Цвета военного неба: пять чёрных дней «страны тюльпанов»

      Комментарии к записи Цвета военного неба: пять чёрных дней «страны тюльпанов» отключены

Руководство армии Нидерландов начало переговоры о собственной капитуляции уже вечером 14 мая 1940 года, подписав её следующим утром. Но за пять дней блицкрига голландские авиаторы сделали всё, что было в их силах, дабы продвижение вермахта по их стране не стало лёгкой прогулкой. Что представляла собой авиация Нидерландов в мае 1940 года, какими самолётами она была вооружена и как они смотрелись?

В Первой мировой Нидерланды не принимали участие, потому и 20 лет спустя кроме этого не планировали воевать, срочно по окончании начала войны заявив о нейтралитете. Но на этот раз у королевства не было шансов остаться в стороне от общей бойни: уже 9 октября 1939 года Гитлер издал директиву о подготовке наступления на Францию через территорию не только Бельгии, как это было в 1914 году, но и Голландии.

Это разрешило бы «создать плацдарм для успешного ведения воздушной и морской войны против Англии и увеличить буферную территорию крайне важной Рурской области». Вторжение должно было начаться уже в ноябре, но операция много раз откладывалась, а её замысел пара раз перерабатывался. В итоге, блицкриг на западе начался утром 10 мая.

Авиация Антони Фоккера

Благодаря предпринимателю и конструктору Антони Фоккеру, по окончании Первой мировой вернувшему собственный бизнес из Германии на родину, нидерландская авиационная индустрия появилась в состоянии не только всецело снабжать потребности собственных ВВС, но и поставлять боевые и гражданские самолёты на экспорт. Но, с началом эры скоростных монопланов обстановка быстро усложнилась.

Цвета военного неба: пять чёрных дней «страны тюльпанов»
«Необычная война»: в полёте «Фоккеры» C.X из 1-I-1 LvR.

К началу Второй мировой войны голландцы располагали лишь тремя современными типами боевых самолётов собственного производства: «воздушным крейсером» (бомбардировщиком) «Фоккер» T.V, «лёгким крейсером» (многоцелевым истребителем, лёгким бомбардировщиком и разведчиком) «Фоккер» G.I и поплавковым торпедоносцем «Фоккер» T.VIII – всё это были двухмоторные монопланы. Ещё два типа, истребитель «Фоккер» D.XXI и разведчик «Фоккер» C.X, возможно было назвать устаревающими, а вот всё другое совсем совершенно верно устарело, и безнадёжно.

Хуже всего дело обстояло с самолётами яркой помощи армий, каковые в итоге было нужно заказывать за рубежом. В Соединенных Штатах были закуплены 18 штурмовиков «Дуглас» DB.8 (они же «Нортроп» A-17), но подходящие для них бомбы купить не удалось. Самолёты было нужно классифицировать как истребители, не смотря на то, что для воздушного боя они совсем не доходили.

К маю 1940 года маленькая партия бомб все же была взята, но до эскадрильи «Дугласов» она так и не дошла.

Авария «Фоккера» T.V (серийный №864) из 2-I-1 LvR, Схипхол, 14 апреля 1940 года.

Королевскик ВВС Нидердандов применяли классическое для многих государств административно-тактическое деление вида «эскадрилья (Vliegtuigafdeling) – несколько (Groep) – авиаполк (Luchtvaartregiment)». Нумерация эскадрилий в группе и групп в полку была свободная. В сокращённом виде эскадрильи обозначались в виде «1-V-2», что расшифровывалось как «1-я эскадрилья 5-й группы 2-го полка».

Параллельно употреблялись и «описательные» заглавия, к примеру, 2e Ver.Gr – 2-я разведывательная несколько (II-2), Bom.V.A. – Бомбардировочная эскадрилья (2-I-1), 1e Ja.V.A. – 1-я истребительная эскадрилья (1-II-1), но так как истребительные эскадрильи с однообразными номерами были в различных полках, это довольно часто ведет к путанице.

Морская воздухоплавательная работа складывалась из маленьких отрядов (практически, звеньев) гидросамолётов, звучно именовавшихся группами (Groepvliegruigen) и обозначавшихся сокращением GVT с добавлением порядкового номера части.

Военный авиация в первой половине 40-ых годов двадцатого века применяла два стандарта окраски боевых самолётов. Автомобили ветхих типов, до «Фоккера» C.X включительно, сохранили двухцветную маскировочную окраску примера 1920 года из коричнево-зелёного LVA Khaki на верхних и боковых поверхностях и голубого LVA Blauw на нижних. Во второй половине 30-ых годов XX века был введён новый стандарт, необычным образом соединяющий трёхцветный камуфляж из пятен зелёного Camouflagegroen, коричневого Camouflagebruin и бежевого Camouflagebeige цветов на верхних и боковых поверхностях с коричневым «антикамуфляжем» на нижних.

«Фоккер» G.IA (серийный №302) из 3-II-1 LvR. Утром 10 мая он был повреждён при бомбардировке Валхавена и кинут при отступлении.

В морской авиации гидросамолёты ветхих типов были полностью «алюминиевыми», а «Фоккеры» C.XIV и T.VIII взяли двухцветную маскировочную окраску из подражающей германской RLM 02 зеленовато-серой краски Hollandgrijs сверху и её осветлённой путём добавления белил версии Hollandgrijs Licht снизу. Серийные номера, в один момент играющие роль тактических обозначений, обе работы писали большим шрифтом на бортах самолётов.

«Оранжевые воины» «Необычной войны»

С началом войны голландские лётчики приступили к патрулированию сухопутных границ и акватории, иногда перехватывая британских, французских и германских нарушителей воздушного пространства. Первый воздушный бой был отмечен уже 13 сентября, в то время, когда германский патрульный «Хейнкель» He 115 по неточности сбил «Фоккер» T.VIII из GVT2. Немцы приводнились рядом со своей жертвой и взяли на борт голландский экипаж, но их личный самолёт при посадке был повреждён.

Fokker D.XXI (серийный №232) из эскадрильи 1-II-1 LvR, аэропорт Элде, сентябрь 1939 года.

13 сентября на этом истребителе летал 1-й лейтенант Франсуа Фокен де Грав (Francois Focquin de Grave), во главе звена расстрелявший германскую летающую лодку Do 18.

Три часа спустя рядом с ними села германская летающая лодка «Дорнье» Do 18, кроме этого взявшая повреждения при посадке. Два экипажа общими усилиями починили «Хейнкель», что взлетел и забрал курс на собственную базу. «Дорнье» ещё ремонтировали, в то время, когда показалось звено «Фоккеров» D.XXI из 1-II-1 LvR. Лётчики уже знали о сбитом торпедоносце, исходя из этого без раздумий расстреляли германский гидроплан, экипаж которого добрался до берега на надувной лодке и был интернирован.

Голландский экипаж с T.VIII через несколько дней был возвращён с официальными извинениями от германского правительства.

26 сентября ещё один патрульный He 115 кроме этого по неточности обстрелял летевший в Швецию гражданский DC-3 компании KLM, на котором был убит один из пассажиров. Чтобы не было аналогичных инцидентов в будущем, с 1 октября 1939 года в военной и военно-морской авиации Нидерландов вместо прошлых красно-бело-светло синий секторных кокард с оранжевым кружком в центре были введены оранжевые треугольники с 10-сантиметровой тёмной окантовкой, дополненные оранжевым рулём поворота с такой же окантовкой. Самолеты для интернациональных рейсов были полностью выкрашены в оранжевый цвет и взяли надпись «HOLLAND» во целый фюзеляж.

«Фоккер» D.XXI (серийный №228) из 1-V-2 LvR, доставшийся немцам 10 мая при захвате аэропорта Оккенбург.

Тем утром на нём летал 2-й лейтенант Дросте (F.G.B. Droste), сбивший бомбардировщик Ju 88 из 4./KG 30, а позже неудачно выбравший площадку для пополнения и дозаправки боекомплекта.

Меры были действенными, и в будущем нарушения границ в большинстве случаев обходились без огневого контакта. Но в нескольких воздушных битвах все же были повреждения самолётов с обеих сторон, а утром 28 марта «Фоккеры» G.IA из 3-II-1 LvR сбили британский бомбардировщик «Уитли».

Весной руководство ВВС получило данные о германских замыслах вторжения. По опыту Польши, Норвегии и Дании было ясно, что наступление начнётся утром с ударов по аэропортам. Исходя из этого 8 мая все истребительные эскадрильи получили приказ держать самолёты в готовности к немедленному взлёту по тревоге ежедневно с 3:15 ночи до 8:00 утра.

Боевое расписание военном авиации Нидерландов на утро 10 мая 1940 года было следующим (в числителе боеготовые самолёты, в знаменателе неисправные):

1-й авиаполк (1e LvR) со штабом в Схипхоле имел в подчинении две авиагруппы. 1-я несколько стратегической авиации (I-1 LvR, либо 1e Strat.Gr.) со штабом в Схипхоле включала в себя две эскадрильи: стратегической разведки (1-I-1, либо Strat.Ver.V.A.) в Бергене на 10/3 C.X, и бомбардировочную (2-I-1, либо Bom.V.A.) в Схипхоле на 9/3 T.V. 2-я несколько (II-1 LvR, либо 2e Ja.Gr.) со штабом в Гааге несла ответственность за ПВО территории страны и складывалась из четырёх истребительных эскадрилий: 1-й (1-II-1 LvR, либо 1e Ja.V.A.) в Де-Кой на 11/1 D.XXI, 2-й (2-II-1 LvR, либо 2e Ja.V.A.) в Схипхоле на 9/3 D.XXI, 3-й (3-II-1 LvR, либо 3e Ja.V.A.) в Валхавене на 11/1 G.IA, и 4-й (4-II-1 LvR, либо 4e Ja.V.A.) в Бергене на 12/2 G.IA.

2-й авиаполк (2e LvR) со штабом в Зейсте включал в себя части сотрудничества с наземными армиями, в частности четыре разведывательные группы, приданные военным корпусам и не делившиеся на эскадрильи: 1-ю (I-2 LvR, либо 1e Ver.Gr.) в Хилверсуме на 1/1 C.X, 6/2 C.V и 4/0 FK-51, 2-ю (II-2 LvR, либо 2e Ver.Gr.) в Ипенбурге на 7/2 C.V и 5/1 FK-51, 3-ю (III-2 LvR, либо 3e Ver.Gr.) в Рёйгенхуке на 7/2 C.V и 3/0 FK-51, и 4-ю (IV-2 LvR, либо 4e Ver.Gr.) в Гилзе-Рейене на 7/1 C.V и 3/2 FK-51.

Истребительная несколько полевой армии (V-2 LvR, либо Ja.Gr. Veldleger) со штабом в Оккенбурге насчитывала три истребительные эскадрильи. 1-я эскадрилья (1-V-2 LvR, либо 1e Ja.V.A. Veldleger) базировалась в Ипенбурге, самолёты – 8/1 D.XXI. 2-я эскадрилья (2-V-2 LvR, либо 2e Ja.V.A. Veldleger) на D.XVII была расформирована только 3 мая, а новую эскадрилью с тем же номером собирались сформировать 1 июня на двухмоторных G.IB. 3-я эскадрилья (3-V-2 LvR, либо 3e Ja.V.A.

Veldleger) базировалась в Ипенбурге и имела на вооружении 11/1 DB.8A.

3-й авиаполк (3e LvR) со штабом на Текселе имел в подчинении учебные части – три лётных школы: начального обучения (Влиссинген), «продвинутой» (Хамстеде) и истребительной (Тексел) подготовки;

Всего в боевом расписании ВВС Нидерландов на утро 10 мая 1940 года насчитывалось 27/7 C.V, 11/4 C.X, 28/5 D.XXI, 23/3 G.IA, 9/3 T.V, 15/3 FK-51 и 11/1 DB.8A без учёта тренировочных и связных автомобилей. Но самолёты FK-51 компании «Колховен» боевыми лишь числились, а практически признавались негодными для применения на фронте. Ни одного боевого вылета они не совершили, исходя из этого в будущем описании фигурировать не будут.

Первые часы «Блицкрига»

Если не считать двух лётных школ и одной гидроавиастанции в Зеландии, вся авиация была сосредоточена в провинциях Северная и Южная Голландия на пяти основных базах и нескольких вспомогательных. Практически все они 10 мая подверглись ударам, начиная с 3:50 по локальному времени (5:50 по берлинскому). Главными задачами люфтваффе в данный сутки было выведение из строя как возможно большего числа голландских самолётов, и высадка десантов для захвата аэропортов и других стратегических объектов недалеко от Гааги и Роттердама.

«Дуглас» DB.8 (серийный №390) из 3-V-2 LvR, март 1940 года.

10 мая данный самолёт был сперва подбит в сражении с Bf 110, а после этого добит голландскими зенитчиками. Пилот сержант де Брёйн (J.J. de Bruijn) не пострадал, а наблюдатель 1-й лейтенант ван Букхаут (H.F.H. van Boekhout) был ранен.

Десантирование проводили кроме того гидросамолёты и лёгкие «Шторхи» Fi 156, но главную работу выполнили Ju 52 с посадочным десантом на аэропортах Валкенбург, Оккенбург, Ипенбург и Валхавен, где базировались разведывательная несколько и три истребительные эскадрильи. Эскадрилья 3-II-1 до начала бомбардировки успела поднять в атмосферу восемь истребителей, одержавших 13 воздушных побед, из которых германскими данными подтверждаются семь (пять He 111 и два Ju 52), ещё два Ju 52 взяли повреждения в сражении и разбились при десантировании, а один подбитый Ju 88 был списан по окончании возвращения на базу.

Несколько V-2 успела поднять все собственные исправные самолёты, но последние звенья «Дугласов» взлетали уже под бомбами. Лётчики 1-й эскадрильи одержали шесть побед, из которых немцами подтверждаются лишь один разведчик Do 17 и один бомбардировщик Ju 88, а на счету экипажей 3-й эскадрилий была одна победа, не отыскавшая подтверждения.

Личные утраты составили 13 сбитых в воздушном бою истребителей (четыре G.IA, три D.XXI и шесть DB.8). Ещё один «Дуглас» был сбит общими усилиями германских голландских зенитчиков и лётчиков, а второй был повреждён на взлёте родным разрывом бомбы, и на протяжении боя его крыло просто не выдержало перегрузок. Истратив целый боекомплект, пилоты трёх D.XXI и двух DB.8 приземлились для перевооружения и дозаправки, но это выяснилось неточностью: в наземном бою за аэропорты с германскими десантниками все находящиеся в том месте самолёты (включая группу II-2 в полном составе) были или стёрты с лица земли, или достались сопернику.

«Фоккер» G.IB (серийный №346), переданный в 4-II-1 LvR уже по окончании начала вторжения.

Утром 14 мая он столкнулся на взлёте с другим самолётом эскадрильи, но экипаж не пострадал. Тем же вечером самолёт был брошен при эвакуации из Схипхола.

Три G.I и по одному D.XXI и DB.8 вынужденно приземлились с безлюдными баками на различных пляжах и больше в атмосферу не поднимались. Ещё один «крейсер» перелетел в Де-Кой, взяв повреждения сперва при не совсем успешной посадке, а позже попав под штурмовку. Из всей роттердамско-гаагской авиационной группировки сохраниться удалось лишь одному D.XXI, благополучно севшему в Схипхоле, а через пара часов перелетевшему в Рёйгенхук.

В Бергене из-за спешки с постройкой аэропорта совокупность водоотведения была далека от идеала, исходя из этого все тяжёлые истребители 4-й эскадрильи выстроились на единственной полосе с жёстким покрытием, как будто бы на палубе авианосца. Приближение бомбардировщиков было увидено через чур поздно, и под разрывы бомб взлететь удалось лишь одному экипажу.

Позднее на этом истребителе лётчики сводной эскадрильи 1/2-II-1 LvR выполнили еще пять боевых вылетов с аэропортов Рёйгенхук и Бёйкслот, не взяв в ходе ни одной пробоины, но вечером 14 мая самолёт сожгли в Схипхоле, дабы он не достался сопернику. — Цвета армейского неба: пять тёмных дней «Страны Тюльпанов» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-pyat-chyornih-dnej-strani_7.jpg">
Fokker D.XXI (серийный №212) из эскадрильи 1-V-2 LvR, на котором утром 10 мая 1940 года с авиабазы Ипенбург встал по тревоге 2-й лейтенант ван дер Варт (A.M. van der Vaart).

Данный лётчик сумел сбить разведчик Do 17 и единственный из всей эскадрильи сохранил самолет, приземлившись по окончании боя в Схипхоле. Позднее на этом истребителе лётчики сводной эскадрильи 1/2-II-1 LvR выполнили еще пять боевых вылетов с аэропортов Рёйгенхук и Бёйкслот, не взяв в ходе ни одной пробоины, но вечером 14 мая самолёт сожгли в Схипхоле, дабы он не достался сопернику.

Лётчик постарался было пойти в наступление, но скоро должен был сам спасаться бегством. Оторвавшись от преследования, он был над одним из районов посадочных десантов и проштурмовал скопившиеся на пляжах «Юнкерсы», а позже возвратился на базу. Все другие самолёты эскадрильи были стёрты с лица земли либо повреждены на протяжении бомбёжки.

Базировавшаяся в том месте же 1-I-1 лишилась всех неисправных автомобилей, сгоревших вместе с разбомблённым ангаром, но боеготовые разведчики, рассредоточенные и замаскированные на краю аэропорта, не взяли ни одной пробоины.

В Схипхоле на перехват встали как все исправные истребители, так и восемь бомбардировщиков. Истребители сбили один Ju 88, но и сами утратили один повреждённый и кинутый по окончании вынужденной посадки D.XXI. По окончании боя часть эскадрильи ушла в Рёйгенхук, остальные возвратились на собственную базу.

Экипажи бомбардировщиков претендовали на одну победу вблизи собственной базы (не подтверждается) и три в других районах (подтверждается один сбитый Ju 52), а позже приземлились на различных аэропортах. В утраты попали все оставшиеся на земле автомобили и ещё одна, попавшая позже под штурмовку в Де-Кое.

Рёйгенхук соперником был проигнорирован, Хилверсум проштурмовали истребители, повредившие все три неисправных «Фоккера», а Гилзе-Рейен стал целью нескольких налётов, в которых были очень сильно повреждены два C.V, и их вместе с другими неисправными самолётами было нужно сжечь либо кинуть при эвакуации пара часов спустя.

Пропорции крестов соответствуют новым стандартам, но свастика сохранила уже устаревшее размещение по центру вертикального оперения. — Цвета армейского неба: пять тёмных дней «Страны Тюльпанов» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-pyat-chyornih-dnej-strani_8.jpg">
Bf 109E-4 (W.Nr 1257 либо 1247) – персональный самолёт начальника эскадрильи 5.(J)/Tr.Gr.

186 обер-лейтенанта Дитриха Робицша (Dietrich Robitzsch), что утром 10 мая 1940 года был сбит в воздушном бою над авиабазой Де-Кой 2-м лейтенантом Хенком ван Овервестом (Henk van Overvest) из 1-II-1 LvR. Данный самолёт был выпущен как Bf 109E-1, но после этого прошел модернизацию до стандарта Bf 109Е-4. Камуфляж из зелёного RLM 71 Dunkelgrun и серого с зеленоватым отливом RLM 02 Grau на верхних поверхностях при голубых RLM 65 Hellblau боковых и нижних.

Пропорции крестов соответствуют новым стандартам, но свастика сохранила уже устаревшее размещение по центру вертикального оперения.

Авиабазу Де-Кой первый германский удар обошёл стороной. Сразу после начала военных действий все самолёты 1-II-1 были посланы на патрулирование. Два пилота отстали от своих звеньев, в итоге один был сбит стрелками «Хейнкелей» He 111, а второй заявил победу над Ju 52 (не подтверждается) и сел для дозаправки в Схипхоле.

В момент посадки возвратившихся в Де-Кой самолётов их нападала неожиданно показавшаяся девятка Bf 109, сходу сбившая один из «Фоккеров», а остальные вступили в бой, в котором было сбито два «Мессершмитта». Третий был засчитан как сбитый, но в конечном итоге сел на брюхо уже на германской территории. Немцы же, столкнувшись с неожиданными трудностями, не смогли больше никого сбить, не смотря на то, что и повредили все восемь самолётов.

К полудню, по окончании ещё нескольких штурмовок, на базе не осталось ни одного неповреждённого самолёта.

Пять дней войны

Всего по окончании серии налётов на голландские аэропорты, каковые возможно назвать первым ударом, в распоряжении военном авиации осталось 40 боеготовых самолётов: три D.XXI и два T.V в Схипхоле, один G.IA и семь C.X в Бергене, пять D.XXI, три T.V и семь C.V в Рёйгенхуке, один C.X и шесть C.V в Хилверсуме, пять C.V в Гилзе-Рейене. В 10 утра базу Гилзе-Рейен эвакуировали, и IV-2 перебазировалась на аэропорт Хамстеде, где приняла четыре C.V из лётной школы.

Вечером несколько I-2 перелетела на север в Мидденмер, оставив в Хилверсуме все неисправные автомобили, а остатки трёх эскадрилий «Фоккеров» D.XXI свели совместно в так именуемую эскадрилью 1/2-II-1, главной базой для которой стала маленькая площадка планерного клуба в Бёйкслоте. На следующий сутки эта сводная часть взяла пять отремонтированных D.XXI из Де-Коя и шесть бипланов D.XVII из истребительной школы. Тогда же 4-II-1 отремонтировала пять G.IA и взяла три спешно введённых в строй G.IB.

«Фоккеры» D.XXI, C.V и T.V, найденные немцами в Схипхоле по окончании капитуляции нидерландской армии.

К хорошей боевой работе с нанесением и ведением разведки бомбоштурмовых ударов голландские лётчики приступили в четверть шестого утра 10 мая. В первоначальный сутки преобладали вылеты на скопления десантных самолётов, а после этого голландцы переключились на штурмовки и бомбардировки мостов германских колонн.

До конца кампании лётчики «Фоккеров» D.XXI записали на собственный счёт ещё три победы: две 10 мая (подтверждается один Ju 52) и одну на следующий сутки – на протяжении эскортирования бомбардировщиков сбит Bf 110, но немцы числят его жертвой зенитной артиллерии. Экипажи 4-й истребительной эскадрильи заявляли одну победу 12 мая, но она германскими данными не подтверждается.

Личные безвозвратные утраты за тот же срок составили 16 самолётов, сбитых в воздушных битвах (четыре D.XXI, один G.IA, пять T.V, два C.X и четыре C.V), и два C.V, сбитых огнём с почвы. Ещё по одному D.XVII и C.V были сбиты голландскими зенитчиками, а в небоевой «безвозврат» ушли один D.XXI и три D.XVII, разбитых в авариях, и один G.IA, покинутый экипажем из-за технической неисправности.

«Фоккер» T.V (серийный №852).

Данный самолёт был повреждён ещё во второй половине 30-ых годов двадцатого века и без того и не был отремонтирован до мая 1940 года. По окончании капитуляции нидерландской армии он был обнаружен немцами в Схипхоле в разукомплектованном виде.

В начале утра 13 мая прекратили собственное существование утратившая последний самолёт бомбардировочная эскадрилья и попавшая под штурмовой удар Bf 110 4-я разведывательная несколько – единственный её сохранившийся C.V был передан в другую часть.

14 мая боевые вылеты продолжились и повреждения взяли ещё пара самолётов, но все они были ремонтопригодными, в то время, когда вечером пришёл приказ на уничтожение техники и эвакуацию персонала. К тому времени голландские ВВС располагали 33 исправными либо легко повреждёнными боевыми самолётами:

  • в Рёйгенхуке – семь C.X из 1-I-1 и шесть C.V из III-2;
  • в Схипхоле – девять D.XXI и один D.XVII из 1/2-II-1, четыре G.IA и два G.IB из 4-II-1;
  • в Де-Зилк – один C.X и три C.V из I-2.

На 14 мая машина, повреждённая в воздушном бою, была ремонтопригодной, но вечером пришёл приказ на её уничтожение в числе всей оставшейся техники. — Цвета армейского неба: пять тёмных дней «Страны Тюльпанов» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-pyat-chyornih-dnej-strani_11.jpg">
Fokker C.V (серийный №631) из группы III-2 LvR, авиабаза Рёйгенхук, весна 1940 года.

Самолёт деятельно летал на протяжении майской кампании и трижды попадал под германский пламя, но экипажи любой раз оставались целыми и благополучно возвращались на базу. На 14 мая машина, повреждённая в воздушном бою, была ремонтопригодной, но вечером пришёл приказ на её уничтожение в числе всей оставшейся техники.

Два самолёта из эскадрильи стратегической разведки перелетели во Францию, а все остальные машины по официальным данным были сожжены, чтобы не достались сопернику, но в конечном итоге кое-какие самолёты сохранились и позднее взяли германские опознавательные символы.

Моряки в сухопутной кампании

Морская авиация применяла один береговой аэропорт, на котором размешалась лётная школа, и шесть прибрежных и озёрных гидроаэродромов. По состоянию на 10 мая 1940 года в её боевом составе числилось 28 гидросамолётов (семь T.VIII, 14 C.XIV, один C.XI и шесть C.VIII). Ещё 14 автомобилей (один T.VIII, 10 C.XIV и три C.VIII) пребывали в резерве, а один C.XI – в ремонте.

12 мая с компании Фоккера были взяты ещё два T.VIII.

В скоротечной и чисто сухопутной кампании морским авиаторам особенного места не нашлось, но так оказалось, что именно им довелось начать войну. Перед золотым век 10 мая T.VIII 2-й группы вылетел на патрулирование акватории в секторе от Эймёйдена до Хук-ван-Холланд, и над Северным морем встретил германские бомбардировщики, направляющиеся не на Англию, как ожидалось, а очевидно на Голландию, о чем экипаж срочно радировал на базу.

Перед восходом солнца 10 мая данный борт совершил первый боевой вылет войны, а через пара часов был подбит в перестрелке с десантными «Юнкерсами» и сожжён экипажем по окончании вынужденной посадки. — Цвета армейского неба: пять тёмных дней «Страны Тюльпанов» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-pyat-chyornih-dnej-strani_12.jpg">
«Фоккер» T.VIII из авиагруппы GVT2, осень 1939 года. В сентябре кокарды на этом самолёте перевоплотили в оранжевые круги в стиле Первой мировой, а в октябре накрасили поверх них опознавательные символы официального стандарта. Перед восходом солнца 10 мая данный борт совершил первый боевой вылет войны, а через пара часов был подбит в перестрелке с десантными «Юнкерсами» и сожжён экипажем по окончании вынужденной посадки.

В данный и три следующих дня гидросамолёты T.VIII и C.XIV выполнили всего пара вылетов на разведку, не понеся никаких утрат и в один раз чуть не одержав воздушную победу: 10 мая C.XIV из GVT1 в окрестностях Бергена наткнулся на тройку Bf 109. Энергичным маневрированием пилот сумел увернуться от всех атак, а стрелку удалось всадить очередь в один из «Мессершмиттов», и тот ушёл, оставляя шлейф дыма. К счастью для голландцев, два вторых истребителя предпочли выйти из боя.

Единственной важной операцией, в которой задействовали морскую авиацию, стала эвакуация правительства, для которой в Гаагу направили один C.VIII и четыре T.VIII. Самолёты были забраны с различных баз, а потому летели независимо друг от друга. Единственный C.VIII и один из торпедоносцев были сбиты истребителями в близи от Схевенингена, где должны были приземлиться. Ещё один под Роттердамом наткнулся на группу Ju 52 и был очень сильно повреждён в завязавшейся перестрелке.

Лётчику было нужно вынужденно приводниться и выруливать к ближайшему пляжу, но скоро на этом же пляже начали приземляться десантники – экипаж сжёг самолёт и спасся бегством. Оставшиеся два «Фоккера» также были атакованы истребителями, но благополучно добрались до места назначения.

В том месте стало известно, что один из аппаратов точно не сможет долететь до Англии, исходя из этого на борт второго T.VIII встали глава министерства внешей политики с супругой и министр колоний, через пара часов начавшие переговоры с английским управлением. Другой кабмин был эвакуирован морем.

Взлетает «Фоккер» T.VIII из авиагруппы GVT4.

За четыре дня войны бомбовыми и штурмовыми ударами германской авиации были стёрты с лица земли либо серьёзно повреждены 16 гидросамолётов (13 C.XIV, один C.XI и два C.VIII), а остальные в ночь на 14 мая были эвакуированы во Францию. Один C.VIII разбился на взлёте, а семь T.VIII, 11 C.XIV, один C.XI и пять C.VIII перелетели сперва на юг, а в итоге появились в Англии, присоединившись в том месте к «министерскому транспорту». Торпедоносцы позже приняли на вооружение 320-й голландской эскадрильи RAF, C.VIII разрешили войти на слом как безнадёжно устаревшие, а «одиннадцатые» и «четырнадцатые» послали на усиление морской авиации Голландской Ост-Индии.

Живописец Михаил Быков. Профили самолетов выполнены в едином масштабе.

"Черный тюльпан" — посвящается героям афганской войны, песня Александра Розенбаума

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: