Давид и три голиафа

      Комментарии к записи Давид и три голиафа отключены

22 сентября 1914 года случилось воистину сенсационное событие в истории Первой Мировой. Германская подлодка U-9 водоизмещением 490 тысячь киллограм и с экипажем всего в 28 человек менее чем за час утопила три британских броненосных крейсера — Хог, Кресси и Абукир водоизмещением по 12 млн кг любой. Из 2300 участников экипажей погибших крейсеров спаслись лишь 837.

Это была одна из самых увесистых оплеух, взятых бывшей владычицей морей со времен средневековья.
* * *

Отважный моряк Отто Веддиген был одним из прославленных подводников Германии, кавалером высших армейских призов и храбрецом для миллионов соотечественников, но будущее отмерила ему маленький срок судьбы – неполных 33 года.

Отто Эдуард Веддиген появился 15 сентября 1882 г. в древнем ганзейском городе Херфорде, в прусской провинции Вестфалия. Тут он окончил респектабельную, основанную еще в 1560 г., гимназию имени Фридриха Великого, а в 1901 г. поступил на работу в армейский флот. Кадетом он плавал на учебном фрегате «Мольтке», после этого, по окончании окончания училища, проходил стажировку на последовательности вторых судов.

Памятью об этом периоде его работы стала для Отто медаль «За спасение судьбы», которую он взял за то, что вытащил из воды упавшего за борт матроса.

В 1904 г. Веддиген получил звание лейтенанта Императорских ВМС. С 1906 г. он служил на канонерской лодке, в июле 1909 г. был переведен вахтенным офицером на подлодку U-4, а в сентябре 1910 г. стал ее начальником. Наконец, в октябре 1911 г. Веддиген взял под собственную команду подлодку U-9 с командой в 25 человек, из которых четверо, включая его самого, были офицерами.

Вступившая в строй в апреле 1910 г. U-9 по времени постройки была практически новым судном, но технический прогресс в подводном плавании шел такими темпами, что через считанные годы она стала морально устаревшей. Подводные лодки данной серии – от U-5 до U-18 – ходили на керосиновых двигателях, дававших при плавании в надводном положении огромные столбы дыма, прекрасно заметные на громадном расстоянии и имели тенденцию выскакивать на поверхность по окончании выстрела торпедой. Но они владели хорошими мореходными качествами, разрешавшими им ходить а также маневрировать в сильный шторм.

В мае 1912 г. Отто был присвоен чин капитан-лейтенанта. Германский офицер-подводник Иоганн Шписс, скоро ставший ассистентом Веддигена, так обрисовывал собственного начальника:

«Худощавый блондин, неизменно вежливый и страно любезный. Он постоянно проявлял разумную осторожность, не надеялся лишь на собственное вывод, разрешал подчиненным офицерам вольно высказывать собственные идеи. Те, кому довелось помогать с Веддигеном, ощущали себя не подчиненными, а младшими товарищами».

Целый 1913 год для команды U-9 состоялся в тренировках и учениях. Подлодка выходила в море на все более продолжительный срок, погружения становились все чаще и все глубже, не смотря на то, что Веддиген редко рисковал погружаться более чем на 20 метров. Интенсивная учеба приносила собственные плоды – на морских маневрах в Северном море в мае 1913 г. U-9, согласно расчетам посредников, вывела из строя 3 линейных корабля 16 июля 1914 г. U-9 под командой Веддигена вышла в море для исполнения учебных стрельб.

Пребывав на перископной глубине, U-9 выполнила торпедную атаку по мишени – корпусу ветхого корабля «Гамбург», выпустив две торпеды из носовых аппаратов, а после этого, перезарядив аппараты, дала новый залп. Маневр перезарядки аппаратов в подводном положении и повторного залпа был выполнен в первый раз в мире.

В собственный первый боевой поход U-9 вышла 3 часа ночи 1 августа 1914 г. Германия еще ни с кем не сражалась, но, опасаясь неожиданной атаки английского флота, германское руководство послало все имеющиеся в его распоряжении подводные лодки в Северное море для несения патрульной работы. Но, уже вечером следующего дня U-9 возвратилась на собственную базу, не встретив английских судов.

Англия начала Германии войну 4 августа, а уже 6-го германские подводные лодки вышли в Северное море для торпедной атаки и поиска английских кораблей ВМФ. Но утром 8 августа в 225 милях от Гельголанда одна из автомобилей U-9 вышла из строя, и ей было нужно повернуть обратно. Для других германских подводных лодок эта операция кроме этого была неудачной – U-15 погибла от таранного удара английского легкого крейсера «Бирмингем», U-13 без вести и ее будущее так и осталась малоизвестной, а остальные подлодки за чемь дней похода так и не встретили соперника.

В начале войны германское руководство опасалось, что британцы смогут высадить собственные войска на побережье Бельгии, исходя из этого 20 сентября 1914 г. U-9 Отто Веддигена была послана в море с приказом мешать перемещению неприятельских транспортов.

Гирокомпас был неисправен, и в походе Веддиген нежданно понял, что находится ввиду голландского берега, в 50 милях от собственного курса. Было нужно лечь на обратный курс и идти, ориентируясь днем по береговой линии, а ночью по Полярной звезде.

На следующий сутки море было столь бурно, что Веддиген счел за лучшее положить лодку на грунт и дать команде отдых. В то время, когда же утром 22 сентября U-9 всплыла на поверхность, то оказалось, что шторм закончился, небо было безоблачным, ветер стих, а море покрывала легкая зыбь. Она пребывала у Шевенингских банок, к югу от Доггер-Банки.

Веддиген приказал включить двигатели для зарядки батарей и спустился вниз к завтраку. Наверху остался вахтенный офицер лейтенант Иоганн Шписс, что стал следить за горизонтом в бинокль. Он и увидел вершину мачты, выходящую из-за горизонта, а после этого и облако дыма рядом с ней.

Приказав остановить двигатели, дабы из-за столба дыма лодка не была обнаружена соперником, он привёл к командиру наверх. Некое время Веддиген сосредоточенно рассматривал в бинокль очертания мачт на горизонте, а после этого скомандовал погружение.

U-9 двинулась на перископной глубине по направлению к судам соперника, поднимая перископ на маленькие промежутки времени, дабы не быть увиденной; Веддиген вел наблюдение, пока не убедился, что встретил британские крейсеры, предположительно легкие.

Это были четырехтрубные крейсеры: «Хог», «Абукир» и «Кресси» из состава 7-й эскадры Королевского ВМФ, шедшие единым курсом с двухмильными промежутками между собой и не подозревавшие о угрожающей им опасности. Капитан-лейтенант Веддиген принял решения нападать средний из них с маленькой дистанции. Атака началась в 7 часов 20 мин., в то время, когда раздалась команда «Первый аппарат пли! Перископ вниз!».

По окончании томительного ожидания длительностью в 31 секунду раздался грохот, а после этого крик германских матросов, в котором кошмара было, пожалуй, больше чем торжества. В то время считалось, что гидравлический удар от взрыва торпеды на близком расстоянии, может без шуток повредить лодку, но беглый осмотр судна не распознал никаких повреждений.

Снова подняв перископ, Веддиген заметил, что торпедированный крейсер (это был «Абукир») стоит, погрузившись кормой в воду, с него спускаются спасательные шлюпки, переполненные людьми, а другие два крейсера остановились поблизости, дабы спасти появлявшихся в воде людей. Англичание ошибочно сделали вывод, что их корабль подорвался на мине; они были уверены, что в этом районе моря никаких вражеских субмарин просто не может быть.

Веддиген приказал перезарядить торпедный аппарат и приготовиться ко второй атаке. Потому, что он не знал точно – имеет ли он дело с легкими либо броненосными крейсерами, то на всякий случай решил в этом случае стрелять не одной, а двумя торпедами. Сейчас его жертвой стал крейсер «Хог».

Обе торпеды попали в цель, и, подняв перископ, Веддиген заметил поверхность моря, покрытую обломками, переполненными и перевернутыми шлюпками, тонущими людьми; два громадных корабля достаточно скоро тонули, а третий стоял без движений, спустив на воду все собственные шлюпки, дабы спасти сохранившихся английских моряков. У U-9 оставались еще две торпеды в кормовых аппаратах и одна запасная для одного из носовых, исходя из этого Веддиген решил нападать и его, не обращая внимания на то, что электрические батареи подлодки были практически разряжены.

Через час по окончании собственного первого выстрела U-9 выпустила две торпеды из кормовых аппаратов по третьему крейсеру со средней дистанции. В последствие стало известно, что это был «Кресси». На корабле заметили след торпед, «прозрели» и начали маневрировать, стараясь избежать попадания.

Частично британцам это удалось – от одной из торпед они увернулись, но вторая попала в цель. Начальник германской подлодки заметил в перископ, что взрыв торпеды не причинил крейсеру непоправимого ущерба – он держался на воде. Тогда Веддиген развернул лодку и отправил в цель последнюю торпеду.

Она совершенно верно попала в цель – встал клуб дыма и громадный белый фонтан, по окончании чего корабль стал медлительно заваливаться на борт и, совсем перевернувшись, через пара мин. всецело провалился сквозь землю под водой.

Электричество была практически израсходована, и U-9 больше не имела возможности оставаться в подводном положении. Мало отойдя от обломков погибших судов, она всплыла и, дабы скрыть собственный курс от английских моряков в спасательных шлюпках, отправилась на север, а после этого развернула к голландскому берегу и отправилась под его прикрытием.

Счастливо разминувшись с английскими миноносцами, Веддиген утром следующего дня установил связь с германским крейсером «Аркона», защищавшим устье реки Эмс, и сказал о потоплении 3 маленьких броненосных крейсеров, возможно типа «Кент», водоизмещением 9800 тысячь киллограм любой. Но через пара часов, уже на подходе к Эмсу, с прошедшего вблизи германского парохода на U-9 сказали, что по сведениям, взятым через Голландию, она потопила громадные броненосные крейсеры: «Абукир», «Хог» и «Кресси», неспециализированным водоизмещением 36 000 тысячь киллограм.

В ледяных волнах Северного моря погибли 62 матроса и 1073 офицера Англии; спаслись лишь 837 человек да и то лишь вследствие того что их довольно быстро подобрали на их счастье появлявшиеся поблизости два голландских парохода и пара траулеров. Катастрофу усугублял тот факт, что команды крейсеров были по большей части укомплектованы призванными из запаса юными гардемаринами и семейными резервистами.

Блестящий успех Отто Веддигена уже 24 сентября был отмечен прусскими Металлическими крестами 2-го и 1-го классов, а 11 октября – рыцарским крестом баварского ордена Максимилиана Иосифа; Веддиген стал одним из 6 не баварцев, удостоенных данной высшей воинской приза королевства. Все остальные члены команды U-9 были награждены Металлическими крестами 2-го класса. Изображение Железного креста показалось на рубке подлодки, и эту эмблему потом германские подводники именовали «Крестом Веддигена».

Сам же Веддиген стал первым прославленным германским храбрецом всемирный войны, чьи портреты не сходили с газетных страниц, и почетным гражданином собственного родного города.

13 октября 1914 г. U-9 опять вышла в поход. Вместе с U-17 она должна была произвести разведку подходов к базе английского флота в Скапа-Флоу. Через два дня около Абердина германские подлодки столкнулись с 10-й эскадрой крейсеров соперника.

Англичане усвоили урок, преподанный им Веддигеном, сейчас их суда держались вдалеке друг от друга, всегда меняли скорость и курс. Пара часов Веддиген маневрировал, стараясь выйти на нужную расстояние и, в итоге, утратив терпение, увел лодку на глубину. В то время, когда через некое время он снова поднял перископ, то осознал, что ему фантастически повезло – идя зигзагообразными направлениями, английские крейсера снижали движение и сближались, обмениваясь сигналами.

Скоро стало ясно, что они планируют спустить на воду катер для передачи почты либо приказания. U-9 ринулась навстречу сопернику, только иногда и на самое маленькое время поднимая перископ, след которого на ровной как зеркало поверхности моря имел возможность выдать ее присутствие.

Веддиген решил нырнуть под английский крейсер, рассчитывая, что, вынырнув с другого борта, он окажется в удачном положении для выстрела из кормовых торпедных аппаратов, но подняв перископ, заметил крейсер не сзади себя, а на расстоянии полумили прямо перед собой. Торпеда, выпущенная из носового аппарата, ударила его борт недалеко от передней трубы. Через 8 мин. бронепалубный крейсер «Хоук» скрылся под водой.

Из 544 участников команды лишь 52 человека были выловлены из воды траулером «Бен Ринз», еще 21 человека нашли потом на спасательном плоту.

U-17 кроме этого выходила в наступление на английские суда, но ее торпеда, выпущенная по крейсеру «Тезей», прошла мимо цели.

Мало позднее U-9 предприняла попытку атаковать группу двигавшихся в ряд английских эсминцев. Заняв положение между двумя судами, Веддиген произвел залп, в один момент носовым и кормовым торпедными аппаратами. Но скорость эсминцев была через чур большой, торпеды прошли мимо, а нашедшую себя подводную лодку чуть не послал на дно таранным ударом эсминец «Нимфа».

Новая победа добавила к призам Веддигена верховный прусский армейский орден «Pour le Merite», рыцарский крест саксонского Военного ордена св. Генриха, и рыцарский крест Вюртембергского ордена Армейских заслуг. Но Отто пришлось на некое время отойти от дел: в первых числах Января 1915 г. он повредил ногу и был должен сдать руководство лодкой Иоганну Шписсу, дабы пройти курс лечения.

По выздоровлении, в феврале 1915 г., Веддиген взял под собственную команду одну из новейших подводных лодок – U-29 и занялся подготовкой команды и корабля к боевому походу. Уже в первых числах Марта лодка вышла в море и, легко пройдя дуврские заграждения, 12 марта приблизилась к островам Скилли, где остановила четыре грузовых судна. Веддиген дал экипажам время пересесть в спасательные шлюпки, а после этого послал суда на дно, экономно израсходовав по одной торпеде на каждое.

Позднее он остановил и потопил французский пароход «Огюст Консей», предварительно принеся капитану собственные извинения.

В собственной недолгой войне против торговых судов неприятеля, Веддиген строго выполнял положения международного морского права. Он так беспокоился об экипажах потопленных им судов, что в один раз лично послал набор сухой одежды упавшему за борт матросу. Английская «Таймс» как-то назвала его «вежливым пиратом» – вызывающий большие сомнения, но комплимент.

Возвращаясь на базу, Веддиген решил не рисковать, проходя второй раз дуврские заграждения, и выбрал обходной северный маршрут. 17 марта, обогнув северную оконечность Шотландии, лодка легла на дно, дабы разрешить команде отдохнуть и на следующий сутки продолжить путь. Но, подняв перископ утром 18 марта, Веддиген нашёл перед собой чуть ли далеко не весь Громадной Флот Англии. Лодка вышла в наступление.

Первой целью стал линейный корабль «Нептун», но корабль шел зигзагом, и торпеда прошла мимо. Не обескураженный первой неудачей, Веддиген начал подыскивать себе новую мишень. Около было довольно много судов, и он так увлекся выбором цели, что не увидел линкор «Дредноут», приближавшийся с правого борта. На линейном корабле увидели перископ германской подлодки, и капитан Алдерсон полным ходом повел собственный корабль на таран.

От удара корабельного киля лодка переломилась надвое и со всем экипажем ушла на дно Северного моря. Офицеры на мостике «Дредноута» четко заметили идентификационный номер на поднявшейся на пара секунд из воды носовой части лодки.

Через много лет по окончании смерти Отто Веддигена, в Германии была отчеканена памятная медаль в честь подвига U-9, а в 1927 г. история легендарной торпедной атаки была экранизирована в фильме «U-9: Веддиген». В память доблестного подводника первое подразделение подводных лодок Кригсмарине (ВМФ Фашисткой германии) при формировании в 1935 г. было названо флотилией «Веддиген», но с 1939 г. она начала именоваться легко 1-й флотилией подводных лодок.

Давид и три голиафа
капитан-лейтенат Отто Эдуард Веддиген

Экипаж U-9. Отто Веддиген стоит в центре

Германские субмарины в Кильской летом 1914 года. Англия была не готовой к пртиводействию данной новой угрозе.

Чертеж подлодки U-9. Эта субмарина, выстроенная в 1910 году, была вооружена двумя носовыми и двумя кормовыми торпедными аппаратами.

Тяжелый броненосный крейсер Хог, вооруженный двумя девятидюймовыми, двенадцатью шестидюймовыми и четырнадцатью 76-миллиметровыми пушками.

Однотипный с Хогом крейсер Кресси.

Смерть крейсера Абукир и взрыв второй германской торпеды у борта Хога.

Команда Кресси пробует спастись с тонущего корабля.

Триумфальное возвращение U-9 в Киль.

матросы и Офицеры U-9, награжденные за уничтожение трех английских крейсеров Металлическими крестами. Второй слева в первом ряду — капитан подлодки Отто Веддиген.

источники:

  • текст — Константин Филатов
  • картинки и вступление — http://vikond65.livejournal.com/392054.html

Ведьмак 3 — Достижения — Как получить скрытое достижение Давид и Голиаф

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: