Цвета военного неба: звезда и смерть хельмута вика

      Комментарии к записи Цвета военного неба: звезда и смерть хельмута вика отключены

Настоящий культ асов, процветавший в Германии в годы обеих мировых войн, не считая очевидной агитационной пользы, имел и большой недочёт. Смерть известного аса, в особенности если он был повержен в воздушном бою, имела возможность стать ожесточённым моральным ударом а также предзнаменованием будущих поражений. Первым из «великих асов» люфтваффе, павших в битвах Второй мировой, стал майор Хельмут Вик, стремительная и блестящая карьера которого завершилась смертью в воздушном бою в ноябре 1940 года.

Хельмут-Пауль-Эмиль Вик (Helmut Paul Emil Wick) появился 5 августа 1915 года в Мангейме. В 1935 году, по окончании окончания гимназии, он записался добровольцем на офицерскую подготовку в люфтваффе, но был зачислен в училище лишь в апреле следующего года по окончании необходимой полугодовой работы в RAD (Имперская работа труда). До июля курсанты проходили общеармейскую подготовку, а позже приступили к специальной авиационной.

В лётной школе Вик отнюдь не блистал, будучи «середнячком» в практике и отстающим в теории. С большим трудом он однако завершил начальное обучение, и в середине 1938 года прошёл «истребительную» специализацию. В осеннюю пору того же года обер-фенрих Вик взял назначение в авиагруппу II./JG 135 (1 ноября переименована в I./JG 333), летавшую тогда на бипланах «Арадо» Ar 68, но скоро прошедшую перевооружение на монопланы «Мессершмитт» Bf 109.

В ноябре Вик взял долгожданное офицерское звание, а в январе следующего года был переведён в эскадрилью 1./JG 133 (с 1 мая – 1./JG 53), где стал начальником звена.

Цвета военного неба: звезда и смерть хельмута вика
Желтоносый «Мессершмитт» Bf 109E-4 Хельмута Вика, осень 1940 года

30 августа 1939 года Хельмут Вик был переведён в истребительную эскадру JG 2 «Рихтгофен» и 1 сентября, в один момент с началом войны, выяснен в состав её 3-й эскадрильи. По окончании начала польской кампании JG 2 была покинута закрывать западную границу, через два дня превратившуюся в западный фронт.

Первые месяцы активность действий авиации была совсем небольшой, и удач лётчики эскадры добились лишь 22 ноября, одержав две победы в сражении с французскими «Хоками» из авиагруппы GC II/4. Одним из победителей был лейтенант Вик, делавший тогда собственный шестой боевой вылет. Вторых побед за всё время «Необычной войны» ему одержать не удалось.

Истребители, на которых эскадра летала в осеннюю пору 1939 года, несли обычный камуфляж из двух зелёных красок RLM 70 Schwarzgrun и RLM 71 Dunkelgrun на верхних и боковых поверхностях, и светло синий RLM 65 Hellblau на нижних. За Виком тогда был закреплён Bf 109E-1 либо Bf 109E-3 с жёлтой тройкой на борту, на котором он и выполнил собственные первые боевые вылеты.

Зимний период 1939–1940 гг. в люфтваффе сменился стандарт окраски одноместных истребителей: RLM 70 заменили на серую с зеленоватым отливом краску RLM 02 Grau, а линию раздела верх-низ на фюзеляже подняли к самой «пояснице». Чуть раньше поменяли кроме этого и правила и пропорции размещения опознавательных знаков, но на «жёлтой двойке», которая была персональным самолётом Вика в течении всего первого полугодия 1940 года, они были нанесены по довоенному стандарту.

Bf 109E-3 из состава 3./JG 2, что с января по середину июня 1940 г. был персональным самолётом шварм-фюрера лейтенанта Вика. Окраска дана по состоянию на самое начало года, перед тем как на капоте показалась эмблема эскадрильи. Под ветровым козырьком размещён упрощённый (без белого фона) щит эскадры «Рихтгофен», а на борту кабины – личная эмблема пилота

С началом блицкрига число боевых воздушных боёв и вылетов на западе быстро возросло, но всю первую семь дней кампании Вик просидел на земле, ждя замены двигателя на его истребителе, а сразу после возобновления полётов его персональный счёт начал расти. Имеется сведения о двух его заявках на какие-то бипланы, идентифицированные как «Суордфиши», сбитые 19 мая, но свидетелей не нашлось, и победы остались без подтверждения. На следующий сутки эскадрилью 3./JG 2 подняли на перехват французских бомбардировщиков LeO.451, бомбивших германские танковые колонны в районе Сен-Кантена, и германские лётчики одержали 8 побед, две из которых записали на Вика.

5 июня он с напарником вдвоем атаковали группу из 15–20 истребителей MB.152, и, не обращая внимания на явное неравенство сил, сумели одержать пять побед на протяжении 20-минутного боя. Вику засчитали четыре победы, ещё две он одержал 6 июня в групповом бою с истребителями того же типа. В тот сутки он первым в эскадре достиг круглого числа в 100 боевых вылетов, а 8 июня вторым в JG 2 добился 10 побед.

Обратная сторона популярности — необходимость общаться с журналистами и отвечать на глупые вопросы

В следующие пара дней Вик довёл собственный счёт до «чертовой дюжины», став четвёртым по результативности лётчиком французской кампании (по окончании Бальтазара, Мёльдерса и Галланда) и пятым по большому счету В первую очередь войны.

Под самый финиш кампании, уже в двадцатых числах июня, ас взял новый истребитель Bf 109E-4 с серийным номером 5344, на что перенёс собственный прошлый тактический номер. В отличие от прошлого «жёлтого 2», данный взял более поздний вариант камуфляжа с «затенением» бортов, выполненным в характерном для «рихтгофенов» лета 1940 года стиле: равномерно и достаточно «хорошо» нанесёнными по вертикальному оперению и всему борту небольшими пятнами RLM 70, каковые кроме того на маленьком расстоянии сливались в однотонное зелёное покрытие.

Ещё одним отличием было нестандартное соотношение ширины белой и тёмной окантовок фюзеляжного креста. Это самолёт не был единственным, на котором Вик летал во втором полугодии 1940 года, но был главным, а все другие – в лучшем случае резервными, либо по большому счету первыми попавшимися.

22 июня Вик был назначен начальником собственной эскадрильи, а 21 июля принял чин обер-лейтенанта, четырьмя днями ранее одержав собственную первую победу в Битве за Британию. К 25 августа он довёл собственный счёт до 20, что по тем временам было основанием для награждения Рыцарским крестом, и 27 августа был отозван в Берлин для вручения приза, став десятым её кавалером в истребительной авиации.

Начальник группы гауптман Вик говорит своим лётчикам подробности боевого вылета

Отгуляв четырёхдневный отпуск, новоиспечённый «рыцарь» возвратился в часть в один момент с присвоением ему чина гауптмана и был поставлен во главе 6./JG 2. В составе этого подразделения с 5 по 8 сентября он одержал 6 побед, а 9 сентября возвратился в I группу на пост её начальника.

По действовавшим тогда стандартам самолёты начальников эскадрилий должны были обозначаться тактическим номером «1», но многие штаффель-капитаны, и Вик а также, использовали собственные прошлые «радостные» номера, в особенности в то время, когда сами самолёты были ветхими. Знаки принадлежности к группе были в числе необходимых обозначений, но на протяжении краткосрочного нахождения аса в 6./JG 2 их не нанесли (быть может, просто не успели), а по окончании назначения начальником группы Вик приказал закрасить бортовой номер и заменить его на положенный по должности двойной шеврон. Наряду с этим эмблема 3-й эскадрильи на капоте осталась неизменной.

На протяжении отпуска Вика либо сразу после его возвращения на фронт вся носовая часть самолёта была выкрашена в жёлтый цвет. Позднее, уже во время руководства группой, жёлтой стала и нижняя добрая половина руля направления. Нельзя исключать, что тогда же в жёлтый цвет выкрасили и законцовки крыла снизу, но отличие в оттенках, заметная на паре фотографий октября-ноября, возможно позвана различной гладкостью соседних страниц обшивки, либо их подкрашиванием на протяжении ремонта.

Bf 109E-4 (W.Nr. 5344), что был персональным самолётом лейтенанта (позднее майора) Вика со второй половины июня по финиш ноября 1940 года. Окраска продемонстрирована по состоянию на 15–20 октября, в то время, когда гауптман Вик руководил I./JG 2. На борту истребителя нанесены следующие эмблемы (полагая от носа): 3-й эскадрильи, всей эскадры и персонально пилота

За чемь дней с 25 сентября по 1 октября начальнику группы Хельмуту Вику засчитали восемь воздушных побед, а самым успешным днём в его боевой карьере стало 5 октября, в то время, когда он в двух боевых вылетах одержал пять побед. Его счёт тогда превысил «планку» в 40 побед, и на следующий сутки Вик стал третьим в люфтваффе кавалером Рыцарского Креста с Дубовыми страницами, 19 октября был произведён в майоры, а 20 октября стал начальником эскадры JG 2.

Перейдя на новую должность, ас сохранил за собой прошлый самолёт, поменяв только обозначения на соответствующие должности. В ноябре (не ранее 7 числа, но более возможно, что в середине либо финише месяца) на истребителе был полностью перекрашен руль поворота и поменяно начертание победных «балок». В один момент на верхней части капота показались небольшие зелёные пятна, нанесённые в том же стиле, что и на фюзеляже.

Bf 109E-4 (W.Nr. 5344) в том виде, в каком майор Хельмут Вик ушёл на нём в последний бой 28 ноября 1940 года

За месяц с середины октября по середину ноября майор Вик одержал ещё 13 побед, 6 ноября улучшив собственный прошлый «рекорд», добившись пяти удач на протяжении одного воздушного боя.

Следующую победу, 55-ю по счёту, ас одержал 28 ноября в 15:10, скоро возвратившись на базу. В 16:30, по окончании пополнения и дозаправки боезапаса, он ушёл в следующий боевой вылет вместе с другими пилотами штабного звена эскадры. Через 40 мин. недалеко от острова Уайт немцы встретили патруль «Спитфайров» из 609-й эскадрильи RAF.

Заняв удачное положение, Вик устремился в наступление, и в 17:13 с пикирования сбил истребитель соперника (лётчик погиб), а после этого ушёл вверх, разворачиваясь в сторону солнца для следующей атаки. Сейчас на него сверху упала многочисленная несколько «Спитфайров», и все трое его ведомых были сразу же скованы боем, а сам Вик сбит.

Его ведомый обер-лейтенант Рудольф Пфланц (Rudolf Pflanz, всего 52 победы), вышедший из-под удара пикированием и благополучно оторвавшийся от преследования, сразу же наткнулся на два самолёта, одним из которых был «Спитфайр». Английский лётчик не подмечал опасности, исходя из этого атака прошла как по книжке, и расстрелянный в упор истребитель врезался в море, став пятой победой германского лётчика.

По возвращении на базу Пфланц заявил, что именно этот британец сбил Вика. "Наверное," он был прав: флайт-лейтенант Джон Дандас (John C. Dundas) из 609-й эскадрильи успел доложить по радио о том, что сбил Bf 109, но после этого замолчал и уже не отвечал на поздравления начальника эскадрильи. Имеется и другие вероятные кандидаты на «убийство дракона», но версия, что именно Дандас сбил Вика, а позже был сам сбит Пфланцем, самый распространена.

Майор Хельмут Вик в кабине собственного последнего «Мессершмитта»

Пара участвовавших в сражении лётчиков видели, что как минимум один из лётчиков смог воспользоваться парашютом, но совершённые обеими сторонами спасоперации не увенчались успехом, и скоро все три сбитых лётчика были признаны пропавшими без вести.

Всего за время войны Хельмут Вик совершил 168 боевых вылетов и одержал 56 воздушных побед. Традиционно считается, что он был лучшим асом Битвы за Британию и на момент смерти занимал первую строке в перечне асов люфтвеффе, но оба этих утверждения не совсем верны. 10 ноября, одержав 54-ю победу, Вик догнал по результативности Вернера Мёльдерса, но уже спустя семь дней их обоих обогнал Адольф Галланд, удерживавший после этого лидерство до февраля 1941 года.

Что касается Битвы за Британию, то всё зависит от того, как вычислять. Английская историография датирует эту кампанию периодом с 10 июля по 31 октября, одновременно с этим германская дает более широкие рамки: от падения Франции до начала вторжения в СССР. При обоих подходах к датировке лучшим асом кампании был Галланд, но в случае если вычислять победы В первую очередь кампании до смерти Вика, то он поделит с Галландом первое место.

Spitfire Mk.IA (серийный номер X4586) из состава 609-й эскадрильи RAF, на котором флайт-лейтенант Джон Дандас летал в октябре-ноябре 1940 года, а 28 ноября погиб в воздушном бою. Самолёт несёт стандартные для периода августа-ноября обозначения и камуфляж: верхние и боковые поверхности окрашены зелёной краской Dark Green и коричневой Dark Eearth, а нижние – яркой зеленовато-серой Sky, бортовые коды светло-серые Medium Sea Grey, опознавательные символы примера мая 1940 года, элементы стремительного опознавания отсутствуют (ветхие уже отменены, новые ещё не введены)

23-летний аристократ Джон-Чарлз Дандас во второй половине 30-ых годов XX века записался добровольцем в британские ВВС и в чине пайлот-офицера был зачислен в состав 609-й эскадрильи, летавшей тогда на лёгких бомбардировщиках «Хаукер Хинд», а в августе-сентябре 1939 года пересевшей на «Спитфайры». В последних числах Мая 1940 года эту часть кинули на прикрытие дюнкеркской эвакуации. 30 мая флаинг-офицер Дандас выполнил собственный первый боевой вылет, а на следующий сутки одержал первые две победы (одну лично и одну в паре).

Следующую подтверждённую победу на его счёт записали в июле в первые дни Битвы за Британию. 13 августа он стал асом, а 26 сентября одержал десятую победу. В ноябре был поставлен во главе флайта, успев одержать к тому времени 11 личных и 4 групповых победы, а с учётом ещё одной личной, засчитанной в последнем бою, его счёт составил 13? и ещё одну групповую победу с неуказанным числом участников.

Военная приемка. Армейский нож номер 1

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: