Дальний высотный самолет-разведчик с-13 (проект).

      Комментарии к записи Дальний высотный самолет-разведчик с-13 (проект). отключены

Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Проект 1961 г.Дальний высотный самолет-разведчик с-13 (проект).

на данный момент уже общеизвестно, что коммунистический стратегический бомбардировщик Ту-4 был правильной копией американского Boeing B-29 «Superfortress». Но кто знает о том, что в качестве примера для копирования послужил и сбитый 1 мая 1960 года под Свердловском самолет-шпион Lockheed U-2.

Место падения американского самолета продолжительно прочесывали особые поисковые команды, собирая все, впредь до небольших частиц сбитой автомобили. Обломки разведчика сперва досконально изучались экспертами на аэропорте Национального краснознаменного научно-испытательного университета (ГК НИИ ВВС) в Чкаловской.

Самое увлекательное оборудование отправлялось в разные ОКБ и НИИ, и только агрегаты планера некое время экспонировались на выставке в столичном Центральном парке отдыха и культуры имени Неприятного. Но скоро и они куда-то провалились сквозь землю. Но, публике безразлично, куда послали обломки — в металлолом либо в музей. В конечном итоге же случилось следующее.

Все останки планера тайной автомобили США шепетильно рассортировали и послали в Таганрог, в ОКБ-49, возглавляемое Г.М.Бериевым.

Первыми же, кто начал глубокое изучение трофейной техники, были двигателисты. 28 июня вышло распоряжение Совмина № 702-288 о воспроизведении двигателя Pratt Whitney J75-P-13. Копирование двигателя под обозначением РД-16-75 велось в Казани, в ОКБ-16 под управлением П.Зубца.

Газогенератор американского ТРД был достаточно успешным и на его базе было предложено создать двигатель для тяжелых автомобилей, среди них и для Ту-104, вместо РД-3М. Самолет по собственному разведывательному оборудованию, снабжающему сбор большого количества информации, по совокупности громадной дальности и высоты полета при относительно малом весе, согласно мнению ГКНИИ ВВС, воображал громадной интерес для ВВС.

Спустя два месяца, 23 августа, с учетом Госкомитета Министерства и предложений обороны по авиационной технике, вышло распоряжение Совмина № 918-383 «О воспроизведении самолета-разведчика Локхид У-2 по сохранившимся материалам и останкам сбитого самолета». Коммунистический аналог взял обозначение С-13. Основной целью данной работы стало всестороннее изучение конструктивных, технологических и эксплуатационных изюминок самолета У-2, и освоение элементов конструкции, оборудования и материалов для применения в отечественном самолетостроении.

Главным подрядчиком работ было ОКБ-49. Десятки смежников еле поспевали за темпом, забранным коллективом Г.М.Бериева, поскольку правительство установило весьма твёрдый срок. В течение первых трех месяцев 1962-го первые две автомобили требовалось предъявить на совместные летные опробования авиационной промышленности и Министерства обороны.

Всего же фабрикам № 49 и № 86 предписывалось выпустить пять экземпляров С-13.

Менее чем за два года нужно было воспроизвести и испытать катапультируемое кресло, спасательный парашют, комбинезон лётчика и высотный костюм, масло и топливо двигателя, радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование, средства радио- и фоторазведки, т.е. всю «начинку», без которой функционирование самолета нереально.

По итогам летных опробований предполагалось решить вопрос о возможности применения С-13 для зондирования воздуха, уничтожения дрейфующих аэростатов соперника и других воздушных целей. Наряду с этим все самолеты планировалось оснастить аэрофотоаппаратами «73-13?(АФА-60).

В начале 1961 года выявилась тенденция повышения веса самолета. К примеру, масса шасси возросла со 100 до 150 кг, станция радиоразведки потяжелела на 10 кг, быстро «наливались тяжестью» агрегаты и другие системы. Увы, отечественная тогдашняя культура производства не разрешала выдержать американские весовые нормы.

К 1 апреля 1961 года готовься железный макет фюзеляжа, укомплектованный макетным оборудованием, а к 1 июля закончили выпуск рабочих чертежей самолета.

Для сокращения сроков доводочных работ выпустили и сдали в производство рабочие чертежи и техдокументацию на стенды наземной и летной (на лаборатории Ту-16), отработки двигателя РД-16-75, механизмов и гидросистем управления закрылками, тормозными щитками и шасси, на стенд физического моделирования совокупности «автопилот — самолет» и другое. Было выполнено множество продувок моделей самолета в аэродинамических трубах ЦАГИ, продемонстрировавшие только высокие, аэродинамические характеристики. Достаточно подчернуть, что большое значение аэродинамического качества достигало 25.

Все шло в соответствии с замыслом, но 12 мая 1962-го неожиданно показалось очередное и последнее распоряжение Совмина № 440-191 о прекращении работ по самолету С-13. Американский разведчик Локхид У-2 в русском выполнении так и не показался в небе СССР. Но, не обращая внимания на это, отечественная авиапромышленность купила определенный опыт, освоив новые материалы, технические решения и технологические процессы, воплощенные потом в современных летательных аппаратах.

ЛТХ (расчётные):

Модификация: С-13
Размах крыла, м: 24,50
Протяженность самолета,м: 15,24
Высота самолета,м: 4,57
Площадь крыла,м2: 55,70
Масса, кг
-безлюдного самолета: 6600
-большая взлетная: 11800
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-16-75
Большая скорость, км/ч: 840
Практическая дальность, км: 4500
Практический потолок, м: 21000
Экипаж, чел: 1.

С-13 в сборочном цехе.

Модель самолета С-13.

Модель самолета С-13.

Проекции С-13. Рисунок.

.

.

Перечень источников:
Крылья Отчизны. Николай Якубович. «Перевербованный шпион».
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Бериев С-13».

Самый высотный космический самолет МиГ-105

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: