День аэроплана

      Комментарии к записи День аэроплана отключены

Занимательная статья из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Увлекательная у нас сейчас дата. Множество технических новинок XIX и ХХ столетий в первый раз показал себя как раз 24 мая. Начнем, конечно же, с российской, не смотря на то, что это пара выбивается из неспециализированной хронологии.

Итак, 105 лет назад, 24 мая 1910 года в Санкт-Петербурге в присутствии представителей Общероссийского аэроклуба состоялся первый устойчивый и управляемый полет сконструированного Я.М. Гаккелем аэроплана, что возможно назвать первым полноценным самолетом русском конструкции.

День аэроплана
Я.М. Гаккель около собственного аэроплана. В кабине — пилот В.Ф. Булгаков.

Действительно, за сутки до этого в Киеве в первый раз оторвался от почвы второй российский аэроплан, созданный А.С. Кудашевым, о чем сказала одна из местных газет. Но, во-первых, полет Кудашева скорее напоминал подскок на пара десятков метров по прямой, а во-вторых, его аэроплан частично копировал французский биплан Farman-Sommer.

А аппарат Гаккеля воображал собой всецело уникальную и не похожую ни на один зарубежный аэроплан конструкцию.

Гаккель в первый раз в мире применил схему бесстоечного биплана, в котором верхнее крыло крепилось к двум Л-образным центральным опорам и не соединялось с нижним крылом стойками либо подкосами. Фюзеляж имел треугольное сечение и за кабиной пилота был обшит полотном, что в те времена также считалось новшеством. Каркас фюзеляжа складывался из фрезерованных для облегчения сосновых брусков.

С целью увеличения прочности он был усилен перекрестными растяжками из рояльных струн.

Нижние финиши крыльевых опор крепились к гнутым полозьям, на каковые кроме этого опиралась ось шасси с горизонтальными амортизаторами из витых металлических пружин. Кроме двух главных колес, Гаккель укрепил на передних финишах полозьев два мелких противокапотажных колесика, мешающих опрокидыванию автомобили на шнобель при перемещении по земле.

Прямоугольные крылья имели характерный S-образный профиль. Их древесные каркасы с обеих сторон покрывала обшивка из прорезиненного полотна, прикрепленная клеем и гвоздиками. Задняя кромка была сделана из эластичной металлической проволоки.

От натяжения обшивки она прогибалась между нервюрами, что придавало кромке необычную «зубчатую» форму. На машине отсутствовали элероны, а управление по крену осуществлялось перекосом финишей крыльев, к каким шли тросовые тяги от штурвальной колонки.

В качестве силовой установки сначала употреблялся французский двухцилиндровый двигатель «Антуанетт» мощностью 25 лошадиных сил. Но опробования аэроплана с этим мотором, совершённые в марте 1910 года, продемонстрировали, что его мощность недостаточна для взлета.

Узнав это, Гаккель купил и установил на машину 35-сильный трехцилиндровый мотор «Анзани», С ним самолет уже имел возможность взлетать, с уверенностью держаться в воздухе и создавать горизонтальные маневры. Но данный мотор достаточно скоро перегревался при работе на полных оборотах, не разрешая выполнять дальние продолжительные полеты, исходя из этого на следующий собственный аэроплан Гаккель поставил германский 50-сильный четырехцилиндровый мотор Аргус. Но это уже вторая история.

Мотор Анзани (Anzani), аналогичный тому, что стоял на самолете Гаккеля.

Гаккель (сидит), летчик участники и Булгаков постройки аэроплана.

Чертеж самолета Я.М. Гаккеля.

источник: http://vikond65.livejournal.com/333489.html

Архангельск День ВМФ 2015 макет аэроплана

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Конкурс военных аэропланов 1912 года.

    20 августа (3 сентября) 1912 года, на Корпусном аэропорте Петербурга, произошло открытие Второго Русского конкурса армейских аэропланов. Газета «Русское…

  • Фото дня: бомбы для лондона

    13 июня 1917 года германская авиация совершила самый разрушительный налёт на Лондон за годы Первой Мировой. 22 тяжёлых бомбардировщика Gotha G.IV…

  • Конкурс военных аэропланов 1913 года.

    К 1913 году Генштаб создал подробный замысел, предусматривающий формирование в армии 55 авиационных отрядов — из расчета по одному на армейский корпус и…

  • Конкурс военных аэропланов 1911 года.

    Первые попытки России догнать передовые государства Европы в деле создания нового оружия — аэроплана, возможно отнести к началу 1911 года, в то время,…

  • Третий день (и последующие…). часть 3

    Часть II Ночной бой без сомнений, это был громадной сюрприз, что С-75 — быть может, самый ветхий из пребывавших на вооружении в 1991 г. ЗРК, сбивал…

  • Аэроплан к.э.циолковского (проект).

    Разработчик: К.Э.Циолковский Страна: Россия Проект 1894 года. В широкой и многогранной деятельности изобретателя Константина и замечательного учёного…