Цвета военного неба: символ «блицкрига»

      Комментарии к записи Цвета военного неба: символ «блицкрига» отключены

«Устаревший», «тихоходный», «интереса не воображает» – такими в полной мере оправданными эпитетами охарактеризовали Ju 87 советские авиационные эксперты из закупочной рабочей группы И. Ф. Тевосяна на протяжении нахождения в Германии в осеннюю пору 1939 года. Но при надёжном прикрытии истребителями и слабости зенитных средств соперника эти самолёты благодаря способности и низкой скорости к отвесному пикированию демонстрировали прекрасную точность бомбометания.

Исходя из этого воющие сиренами «Штуки», действующие в тесном контакте с наземными армиями, стали воздушной артиллерией для рвущихся вперёд танковых клиньев. А самолёты модификаций B и R, бывшие храбрецами стремительных прорывов в Польше, Франции, на балканском полуострове и в Российской Федерации и сошедшие со сцены перед тем как в войне наступил перелом, стали настоящим знаком германского блицкрига.

Первые Ju 87A («Антон») начали поступать в строевые части весной 1937 года, и к началу Второй мировой уже были выведены в учебные части. В бой вступили самолёты модификации Ju 87B («Берта»), серийное производство которой началось во второй половине 1938 года. Предсерийные Ju 87B-0 взяли четырёхцветный серо-зелёно-коричнево-светло синий камуфляж примера 1936 года, а самолёты массовой серии несли более несложную трёхцветную окраску, на которую люфтваффе перешли в 1937–38 гг.

Верхние и боковые поверхности были окрашены в два цвета, чёрно-зелёный RLM 70 Schwarzgrun и тёмно-зелёный RLM 71 Dunkelgrun, подбиравшиеся под чёрные хвойные светлые луга и леса Центральной Европы и Германии. Нижние поверхности оставались голубыми RLM 65 Hellblau под цвет неба.

Цвета военного неба: символ «блицкрига»
Ju 87B-0 в четырёхцветном камуфляже RLM 61/62/63/65. До 1938 года самолёты выходили с фабрик с гражданскими регистрациями, а армейские символы национальной принадлежности приобретали лишь по окончании передачи в люфтваффе

Между Мюнхенским кризисом и вторжением в Польшу в германской авиации случились кое-какие трансформации в стандартах нанесения опознавательных знаков и тактических обозначений, но мы остановимся лишь на итоговом варианте 1939 года.

Все боевые самолёты в качестве главных опознавательных знаков несли тот же «прямой» крест, либо «балкенкройц» (balkenkreuz), что употреблялся в последние месяцы Первой мировой, с добавлением к ним совсем узких тёмных уголков-окантовок. На фюзеляже они размешались посередине между оперением и крылом, а на крыле – на самых законцовках. Посередине вертикального оперения размешалась тёмная свастика с узкой белой окантовкой.

У одноместных истребителей была собственная совокупность обозначений, а все остальные самолёты несли на фюзеляже код из четырёх знаков вида XX+YZ, где XX – это код эскадры, Z – код подразделения в составе эскадры, а Y – идентификационная буква самолёта в составе подразделения. Потому, что тёмные коды на чёрном камуфляже были не хорошо заметны, то для нанесения личной буквы применяли «приборный цвет» подразделения: зелёный (реже светло синий) для штабного звена и белый, красный и жёлтый для 1-го, 2-го и 3-го штаффеля (эскадрильи) в составе группы.

В тот же цвет красили и часть кока – значительно чаще его отъёмную часть, реже самый кончик, либо полосу посередине. Хоть это и не было предписано стандартом, «личную» букву бортового кода довольно часто повторяли на верхних и нижних поверхностях крыла.

Принадлежность к части либо подразделению кроме этого неофициально обозначалась эмблемой, которая в большинстве случаев размешалась на фюзеляже перед козырьком кабины, не смотря на то, что время от времени виделись и другие варианты (на обтекателе шасси либо на борту кабины).

Ju 87B-1 (A5+BB) из состава штабного звена авиагруппы I./StG 1, Польша, сентябрь 1939 года

1-я эскадра пикирующих бомбардировщиков в начале войны обозначала штабные самолёты не уставным зелёным цветом, а узкой полосой на фюзеляже. Цвет данной полосы, и личной кока и кодовой буквы зависел от номера группы (белый, красный и жёлтый для 1-й, 2-й и 3-й). Но к началу следующего года от данной практики отказались, а эмблему группы перенесли под козырёк кабины.

По опыту польской кампании было решено чтобы не было утрат от дружественного зенитного огня расширить заметность опознавательных знаков, и в октябре 1939 года вышел приказ, уточнявший стандарты их нанесения: кресты на нижних поверхностях и фюзеляже поменяли пропорции (увеличилась ширина белых уголков), наряду с этим расположение и размеры фюзеляжного символа остались без трансформации, а крыльевой был существенно поднят в размерах и перенесён на середину консоли. Начертание крестов на верхних поверхностях осталось прошлым, но и они были перенесены с законцовок приблизительно на середину полуразмаха. Поменяла свастика и своё положение: её предписывалось наносить лишь на киль без захода на руль поворота.

В строевых частях кресты скоро перекрасили в соответствии с новыми стандартами, но перенос свастики посчитали менее ответственным, и в большинстве случаев делали его лишь в ходе ремонта либо обновления окраски.

В один момент с трансформацией опознавательных знаков были уточнены и стандарты тактических обозначений: сейчас их нужно было наносить не только на фюзеляж, но и на нижние поверхности крыла по две буквы на консоль, располагая их по обе стороны крестов. Но на пикирующих бомбардировщиках такая совокупность не прижилась, и самолёты продолжали маркироваться лишь персональной кодовой буквой, причём на верхних поверхностях также.

На многих самолётах эта буква повторялась и на передней поверхности обтекателей колёс шасси. На отдельных автомобилях «колёсную букву» рисовали не спереди, а сбоку и большого размера. Время от времени виделись и одно- либо двухзначные номера на «лаптях» и/либо носу самолёта.

В большинстве случаев они были показателями тренировочных самолётов, но иногда виделись и в боевых подразделениях.

На снимке, сделанном не ранее 1940 года, крест на верхней поверхности крыла сохранил прошлые очертания, но перенесён подальше от законцовки, а кодовая красная буква «J» нанесена на освободившееся место

В октябре 1939 года кроме этого были введены (правильнее, возвращены в поменянном виде) четырёхбуквенные заводские коды на нижних поверхностях и фюзеляже крыла, каковые все самолёты приобретали в ходе производства. По прибытии в боевую часть их нужно было заменить на тактические обозначения, но это не всегда делали вовремя и полностью. Исходя из этого в бой время от времени летали самолёты с полными заводскими обозначениями, и автомобили с боевыми кодами на фюзеляже и заводскими на крыле.

В начале 1940 года в серию отправилась модификация Ju 87R («Рихард» либо «Рудольф»). Это был тот же Ju 87B, но с увеличенной возможностью подвески и ёмкостью бензобаков двух дополнительных сбрасываемых баков под крылом. Полной смены моделей ни в производстве, ни тем более в строю не случилось, и обе модификации употреблялись параллельно.

В истребительной авиации Германии зимний период 1939–40 гг. началось введение нового камуфляжа, а летом 1940 начали появляться первые элементы стремительного опознавания. Подразделения пикировщиков данный процесс до поры не затрагивал, но в то время, когда в январе 1941 года на Средиземное море послали две группы Ju 87, самолёты взяли только что введённую в итальянских ВВС белую полосу на фюзеляже. Эта полоса была достаточно широкой и размешалась точно под фюзеляжным крестом.

Весной того же года показались и первые по-настоящему кидающиеся в глаза трансформации внешнего вида Ju 87: жёлтая окраска носов, рулей поворота и законцовок крыла самолётов, задействованных в операциях «Меркурий» и «Марита» по захвату Греции, Крита и югославии.

Ju 87B-1 (S2+AC) позднего выпуска, на котором летал начальник авиагруппы II./StG 77. Балканы, середина 1941 года

Но через чур броские обозначения – также не хорошо, и в то время, когда в июне 1941 года в канун начала операции «Барбаросса» вводились идентификационные обозначения самолётов восточного фронта, остановились на жёлтой полосе на фюзеляже перед оперением и жёлтыми законцовками нижней поверхности крыла. На самолётах других типов в жёлтый цвет красили ещё низ носовой части, но для Ju 87 это не было характерно.

В один момент для средиземноморского ТВД были приняты подобные обозначения белого цвета, но на африканских «Штуках», переброшенных с восточного фронта либо ранее участвовавших в балканской кампании, законцовки крыла имели возможность сохранять жёлтый цвет.

Германское руководство изначально не собиралось воевать в Африке, исходя из этого разработка особого тропического камуфляжа началась уже постфактум. К весне 1941 года эта работа завершилась, и в апреле были введены три новые краски: песочно-жёлтая RLM 79 Sandgelb, зелёная RLM 80 Olivegrun и голубая RLM 78 Himmelblau, более чёрная, чем стандартная RLM 65. Базисная тропическая окраска складывалась из песочных верхних и боковых поверхностей и голубых нижних, а пятна зелёного цвета должны были наносить (либо не наносить) конкретно в частях в соответствии с изюминками района базирования.

Ju 87R-2 (S1+HK) из состава эскадрильи 2./StG 3, Дерна, Ливия, финиш 1941 года

На практике оказалось, что быстро принятые без опробований краски не оправдывают ожиданий, и в первой половине 40-ых годов XX века под прошлыми номерами стали использовать более чёрную песочную RLM 79 Sandbraun и более светлую RLM 78.

Самолёты, каковые попадали в Африку в европейском камуфляже, перекрашивались конкретно в частях, и для экономии материалов и времени механики имели возможность не смывать прошлое лакокрасочное покрытие, как предписывала инструкция, а накрасить пятна либо полосы RLM 79 поверх европейского зелёно-зелёного камуфляжа.

Ju 87R-2 (T6+AN) из состава эскадрильи 5./StG 2, в декабре 1941 совершивший вынужденную посадку за линией фронта. Самолёт демонстрирует полевой эрзац-камуфляж и «итальянскую» белую полосу, сохранившуюся на нём В первую очередь года

В первые две армейские зимы активных военных действий не велось, исходя из этого все самолёты ограничивались стандартной окраской, а в конце 1941 года для восточного фронта было введено белое легкосмываемое (а потому нестойкое) покрытие верхних и боковых поверхностей. Самолёты в частях смотрелись, в зависимости от длительности эксплуатации, от фактически идеально белых до сильно «обшарпанных» – фактически подобная картина в первые две армейские зимы наблюдалась по другую сторону фронта, в частях советских ВВС.

Ju 87R-2 либо R-4 (J9+LL) из состава эскадрильи 9./StG 1, восточный фронт, зима 1941–1942 гг. До лета 1940 года 3-я несколько 1-й эскадры именовалась I.(St)/TrGr 186, и полтора года спустя машина всё ещё несёт кодовые обозначения авиагруппы недостроенного авианосца «Граф Цеппелин»

В начале 1942 года на фронт начали поступать самолёты модификации Ju 87D («Дора»), и к Январю «Рихарды» и «Берты» фактически провалились сквозь землю из боевого состава, сохранившись только на Крайнем Севере, где и употреблялись до июня 1943 года.

Картинки Михаила Быкова

См. кроме этого:
Цвета армейского неба: «Спитфайры» с непотопляемого авианосца
Цвета армейского неба: бельгийские истребители – от разгрома к победе
Цвета армейского неба: американские «ястребы» для сталинских соколов
Цвета армейского неба: «Рабские полосы» над Ливаном и Сирией
Цвета армейского неба: «пенсионеры» над Филиппинами
Цвета армейского неба: «Харрикейны» в Арктике
Цвета армейского неба: «мессершмитты» против «мессершмиттов»
Цвета армейского неба: боевые «буйволы» Ост-Индии
Цвета армейского неба: на «мессершмиттах» против Гитлера

Разведопрос: Баир Иринчеев о битве при Толваярви 12 декабря 1939 года

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: