Созданный для замены весьма успешных истребителей семейства Mirage III, самолёт простой аэродинамической схемы Dassault F1 на многие годы стал главным истребителем Франции. Самолёты данного типа обширно экспортировались в мире и принимали самое активное участие в военных действиях.
Немногие самолёты способны сравниться с F1 в плане боевой карьеры в ВВС различных государств. Девять из 13 эксплуатантов истребителей данного типа применяли их в настоящих военных действиях. Так, F1 иракских ВВС, вооружённые ПКР Exocet, наносили удары по судам разных стран в Персидском заливе в годы ирано-иракской войны, а через пара лет сошлись в воздушных битвах с истребителями западных ВВС.
К примеру, Эквадор в 1995 году применял собственные F1 в войне с Перу, тогда истребителями Mirage F1 было сбито два перуанских истребителя-бомбардировщика Су-22М.
Начиная с 1960-х годов, Франция поставляла собственные самолёты в основном тем странам, каковые не могли по политическим либо этическим обстоятельствам покупать бронетехнику в Соединенных Штатах. не меньше 70% экспортных поставок самолётов F1 пришлось на страны, каковые были враждебно настроены в отношении США, либо же в Соединенных Штатах существовало эмбарго на поставку бронетехники американского производства в эти страны. Mirage F1 унаследовал лучшие качества собственного предшественника – Mirage III: прочный, надёжный, владеющий высокими лётными чертями, оснащённый достаточно идеальным оборудованием и одновременно с этим относительно недорогой.
Французские требования
В 1960-е годы французским армейским потребовался армейский самолёт двойного назначения: перехватчик, талантливый развивать скорость до М=2 и вооружённый двумя ракетами «воздух-воздух» и пушкой, а иначе – тактический истребитель-бомбардировщик, талантливый наносить удары по наземным и надводным целям простым и ядерным оружием. Пара проектов было создано на базе Mirage III, но для полномасштабной разработки отобрали проект Mirage IIIF (позднее обозначение поменяли на F1).
ВВС ЮАР применяли в военных действиях самолёты двух модификаций – F1A и F1C. Во время войны с Анголой имели место воздушные битвы самолётов F1 с истребителями МиГ-21. Лётчики ВВС ЮАР утверждают, что они неизменно на голову превосходили собственных соперников.
F1, мало уступавший по лётным чертям собственному предшественнику, владел внутренними топливными баками на 43% большей ёмкости, имел на 2.5 т. Громадную взлётную массу (при крыле меньшей площади, чем у Mirage III), протяженность разбега была на 30% меньше, а скорость захода на посадку на 25% меньше. В части маневренности F1 превосходил Mirage III во всём диапазоне скоростей. Большая часть преимуществ F1 перед Mirage III достигнуто за счёт применения развитой механизации крыла.
Установленный на F1C моноимпульсный радиолокатор Thomson-CSF Cyrano IV снабжал исполнение задачи перехвата воздушных целей, но не имел возможности трудиться в режиме картографирования. БРЛС имела возможность отслеживать лишь одну воздушную цель, да к тому же её возможности очень сильно зависели от погодных условий.
Оружие
Изначально оружие самолёта F1 было ограничено двумя встроенными 30-мм пушками, но через три года по окончании начала эксплуатации в ассортимент оружия включили УР «воздух-воздух» MATRA R.530, а ещё через год – MATRA R.550 с тепловой головкой самонаведения. Штатно в варианте перехватчика самолёт нёс одну-две ракеты, при двух ракет в большинстве случаев подвешивалась одна ракета с радиолокационной ГСН и одна с тепловой.
С возникновением самолёта Mirage 2000 карьера F1 начала клониться к закату. Покинутые на вооружение автомобили модернизировали в истребители-бомбардировщики F1CT, которыми заменили устаревшие ударные самолёты Mirage 5. На фотографии – самолёт с бортовым номером 274 в испытательном полёте с символикой Испытательного центра военной авиации (СЕАМ) на киле.
ВВС Франции в первой половине 70-ых годов XX века заказали 83 самолёта базисной модификации F1C. Ещё 79 самолётов были поставлены французским ВВС во время с марта 1977 по декабрь 1983 года. ВВС Франции кроме этого взяли 20 двухместных учебно-тренировочных самолётов F1B. Поступление в строевые части истребителей Mirage 2000 привело в первой половине 90-ых годов двадцатого века к понижению эскадрилий, вооружённых самолётами F1, до шести.
Некое количество самолётов F1C-200 модернизировали в многоцелевой вариант F1CT, каковые, но, уже снимаются с оружия. В частности, в июле 2009 года истребители данного типа сняты с оружия известной эскадрильи «Нормандия», персональный состав которой приступил к освоению самолётов Rafale. По заказу ВВС Франции кроме этого строились специальные самолёты-разведчики F1CR, в 2009 году они оставались на вооружении двух эскадрилий.
В 1980-е годы F1 французских ВВС учавствовали в военных действиях против ливийцев на территории Чада, но самая масштабной операцией с участием французских F1 стала «Operation Daguet» — французская составляющая многонациональной операции «Буря в пустыне» (1991 год). F1CR тогда использовались для нанесения ударов и ведения разведки по наземным целям. Самолёты F1CR и F1CT французских ВВС кроме этого были задействованы в событиях на балканском полуострове и употреблялись в «полицейских» миссиях над Афганистаном.
На работе ВВС третьих государств
Самолёты F1CR экспортировались в пара стран мира. Так, в 1975 году 16 самолётов F1CZ закупила ЮАР. Эти истребители поступили на вооружение 3-й эскадрильи ВВС ЮАР и активно использовались в войне с Анголой впредь до заключения мира в первой половине 90-ых годов двадцатого века, по окончании чего автомобили поставили на долгое хранение.
Марокко закупила F1 во Франции во второй половине 70-ых годов двадцатого века, автомобили употреблялись в противопартизанских операциях. Иордания взяла F1CI в первой половине 80-ых годов XX века, Кувейт закупил F1CK во второй половине 70-ых годов двадцатого века, его самолёты были ограниченно использованы при обороне страны от вторжения Ирака в августе 1990 года, а позже учавствовали в операции «Буря в пустыне».
Дозаправка в воздухе существенно увеличила боевой потенциал F1, особенно в условиях отсутствия развитой аэродромной инфраструктуры. Этот фактор для Франции, исторически имеющей большую сферу влияния в третьих государствах, имеет громадное значение.
Самолёты F1 кроме этого поступили на вооружение ВВС Испании и Греции. В последнем случае истребители с оружия были сняты, а Испания, напротив, модернизировала собственный парк в вариант Mirage F1M.
Mirage F1A/E
Тогда как большая часть клиентов были довольны самолётом F1, ВВС ЮАР кроме базисного варианта захотели взять ещё и упрощённую модификацию, оптимизированную для нанесения ударов по наземным целям днём в несложных метеоусловиях. В следствии показался вариант F1A, внешним отличием которого стала более долгая носовая часть фюзеляжа с радиолокационным дальномером Aida II. Вариант F1E воображал собой многоцелевой истребитель-бомбардировщик, предназначенный для поставок на экспорт, в частности – в Ирак, что применял вооружённые ПКР Exocet самолёты F1 в годы ирано-иракской войны, а позже во время операции «Бури в пустыне».
40 Years of the Dassault Mirage F1 : Official Tribute [French Air Force]
Увлекательные записи:
- Стратегический ракетоносец ту-95мс
- Служба handley page halifax. часть ii
- Боевые птицы второй мировой: p-47 thunderbolt
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Dassault mirage f1: варианты и модификации
На базе перехватчика Mirage F1 были созданы разведчика истребителя — и модификации бомбардировщика. Не смотря на то, что на долю F1 не выпал столь…
-
Mirage III поставлялся многим государствам, так или иначе появлявшимся в состоянии войны. Особенно впечатляющим было его использование в руках умелых…
-
Mirage g/mirage g8. они предвещают будущее боевых самолетов компании dassault
Написанная по горячим следам увлекательная винтажная статья об экспериментальном самолете Mirage G, умелом многоцелевом самолете Mirage G8 и проекте…
-
Проект истребителя-перехватчика dassault md-750. франция
Первые проекты французских истребителей, талантливых развивать скорость M = 3,0, датируются 1958 годом. В текущий год компаниями Nord Aviation и Dassault…
-
Французская авиация предвоенного периода отличалась громадным разнообразием технических конструкций и решений. Не были исключением и самолеты-штурмовики….
-
Ночные загадки марселя дассо. часть 4 опытный истребитель-перехватчик dassault mystere iv n
Как и все собственные предшественники Mystere IV B взял вариант ночного истребителя, что был предложен параллельно проекту IV C. Конечно, он взял…