Десант в черноморских проливах

      Комментарии к записи Десант в черноморских проливах отключены

Десант в черноморских проливах

В истории России десант в Черноморских проливах считался одним из знаков реализации национальных и идеологических целей («водружение креста над Святой Софией», «выход к теплым южным морям» и т. п.). Высадка десанта в Босфоре происходила в 1833, подготавливалась в 1897 и 1916-1917 годах. На протяжении Холодной войны большая часть советских граждан, в общем, не сомневалось в способности флота высадить таковой десант и захватить Проливы.

В этом убеждали репортажи с флотских учений, где морпехи в тёмной униформе штурмовали пляжи и устанавливали знамёна на прибрежных высотах. В таком же ключе думал коммунистический армейский истеблишмент. К примеру, первый помощник Главнокому ВМФ СССР адмирал флота И. Капитанец при окончании в первой половине 70-ых годов XX века Военной академии Генштаба защищал дипломную работу на тему «Морская десантная операция по овладению входом в пролив Босфор».

В 1986 г. в том месте же удачно защитил дипломную работу на тему «проведение и Организация своевременного командно-штабного учения по овладению черноморской проливной территорией на протяжении совместных операций десантируемых сухопутного фронта и войск» тогдашний глава Военно-морского управления штаба армий Юго-Западного направления адмирал В. Лебедько. Не были своевременные десанты чем-то новым и для Черноморского флота.

В Великой Отечественной войне он принимал участие в 24 морских десантах, причем 4 из них своевременного масштаба. Самой большой являлась Керченско-Феодосийская десантная операция 1941 года, на протяжении которой высадили 40 319 человек.

Для оценки физико-географических условий на будущем театре боевых действий была совершена серия своевременных рекогносцировок Черноморской проливной территории. Так, в первых числах Мая 1967 г. для изучения оборудования Мраморного, Эгейского и восточной части Средиземного морей ходило гидрографическое судно «Фаддей Беллинсгаузен» с группой генералов, офицеров и адмиралов Генштаба, Одесского военного округа и Черноморского флота.

Материалы этого похода легли в базу проведения совместной своевременной подготовки армий, авиации и флота на Юго-Западном направлении. В июне 1971 года на протяжении оперативно-стратегических учений «Юг-71» отрабатывалась высадка своевременного десанта в Черноморских проливах в составе полка морской мотострелковой дивизии и пехоты.

Наряду с этим глава МинОбороны СССР А. Гречко и главноком ВМФ С. Горшков на крейсере «Дзержинский» в охранении нескольких кораблей ВМФ прошли через проливы на рекогносцировку и участвовали в учениях 5-й эскадры в Средиземном море. В последних числах Июля 1985 года прошла своевременная поездка группы Главнокомандования армиями Юго-Западного стратегического направления на штабном корабле «Ангара» для рекогносцировки Черноморской проливной проверки и зоны 5-й эскадры.

По ее итогам в том же году был опубликован отдельной книгой для высшего руководящего состава армии Военный очерк «История борьбы за овладение Черноморской проливной территорией», и дано указание в течение трех лет подготовить военно-географическое описание самые важных островов в Мраморном и Эгейском морях. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века такое описание было подготовлено по 1160 островам, где рассматривались, а также, и возможности их захвата десантами с последующим созданием пунктов базирования флота.

Оценки возможного соперника были выдержаны в том же ключе. 8 июля 1946 года американский Комитет глав штабов принял неспециализированную концепцию замысла «Pincer». На его базе были созданы региональные своевременные замыслы, например, 15 августа 1946 года замысел «Gridle», касавшийся обороны Турции.

Предполагалось, что советская кампания против Турции будет включать в себя наступление 25 дивизий через Турецкую Фракию к Проливам вместе с высадкой комбинированного воздушно-морского десанта силами до 2 дивизий по обе стороны пролива Босфор. По окончании плацдарма и захвата Стамбула на азиатском берегу Босфора, войска СССР делали своевременную паузу для накопления сил, а также методом перевозки армий морем в захваченные турецкие порты.

Доведя численность до 41 дивизии, они, вместе с 3 дивизиями, высаженными судами Черноморского флота в северной части прибрежной полосы Турции, недалеко от города Синоп, разворачивали наступление в Центральную и Южную Анатолию. Эта схема с ожидаемой высадкой на побережье Черного моря Турции до 5 советских дивизий сохранялась во всех американских замыслах войны впредь до концепции «Dropshot», остававшейся в базе стратегического планирования США до 1957 года.

Подобные оценки находились и в плане применения армий «Capabilities Plan АСЕ 1957», утвержденном Главнокомандования Объединенных армии НАТО в Европе в первой половине 50-ых годов XX века. Данный документ был принят в развитие замысла М.С.48, определявшего задачи и перспективный состав для армий НАТО до 1957 года. В соответствии с ему самоё вероятным местом высадки советского десанта предполагались песчаные пляжи конкретно к востоку от Босфора.

Имевшиеся у НАТО эти разрешали делать выводы, что на Черном море советская сторона располагала грузовыми судами и десантными кораблями для высадки одной дивизии. Но также могли быть дополнительно мобилизованы и переброшены по совокупности Волго-Донского канала десятки судов советского гражданского флота, значительно увеличивающие десантные возможности Черноморского флота.

Своевременные и стратегические замыслы НАТО и США по окончании 1957 года на сегодня остаются засекреченными, но возможно предполагать, что в них так же, как и прежде оценивалась советская десантная угроза Черноморским проливам. К примеру, на учениях «Deep Furrow» в осеннюю пору 1965 года остановить продвижение советского морского десанта, высадившегося на полуострове Коджаэли к востоку от Стамбула, удалось контрдесанту американской 82-й воздушно-десантной дивизии недалеко от города Адапазары. Он не разрешил перерезать шоссе Стамбул-Анкара, а с подходом турецких резервов из азиатской части страны и с ядерными ударами по советским плацдармам морской десант был стёрт с лица земли.

Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что возможности советского морского десанта переоценивалась. Взоры на место и роль флота в СССР формировались под влиянием опыта ВОВ, где решающие сражения происходили на суше с сильным континентальным соперником, оставляя флоту только вспомогательные функции. Советское руководство полагало, что главные задачи в новой войне также будут решаться на сухопутных фронтах.

Стратегическая операция на континентальном театре боевых действий виделась как наступление группы фронтов с целью разгрома армии противника и вывода из войны стран вражеской коалиции. Наряду с этим флоту ставился последовательность задач по содействию сухопутным армиям, а также на ведение и подготовку морской десантной операции. Но учитывая «заштатную» роль флота, таким же малым был и «вес» морского десанта в глазах армии.

«В военных кругах мало придавалось значения войне на море, – писал главком флота Н. Кузнецов. – Господствовали хорошие сухопутные теории ведения войны, и Генштаб отмахивался от всех флотских вопросов, не придавая им громадного значения».

Главенство взоров на флот как на «ассистента Советской Армии» и ведущую роль в этом маршала Г. Жукова констатировал в собственных записках и главком флота С. Горшков.

Подобное отношение к возможностям флота сохранялось впредь до конца Холодной войны. Кроме того в 1985 году на учениях Одесского военного округа на тему «Фронтовая наступательная операция на приморском направлении» руководство фронтом, организованное на базе штаба округа, спланировало наступление к Черноморским проливам, старательно уклоняясь от сотрудничества с Черноморским флотом! Войска фронта наступали в 200 км от берега, исходя из этого высадки морских десантов теряли суть. На вопрос представителей флота, чем это позвано, командующий округом генерал А. Елагин поставил встречный вопрос:

«А чем ваш флот на данный момент занимается?» Начальник штаба Черноморского флота адмирал С. Алексеев рассказал о ходе завоевания господства на Черном море. «Вот и завоевывайте его себе на здоровье», – ответил А. Елагин.

Увидим, что генералитет Советской Армии имел достаточно оснований для скептического отношения и к флоту, и к морской десантной операции. Во-первых, сами Черноморские проливы вместе с балканскими странами-участниками НАТО не рассматривались как ответственная цель. Исходя из опыта войны, армейское управление стремилось к сосредоточению главных упрочнений на решающем направлении.

Таковым на Юго-Западном театре боевых действий считалась Италия – самый промышленно развитое государство Южной Европы, вывод которого из войны разрешал нарушить устойчивость всего стратегического фронта соперника, без шуток ослабить его армейский потенциал и установить контроль над Средиземноморьем. Кроме того в осеннюю пору 1984 года при исполнении директивы Генштаба подготовить предложения по вероятным операциям армий в собственных своевременных территориях, часть управления Главнокомандования армиями Юго-Западного направления, так же, как и прежде, отстаивала приоритет северо-итальянского направления. И лишь по окончании вмешательства главнокому, генерала армии И. Герасимова утвердили главным Босфор-Дарданелльское направление.

Во-вторых, военная история учила, что Константинополь и Черноморские проливы ни при каких обстоятельствах не захватывались ударом с моря, а лишь наступлением сухопутных армий. Показателен опыт франко-английских армий на протяжении Первой Мировой, предпринявших в апреле 1915 года на Галлипольском полуострове попытку морского десанта неспециализированной численностью около 80 тыс. чел. при помощи замечательного флота. Коммунистический генералитет прекрасно знал о том, что эта операция провалилась, а десант понес тяжелые потери.

Исходя из этого в то время, когда в 1960-е годы коммунистический флот, для борьбы с американскими ядерными ракетными подводными лодками, вышел в Средиземное море, и стремительный захват Черноморских проливов из запасного задачи стал приоритетным, армия все равно надеялась на личные силы.

Частично обстоятельством этого была слабость Черноморского флота. Сразу после войны это стало причиной поспешному включению в его состав многих судов и трофейных кораблей вызывающей большие сомнения боевой сокровище. После этого флот пополнился громадным числом новых, но уже морально устаревших судов, от которых на рубеже 1950-60-х было нужно массово отказаться.

Как отмечали американские эксперты, свойство Черноморского флота поддержать морской фланг сухопутных армий в их броске к Проливам зависела от того, с каким соперником ему было нужно бы столкнуться. Прорыв в Черное море ВМС НАТО с авианосцами 6-го флота США привел бы к разгрому Черноморского флота и укрытию его остатков в крымских и украинских портах. В это же время, опыт войны показывал, что немыслимо проводить десантную операцию своевременного масштаба в Черноморских проливах, если она не обеспечивается постоянным стратегическим господством флота на Черном море.

Помимо этого, Черноморский флот в то время мало чем имел возможность оказать помощь в организации морского десанта. По окончании ВОВ в Казачьей бухте Севастополя дислоцировался переведенный из Новороссийска 393-й отдельный батальон морской пехоты. В 1955 г. он, как и остальные части морской пехоты ВМФ СССР, был расформирован.

По словам адмирала И. Касатонова, решение о расформировании морской пехоты и передаче ее соединений в сухопутные армии принимал глава МинОбороны СССР Г. Жуков. Кроме этого было ликвидировано училище морской пехоты в Выборге, что потом, при восстановлении морской пехоты, оказало влияние на острый недостаток кадров, поскольку единственная кафедра в командном училище на Дальнем Востоке не имела возможности обеспечить потребности флота.

Из 80 разных десантных судов, которыми пополнился ВМФ СССР за 10 послевоенных лет, 75 передали министерствам рыбного хозяйства и морского флота СССР. Сохранившееся в составе флотов маленькое количество десантных судов использовалось по большей части для воинских перевозок.

Управление армии утверждало, что в условиях ракетно-ядерной войны морские десанты всецело потеряли собственный значение, и, при необходимости, их задачи смогут быть решены высадкой мотострелковых формирований приморских армейских округов. Кроме этого высказывались мнения, отрицавшие необходимость содействия флота сухопутным армиям, проводящим операции на побережье.

Наряду с этим считалось, что армиям фронта, имеющим атомное оружие, помощь с моря не нужна, поскольку они собственными силами смогут с ходу захватить Черноморские проливы а также бороться с флотом соперника, пробующим ударить с моря. Но учения и маневры продемонстрировали, что эти утверждения далеки от действительности. Решительные трансформации случились по окончании провальных в первой половине 60-х годов прошлого века десантов мотострелковых частей на Тихоокеанском флоте и Каспийской флотилии, каковые глава МинОбороны СССР Р. Малиновский назвал

«целым безобразием» и «самотопами».

Затем по инициативе главнокомандующего флотом адмирала флота С. первого заместителя и Горшкова военного министра СССР маршала А. Гречко на совместных мероприятиях флотов и войск возвратились к плановой отработке задач по высадке морских десантов. Это было связано с резким ростом боевых возможностей ВМФ, позванным широким внедрением ракетного оружия на судах и в морской авиации, и массовым получением подводных лодок нового поколения.

Результаты экспериментальных учений показывали, что воздушное прикрытие судов истребительной авиацией надежно обеспечивается на удалении до 120 км от берега, что вполне достаточно для операций около Босфора. Опираясь на это, руководство предполагало сначала войны завладеть господством на Черном море и в будущем сосредоточить свои силы на оказании содействия сухопутным армиям в овладении Проливной территорией.

До тех пор пока что отрабатывались тактические десанты в составе усиленного мотострелкового батальона на приморском фланге наступающего фронта. Для их высадки Черноморский флот располагал восстановленным в марте 1962 года одним дивизионом десантных катеров в Одессе. Предстоящий рост возможностей десантов прямо зависел от оснащения флота современными десантно-высадочными средствами.

В осеннюю пору 1962 года в Главном штабе ВМФ СССР было совершено заседание командующих флотами стран-участников Варшавского Контракта по вопросам десантной подготовки флотов и оснащению их современной техникой. Польша и ГДР, действуя на главном Западном направлении, где стояла задача стремительного захвата Датских проливов, ни при каких обстоятельствах не прекращали заниматься десантной подготовкой. Лучшей в коалиции считалась польская морская пехота.

Но у Болгарии и черноморских союзников Румынии десантная подготовка была в еще большем запустении, чем в СССР. Выработанные на заседании ответа носили рекомендательный темперамент и легли в базу новой концепции морских десантных сил. В частности, с 1963 года из-за нехватки стапельных мест в СССР строительство средних десантных судов, по соглашению с правительством Польши, было переведено в Гданьск.

Это дало замечательный толчок формированию десантного флота. А летом 1963 года начал формироваться первый в ВМФ СССР полк морской пехоты на Балтийском море. Уже в следующем 1964 году на оперативно-стратегическом командно-штабном учении стран-участников Варшавского Контракта «Странджа» на территории Болгарии был задействован батальон морской пехоты Балтфлота.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века на военно-научной конференции, посвященной проблемам ведения и подготовки десантных операций, в которой приняло участие около 300 адмиралов, генералов и старших офицеров со флотилий и всех флотов, со словами о важности данной темы выступал главком ВМФ С. Горшков. За 1962–1968 годы штаб Черноморского флота совершил пять собственных военно-научных конференций, на которых исследовались вопросы управления силами при содействии сухопутным армиям в овладении Проливной территорией в начальный период войны, ведение и подготовка морских десантных операций.

Затем кафедрой своевременного мастерства ВМФ Военно-морской академии была совершена большая работа по разработке баз теории морских десантных операций и тактики десантных действий. Во второй половине 60-ых годов двадцатого века, вместо Наставления по совместным действиям сухопутных армий с ВМФ и армейскими речными флотилиями 1943 года, было принято управление по высадке морских десантов.

Оно действовало, пока в 1988 в Кишиневе упрочнениями Военно-морского управления штаба армий Юго-Западного направления не было создано методическое пособие по подготовке и планированию воздушно-морской десантной операции. Не обращая внимания на недовольство командных структур флота, первоначально стёрших с лица земли все экземпляры нового пособия, оно было утверждено директивой Генштаба в качестве управления для приморских округов и всех флотов, поскольку всецело соответствовало требованиям вышедших во второй половине 70-ых годов двадцатого века «ведения операций и Основ подготовки Армии СССР», в которых излагались содержание и ведения и организация подготовки военных, воздушных, противовоздушных, морских, совместных десантных и противодесантных операций, стратегических, операций флота и фронтовых операций.

место и Роль морской десантной операции в действиях Черноморского флота были неизменны. Для оказания содействия и высадки десанта наступлению сухопутных армий на приморском направлении сначала нужно достигнуть господства на Черном море. Ключом к этому считался разгром группировок соперника в Черноморской проливной территории, блокада выхода из пролива уничтожение и Босфор группировки ВМС соперника в Черном море, развернутой в том месте до начала военных действий.

Помимо этого, авиация и флот ПВО страны должны были создать «зонтик» над Тёмным морем для прикрытия от ударов средств воздушного нападения соперника. Данный вывод был сделан на командно-штабных учениях в осеннюю пору 1967 года и положен в базу всей предстоящей своевременной подготовки на Черноморском флоте советского периода.

В 1970-80-е годы на учениях систематически отрабатывались действия сил флота в предпроливном районе по содействию армиям приморского фронта, ведущим наступление на Босфорском направлении с высадкой своевременного морского десанта. С 1980 года на протяжении флотских учений отрабатывались вопросы совместной операции приморских группировок и флота армий с высадкой морских десантов и участии во фронтовой наступательной операции. Столь резкий разворот руководства от отрицания к глубокой заинтересованности в десантной операции около пролива Босфор разъяснялся двумя факторами.

Во-первых, с 1967 года коммунистический флот начал постоянную боевую работу в Средиземном море. Но силы Средиземноморской 5-й эскадры не соответствовали поставленным перед ними задачам и мощи противостоящих ВМС НАТО. Согласно расчетам, при тех условиях, что были в 1960-70-е годы, боевая устойчивость 5-й эскадры составляла не более трех дней. Оценка главнокомандующего флотом С. Горшкова была еще тверже – двое дней.

Времени на проведение фронтовой наступательной операции на Босфор-Дарданелльском направлении просто не оставалось. Лишь своевременный десант разрешал ускорить захват проливов и обеспечить прорыв Черноморского флота в Средиземное море для наращивания группировки сил 5-й эскадры еще до завершения боев в проливной территории. В частности, подводные лодки должны были прорываться через проливы в подводном положении, в то время, когда как минимум часть азиатского берега еще остается в руках соперника.

Помимо этого, значительно расширялась операционная территория Черноморского флота. В первой половине 80-ых годов XX века с вступлением в руководство Черноморским флотом адмирала А. Калинина глава МинОбороны СССР Д. Устинов поставил перед флотом задачу распространить собственный влияние на западную часть Средиземного моря и территорию Восточной Атлантики. Это еще больше повысило значимость морского десанта для стремительного захвата Черноморских проливов.

Его успешное проведение стало предстоящей задачей в первой операции флота по окончании решения ближайшей задачи – завоевания господства на Черном море. Вторая операция флота приобрела новую ближайшую задачу – вывод сил через Проливную территорию в Средиземное море. Вместе с разгромом соперника на Балканском направлении и в Средиземном море это составляло ближайшую задачу стратегической операции на Юго-Западном театре боевых действий!

В конце прошлого века эта тема стала ведущей на учениях с высадками морских десантов. Так, на учениях «Юг-83» отрабатывалось форсирование Проливной территории на протяжении исполнения предстоящей задачи первой операции флота, и ведение и подготовка второй операции флота – фактически, само овладение Проливами. В июне 1984-го на командно-штабных учениях флота на картах прорабатывался вывод сил флота через Проливную территорию в Средиземное море.

На начальной стадии операции велись боевые действия разнородных соединений фронта и сил флота по овладению Проливной территорией, действия минно-инженерных частей и тральных сил по разграждению Проливов. На втором этапе велась поэшелонная проводка сил через создание и Проливы новых районов совокупности базирования флота в Эгейском море с обеспечением всех видов ее защиты и обороны.

Предстоящий этап предусматривался как максимально поздний в вероятной войне, в то время, когда соперники переходили к широкому применению всех видов оружия массового поражения. Результат своевременной подготовки по организации форсирования Проливной территории был подведен в марте 1985 года на XXIX Военно-научной конференции штаба Черноморского флота. Данный момент стал высшей точкой в разработке морской десантной операции в Проливах во время СССР.

Во-вторых, постановка столь решительных задач по высадке морского десанта опиралась на бурное развитие морских десантных сил Черноморского флота. 28 июля 1966 года, с поступлением на флот новых десантных судов, на озере Донузлав организовали 197-ю бригаду десантных судов, включавшую в себя дивизион средних десантных судов, дивизион малых десантных десантных катеров и кораблей, и дивизион артиллерийских эсминцев проекта 30-бис, на протяжении десанта составлявший отряд судов огневой помощи.

В апреле 1971 года в бригаду добавился дивизион громадных десантных судов, а в июне 1980-го – дивизион катеров и кораблей на воздушной подушке. Бригада составляла базу сил высадки и снабжала стремительность действий первых «волн» десанта. В первой половине 80-ых годов XX века 197-я бригада десантных судов была преобразована в как следует новое соединение – 39-ю дивизию морских десантных сил. В момент формирования в дивизию входило 27 вымпелов.

Она стала талантливой высаживать не только первые «волны», но и все силы первого эшелона своевременного морского десанта. Параллельно развивалась морская пехота.

30 апреля 1966 года на основании директивы военного министра на Черноморском флоте был организован 309-й отдельный батальон морской пехоты. Уже в августе две его роты принимали участие в высадке морского десанта на Каспийском море, а в ноябре отправились на собственную первую боевую работу.

309-й отд. батальон морской пехоты:

  • • штаб и управление;
  • • три роты морской пехоты;
  • • танковая рота;
  • • минометная батарея;
  • • взвод БТР;
  • • разведывательный взвод;
  • • инженерно-десантный взвод;
  • • взвод связи;
  • • автомобильный взвод.

В декабре следующего 1967 года батальон переформировывается в 810-й отдельный полк морской пехоты. Из-за недостатка кадров большое количество офицеров для замещения свободных должностей в морской пехоте направили из сухопутных армий, исходя из этого в начале 1970-х по инициативе главнокомандующего флотом С. Горшкова на Черноморском флоте был создан 299-й учебный центр морской пехоты. Третий батальон полка оставался кадрированным, но полк систематично, например, на учениях «Крым-73», «Берег-77», «Берег-79», проводил мобилизационное развертывание.

810-й отд. полк морской пехоты:

  • • штаб и управление;
  • • три батальона морской пехоты;
  • • батальон плавающих танков;
  • • танковая рота;
  • • зенитный дивизион (батареи ЗСУ-23-4 и ЗРК «Стрела-1»);
  • • реактивно-артиллерийская батарея (6 установок БМ-14-17);
  • • самоходно-артиллерийская батарея (6 установок СУ-100);
  • • противотанковая батарея (6 боевых автомобилей ракет класа Земля-Земля 9П110);
  • • инженерно-десантная рота;
  • • рота связи;
  • • ремонтная рота;
  • • рота материального обеспечения;
  • • разведывательный взвод;
  • • комендантский взвод;
  • • полковой медпункт.

20 ноября 1979 года полк был переформирован в 810-ю отдельную бригаду морской пехоты численностью в мирное время около 2300 человек. Частично это было связано с трансформациями характера морской десантной операции, о чем будет сообщено ниже.

810-я отд. бригада морской пехоты:

  • • штаб и управление;
  • • отдельный десантно-штурмовой батальон;
  • • три отдельных батальона морской пехоты;
  • • отдельный батальон морской пехоты (кадр);
  • • отдельный танковый батальон (три роты танков Т-55М и рота ПТ-76 по 13 танков в роте);
  • • отдельный разведывательный батальон;
  • • отдельный реактивно-артиллерийский дивизион (три батареи по шесть 122-мм установок БМ-21 «Град»);
  • • отдельный самоходно-артиллерийский дивизион (три батареи по шесть 122-мм САУ «Гвоздика»);
  • • отдельный противотанковый дивизион;
  • • отдельный зенитный дивизион (батареи ЗСУ-23-4 и ЗРК «Стрела-10»);
  • • инженерно-десантная рота;
  • • рота связи;
  • • ремонтная рота;
  • • рота материального обеспечения;
  • • взвод РХБЗ;
  • • взвод плавсредств;
  • • комендантский взвод;
  • • топографический взвод;
  • • бригадный медпункт;
  • • учебный центр.

В случае если в начале 1960-х высадка морского десанта мотострелковых частей растягивалась практически на дни, то для высадки с десантных судов полка морской пехоты требовалось не более полутора-двух часов, а батальона – до 30 мин.! Этому содействовало оснащение полка практически 150 единицами плавающей боевой техники, что увеличивало темпы высадки многократно.

В августе 1977-го на практической отработке овладения Проливной территорией, проходившей в рамках учений «Берег», все боевые подразделения своевременного морского десанта были высажены за 1 час 53 60 секунд, а неспециализированное время высадки десанта с тылами в составе полка морской пехоты и мотострелкового полка с 17 транспортов и десантных кораблей Одесского пароходства составило 6 часов 5 мин.. Для сравнения, высадка на необорудованное побережье американского экспедиционного батальона морской пехоты, в котором на 2500 человек личного состава из тяжелой наземной техники имелось всего лишь пять танков, шесть гаубиц и 14 плавающих БТР, по американскому нормативу занимала аж 4 часа!

Такие высокие темпы высадки морского десанта достигались на тренировках и многочисленных учениях. В 1946-1994 годах на Черноморском флоте было совершено 14 учений с высадкой морских десантов, заявлявшихся как десанты своевременного уровня. Действительно, во многих случаях десантную подготовку упрощали, и роль своевременного десанта делал тактический десант силами всего лишь от роты до батальона.

Дабы ситуация на учениях максимально была похожим Босфор, высадки проводились недалеко от Керченского пролива – на полигоне на мысе Опук. К примеру, на учениях «Крым-79» полк морской пехоты высаживался в том месте, «взламывая» противодесантную оборону двух мотострелковых батальонов. А на учениях «Юг-83» в первый раз отрабатывалось и «форсирование пролива Босфор на протяжении исполнения предстоящей задачи первой операции флота».

На практике это выглядело следующим образом: по окончании высадки на побережье и захвата плацдарма бригада морской пехоты выделила авангард в составе усиленной роты, которая с ходу, на плавающей боевой технике, форсировала Керченский пролив. Последняя отработка своевременного десанта недалеко от Керченского пролива прошла в августе 1990 года на учениях Объединенного Черноморского флота стран-участников Варшавского Соглашения. На территории Болгарии высадки производились, в основном, в Бургасском заливе – в районах Созопол и мыс Атия, напоминавших побережье турецкой части Фракии.

В силу собственной малочисленности при десанте в Черноморских проливах морская пехота действовала по большей части в составе передового (штурмового) отряда (эшелона), предназначенного конкретно для захвата плацдармов обеспечения и высадки десантирования на них главных сил десанта. Вместе с морской пехотой в штурмовой эшелон должны были привлекаться боевые пловцы из 17-й отдельной бригады особого назначения, и силы морской инженерной работы Черноморского флота, в мирное время располагавшей 160-м отдельным морским инженерным батальоном, а в особенный период разворачивавшей на базе 212-го мобилизационного депо второй таковой батальон.

Из их состава выделялись средства и силы для групп разграждения (а также разведывательные водолазные отделения) для проделывания проходов в противодесантных заграждениях, установленных в воде. Инженерно-десантная рота морского инженерного батальона, включавшаяся в десант фактически в полном составе, специализировалась на техобеспечении высадки армий на преодоления и берег прибрежной полосы моря в высоком темпе.

Так как своевременный морской десант предполагался в составе военного корпуса, то главные силы десанта должны были составлять мотострелковые части и соединения. На учениях в большинстве случаев привлекался штаб крымского 32-го военного корпуса (к примеру, учения «Крым-76»). Морская пехота всегда налаживала сотрудничество с двумя мотострелковыми дивизиями Одесского военного округа – 126-й в Крыму и 24-й в Одесской области.

В учебных центрах этих соединений морпехи вели подготовку личного состава по целому последовательности армейских профессий. Одновременно с этим части этих дивизий иногда отрабатывали погрузку на суда десантного отряда и участие в высадке. Много портов на побережье Крымской, Николаевской, Херсонской и Одесской областей разрешало совершить одновременную посадку на суда армий и боевой техники, сняв риск попасть под ядерный удар соперника, считавшийся основной угрозой для срыва десантной операции.

Так как личные десантные силы Черноморского флота «поднимали» лишь морскую пехоту из первого эшелона десанта (на 1 января 1986 года имелось 19 десантных судов), то для перевозки общевойскового десанта предназначались мобилизованные гражданские суда. Это была проверенная практика.

Так, во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов для перевозки армий на Черном море задействовался Добровольный флот – национальное пароходство России, создание которого преследовало цели развития не только коммерческого мореплавания, но и формирование резерва ВМФ. Таким же резервом являлось и торговли и Русское общество пароходства, которому, к примеру, принадлежали суда «Веста князь и» Великий «Константин», отличившиеся тогда на протяжении военных действий на море. Действия мобилизованных судов на Черном море в двух мировых войнах обширно отражены в литературе.

Учения продемонстрировали эффективность применения в морском десанте судов класса «река-море» и больших транспортных судов министерства флота – класса «ро-ро» (ролкеры), контейнеровозов и лихтеровозов. Справочник «Джейнс файтинг шипс» засчитал их в состав запасных десантных сил ВМФ СССР, отмечая среди другого оборудование для перевозки техники и усиленное радиотехническое оснащение, очевидно избыточные для гражданских судов.

В соответствии с мобилизационным замыслом в трюмах сухогрузов, для монтажа скамей для крепления и личного состава боевой техники десанта, заблаговременно должны были заготовлены древесные доски. Кроме этого в роли запасных десантных транспортов советское военно-морское руководство имело возможность задействовать паромы. В осеннюю пору 1978 года была открыта паромная линия от Ильичевского порта до терминала в западной части береговой полосы озера Белослав в 30 км от Варны.

Ее обслуживали четыре однотипных автомобильно-ЖД парома югославской постройки: Герои «Севастополя и» болгарские «Герои Одессы» и советские «Храбрецы Шипки» и «Храбрецы Плевны». Паром имел возможность принять к перевозке ЖД вагоны, грузовые и автомобили , прицепы, контейнеры, гусеничную технику, негабаритные и тяжеловесные грузы. Кроме этого паромы перевозили пассажиров и их персональный багаж. Всего паром имел возможность принять 108 вагонов либо 920 машин либо 90 16-метровых трейлеров.

Западные эксперты фактически сходу назвали задачу воинских перевозок основной среди функций паромной линии, поскольку ее возможности существенно превосходили пассажиропоток и хозяйственные нужды между двумя государствами.

По понятным экономическим обстоятельствам учения по отработке сотрудничества Черноморского флота с гражданскими судовладельцами Азово-Черноморского бассейна, в рамках призыва и обеспечения отзыва в состав флота судов для обеспечения воинских перевозок и морского десанта, были редким явлением. Самыми большими считаются учения, совершённые в июне 1978 года, где проверялась мобилизационная готовность и отрабатывался призыв судов Черноморского (Одесса), Азовского (Жданов), Грузинского (Батуми) и Новороссийского морских пароходств, Советского Дунайского пароходства (Измаил), Волго-Донского (Ростов-на-Дону) и Днепровского (Киев) речных пароходств, Главного управления речного флота при Совмине УССР, Всесоюзного рыбопромыслового объединения «Аз-черрыба», и оперативной группы Национального хозрасчетного объединения «Южфлот».

На протяжении учений в Очакове проводилась фактическая установка оружий при переоборудовании гражданских судов под боевые суда, а в Одессе – оружие судов Черноморского пароходства на самооборону. Кроме этого, по окончании Фолклендского кризиса, на Черноморском флоте были совершены учения, на которых, по примеру британского флота, в качестве вспомогательного авианесущего корабля был задействован контейнеровоз, в экстренном порядке приспособленный для приема штурмовика с посадкой и вертикальным взлётом Як-38.

Во второй половине 80-ых годов XX века силами штаба Главнокомандования армиями Юго-Западного направления в Кишиневе было закончено своевременное планирование воздушно-морской десантной операции. Управление ею при войны должен был осуществлять главноком армиями направления. Его помощником по морской части должен был быть командующий Объединенным Черноморским флотом стран-участников Варшавского Контракта, а начальником сил высадки – первый помощник командующего Черноморским флотом. В силы высадки входили:

  • • десантные отряды, включающие десантные суда, корабли и транспорты охранения;
  • • отряд судов огневой помощи;
  • • корабельные противолодочные поисковоударные группы;
  • • корабельные тральные группы, снабжавшие противоминную оборону на переходе морем и разминирование района высадки;
  • • отряд судов, снабжавший охрану водного района в районе высадки;
  • • воздушный тактически десант;
  • • силы базы высадки, снабжавшие выгрузку материальных запасов и десанта на берег в высоком темпе.
  • • суда и корабли демонстративного и фальшивого десантов.

По свидетельству разработчика общевойсковой десант складывался из бригады морской пехоты, мотострелковой дивизии первого эшелона, воздушно-десантной и мотострелковой дивизии второго эшелона. Начальником десанта назначался начальник общевойскового соединения (при включения в состав штаба и десанта управления 32-го военного корпуса – соответственно, комкорп). Он принимал руководство армиями десанта по окончании завершения высадки его 1-го эшелона на берег.

Но от посадки на суда и до высадки собственного штаба на берег он подчинялся начальнику сил высадки. Для выброски с воздуха десантно-штурмового батальона морской дивизии и пехоты ВДВ в дополнение к транспортной авиации Одесского военного и Черноморского флота округа привлекалась воздушная армия Главнокомандования. Помимо этого, планировался фальшивый морской десант, формировавшийся из состава сил Керченско-Феодосийской военно-морской базы.

Болгария подготовилась к высадке сомостоятельно тактического морского десанта силами до батальона. Он должен был поддерживать наступление болгарских армий в Восточной Фракии по направлению к Проливам, но позднее его включили в состав неспециализированной десантной операции Объединенного Черноморского флота стран-участников Варшавского Контракта. С целью этого в первой половине 50-ых годов двадцатого века в составе болгарского флота были организованы 89-й батальон морской пехоты и 94-й саперно-строительный батальон.

Последний по характеру возложенных на него задач соответствовал морскому инженерному батальону Черноморского флота, но в мирное время оставался кадрированным.

Первоначально базой болгарского десантного флота были десантные баржи типа «БДБ», со времен Второй мировой до 1955 года строившиеся в Варне по германской документации. В 1970-80-е годы по советской лицензии в Бургасе и Русе выстроили 24 малых десантных корабля проекта 106К, и взяли из Польши 2 средних десантных корабля проекта 770Е.

Не считая судов главного боевого состава флот В первую очередь 1950-х годов располагал еще 12 десантными баржами на консервации в бухте Червенка (город Черноморец, Бургасский залив). К началу 1980-х годов в том месте уже накопилось 20 десантных судов. В соответствии с мобилизационному замыслу, на базе этого соединения судов консервации формировалась бригада десантных судов, талантливая принять на борт мотострелковый полк.

Экипажи комплектовались моряками торгового флота. На практике это было реализовано только в один раз, на учениях «Щит-82».

Румыния, следуя рекомендациям советских советников, во второй половине 50-ых годов двадцатого века расформировала собственную морскую пехоту. Организованный в ноябре 1971-го 307-й отдельный батальон морской пехоты больше занимался вопросами береговой обороны в дельте Дуная, поскольку Румыния по большому счету не относила морские десанты к приоритетным задачам собственного флота. Созданное во второй половине 70-ых годов двадцатого века в Констанце подразделение боевых пловцов на совместные десантные учения Объединенного Черноморского флота не направлялось.

Только в один раз на учениях «Альянс-78» румыны принимали участие в высадке в районе Мангалии своевременного воздушно-морского десанта, проводимого в рамках фронтовой наступательной операции. На учениях «Щит-82» румынской морской пехоты не было.

Большая коалиционная воздушно-морская десантная операция проводилась на Черном море на протяжении учений «Щит-82». Воздушный десант включал до тысячи советских и польских парашютистов. Морской десант строился в два эшелона по 4 «волны». В первом

История вопроса о проливах: Босфор и Дарданеллы (рассказывает Андрей Болдырев)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: