вооружением и малой живучестью.

Версия Ki-46-III Kai-Otsu-Hei с 37-мм пушкой была через чур инертной и тяжелой, а более бессчётные Ki-46-III Kai-Otsu, вооруженные только двумя 20-мм пушками были через чур маломощными чтобы нанести фатальные повреждения такому монстру, как В-29. Исходя из этого, чаще всего используемые в качестве главного оружия «воздушные бомбы» довольно часто выяснялись единственным действенным средством борьбы с Крепостями. Да лишь вот для сброса таких бомб вовсе не требовался специальный перехватчик.

Ki-46-III из 16 Докурицу хикочутай (свободной эскадрильи)

Ki-46-III Kai-Otsui из 17 Докурицу хикочутай (свободной эскадрильи)

Ki-46-III Kai-Otsu-Hei из 17 Докурицу хикочутай (свободной эскадрильи)

Ki-46-III Kai-Otsu 28 сентая гунсо (сержанта) Этсуо Китагава

Ki-46-III Kai-Otsu из 83 Докурицу хикочутай (свободной эскадрильи)

Ki-46-III Kai-Otsu-Hei из 16 Докурицу хикочутай (свободной эскадрильи)

«ЯК-истребитель» (исполняет Александр Маршал)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: