Цвета военного неба: «пенсионеры» над филиппинами

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «пенсионеры» над филиппинами отключены

К началу войны на Тихом океане американские истребительные эскадрильи первой линии, как и части японской авиации, уже прошли перевооружение на самолёты новых типов — с самого начала военных действий главными воздушными бойцами Авиационного Корпуса (позднее ВВС) Армии США стали Curtiss P-40 различных модификаций, которым противостояли Ki-43 Императорских ВВС и флотские «Зеро». Но на далёких Филиппинских островах, считавшихся второстепенным театром боевых действий, вступили в бой устаревшие и списанные было постройки начала и истребители разработки 30-х годов. Как они смотрелись?

Самолёт P-26 Peashooter компании «Boeing» имел возможность принимать во внимание переходной моделью от истребителей 20-х годов к автомобилям Второй мировой войны: он был уже цельнометаллическим (первым в американской авиации), но всё ещё не имел ни убирающихся шасси, ни свободнонесущего крыла, ни закрытой кабины.

Цвета военного неба: «пенсионеры» над филиппинами
Лётчики 3-й истребительной эскадрильи в строю на фоне собственных истребителей P-26. Аэропорт Кларк-Филд (Clark Field), Лусон, Филиппины, 1937 год

Автомобили этого типа выпускались во время 1933–1936 гг., и с лета 1937 года начали неспешно и сначала весьма медлительно заменяться более идеальными аппаратами. В Филиппинский департамент (армейский округ) они были посланы числом трёх с половиной десятков весной 1937 года и поступили на вооружение 3-й истребительной эскадрильи (единственной на островах).

Поздней в осеннюю пору 1940 года американскую авиационную группировку на Филиппинах (все представленные автомобили действовали в декабре 1941 года над островом Лусон – самым громадным в архипелаге) усилили ещё двумя истребительными эскадрильями (17-й и 20-й), но новые части прибыли без самолётов. Было нужно распределить между ними имеющийся запас «пишутеров», которых было больше, чем нужно для одной эскадрильи, но не хватает кроме того для двух, не говоря уже о трёх.

На этих истребителях лётчикам 4-й смешанной авиагруппы было нужно летать впредь до мая 1941 года, в то время, когда началось переоснащение на P-35A. По завершении перевооружения американского соединения два десятка самый сохранившихся автомобилей в июле 1941 года передали Авиационному Корпусу Филиппинской Армии, что разрешило организовать в его составе 6-ю истребительную эскадрилью. По состоянию на начало декабря в данной части числилось 12 самолётов этого типа и пара совсем уж древних бипланов «Boeing» P-12E.

Самолёты филиппинских ВВС: в кадр попали три P-26, один P-35 и бомбардировщик «Кейстоун» B-3A

Часть самолётов 6-й эскадрильи была утрачена либо очень сильно повреждена (что в отсутствие надлежащей ремонтной базы на островах было практически одно да и то же) в декабрьских битвах, а остальные в конце месяца были сожжены на аэропорте при отступлении.

Филиппинские «Пишутеры» имели возможность нести как стандартную американскую предохранительную окраску 1941 года (оливковые верх, серый низ), так и трёхцветный камуфляж с применением американских красок из палитры 1940 года (правильные цвета этого камуфляжа малоизвестны). Первоначально на самолётах сохранялись американские обозначения, но к Январю их заменили на новые опознавательные символы в виде светло синий ромба с широкой белой окантовкой в шести позициях (на руле поворота и плоскостях) и трёхзначными номерами на киле, а на нижних поверхностях крыльев разместили надпись «PHIL. ARMY».

P-26A Peashooter хвостовой №306 из состава 6 PS PAAC, аэропорт Батангас (Batangas). Этот самолёт принимал участие в воздушном бою 12 декабря 1941 года, в котором филиппинские лётчики одержали две воздушных победы. Продемонстрирован вариант окраски из двух оттенков оливкового (чёрный Dark Olive Drab 31 и яркий Light Olive Drab 35) на верхних и боковых поверхностях при серых (Neutral Grey) нижних, но вероятны кроме этого и другие комплекты красок зелёных и коричневых оттенков.

Моноплан с убирающимися (правильнее – полуубирающимися) шасси Seversky P-35 стал первым американским истребителем «новой волны». Начав поступать в строевые эскадрильи летом 1937 года, он уже с ноября 1938 года начал неспешно заменяться «Кертиссами» P-36. По непродолжительности службы и своей малочисленности данный самолёт должен был стать очень незначительной «переходной» фигурой в истории американской авиации, но в судьбу техники вмешалась политика: в июне 1940 года руководство США наложило эмбарго на поставки оружия всем государствам, не считая Англии, и добрая половина самолётов шведского заказа на «модель EP-106» была задержана на складах.

Стёртые с лица земли в следствии японских авианалётов P-35A на аэропорте Ничолс-Филд (Nichols Field). Фото датировано
10 декабря 1941 года

В ноябре того же года эти автомобили были реквизированы для потребностей USAAC, и в начале 1941 года полсотни истребителей, взявших американское обозначение P-35A, были посланы на Филиппины. Все они несли шведские технические надписи и опознавательные знаки, и комплектовались документацией на шведском языке, исходя из этого перед введением автомобилей в строй потребовались кое-какие доработки. В мае самолёты поступили на вооружение всех трёх истребительных эскадрилий 4-й смешанной группы, скоро вытеснив оттуда ветхие «Пишутеры», но уже в июле 20-ю эскадрилью перевооружили на P-40B, а «Северские» остались в 3-й и 17-й.

С июля по сентябрь 1941 года на Филиппины прибыли 80 истребителей P-40E, и в октябре все P-35A 24-й истребительной группы (организована в сентябре и объединила все три истребительные эскадрильи расформированной 4-й смешанной) были частично переведены в разряд тренировочных, а в главной массе легко поставлены на прикол на краю аэропорта. Но скоро «старики» опять пригодились: 20 ноября на острова прибыл персонал двух эскадрилий 35-й истребительной группы, но новые P-40E поступили лишь для одной из них. «Уорхоки» передали 21-й эскадрилье, а 34-й было нужно временно ограничиваться P-35A. Всего в данной части по состоянию на 8 декабря числилось 22 истребителя этого типа, на которых её пилоты и вступили в бой с японцами.

Японские воины позируют на фоне истребителя P-35A из состава 34-й эскадрильи Авиационного Корпуса Армии США, захваченного на аэропорте Орани (Orani).

Под ногами лежит американский флаг. Лусон, Филиппины, апрель 1942 года

В первых же битвах P-35A понесли важные утраты, но последние их экземпляры использовались впредь до капитуляции гарнизона островов. Одной из обстоятельств их столь необычного долгожительства в условиях господства в воздухе соперника стал перевод «пенсионеров» сперва на чисто штурмовые действия, а после этого на исполнение связных полётов. В начале 1942 года пара «Северских» были кроме этого переданы филиппинской авиации вместо потерянных «Боингов».

В осеннюю пору 1941 года «филиппинские» P-35A, до этого щеголявшие «в серебре», взяли маскировочную окраску из оливкового Olive Drab 41 на верхних и боковых поверхностях и серого Neutral Grey 43 на нижних. На нижних поверхностях плоскостей сохранялась надпись «U.S. ARMY», но расположение и число опознавательных знаков имело возможность варьироваться: от двух (сверху на левой плоскости и снизу на правой) до шести позиций (сверху и снизу на обеих плоскостях, и на бортах фюзеляжа).

P-35A бортовой №23 из состава 34 PS 35 PG USAAC, аэропорт Дель-Кармен (Del Carmen). Данный истребитель принимал участие в воздушном бою 8 декабря, в котором эскадрильи 34-и лётчики одержали одну официальную и одну неофициальную победы. Бывший самолёт 17-й эскадрильи сохранил часть её обозначений: тактические номера и белый нос на капоте и киле.

В японской армейской авиации смена поколений самолётов-истребителей началась позднее, чем во флоте и у будущего соперника, исходя из этого к началу декабря 1941 года базу её истребительных сил всё ещё составляли истребители «Накадзима» Тип 97 (он же Ki-27). Немногочисленные Ki-43 и штучные Ki-44 вступили в бой в Малайе и Бирме, а для принятие участия в филиппинской операции, роль «первой скрипки» в которой игралась морская авиация, армейское руководство выделило лишь 24-й и 50-й сентаи (авиаполки), располагавшие шестью десятками Ki 27.

По окончании 10 января 1942 года единственным истребительным подразделением японской военном авиации, участвующим в битвах на Филиппинах, стал 3-й чутай (эскадрилья) 50-го сентая, остававшийся на островах до начала апреля, а после этого поменянный 84-м отдельным чутаем, которому и были переданы все сохранившиеся самолёты.

Истребитель Ki-27 из состава 2-го чутая 50-го сентая готов к запуску двигателя при помощи автостартера

Истребители Ki-27 выходили с завода всецело окрашенными в светло-серый цвет. Сама по себе эта краска была нейтрально-серой, но из-за нанесённого поверх неё слоя лака получала золотистый оттенок.

В строю на вертикальное оперение самолётов (достаточно довольно часто с заходом на фюзеляж) наносили обозначение части «геометрического типа» (абстрактные фигуры и различные полосы), цвет которой говорил о подразделении в составе сентая. Значительно чаще белый, жёлтый цвета и красный соответствовали 1-му, 2-му и 3-му чутаям.

Личные обозначения были мало распространены, а в то время, когда однако находились на самолётах, в большинстве случаев не были предназначены для идентификации в сражении. Исключение составляли командирские полосы: самолёты начальников сентаев, чутаев и реже сётаев (звеньев) несли дополнительные полосы на киле, фюзеляже либо стабилизаторе. Для боевых самолётов фронтовых авиачастей кроме этого была характерна так называемая «боевая полоса» – узкое белое кольцо около фюзеляжа перед хвостовым оперением.

Ki-27-Otsu из состава 2-го чутая 50-го сентая, аэропорт Апарри (Aparri). Самолёт демонстрирует заводскую окраску, стандартную «боевую полосу», молнию сентая в расцветке чутая и личные обозначения в виде знака (быть может, каны «са», либо «со») на руле поворота.

Боевые действия в Китае распознали для японцев необходимость маскировать самолёты как на аэропортах, так и в полёте, и уже во второй половине 30-ых годов XX века показались легкосмываемые полевые камуфляжи различных расцветок (на Ki-27 использовалось пара типов камуфляжа зелёно-коричневой палитры), наносимые поверх заводской окраски. Предполагалось, что такие камуфляжи будут отражать особенности района базирования части и изменяться по окончании перебазирования на новое место.

Но на практике один раз нанесённый камуфляж не смывали и не перекрашивали, пока он сам не начинал истираться от времени. Помимо этого, довольно часто получалось, что в одном строю летали как камуфлированные, так и одноцветные самолёты, что сводило на нет саму идею маскировки.

Ki-27-Otsu, на котором в декабре 1941 года с аэропортов Виган (Vigan) и Лаоаг (Laoag) летал начальник 2-го чутая 24-го сентая тайи (капитан) Хьёэ Йонага (tai-i Hyoe Yonaga). Одна из разновидностей полевого камуфляжа из светло-коричневого цвета и двух оттенков зелёного, нанесённых поверх заводской окраски. Полосы на вертикальном оперении были обозначением сентая, на горизонтальном – должности «чутайчо», а их расцветка (красная с белой окантовкой) показывала на 2-й чутай. «Боевая полоса» на самолётах 24-го сентая имела нестандартную расцветку, кроме этого зависевшую от чутая.

Капитан Йонага был ветераном Номонгана (Халхин-Гола), одержавшим 16 побед в битвах с советской авиацией. В декабре-январе 1941 года он вести войну на Филиппинах, но не сумел одержать ни одной победы (24-й сентай по большому счету очень редко встречал в воздухе соперника), а после этого до Января этого года вести войну в Бирме, где кроме этого не сумел расширить счёт побед. По окончании нескольких лет работы в тренировочных частях он возвратился на фронт в марте 1945 года начальником истребительного сентая на Окинаве, но был скоро снят с данной должности за несогласие с тактикой камикадзе.

Картинки Михаила Быкова

См. кроме этого:
Цвета армейского неба: американские «ястребы» для сталинских соколов
Цвета армейского неба: «Рабские полосы» над Ливаном и Сирией
Цвета армейского неба: «Харрикейны» в Арктике
Цвета армейского неба: «мессершмитты» против «мессершмиттов»
Цвета армейского неба: боевые «буйволы» Ост-Индии
Цвета армейского неба: на «мессершмиттах» против Гитлера

"Процветание в единстве": как прошел крымский Первомай

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: