Цвета военного неба: прибалтийское наследство

      Комментарии к записи Цвета военного неба: прибалтийское наследство отключены

Страны Прибалтики получили собственную государственность в следствии Октябрьской революции и поражения России в Первой мировой. На протяжении Гражданской войны коммунисты вернули солидную часть национальных окраин, но с Прибалтикой этого не произошло. В межвоенный период каждое из трёх стран сумело, в меру возможностей, выстроить личные вооружённые силы и обзавестись боевой авиацией, которая позже снова досталась восточному соседу.

Что это было за наследство?

В августе 1939 года пакт Молотова-Риббентропа отнёс Эстонию и Латвию к советской «сфере заинтересованностей». Литва осталась в германской, но месяц спустя немцы «обменяли» её на Люблин и Варшаву, изначально относившиеся к «советской территории». В сентябре-октябре под сильным дипломатическим давлением все три государства дали согласие заключить с СССР контракты о взаимопомощи, предусматривающие ввод армейского контингента, сопоставимого с численностью их собственных армий, и получение доступа к базам флота.

Цвета военного неба: прибалтийское наследство
Латвийский «Гладиатор», демонстрирующий опознавательные символы национальных ВВС

В первых числах Июня 1940 года войска трёх советских северо-западных округов были подняты по тревоге и под видом учений начали выдвижение к границам прибалтийских государств. В середине месяца советская сторона выдвинула всем трём державам ультиматумы, обвиняя в неотёсанных нарушениях прошлого контракта и требуя допуска и смены правительства дополнительных контингентов войск СССР.

Новые правительства в июле совершили выборы в парламент, на которых с подавляющим большинством голосов победили прокоммунистические блоки. Всего спустя семь дней были провозглашены Эстонская, Латвийская и Литовская ССР, в первых числах Августа принятые в СССР.

Неспециализированным причиной для всех трёх государств были дефицит денег на слабость и иностранные закупки собственной военной индустрии, что серьёзно замедляло развитие армии по большому счету и авиации в частности. Все прибалтийские ВВС всегда были маленькими и укомплектованными, в основном, устаревшими самолётами. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века обстановка должна была улучшиться благодаря закупкам современной техники, но начало всемирный войны поставило крест на этих замыслах: из всех контрактов был выполнен только один, да да и то не полностью.

Истребитель «Гладиатор» Mk.I (серийный №704) из 5-й эскадрильи 2-й группы литовских ВВС

Однако, самые современные из уже состоявших на вооружении самолётов, литовские и латышские «Гладиаторы» и «Девуатины», были в полной мере сопоставимы с советскими истребителями Поликарпова. При войны с СССР они имели возможность некое время оказывать хорошее сопротивление, пока не сказалась бы их малочисленность. При войны с Германией обстановка была бы немного хуже, в особенности по окончании вывода Bf 109 ранних модификаций в резерв.

На деле же всё решилось без войны, и персональный состав с техникой литовских, латышских и эстонских ВВС влились в состав ВВС Красной Армии.

«Военная авиация» Литвы

В обрисовываемый период Литовские ВВС были организованы по классической для многих государств совокупности и складывались из эскадрилий (eskadrile) со сквозной нумерацией, каковые сводились в группы (grupe), обозначавшиеся римскими цифрами. Боевая часть ВВС складывалась из трёх групп, в каковые эскадрильи сводились по назначению.

Первая несколько объединяла 2-ю, 6-ю и 8-ю разведывательные эскадрильи, имевшие на вооружении 21 боевой самолёт (тут и потом тренировочные и транспортно-связные самолёты не учитываются). Если не считать пары германских бронированных «Альбатросов» J.II выпуска 1918 года, чья боевая сокровище была вызывающа большие сомнения, все разведчики были литовского производства: 10 ANBO-41 1937 года выпуска, шесть ANBO-IVL 1933–1934 гг. и три ANBO-IVM 1935 года.

Литовский бомбардировщик ANBO-41 (серийный №890) из 4-й эскадрильи 3-й группы, 1939–1940 гг.

Вторая несколько объединяла три истребительные эскадрильи: 1-я располагала 13 французскими монопланами «Девуатин» D.501L, поставленными зимний период 1936–1937 гг., 5-я – 14 английскими «Гладиаторами» Mk.I, взятыми в октябре-ноябре 1937 года, а 7-я – семью устаревших итальянскими «Фиатами» CR.20 из поставок 1930 года. В сумме Литва имела 34 истребителя, 27 из которых были довольно современными.

Третья несколько была бомбардировочно-штурмовой и складывалась из 3-й и 4-й эскадрилий, на вооружении которых состояли два DH.89M «Дрэгон Рапид» в варианте бомбардировщика, приобретённые во второй половине 30-ых годов двадцатого века, 10 отечественных ANBO-41 выпуска апреля-мая 1939 года, 12 ветхих «Ансальдо» A.120 из поставок 1929 года и два совсем уж древних германских LVG C.VI примера 1918 года – всего 26 автомобилей.

Авиабаз также было три: в Каунасе базировались 1-я, 2-я и 7-я эскадрильи, в Паневежисе – 6-я и 8-я, а в Шяуляе – 3-я, 4-я и 5-я.

Fiat CR.20 (серийный №38) из 7-й эскадрильи 2-й группы литовских ВВС, Каунас, июнь 1940 года. На этом же аэропорте базировалась лётная школа, и один из её курсантов, унтер-офицер Гедиминас Янулявичюс (Gediminas Janulevicius) 13 июня разбил самолёт в аварии

В середине 30-х годов в Литве сменился стандарт окраски боевых самолётов: они стали зелёными на верхних и боковых поверхностях и серебристыми на нижних. Железные части обшивки наряду с этим в большинстве случаев оставались неокрашенными, и, следуя этому правилу, цельнометаллические «Девуатины» зелёной краски так и не взяли.

Особняком находились «Гладиаторы», каковые первоначально сохраняли серебристую заводскую окраску, а после этого на них в зелёный цвет были перекрашены руль поворота и верхние поверхности крыльев. Ещё одним отличием этих истребителей стало добавление буквы «G» к серийному номеру на фюзеляже.

Опознавательным знаком литовских ВВС был белый «крест Ягайло», в противном случае «крест Витиса», с черно-белой окантовкой, наносившийся в шести позициях – на руле поворота и плоскостях крыла. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века проявилась тенденция на серебристых нижних поверхностях рисовать крест поверх широкой зелёной полосы, повышая тем самым заметность опознавательных знаков. Тогда же отдельные аппараты взяли камуфляж с добавлением второго зелёного цвета на верхних и боковых поверхностях.

«Летный полк» латвийской армии

Латвийские ВВС были организованы как полк в составе сухопутных армий страны и делились на номерные эскадрильи (eskadrila): первые четыре относились к истребительной авиации, три следующие – к разведывательной, а восьмая была морской. На начало Второй мировой в частях первой линии было 30 истребителей (а также 24 довольно современных), от 18 до 24 сухопутных и пять морских разведчиков.

«Бульдоги» Mk.II 1-й эскадрильи в середине 30-х годов. Борт №74 оставался в строю до 1940 года

1-я и 2-я эскадрильи летали на «Гладиаторах» Mk.I (девять и 12 автомобилей соответственно), а 3-я – на трёх «Гладиаторах» и шести «Бульдогах» Mk.II. «Гладиаторы» были взяты двумя партиями в сентябре-октябре 1937 и марте-апреле 1938 годов, а «Бульдоги» – в 1929–1930 гг. 4-я эскадрилья так и не была до конца организована из-за отсутствия нужного числа самолётов.

В трёх разведывательных эскадрильях было в общем итоге 10 бельгийских «Стамп-эт-Вертонген» SV-5, поставленных в сентябре 1936 года, от шести до 12 чешских «Летов» S.16L, приобретённых в 1927 и 1929 гг., и два английских биплана «Хоукер Хинд» поставки 1937 года.

В единственной морской эскадрилье служила четвёрка британских гидросамолётов «Фейри Сил», поставленных в марте 1935 года, и последний оставшийся шведско-германский HE S.IIa (он же «Хейнкель» He 4), полученный ещё во второй половине 20-ых годов XX века.

Базой 6-й эскадрильи был Гулбене, 7-й – Крустпилс, 8-й – Лиепая, а вся другая авиация была собрана в столице. По окончании введения войск СССР гидроэскадрилья кроме этого перебралась в Ригу.

Hawker Hind (серийный №178) из 5-й эскадрильи латвийских ВВС, Рига, финиш 30-х годов

Единого стандарта окраски в Латвии так и не было создано. Самолёты местного производства, так и не попавшие в строевые части ВВС, в большинстве случаев окрашивались всецело в зелёный цвет, реже были двухцветными с зелёными верхними и боковыми поверхностями и светло-серыми нижними, и совсем редко одноцветными светло-серыми. «Хинды» и «Гладиаторы» ещё в Англии по согласованию с клиентом были окрашены в хаки сверху и «серебро» снизу с разделением цветом по середине фюзеляжа.

SV-5 были окрашены по бельгийскому стандарту в хаки на верхних поверхностях и «серебро» на боковых и нижних, капоты моторов были тёмные. Похожая окраска, лишь без тёмных капотов и, быть может, с зелёным цветом вместо хаки была на «Бульдогах». Чешские «Шмолики» первоначально были окрашены по чешским же стандартам: в хаки (исходно зелёный, но скоро выгоравший до коричневого) на верхних и боковых поверхностях и серый на нижних, а позднее были перекрашены латвийскими красками с сохранением неспециализированной схемы.

Поплавковые «Силы» несли заводскую окраску компании «Фейри», т.е. были серебристыми с тёмной «спиной» фюзеляжа, а «Хейнкели» на момент вступления в строй были неокрашенными, а позднее взяли однотонную серую либо серебристую окраску.

«Стамп-эт-Вертонген» SV-5 бельгийского производства, состоявший на вооружении сперва 6-й латвийской эскадрильи, а позже 24-й советской

Опознавательным знаком латвийских ВВС был «огненный крест» – красная наклонная свастика в белом круге, наносившаяся в шести позициях на борт плоскости и фюзеляжа крыла. На верхнем крыле бипланов символы довольно часто размешались несимметрично: левый на самой законцовке, а правый на центроплане. Помимо этого, на «Гладиаторах» и «Хиндах» на верхнем крыле свастики не имели белой подложки.

Дополнительным обозначением морских самолётов, сохранившимся со времён раздельных армейского и морского авиадивизионов, был тёмный якорь, что рисовали на руле поворота.

Серийные номера в большинстве случаев были прекрасно заметными тёмными цифрами на фюзеляже (поздний стандарт), либо руле поворота (ранний вариант), но на некоторых автомобилях они были совсем небольшими и относились уже к техническим, а не тактическим обозначениям.

«Воздушные силы» Эстонии

Из трёх прибалтийских держав самая слабой в армейском отношении была Эстония. Её и без того маленькая военная авиация ещё больше сократилась во второй половине 30-ых годов XX века, в то время, когда часть боевых самолётов реализовали в Испанию, так что руководству для сохранения боеготовности кроме того было нужно ликвидировать гидроавиацию, переставив все поплавковые автомобили на колёсное шасси. Но по окончании начала всемирный войны лишь эстонцам удалось взять из зарубежа партию боевых самолётов.

«Хоукер Харт» (серийный №151) из морского звена эстонских ВВС. Во второй половине 30-ых годов XX века это подразделение было ликвидировано, а его самолёты переквалифицировали в сухопутные разведчики-бомбардировщики

Боевая часть эстонских ВВС складывалась из трёх авиационных дивизионов (Lennuvaedivisjon), каковые на момент вхождения в СССР располагали всего 19 (по другим сведеньям 21) самолётами.

1-й дивизион базировался в Раквере и летал на семи «Хартах» поставки 1932 года (три из них ранее были поплавковыми). 2-й дивизион базировался в Тарту и был вооружён двумя (по другим сведеньям четырьмя) чешскими «Летов» S.228E поставки 1932 года и пятёркой германских Hs 126B, взятой весной 1940 года. 3-й дивизион базировался в Таллине и летал на четырёх истребителях «Бульдог» Mk.II поставки 1930 года и одном классифицированном как бомбардировщик «Авро Энсоне» Mk.I, приобретённом во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

Hs 126B-1 (серийный №163) из 2-го авиадивизиона эстонских ВВС, Тарту, май-август 1940 года. На врезке продемонстрирован перекрашенный руль поворота на протяжении применения самолёта в советской 22-й ОКАЭ

В 30-х годах все эстонские армейские самолёты, как импортные, так и местного производства, окрашивались полностью в серебристый цвет, а прибывшие уже на протяжении войны «Хеншели» несли германский «ломаный» камуфляж из пятен коричневого RLM 61 Braun, зелёного RLM 62 Grun и светло-серого RLM 63 Grau на верхних и боковых поверхностях при голубых RLM 65 Hellblau нижних. В то время такая расцветка для люфтваффе была уже анахронизмом, но на экспортных самолётах довольно часто применяли как раз её, а не зелено-зелёный камуфляж 1938 года.

Опознавательными символами эстонских ВВС были бело-черно-светло синий (полагая от центра) треугольные символы на плоскостях крыла и раскрашенный в цвета национального флага руль поворота. Серийные номера писали большим шрифтом на фюзеляже. На более ранних самолётах они были тёмными с синим «оттенением», а на самолётах, поставляемых с середины 30-х, они лишились светло синий цвета и взяли упрощённое начертание.

ВВС Красной Армии

По окончании вхождения прибалтийских республик в Советский Союз их прошлые национальные армии превратились в 29-й Литовский, 24-й Латвийский и 22-й Эстонский стрелковые корпуса Красной Армии. ВВС каждой государства были сокращены до одной эскадрильи, приданной каждому из корпусов. Все не применяемые этими эскадрильями самолёты были поставлены на хранение на нескольких аэропортах.

Часть из них после этого употреблялись в качестве мишеней на полигонах, другие без перемещения впредь до прихода немцев.

Gloster Gladiator Mk.I (серийный №116), ранее состоявший на вооружении 1-й эскадрильи латвийских ВВС, а с августа 1940 года до германского вторжения легко простоявший на аэропорте Крустпилс. Эмблема на киле была классическим обозначением для латвийских «Гладиаторов» – как раз таковой щит употреблялся в кампании по сбору средств на потребности военной авиации, благодаря которой и были закуплены эти истребители

Неспециализированным во внешнем виде всех этих самолётов, как принятых на вооружение ВВС КА, так и «поставленных на прикол», было сохранение всех уникальных прибалтийских камуфляжей, серийных номеров и других тактических обозначений, но с необходимой заменой прошлых опознавательных знаков красными звёздами.

В целом советское руководство не через чур доверяло доставшимся ему от буржуазных кабинетов министров национальным кадрам, те же, со своей стороны, по окончании «необязательного» вхождения их государств в СССР и уже начавшихся чисток (в каждой из эскадрилий были аресты лётного состава) совсем не горели жаждой защищать новую власть. Исходя из этого участие прибалтов в войне вышло совсем не впечатляющим.

29-я отдельная корпусная авиационная эскадрилья, в литовских документах проходившая как Tautine eskadrile («Национальная эскадрилья»), взяла один «Гладиатор» из 5-й эскадрильи 2-й группы и девять ANBO-41, преимущественно из состава 4-й эскадрильи 3-й группы, но были и автомобили из 1-й группы.

Сваленные в кучу поврежденные экс-латвийские «Гладиаторы» на аэропорте Крустпилс, лето 1941 года

Официально литовская эскадрилья была расформирована лишь 20 августа 1941 года, но практически прекратила собственное существование уже на следующий день Великой Отечественной: единственный истребитель был потерян в авиакатастрофе, а из разведчиков два были очень сильно повреждены на протяжении штурмовки аэропорта германскими истребителями, два по неточности сбиты советскими зенитчиками на протяжении перелёта на восток, а экипаж ещё одного то ли заблудился, то ли решил убегать, и приземлился на германской территории. Остальные самолёты были брошены на различных аэропортах, а персонал разошёлся по зданиям либо попал в плен.

Эстонская 22-я ОКАЭ при формировании взяла все семь «Хартов» 1-го дивизиона и пять «Хеншелей» 2-го дивизиона. На 22 июня 1941 года если не все, то большинство самолётов была в боеспособном состоянии, но нет никаких информации об их участии в боевых вылетах. 27 июня эскадрилья получила приказ отправиться в тыловые районы на переформирование, но 80% личного состава вместо этого убегали и присоединились к уже показавшимся к тому времени «лесным братьям».

Разрушенные бывшие эстонские «Хеншели» Hs 126 в германском камуфляже и с красными звездами на аэропорте Ягола

24-я ОКАЭ, в латышских документах проходившая по месту базирования как Gulbene aviacijas eskadrila («Гулбенская авиационная эскадрилья»), взяла 10 SV-5 бывшей 6-й эскадрильи и приняла солидную часть её личного состава. Один из самолётов был потерян в аварии в первых числах Июня 1941 года, но остальные на начало Великой Отечественной оставались в строю. В первую семь дней войны латышские экипажи выполнили некое количество боевых вылетов на разведку, утратив в них один самолёт.

27 июня пришёл приказ об эвакуации на восток с началом перелёта на следующий сутки, и несколько механиков и лётчиков выбрала данный момент для дезертирства. Забрав с собой боеприпасы и оружие, они ушли в лес ждать прихода немцев. Верных присяге латышей было все же больше, и они выполнили приказ.

Один самолёт был разбит на взлёте, и его было нужно кинуть, ещё два пропали без вести (по крайней мере, один из них перелетел к немцам), а пять завершили дальний перелёт в Ржеве, куда 2 июля железной дорогой прибыл наземный эшелон части.

На этом история латышской эскадрильи первого формирования завершилась: её самолёты списали на месте, а персонал переправили дальше в Москву, и в том месте наиболее механики и опытные пилоты были переведены на работу в авиапром, а всех остальных послали в пехоту. Бывшие авиаторы сражались в составе 201-й (позднее 43-й Гвардейской) латышской стрелковой дивизии, а после этого

Есть такая профессия Военные

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: