«Данте алигьери» — первый итальянский линкор

      Комментарии к записи «Данте алигьери» — первый итальянский линкор отключены

История итальянского дредноута начинается в 1901 году, в то время, когда известный инженер-кораблестроитель полковник Витторио Куниберти (1854-1913) выдвинул принципиально новую концепцию линкора со скоростью не меньше 20 узлов и артиллерией единого калибра – 305 мм. Собственные мысли он изложил в германском издании «Marine Rundschau» и, более детально, годом позднее в итальянском «Rivista Marittima». Главные постулаты были несложны:

  • • для потопления соперника в артиллерийском бою направляться нанести ему как возможно больше попаданий в район ватерлинии, где сосредоточены все ответственные объекты корабля;
  • • данный участок защищается самая толстой броней, пробить которую смогут лишь орудия калибра 12 дюймов и выше;
  • • скорострельность таких орудий низка, следовательно, для обеспечения требуемого количества попаданий нужно наращивать число орудий.

«Данте алигьери» - первый итальянский линкор

Конструктор представил и чертежи для того чтобы корабля, но управление итальянского ВМФ не оценило аналогичных новаций и отвергло проект, выдав, действительно, разрешение на его публикацию за рубежом. В 1903 г. в авторитетном английском ежегоднике «Jane’s Fighting Ships» выходит статья Куниберти «Совершенный линкор для английского флота». В ней создатель представил линейный корабль водоизмещением 17000 т, со скоростью 24 узла, броневым поясом по ватерлинии толщиной 305 мм и оружием из двенадцати 305-мм орудий, размещавшихся в четырех двухорудийных и четырёх одноорудийных башнях.

«В отечественном совершенном и весьма замечательном корабле, – писал Куниберти, – мы должны повысить колличество стволов 12-дюймовых орудий, дабы быть талантливыми нанести сопернику хотя бы одно фатальное попадание в пояс по ватерлинии раньше, чем у него покажется такой же шанс нанести нам подобный удар из одного из четырех орудий главного калибра, каковые на данный момент в большинстве случаев приняты в качестве главного оружия».

Статья взяла широкий отклик в среде английских морских офицеров, но в тот момент не оказала определяющего влияния на развитие конструкторской мысли. Для принятия ответа пригодился анализ учебных стрельб Королевского флота, и изучение опыта битв русско-японской войны.

Как раз они продемонстрировали, что дистанции артиллерийских боев возросли так, что чтобы получить попадание стала нужна стрельба залпами не меньше чем из четырёх орудий и в обязательном порядке одного калибра, дабы прекрасно видеть падение снарядов, не путая наряду с этим всплески от различных калибров. Помимо этого, самые тяжёлые пушки стреляли правильнее, а их попадания давали более действенный итог, потому, что тяжёлые боеприпасы в намного меньшей степени теряли собственную кинетическую энергию относительно дальности стрельбы.

Итогом работ английского Адмиралтейства стала закладка в 1905 г. известного «Дредноута», ставшего родоначальником нового поколения линкоров. Его появление стало в военно-морских кругах собственного рода сенсацией, не смотря на то, что мысль как таковая уже давно витала в воздухе. За Британией в постройку дредноутов включились США, Германия и другие страны – начиналась «дредноутная гонка».

Италия не сходу включилась в «дредноутную гонку», потому, что завершала программу строительства четырёх быстроходных броненосцев типа «Витторио Эмануэле», прекрасно приспособленных для военных действий на Средиземном море (они имели водоизмещение 13000 т, скорость 21 уз и вооружались 2?305-мм и 12?203-мм орудиями).

Начало проектирования первого итальянского линейного корабля с единым калибром артиллерии относится к 1907 году. В выданном флотом задании к новому кораблю предъявлялись следующие требования:

  • • обычное водоизмещение не более 20000 т;
  • • скорость не меньше 22 узлов;
  • • бронирование, достаточное для защиты от фугасных снарядов артиллерии большого и среднего калибра на простых расстояниях боя (30-40 кбт.);
  • • артиллерия противоминного калибра из 120-мм орудий при максимально вероятном по условиям размещения и нагрузки количестве.

Благодаря сделанному Куниберти заделу и при его яркой помощи, работы двигались скоро. Уже к Январю ведущие конструкторы Корпуса корабельных инженеров генерал Эдоардо Масдеа (1849-1910) и полковник Антонино Калабретта подготовили рабочий проект.

Имея возможность оценить вступившие в строй и строившиеся зарубежные линейные корабли, Масдеа, как начальник группы проектировщиков, решил сделать определенный задел на будущее. Он реально оценивал возможности национальной индустрии и справедливо полагал, что за время, пока будет строиться головной корабль, более развитые государства не будут находиться на месте.

Потому, что практически все первые дредноуты имели бортовой залп из восьми орудий, следовало «играть на опережение», обеспечив собственному кораблю полуторакратное преимущество по этому показателю. Повышение общего количества орудий неизбежно вело к росту водоизмещения, исходя из этого требовалось разместить все двенадцать пушек так, дабы обеспечить им возможность стрельбы на оба борта, что само по себе являлось непростой задачей.

Проект «совершенного линейного корабля» Куниберти тут не годился, поскольку имел в бортовом залпе всё те же восемь стволов. Одним из вариантов решения проблемы была установка башен по линейно-возвышенной схеме, но в то время моряки и конструкторы опасались аналогичного размещения по двум главным обстоятельствам.

Во-первых, возвышенные их барбеты и башни существенно увеличивали «верхний вес», что неизбежно отрицательно сказывалось на остойчивости, а сосредоточение тяжеловесных башен в оконечностях повышало требования к продольной прочности корпуса. Во-вторых, оставался не изученным вопрос о действии дульных газов орудий возвышенной башни на прицелы и смотровые колпаки нижней. Не просто так, первыми линейно-возвышенную схему размещения главного калибра применили французы и американцы – как раз в этих флотах раньше всего начались опыты по определению степени для того чтобы действия.

Отысканный проектировщиками выход наглядно продемонстрировал, что итальянские кораблестроители не утратили вкуса к нетрадиционным ответам. Ещё в 1905 году капитан 1 ранга Умберто Каньи и полковник Корпуса корабельных инженеров Эдоардо Феррати высказали идею трёхорудийной башни, сулящей большие преимущества если сравнивать с общепринятыми в то время двухорудийными.

Куниберти воспользовался той идеей и внес предложение разместить артиллерию в на данный момент трёхорудийных башнях, равномерно расставленных в диаметральной плоскости корабля. Размещение башен на одном уровне упрощало управление огнём, но в будущем, для улучшения мореходных качеств, носовую было нужно поднять на полубак, что был надстроен над верхней палубой, а размеры и число надстроек – минимизировать , дабы придать орудиям максимально широкие секторы стрельбы.

Всё приносилось в жертву главному плану: обеспечить большую мощь бортового залпа. Подобная схема размещения артиллерии (названная в честь собственного изобретателя «схемой Куниберти») потом использовалась на русских линкорах типов «Севастополь», «Императрица Измаил» и «Мария», но более нигде не повторялась.

не меньше уникальным выяснилось и размещение противоминной артиллерии. Восемь из двадцати 120-мм орудий находились в четырёх двухорудийных башнях, установленных поборт-но на верхней палубе в носовой и кормовой оконечностях, а остальные – в классических казематах.

Четырёхвальная паротурбинная установка совокупности Парсонса мощностью 32000 л.с. должна была снабжать дредноуту 23-узловую скорость полного хода. Тем самым в проект закладывалось классическое для итальянских линкоров преимущество в скорости над собственными потенциальными оппонентами на 2-3 узла. Столь же традиционно броневая защита уступала по безотносительной толщине зарубежным аналогам.

К концу 1907 года проект Масдеа был утвержден. Контрактная цена постройки определялась в 57,2 млн. лир либо 2,267 млн. фунтов по действовавшему курсу, что было приблизительно на полмиллиона больше, чем стоил любой из британских дредноутов того периода.

Корабль стал называться «Данте Алигьери» – в честь поэта (1265-1321), автора «Божественной комедии» и одного из создателей литературного итальянского языка. Его закладка состоялась 6 июня 1909 г. на казенной верфи в Кастелламаре-ди-Стабия.

Так, Италия стала первой из средиземноморских держав, начавшей строительство дредноутов. Но слабость индустриальной базы страны, в особенности задержки с поставкой и производством оружия (в течение продолжительного времени Италии зависела в этом отношении от зарубежных компаний), стала причиной тому, что австро-венгерский дредноут «Вирибус Унитис», заложенный более чем на год позднее и построенный через 10 месяцев по окончании итальянского, вошел в строй раньше него.

В то время, когда «Данте Алигьери» еще пребывал в постройке, выявилась большая строительная перегрузка, в результате которой настоящее водоизмещение на 900 т превысило проектное, что стало причиной повышению осадки на 0,35 м. Данный факт приводил к назначению главой Главного морского штаба адмиралом Деттоло авторитетной техкомиссии для изучения вопроса о влиянии данной перегрузки на тактико-технические элементы корабля, причём её формальным главой стал сам Морской министр, адмирал Леонарди Каттолика.

Рабочая группа пришла к выводу, что повышение осадки не повлечет за собой значительного ухудшения мореходности, эффективности и живучести действия оружия, но отметила вероятное понижение скорости на 0,3 узла, что считалось приемлемым ввиду ограничения скорости планируемых к закладке линкоров типа «Джулио Чезаре» 22 узлами.

Постройка корабля заняла более трёх с половиной лет, причём окончательная цена составила 65 млн. лир – другими словами превысила контрактную приблизительно на 8 миллионов.

При передаче флоту линейный корабль подвергся разносторонним и широким опробованиям на скорость, мореходность и управляемость, включавшим поход в штормовую Атлантику, причём их результаты появились в целом хорошими. По итогам опробований была увеличена высота дымовых труб.

Описание конструкции надстройки и Корпус

Как и большая часть дредноутов первого поколения, «Данте Алигьери» сочетал в себе пионерские технические ответы с классическими, характерными национальной кораблестроительной школе. При его создании конструкторам было нужно решать массу непростых задач, которые связаны с неспециализированной компоновкой, размещением артиллерии, постов управления кораблём, шлюпок и т.д. Достаточно заявить, что собственных предшественников – броненосцы типа «Витторио Эмануэле» – он превосходил по водоизмещению более, чем наполовину (19,5 тыс. т против 13), а по длине – приблизительно на 25 м (168,1 м против 144,6), сохраняя наряду с этим фактически такое же отношение длины к ширине (6,32 против 6,45).

Корпус имел в полной мере классические очертания. «Данте» стал последним итальянским линкором, сохранившим четко выраженный таранный форштевень. Носовая часть отличалась непривычно острыми обводами недалеко от ватерлинии при большом развале шпангоутов маленького зауженного полубака. По плану, это должно было улучшать скоростные характеристики, но кроме того при маленьком беспокойстве у форштевня появлялся громадный бурун.

Кормовая оконечность сохраняла простую закруглённую «крейсерскую» форму. Корабль оборудовался двумя рулями, размещавшимися в диаметральной плоскости: главным, полубалансирного типа, и пребывавшим впереди него запасным, балансировочного типа. Они имели возможность перекладываться совместно либо по отдельности. Большой ширины по мидель-шпангоуту корпус достигал на нижней кромке броневого пояса.

Выше него борта имели заметный завал вовнутрь.

Корпус практически полностью изготавливался из высокопрочной стали. Исключением стали участки, самые подверженные вибрации, каковые делались из мягкой сименс-мартеновской стали с повышенным пределом текучести. Параллельно килю с каждого борта проходило по восемь продольных днищевых и бортовых стрингеров, причём в средней части корпуса второй и четвёртый стрингеры переходили в продольные вертикальные переборки.

Линейный корабль имел три постоянных палубы: верхнюю, основную и нижнюю. Вне пределов машинно-котельных отделений в носовой части имелось три платформы, именуемые верхней, средней и нижней; в корме платформ было лишь две.

На всей протяженности корпуса проходило двойное дно, поделённое на множество влагонепроницаемых отделений и отсеков, и переходящее в двойной борт, поднимавшийся до отметки основной палубы. Более того: на большей части корабля имелось тройное дно. Оно начиналось еще до барбета носовой башни и заканчивалось у барбета кормовой.

Большая часть переборок доходило до верхней палубы.

Надстройки были сконструированы легко и рационально, дабы избежать ненужного повышения «верхнего» веса и обеспечить большое удобство вспомогательного орудий калибра и использования главного. Нужно заявить, что еще с 1880-х годов итальянские конструкторы старались придать своим тяжёлым судам симметричный силуэт, дабы соперник в первые моменты встречи не имел возможности определить не только их курс, но и направление перемещения.

Не смотря на то, что к концу первого десятилетия XX века рассчитывать на эффективность для того чтобы решения было уже наивно, оно, однако, сохранилась и в проектах первых итальянских дредноутов. Так что, внешний вид «Данте Алигьери» был очень необыкновенным и чем-то напоминал броненосные крейсера «Сан Джорджо» и «Сан Марко»: две группы труб, разнесенные по длине, с двумя башнями главного калибра между ними, благодаря чему с громадного расстояния линейный корабль напоминал два двухтрубных корабля, идущих в кильватер.

Бронирование

Броневая защита «Данте Алигьери» выполнялась по классической схеме: самая толстая броня размешалась по ватерлинии, становясь уже с каждым межпалубным промежутком. Плиты сталеникелевой брони, цементированной по разработке Круппа (типа КС), поставляла итальянская компания «Терни».

Основной броневой пояс простирался от барбета носовой до барбета кормовой башни и складывался из двух последовательностей плит. Нижний имел толщину 250 мм в верхней части, утончаясь до 170 мм к нижней кромке. Над ним – между нижней и основной палубами – размешался верхний последовательность плит толщиной 203 мм.

Пояс замыкался траверсами толщиной 100 м в носу и 76 мм в корме. Защита оконечностей представляла собой продолжение всё того же пояса с толщиной брони в носовой части 100 мм, в кормовой – 76 мм. Выше главного пояса между верхней и основной палубами, размешался каземат средней артиллерии, защищенный 100-мм бронированием.

Горизонтальная защита была распределена между всеми тремя палубами и фактически везде выполнялась двухслойной. Верхний слой изготавливался из стали большого сопротивления, а нижний – из простой кораблестроительной стали. Верхняя и основная палубы на всём протяжении были плоскими, с толщиной брони 24 (12+12) и 30 (18+12) мм соответственно.

Нижняя палуба в пределах главного броневого пояса имела толщину 24 (12+12) мм в плоской части и 50 (25+25) мм на скосах, начинавшихся не доходя до внешней продольной переборки и примыкавших к нижней кромке главного пояса. Вне пояса – за 100-мм траверсами – она имела карапасную форму и в оконечностях опускалась кроме этого до отметки нижней кромки пояса, но толщина её не превышала 20 мм. В корме карапасная палуба являлась защитой для рулевых автомобилей и их проводов.

Артиллерии главного калибра конструкторы попытались придать очень надежную защиту. Башни взяли 250-мм лобовые плиты и 150-мм крышу, барбеты над уровнем верхней палубы имели толщину 220 мм, ниже её – 120 мм. Средняя артиллерия – как в башнях, так и казематах – защищалась 100-мм броней (крыши башен – 50 мм).

Самую же толстую броню имела носовая боевая рубка, толщина стенок которой достигала 280 мм, в то время как для кормовой боевой рубки ограничились 200-мм бронированием.

Защиту от подводных взрывов снабжали тройное дно, продольные переборки и двойной борт.

В целом броневую защиту «Данте Алигьери» возможно оценить как очень и очень плохую. Неспециализированный вес бронирования составил всего 4020 т либо порядка 20% от обычного водоизмещения. Как известно, это полностью минимальное значение для всех линкоров дредноутного класса.

Итальянские конструкторы остались верны классическому принципу принесения защиты линейных кораблей в жертву скорости и вооружению.

Энергетическая установка

«Данте Алигьери» стал первым итальянским «капитальным» кораблём, оснащённым паротурбинной силовой установкой, первым итальянским четырёхвинтовым линкором и первым, оснащённым (действительно, частично) котлами с всецело жидкостным отоплением.

Энергетическая установка линейного корабля была изготовлена заводом «Ансальдо-Армстронг» в Генуе и складывалась из трёх групп паротурбинных агрегатов совокупности Парсонса прямого действия. Любая из них включала турбины большого и низкого давления (последняя – со встроенной ступенью заднего хода) с соответствующим запасным оборудованием: конденсаторами, циркуляционными насосами, вентиляторами и т.д., снабжавшими свободную работу «собственной» турбинной группы.

У двух турбоагрегатов в бортовых машинных отделениях турбины большого и низкого давления подключались последовательно и приводили в перемещение внешние гребные валы. В центральном агрегате турбины большого и низкого давления находились параллельно и вращали правый и левый внутренние гребные валы соответственно. Суммарная проектная мощность турбин определялась в 32000 л.с. при применении принудительной тяги либо 19000 л.с. при естественной тяге.

Пар для турбин производили 23 водотрубных котла совокупности «Блекинден», из которых семь имели чисто нефтяное, а остальные – смешанное отопление.

Все турбины были сосредоточены в средней части корабля в пределах одного отсека, поделённого двумя продольными влагонепроницаемыми переборками. Разумеется, что концентрация основных механизмов в пределах одного отсека не содействовала живучести корабля при поражении его минным и торпедным оружием.

Более того, затопление двух турбинных отделений с одного борта влекло за собой громадный катастрофический крен корабля (до 12-18°) со всеми вытекающими из этого последствиями (к примеру, уход под воду амбразур казематов 120-мм орудий). Паровые котлы размещались в четырёх котельных отделениях, расположенных двумя группами между погребами концевых и средних башен главного калибра, в шнобель и в корму от машинных отделений. В котельном отделении №3 стояло пять котлов, в трёх остальных – по шесть.

На полном ходу пар подавался независимо к каждому агрегату, последовательно проходил турбины большого и низкого давления, по окончании чего поступал в конденсатор соответствующей группы. Этот режим работы употреблялся довольно редко. В большинстве случаев, в походе корабль шёл под двумя валами, наряду с этим задействовались или два бортовых, или один центральный агрегат.

На экономическом ходу все три агрегата подключались последовательно: сперва пар подавался в турбину большого давления правого борта, из неё – в турбину большого давления левого борта, после этого последовательно проходил турбины большого и низкого давления среднего агрегата и поступал в центральный конденсатор.

Для хранения угля помогали бортовые угольные ямы, размешавшиеся между основной и нижней палубами. Жидкое горючее хранилось в цистернах, размещённых в отсеках тройного борта под нижней палубой и двойном дне. В том месте же пребывали цистерны воды для котлов, бытовых нужд и питья.

Обычный запас горючего включал 700 т угля и 300 т нефти, полный – соответственно 2400 и 600 т. С полным запасом горючего проектная дальность плавания линейного корабля достигала 1000 миль полным ходом либо 5000 миль экономическим 10-узловым.

В первый раз «Данте Алигьери» вышел на заводские ходовые опробования 21 июня 1912 г. Они длились три часа, причём пары поднимались лишь в шести котлах. В таких условиях линейного корабля продемонстрировал среднюю скорость 11,46 уз при мощности 3408 л.с.. Спустя три дня состоялись 12-часовые опробования на определение дальности плавания.

Под парами пребывало кроме этого шесть котлов. Средняя скорость составила 11,29 уз, средняя мощность – 3000 л.с., расход угля – 1,05 кг на лошадиную силу в час. Предварительные пробы на полную мощность прошли 27 июня.

При натуральной тяге «Данте» развил 22,15 уз и 25 400 л.с.; при форсированной – 23,58 уз и 34200 л.с..

На шестичасовых официальных опробованиях эти результаты были пара улучшены: большая скорость составила 22,83 уз при 31 460 л.с.; эквивалентный расход горючего (расход нефти по особым формулам приводился к расходу угля) – 0,67 кг на лошадиную силу в час. Действительно, сам корабль наряду с этим был очень сильно недогруженным – в частности, на нем отсутствовала артиллерия главного калибра.

16-17 июля 1912 г. состоялись 24-часовые опробования на дальность плавания. Первые 18 часов «Данте» шёл на естественной тяге со средней скоростью 19,8 уз; средняя мощность наряду с этим составила 20220 л.с., эквивалентный расход горючего – 0,70 кг/л.с.хч. Последние шесть часов линейный корабль маневрировал с разными скоростями, а также два раза прошёл полным ходом по мерной линии.

Наряду с этим был зафиксирован итог 23,825 уз при мощности 34 860 л.с. [1].

Оружие

Основной калибр «Данте Алигьери» складывался из двенадцати 305-мм орудий примера 1909 г. (30,5 cm Model 1909) с длиной ствола 46 калибров. Они были созданы компанией «Армстронг» под маркой «Elswick Pattern Т» и изготовлены её итальянским филиалом в городе Поццуоли недалеко от Неаполя. Сложности с производством стали причиной задержке готовности основной артиллерии практически на год, что сказалось на неспециализированных сроках строительства корабля.

Орудие имело типично английскую «проволочную» конструкцию и складывалось из внутренней трубы, наружной трубы «А» (со своей стороны, складывавшейся из двух частей, скреплённых винтовым кожухом), трубы «В», кожуха, маленького поршневого затвора и затворного кольца совокупности Велина с пневматическим приводом. Оно имело 46 нарезов размером 1,52?12,7 мм, ход нарезки равнялся 30 калибрам.

Из-за высокой для столь крупнокалиберного орудия начальной скорости живучесть ствола была низкой: на опробованиях 1910 г. было получено, что она образовывает всего 60 выстрелов полным зарядом либо 200 выстрелов уменьшенным. Но в данных, официально переданных в 1911 г. американским представителям, говорилось уже о 120 выстрелах полным боевым зарядом.

Употреблялось два типа снарядов: бронебойный весом 417 кг (содержание разрывного заряда – 4,8 кг либо 1,15 %) и фугасный весом 401 кг (разрывной заряд – 25,5 кг либо 6,35 %). Заряд полным весом 117 кг складывался из четырёх частей, помещённых в шёлковые картузы. Дальность стрельбы достигала 24 км, а на дистанции 9000 м бронебойный боеприпас пробивал 250-мм крупповскую броню.

К 1919 году на вооружение был принят новый, более тяжёлый, бронебойный боеприпас, весивший 452,7 кг и содержавший 7,55 кг взрывчатки, но не известно, использовались ли такие боеприпасы когда-либо на «Данте Алигьери».

Трёхорудийные башенные установки изготавливались той же компанией, что поставляла сами орудия. Диаметр шарового погона башни составлял 8,53 м, диаметр барбета – 10 м. Стволы размещались в личных люльках с расстоянием между осями 1930 мм. Вертикальное наведение осуществлялось в промежутке от –5° до +20°.

Досылатели прибойникового типа сопрягались с качающимися частями орудий так, что заряжание становилось вероятным во всём диапазоне углов вертикального наведения.

Именно поэтому удалось обеспечить достаточно высокую «паспортную» скорострельность – 5 выстрелов за 120 секунд при том, что орудие не было изначально заряженным, а подача снарядов шла из погребов. Но на практике темп стрельбы ограничивался двумя выстрелами в 60 секунд на каждое орудие. Все башенные механизмы имели главной гидравлический и вспомогательный электрический приводы. Неспециализированный вес башенной установки составлял 655 т.

Размещение башен в диаметральной плоскости допускало использование всех орудий на оба борта в пределах 300 для крайних и до 260° для средних башен, но на острых (менее 25°) носовых и кормовых курсовых углах имели возможность вести пламя лишь по одной башне. Вес бортового залпа главного калибра равнялся 5004 кг, но носового либо кормового – всего 1251 кг.

Штатный боекомплект складывался из 40 бронебойных и 30 фугасных снарядов для каждого 305-мм орудия и хранился в четырёх погребах, расположенных под башнями. Снарядные погреба пребывали под зарядными. Подача снарядов и зарядов к орудиям производилась тремя элеваторами, каковые вращались вместе с башней. Любой из элеваторов складывался из двух частей – верхней и нижней, поделённых перегрузочным отделением.

заряды и Снаряды из погребов вручную, при помощи совокупности талей и блоков, помещались в лотки нижних элеваторов, каковые подавали их в перегрузочное отделение, пребывавшее на нижнем поворотном «столе» подбашенного отделения. Наряду с этим боеприпасы для крайних орудий размешались в каретках подъемников горизонтально, а среднего – вертикально.

Каждому нижнему элеватору соответствовал собственный верхний, в перегрузочные лотки которого заряды и снаряды перемещались машинально механической подачей. Каретки всех элеваторов имели цепной привод.

Противоминная артиллерия включала двадцать 120-мм орудий совокупности Армстронга примера 1909 г. с длиной ствола 50 калибров, считавшихся достаточно замечательными для поражения миноносцев той эры. Как и орудия главного калибра, эти пушки имели постоянную нарезку из 36 нарезов (ход 1:30). Для них предусматривалось два вида снарядов: фугасный весом 22,13 кг (содержание взрывчатого вещества – 1,23 кг) и шрапнель весом 25,12 кг; дальность стрельбы достигала 13 км.

Размещение противоминной артиллерии было очень необыкновенным. Восемь орудий размешались в четырёх двухорудийных башнях, установленных побортно в носовой и кормовой оконечностях. Храброе ответ, на пара лет опередившее флоты вторых стран, однако, себя не оправдало: в свежую погоду брызги делали башенные орудия у среза полубака практически ненужными.

Башни имели диаметр 4,3 м, диаметр шарового погона – 2,47 м, расстояние между осями стволов – 762 мм, высота оси цапф над уровнем палубы составляла всего 390 мм. Установки имели электрический привод вертикального и горизонтального наведения и снабжали вертикальную наводку орудий в пределах от –7° до +25°.

Остальные пушки размещались более привычным методом – в бронированных казематах под верхней палубой в центре корабля. Так, практически в любом направлении имело возможность вести пламя как минимум несколько стволов. Для погрузки боезапаса 120-мм орудий в бортах имелись особые лацпорты.

В качестве второго противоминного калибра линейному кораблю надеялось тринадцать 76-мм/50 полуавтоматических пушек совокупности Армстронга примера 1909 г. [2]. По своим тактико-техническим чертям они были полностью аналогичны 76-мм орудиям Виккерса, находившимся на последующих итальянских дредноутах.

Позиций для их размещения на корабле было предусмотрено больше: на крышах башен главного калибра, где они имели возможность употребляться для практических стрельб, в центре на основной палубе, на полубаке и на юте. Наряду с этим, в случае если основной и противоминный калибры «Данте» за всё время работы не подвергались никаким трансформациям, то трёхдюймовки на протяжении Первой Мировой довольно часто снимались для оружия небольших судов. К концу войны корабль нёс уже двенадцать 76-мм/50 орудий на крышах башен главного калибра, четыре подобных пушки в установках для зенитной стрельбы, каковые находились в тыльных частях крыш концевых башен, и два 40-мм/39 автомата «Виккерс-Терни» примера 1917 г. Помимо этого, на борту имелось восемь пулемётов калибра 6,5 мм, каковые имели возможность устанавливаться на переносных треногах либо корабельных плавсредствах.

Как и большая часть линейных кораблей того времени, «Данте Алигьери» нёс торпедное оружие: три 450-мм подводных аппарата типа W200/450. Два из них были бортовыми и размещались в общем отсеке на средней платформе перед носовой башней главного калибра под углом к диаметральной плоскости, а третий – кормовым, установленным конкретно в ахтерштевне на скосе бронепалубы. Для каждого аппарата в боекомплекте имелось по три торпеды.

В течение 1916-1917 гг. совсем ненужное для линейного корабля торпедное оружие было демонтировано.

Совокупность управления огнём

Установленная на «Данте» совокупность управления огнём в целом не отличались от использовавшихся на броненосцах предшествующих типов. Управление стрельбой, в большинстве случаев, осуществлял старший артиллерийский офицер, чей пост размешался в особенной бронированной башенке, находящейся в верхней части боевой рубки. Оттуда старший артиллерист вел наблюдение и распределял цели, и выдавал предварительные сведения для стрельбы.

Он имел сообщение с капитаном корабля, дальномерщиками, наблюдательным постом и артиллерийскими установками на фор-марсе, откуда приходили сообщения об отметках падений снарядов. Колпак башенки имел смотровые щели по всему периметру и мог вращаться при помощи ручного привода, снабжая неотёсанное определение пеленга на цель и делая тем самым функции визира центральной наводки. Он же являлся основанием для дальномера, но последний крепился к нему не жёстко и имел некую степень свободы для отклонения по горизонтали.

Пост старшего артиллериста оборудовался передатчиками отклонения и дальности, указателями положения башенных установок и телефонами для связи с центральным артиллерийским постом, что размешался под боевой рубкой на нижней платформе, под защитой бронепалубы, а оттуда – с постами начальников каждой башни. Вторая телефонная линия предназначалась для противоминной артиллерии. Все телефоны на корабле относились к совокупности Марци и производились на фабрике в Риме.

Они были настенного типа с разнесёнными приёмной и передающей трубками, и лишь посты наводчиков башен главного калибра оборудовались телефонами с наушниками. В соответствии с отчёту осматривавшего линейный корабль американского офицера, датированному 14 мая 1913 г., итальянские телефоны собственными раструбами и

Крейсер Ajax. Масштаб 1:42 [World of Warships]

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: