Десантно-планерная система а-40 (кт — «крылатый танк»).

      Комментарии к записи Десантно-планерная система а-40 (кт — «крылатый танк»). отключены

Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.

В конце 1941 года Олег Константинович Антонов задумал создать некоторый гибрид десантного планёра и танка, отказавшись от единой силовой установки. Работы над планером, взявшим индекс А-40 (либо КТ — крылья танка), начались в самый тяжёлый период начала войны — в декабре 1941 года. Для опробований был предоставлен серийный легкий танк Т-60.

Расчеты продемонстрировали, что ходовая часть танка имеет амортизацию и достаточную прочность для посадки и взлёта. По плану конструктора планер должен быть предельно несложной и недорогой в производстве конструкцией из недефицитных материалов. Исходя из этого была принята в далеком прошлом узнаваемая и прекрасно себя зарекомендовавшая схема расчалочного биплана с размахом крыла около 18 м. Крылья двухлонжеронные, с фанерным носком до первого лонжерона и полотняной обшивкой.

Нижнее и верхнее крылья соединялись между собой совокупностью из четырех «И»-образных стоек и расчалок. Крылья оснащены щелевыми закрылками, опускающимися при посадке на 45° вниз, что существенно уменьшало посадочную скорость. Управление закрылками и элеронами — тросовой проводкой на нижнее крыло, а закрылки и элероны верхнего крыла были связаны с нижними вертикальными стойками обтекаемого сечения.

На двух коробчатых балках крепилось двухкилевое вертикальное оперение, между ними горизонтальное оперение также бипланового типа с совокупностью расчалок для жесткости. Руль высоты лишь на верхнем горизонтальном оперении. Рулевые поверхности оснащены аэродинамическими компенсаторами и неуправляемыми триммерами нагрузок.

Биплановая хвостовые балки и коробка крыльев крепились к корпусу танка в четырех точках нижнего крыла. Поворотом рукоятки, размещенной справа от водителя танка, он же пилот, крепление расконтривалось, и планер сбрасывался. Буксирный замок размещался на танке. Для уменьшения сопротивления воздуха в полете, башня при монтаже планера на танке разворачивалась пушкой назад.

Для улучшения обзора пилоту-водителю сделали особое оптической устройство. Большая расчетная полетная масса составляла 7,3 т, на планер приходилось 2 т.

Планер изготовили в апреле 1942 года в Тюмени, куда было эвакуировано КБ. Опробования А-40 начались под Москвой в Летно-исследовательском университете (ЛИИ) 7 августа 1942 года с пробежек облегченного танка по грунтовой взлетно-бетонке и посадочной полосе. Наряду с этим целью ставилось определить, выдержит ли ходовая часть автомобили скорость 110-115 км/ч (скорость Т-60 составляла 45 км/ч).

После этого были выполнены три подлета «КТ» на высоте 4 м, в которых опробовали совокупность управления.

Первый полет «КТ» состоялся 2 сентября 1942 года. Самолетом-буксировщиком ТераБайт-3 с четырьмя усиленными (по 970 л.с.) моторами АМ-34РН руководил Павел Арсентьевич Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планеров. Планером руководил летчик-испытатель умело-испытательного полигона ВДВ Красной Армии Сергей Николаевич Анохин.

Из-за малой обтекаемости и большой массы «КТ» буксировка велась на близкой к большой мощности двигателей ТераБайт-3 со скоростью 130 км/ч. Не обращая внимания на это, скорость подъема аэропоезда была недостаточной. Самолет чуть достиг высоты 40 м.

Не дала хорошего результата попытка расширить скорость до 140 км/ч, поскольку наряду с этим аэропоезд начинал понижаться с вертикальной скоростью 0,6 м/с. Помимо этого, начала повышаться температура воды в совокупности охлаждения двигателей, что имело возможность привести к их перегреву. В этих условиях Еремеев решил вывести аэропоезд в район близлежащего аэропорта Быково и отцепить планер.

Анохину, благодаря собственному опытному мастерству, удалось удачно приземлиться. Приземлившись, он запустил мотор танка и не сбрасывая крыльев, медлительно двинулся к командному пункту аэропорта. Не будучи предотвращённым о вынужденной посадке необыкновенного аппарата, начальник полетов аэропорта по боевой тревоге поднял расчет зенитной батареи. В то время, когда летчик-испытатель вылез из автомобиля, его задержали красноармейцы.

Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды ЛИИ. Танк своим ходом доставили в поселок Стаханове (сейчас город Жуковский) к аэропорту ЛИИ. Так закончился первый и последний полет летающего танка.

В акте об опробованиях умелого планера указывалось на необходимость повышения триммера руля высоты, постановки штурвального управления с червячной передачей и внесения конструктивных трансформаций в управление и аэродинамическую компенсацию элеронов закрылками. Отмечалось, что задача создания летающего танка решена, но допущены неточности.

Модель танка и планёра для продувок в аэродинамической трубе была выполнена в упрощенном варианте (без тросов, соединяющих бипланные коробку крыла и оперение, и без моделирования гусениц танка), что стало причиной неточности в расчетах аэродинамических особенностей «КТ» и требуемой мощности двигателей самолета-буксировщика. Неучтено сопротивление воздуха, что не разрешило двигателям ТераБайт-3 поднять планер на требуемую высоту и усложнило управление им в полете.

Из более замечательных самолетов, талантливых поднять в атмосферу планер «КТ», на вооружении в то время был только стратегический бомбардировщик Пе-8 конструкции В.М.Петлякова. Но в годы войны выстроили всего 80 таких автомобилей. Использовали Пе-8 для глубинных воздушных рейдов, в частности для бомбардировок Берлина, и рассчитывать на его применение в качестве буксировщика планера «КТ» было невозможно.

Предстоящие летные опробования крылатого танка были прекращены.

ЛТХ:

Модификация: А-40
Размах крыла, м: 18,00
Протяженность, м: 12,06
Высота, м:
Площадь крыла, м2: 85,80
Масса, кг
-безлюдного: 2004
-большая (с танком): 8200
Большая скорость, км/ч: —
Взлетная скорость, км/ч: 140
Посадочная скорость, км/ч: 110
Экипаж, чел: —
Нужная нагрузка: один легкий танк Т-60.

Десантно-планерная система а-40 (кт — «крылатый танк»).

Изделие А-40 (КТ) в полёте.

Изделие А-40 без танка.

Изделие А-40 без танка.

А-40 (КТ). Рисунок.

А-40 (КТ) в полете. Рисунок.

Проекции А-40 (КТ). Рисунок.

А-40 (КТ). Схема.

.

.

Перечень источников:
B.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950.
Техника и оружие. А.П.Красильщиков. Крылатый танк.
Моделист-Конструктор. И.Костенко. Воздушный поезд.
Моделист-Конструктор. В.Савельев. Крылья танка.

Броня Tiger II

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: