Цвета военного неба: «мессершмитты» против «мессершмиттов»

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «мессершмитты» против «мессершмиттов» отключены

В апреле 1941 года в небе над Белградом сошлись в сражении «мессершмитты» двух армий, отличавшиеся только опознавательными знаками и окраской. В чём заключались изюминке внешнего вида этих истребителей?

Воздушные битвы, в которых сражались бы самолёты одного и того же типа, да ещё и те, в которых одной из сторон конфликта выступала бы страна-производитель этих самолётов, всегда были делом достаточно редким – всё-таки при продаже боевой техники за предел в большинстве случаев учитывают интернациональную обстановку и потенциальные армейские угрозы.

Цвета военного неба: «мессершмитты» против «мессершмиттов»
Один из немногих сохранившихся до наших дней снимков югославских «мессершмиттов»

Но изначально немцы вовсе не планировали воевать с Югославией. Исходя из этого переговоры о поставках самолётов весной 1939 года прошли удачно, и с компанией «Мессершмитт» был заключён сделку на выпуск 100 экспортных Bf 109E. В августе того же года первая партия истребителей готовься к передаче клиенту, а также начавшаяся скоро война никак не оказала влияние на эти замыслы.

Всего с сентября 1939 по финиш апреля 1940 гг. югославы взяли 71 «мессершмитт», а ещё два истребителя были утрачены при перегонке. После этого, но, началась активная фаза войны на западном фронте, и остаток заказа был конфискован для потребностей люфтваффе.

На протяжении войны Германию в полной мере устраивал нейтралитет на балканском полуострове, но нежданно вмешался «фактор дуче»: итальянский диктатор питал зависть к удачам собственного германского «коллеги» и был обижен итогами битв в Африке, исходя из этого решил отыскать себе соперника не сильный, над которым возможно было бы добиться яркой победы. В последних числах Октября 1940 года итальянская армия вторглась в Грецию, но и в том месте скоро потерпела поражение.

Открытие нового фронта привело ответственные для Германии румынские нефтепромыслы в зону досягаемости для английских бомбардировщиков, при условии, что те будут базироваться в Греции. Для устранения данной угрозы требовалось оказать незадачливому союзнику помощь.

«Мессершмитты» из 10./JG 27 по окончании окончания балканской кампании, май 1941 года. На переднем замысле курьерский Bf 108

В один момент с подготовкой операции, взявшей кодовое название «Марита», начались и дипломатические манёвры, и друг за другом станы региона присоединялись к тройственному пакту. 25 марта 1941 года присоединилась к нему и Югославия, но уже в ночь на 27 марта в том месте случился армейский переворот, и новое правительство отказалось от ратификации соглашения. Что не есть частью решения, то есть частью неприятности – и в замысел операции «Марита» включили оккупацию ещё одной страны.

Война была скоротечной – 3 апреля обновлённый замысел был разослан в армии, 6 апреля началось вторжение, а 17 апреля Югославия уже сдалась.

Лётчики 102-й истребительной эскадрильи 51-й авиагруппы 6-го полка, защитники неба над Белградом

Самолёты люфтваффе, участвовавшие в операции «Марита», в подавляющем большинстве несли обычный истребительный камуфляж примера лета 1940 года. Базисная окраска складывалась из характерного германского «ломаного» камуфляжа из пятен тёмно-зелёного RLM 71 Dunkelgrun и серого с зеленоватым отливом RLM 02 Grau цветов на верхних поверхностях крыльев, спине и «оперении» фюзеляжа и голубого RLM 65 Hellblau на остальных поверхностях самолёта. Позднее яркие борта затемняли нанесением пятен RLM 02 и/либо RLM 71.

Внешний вид этих пятен имел возможность варьироваться в достаточно широких пределах по форме, размерам и укрывистости. лопасти и Коки воздушных винтов красили чёрно-зелёной краской RLM 70 Schwarzgrun.

Элементы стремительной идентификации жёлтого цвета употреблялись на германских истребителях ещё со времён «Битвы за Британию», но они были далеко не на всех самолётах. С прибытием на новый театр боевых действий их решили сделать необходимыми, и перед операцией части приобрели новую инструкцию, предписывавшую окрашивать в жёлтый цвет носовую часть самолёта, законцовки крыльев сверху и снизу, и руль поворота.

Помимо этого, на протяжении задней кромки крыла (кроме этого сверху и снизу) должна была идти узкая жёлтая полоса. На фюзеляже кроме этого показалась полоса, но, в отличие от более поздней практики, она была уже и в большинстве случаев размешалась в противном случае – перед бортовым крестом.

Bf 109E-3 W.Nr.5057, на котором летал начальник группы I.(Jagd)/LG 2 гауптман Герберт Илефельд (Herbert Ihlefeld). Машина была взята из JG 52 и сохранила на борту её эмблему. Возможно, шнобель самолёта в жёлтый цвет кроме этого выкрасили прошлые обладатели, а вот руль поворота был окрашен уже в LG 2, но ещё во Франции.

Другие элементы стремительной идентификации нанесли перед вторжением в Югославию.

Герберт Илефельд стал асом ещё в Испании, одержав в том месте 9 воздушных побед. В начале Второй мировой он поучаствовал в польской кампании, после этого вести войну на западном фронте и к концу марта 1941 года одержал 35 побед над французскими и британскими самолётами. Операция «Марита» стала для него не через чур успешной: 6 апреля он выполнил пара боевых вылетов и в последнем из них был сбит огнём с почвы и совершил вынужденную посадку за линией фронта.

семь дней он совершил в югославском плену, после этого был высвобожден германскими танкистами, и по окончании отпуска возвратился в собственную часть. К концу войны на счету Илефельда было 132 победы.

Bf 109E-7 (серийный номер малоизвестен) из состава III./JG 77. Данный самолёт был взят из JG 54 и нёс характерный для неё нестандартный вариант камуфляжа: в его основе лежала базисная схема RLM 71/02/65, а на борту накрасили «сетку» из узких полос RLM 70, в ячеек которой размешались пятна серого цвета RLM 02 либо какой-то второй краски, намешанной конкретно в части. Но, на данном конкретном истребителе «сетка» была выражена менее очевидно, чем на остальных известных.

Три эмблемы на носу истребителя показывают на различных его обладателей: «птичка» 8./JG 54 (входила в состав III./JG 54), «волчья голова» III./JG 77 и «львиная голова» II./JG 54. Жёлтый цвет на носу и хвосте самолёта показался, возможно, ещё во Франции, а на крылья элементы стремительной идентификации нанесли уже на балканском полуострове и выполнили эту работу до крайности неосторожно, так что краска практически сходу начала осыпаться.

Bf 109E-7 W.Nr. 6435, на котором летал начальник III./JG 77 майор Александр фон Винтерфельдт (Alexander von Winterfeldt). Данный самолёт прошёл заводской ремонт, сохранив эмблему 8./JG 54 на капоте.

Какие-либо элементы стремительной идентификации на нём отсутствовали, камуфляжная схема выполнена по стандарту, но при нанесении пятен на борту краску очевидно экономили.

Александр фон Винтерфельдт стал лётчиком ещё в 1918 году и три последних месяца Первой Мировой вести войну в истребительной авиации, но побед не имел. В 1919 году он вести войну в Прибалтике, а в битвах Второй мировой войны принимал участие с сентября 1939 по август 1941 гг. и одержал 9 воздушных побед.

Ме-109 (Bf 109E-3a) W.Nr. 2550, 31. ловачка група (истребительная несколько). Все «мессершмитты», выстроенные по югославскому заказу, несли маскировочную окраску из зелёного цвета на верхних и боковых поверхностях и голубого на нижних. Зелёный – вероятнее, RLM 71, но нельзя исключить и применение ветхой краски RLM 62 Grun, имевшей более яркий оттенок.

светло синий цвет – RLM 65.

Графическая маркировка самолётов (треугольник с октановым числом потребляемого бензина и т.п.) была германской, а текстовая – югославской (часть её выполнялась кириллицей, часть латиницей). На самых первых автомобилях опознавательные символы складывались из четырёх «кресто-кокард» на крыльях и раскрашенного в цвета национального флага руля поворота, но после этого хвостовой «триколор» закрасили. Весной 1941 года уменьшенное изображение флага снова показалось на руле направления, в один момент число кокард сократилось до двух: на верхней поверхности левого крыла и нижней правого.

В апреле 1941 года, чтобы не было утрат от дружественного огня, на самолётах 2-го истребительного полка размер кокард был зрительно увеличен добавлением нанесённого вручную кистью (довольно часто достаточно неаккуратно) широкого белого кольца около них.

Картинки Михаила Быкова

См. кроме этого:
Цвета армейского неба: американские «ястребы» для сталинских соколов
Цвета армейского неба: «Рабские полосы» над Ливаном и Сирией
Цвета армейского неба: «пенсионеры» над Филиппинами
Цвета армейского неба: «Харрикейны» в Арктике
Цвета армейского неба: боевые «буйволы» Ост-Индии
Цвета армейского неба: на «мессершмиттах» против Гитлера

Нашли 6 мессершмитт bf.109 G в заброшенном ангаре! Продолжение истории!!! Видео материалы!

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Небо вердена: первые схватки

    Главред армейского обозрения «Новое время» Петр Тимофеевич Лагутин не торопясь исправил очки в узкой золотой оправе, разгладил благообразную бороду и…

  • «Странная» сидячая война: люфтваффе против ввс франции

    Кертис Хок H.75C1 из группы CG II/5 «Необычная», «сидячая» война – такое наименование взяли боевые действия на Западном фронте во время от объявления…

  • Adidas и puma против nike — 3:0

    На чемпионате по футболу в Бразилии Германию воображала не только сборная, но и производители спортивных товаров. Уже много лет в спортивном мире страну…

  • Истребители второй мировой

    Истребитель, fighter, jagdflugzeug, chasseur, cacchia — все эти слова на различных языках приводят к ассоциации со стремительными и грозными самолетами,…

  • Уэстленд «уирлуинд»

    Фото двухмоторного истребителя-бомбардировщика Уэстленд Уирлунд Двухмоторный одноместный моноплан Уэстленд «Уирлуинд» (в переводе с английского –…

  • Глава 4. на другом берегу. (часть i)

    Занимательный цикл статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. На родине авиации развитие её военно-морского направления начиналось…